Победы в олимпиадах гарантируют поступление в престижные вузы, и для многих это становится основной мотивацией для участия. Есть и вундеркинды, которым тесно в рамках учебной программы и не терпится попробовать себя на самых высоких уровнях сложности.

В любом случае участие в олимпиадах — колоссальный опыт, который наверняка пригодится в жизни.

Победители и призёры международных олимпиад для школьников рассказали «Мелу» о том, что дало им участие в соревнованиях, как сделать учёбу эффективной, а также поделились секретами успеха.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

  • Иван Утешев,
  • Республиканский лицей для одарённых детей, выпуск-2016, Саранск

Достижения: Кавалер ордена Славы III степени, дважды золотой медалист Международной астрономической и Азиатской физической олимпиады, серебряный и золотой медалист Международной олимпиады по астрономии и астрофизике, шестикратный победитель Всероссийской олимпиады школьников по физике и по астрономии 2013-2016.

Мне очень повезло со школой: я попал в нужное время и в нужное место. В прошлом году в команде на международной олимпиаде три человека были из моего лицея.

Олимпиада как спорт. Тоже нужно собраться и выступить, и на результат может повлиять каждая мелочь.

И если программа Всероссийской олимпиады соответствует школьной программе, то на «межнаре» темы часто существенно выходят за рамки курса, и критерии оценивания немного пожёстче.

Например, на Азиатской физической олимпиаде прошлого года, которая проходила в Китае, была задача про дробный квантовый эффект Холла. Мы много знаем, но иногда задания могут нас даже немножко шокировать.

17 самых модных команд на школьной олимпиаде в Гонконге

По мнению организаторов международных олимпиад, общение и экскурсионная программа чуть ли не важнее самого соревнования. Попробуй на экскурсию не приехать! Поэтому с участниками других стран общаемся. Четверых из пяти членов команды Румынии я уже три года знаю. Азиаты не очень разговорчивы, а австралийцы заболтают до смерти.

Я видел много людей, говорящих «я хочу и сделаю», которые ничего не делают. Работать надо и смотреть за результатами

Отрицательный результат — тоже результат. И люди, которые занимаются наукой, это понимают больше других.

В свободное время играю на фортепиано. До того как всё завертелось, успел окончить музыкалку, сейчас это хорошо разгружает мозг. В тренажёрный зал хожу, программирую. Понял, что полезно знать основы юриспруденции.

Вся наша команда поступила в МФТИ на факультет общей и прикладной физики. Думаю, моя дальнейшая деятельность будет на стыке физики и астрономии. Они не идут в отрыве: хороший астроном не может быть плохим физиком.

Физика высоких энергий, что-то такое космологическое, в стиле Хокинга, образно говоря, — это вообще сейчас мейнстрим. Меня как-то спросили, хотел бы я познакомиться со Стивеном Хокингом. Безусловно.

Потом внукам рассказывать.

  1. Надежда Азбукина,
  2. СУНЦ МГУ, выпуск-2016, Москва

Достижения: серебряный медалист Международной олимпиады по биологии 2016, дважды победитель Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 и олимпиады МГУ по биологии «Ломоносов».

Мне всегда были интересны животные. Когда-то даже хотела работать ветеринаром или дрессировщиком в цирке. В шестом классе случайно узнала про биологическую олимпиаду, с тех пор и участвую. Тогда я ещё жила и училась в городе Воскресенске. После девятого класса поступила в Специализированный учебно-научный центр МГУ в класс биологического профиля.

У нас в СУНЦ нужно обязательно делать исследовательскую работу. Правда, она у меня была не по биологии, а по химии. Изучала газовую хроматографию — современный аналитический метод, позволяющий точно определять низкие концентрации какого-либо вещества в газовой фракции. Это достаточно узкая сфера, было интересно с ней познакомиться.

Я думаю, на уроках биологии необходимо больше практических занятий. Сейчас, к сожалению, их мало. Посмотреть в микроскоп, что-то вскрыть, изучить — на мой взгляд, это бы подогрело интерес школьников к биологии.

Чтобы достичь успеха в чём-либо, надо заниматься этим постоянно. Читать что-то новое, находить важную информацию и делать конспекты

Причём надо уметь это делать быстро. Важно ставить рамки: в день я читаю столько-то страниц. Ещё нужно терпение, например, когда ставишь эксперименты, да и не по разу каждый. В общем, нужно жить этим делом, тогда, наверное, придёт успех. Но это тяжело. Не знаю, смогу ли я так, время покажет.

Олимпиада хороша тем, что во время подготовки ты читаешь много разной литературы и понимаешь, хочешь ли ты этим заниматься дальше, начинаешь более критично смотреть на мир.

Олимпиада развивает силу воли и упорядочивает график: ты не сидишь во «ВКонтакте», а занимаешься. Но при этом очень важно интересоваться и другими вещами.

Я раньше занималась конным спортом, окончила музыкалку, играю на фортепиано. Люблю читать. Это отвлекает.

В этом году поступила на факультет биоинженерии и биоинформатики МГУ. Проблема старения, возможность предотвращать разные заболевания, быстро диагностировать и лечить, повышать продуктивность сельскохозяйственных культур и животных — думаю, перед современной биологией стоят такие задачи.

Мне хотелось бы работать в лаборатории, быть учёным и принести пользу людям, если получится.

  • Павел Губкин,
  • Президентский физико-математический лицей № 239, выпуск-2016, Санкт-Петербург

Достижения: золотой медалист Международной олимпиады по математике-2016, победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике 2013-2014.

Чтобы стать успешным в математике, нужно увлечься ей с раннего детства. Но эта любовь сама должна привиться — заставлять ребёнка, наверное, бесполезно.

В пятом классе я поучаствовал в конкурсе «Кенгуру», а потом меня пригласили в математический кружок в Президентский лицей № 239. Там была хорошая компания, много интересных людей.

Выходить оттуда совсем не хотелось, и заодно задачки как-то решались. Через год я перешёл в эту школу.

Я думаю, если бы я учился в обычной школе, вряд ли бы добился таких успехов, потому что необходимо дополнительное математическое образование. Мои победы — это и победы учителей допобразования, которые научили реально пользоваться знаниями.

Олимпиадная математика учит нестандартно мыслить: к каждой задаче ты ищешь индивидуальный подход, придумываешь хитрую мысль для её решения

Каждое поколение школьников с каждым годом только усиливает свои знания, и оригинальность подхода всегда будет нужна.

Возможно, математика консервативна, но при этом она объёмна. Сегодня границы математики увидеть сложно. Есть много направлений, где можно работать и мыслить. На самом деле множество вещей в реальной жизни, которые кажутся довольно бытовыми, имеют под собой твёрдую математическую опору.

Например, пробки — есть какой-то поток машин и сколько-то дорог. Это похоже на поток воды, который льётся по трубам. И здесь уже появляется математическая модель. Советую почитать замечательную книжку «Математическая составляющая». Она объясняет, как математика связана с реальной жизнью.

Как научные знания могут помочь в повседневной жизни

Если бы я занимался с младшими школьниками и хотел увлечь их математикой, то попытался бы составить интересную подборку задач, сделать модель, чтобы это было не просто решение, как уравнение в школах, а задача с сюжетом. Например, можно начать с того, что на какой-нибудь планете живут столько-то инопланетян. Меня бы заинтересовало.

Я никогда не ставил себе какие-то рамки, например, учиться столько-то часов в день. Занимаюсь, когда хочу, а желание появляется достаточно часто

Мне почему-то никогда не нравилось заниматься литературой и русским языком, решил, что буду делать то, что мне интересно, а на неинтересных уроках просто постараюсь не получать совсем плохих оценок. Наверное, это и есть «расставить приоритеты».

В этом году я поступил на математико-механический факультет СПбГУ. Хочу заниматься прикладной деятельностью, учёным себя почему-то не вижу. Надеюсь, у меня ещё будет время определиться.

  1. Юлия Грабарева,
  2. лицей № 1158, 11 класс, Москва

Достижения: бронзовый медалист Международной географической олимпиады школьников стран балтийского региона Baltic iGeo-2016, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2016.

Моё отношение к географии прошло несколько стадий. Сначала я хотела быть географом, чтобы путешествовать в красивые и труднодоступные места. Но для учёного это не может быть целью.

Потом мне стало интересно разбираться в глобальных процессах и закономерностях. Сейчас актуальны проблемы устойчивого развития, а также прогнозирования природных катастроф и борьбы с ними.

В будущем хочу изучать океанологию или метеорологию.

Честно признаюсь, в последнее время я мало внимания уделяла школьной географии. Олимпиадная глубже и интересней

И если сначала олимпиада привлекала меня льготой при поступлении, то потом просто стало интересно готовиться и решать задачи. Например, одно из заданий на подготовке было таким. Даны несуществующие континенты с горами и их расположение на планете, нужно нанести природные зоны.

Из всех географов и путешественников мне больше всего хотелось бы поговорить с Александром фон Гумбольдтом. Он первым выделил закон высотной поясности, а также провёл очень интересную экспедицию по Южной Америке. Думаю, что новые открытия в географии, скорее всего, будут связаны с построением моделей, изучением сложных природных явлений.

  • Станислав Наумов,
  • физико-математический лицей № 31, выпуск-2016, Челябинск

Достижения: золотой медалист Международного турнира по информатике 2015, Международная Жаутыковская олимпиада IZHO-2016, дважды победитель Всероссийской олимпиады школьников по информатике 2015-2016, дважды победитель Открытой олимпиады школьников по программированию 2015-2016.

Многие удивляются, что я много общаюсь, хотя знаю некоторых ребят, которые полностью ушли в подготовку к олимпиадам, только с машиной разговаривают. Но таких очень мало. И они сами не понимают, как происходит так, что учёба и достижения им всё заменяют. У меня довольно большой круг друзей, в том числе и с олимпиад.

«Олимпиады — это сейчас моя профессия». Интервью чемпионки Европы по математике

В любом деле всё очень сильно зависит от человека и его способностей. В детстве я увлекался компьютерными играми и хотел создавать свои. Начал программировать в девятом классе, хотя до этого занимался физикой.

Ничего сверхъестественного не делал, просто решал задачи, пытался понять. Если не получалось, читал разборы, писал соревнования на Codeforces, TopCoder и прочих онлайн-системах для программирования.

Два раза был на Летней компьютерной школе в Костромской области, где учил теорию разных алгоритмов.

Программирование — это, конечно, не рисование, но какой-то элемент творчества там тоже присутствует, хотя мне больше интересна именно техническая часть. Я поступил в университет ИТМО в Санкт-Петербург.

Кстати, студенческие олимпиады могут быть полезны при трудоустройстве: на их результаты может обратить внимание работодатель

Думаю, что буду заниматься машинным обучением.

Сейчас многие говорят про искусственный интеллект и нейронные сети, пытаются создать компьютерные системы, которые будут обрабатывать данные, а потом принимать какие-то решения.

Конечно, программирование вряд ли станет обязательным навыком для каждого человека. Одни люди будут владеть этим языком профессионально, а другие — пользоваться их продуктом. В России сегодня много интересных проектов.

Гордость школы: зачем побеждать в олимпиадах

ТАСС/Валерий Бушухин

На днях были объявлены основные итоги Всероссийской олимпиады школьников, где столичные ученики завоевали 39 процентов первых мест. О том, что олимпиады дают школам и школьникам и как правильно к ним готовиться – в материале m24.ru.

О всероссийской олимпиаде и ее итогах

Ежегодно проводится множество олимпиад по самым разным дисциплинам. На сайте olimpiada.ru только по одному предмету представлено порядка 750 олимпиад, причем как для начальных классов, так и выпускных.

Но основа основ – это, конечно же, Всероссийская олимпиада школьников. Это крупнейшее в России интеллектуальное соревнование учащихся, делящееся на четыре уровня:

  • школьный;
  • муниципальный;
  • региональный;
  • заключительный.
  • Проводится всероссийская олимпиада по 24 предметам:

    • математика;
    • русский язык;
    • иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский);
    • информатика и ИКТ;
    • физика;
    • химия;
    • биология;
    • экология;
    • география;
    • астрономия;
    • литература;
    • история;
    • обществознание;
    • экономика;
    • право;
    • искусство (мировая художественная культура);
    • физическая культура;
    • технология;
    • основы безопасности жизнедеятельности.

    m24.ru/Лидия Широнина

    Результаты олимпиады, также как и Единый госэкзамен, являются важнейшим независимым показателем качества образования в конкретной школе, муниципальном образовании и субъекте Федерации в целом.

    2015-2016 учебный год по нескольким показателям стал рекордным для московских школьников. 145 учеников столичных школ заняли первые места на Всероссийской олимпиаде в этом году, что составляет 39 процентов от всех победителей.

    Число московских школьников, которые стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады в этом году, выросло в 2,5 раза за последние шесть лет – до 699 человек. Для столицы это рекорд.

    Больше всего дипломов школьники из Москвы завоевали по таким предметам, как обществознание (52), экономика (49), биология (47), математика (45), искусство (40), физика (39).

    Обществознание – один их самых популярных предметов для участия в олимпиаде. По словам тренера сборной Москвы по истории и обществознанию Александра Безносова, все дело в том, что этот предмет включает в себя целый комплекс дисциплин.

    Это и философия, и социология, право, экономика, политология и так далее, что привлекает детей.

    По мнению Безносова, если бы на олимпиаде была дисциплина «естествознание», которая включала бы в себя точные науки, она пользовалась бы таким же успехом.

    Что дают олимпиады школьникам

    Принять участие в олимпиаде может любой учащийся. Школа лишь рекламирует олимпиаду. Желающих на самом деле много, ведь победа в этом соревновании дает ряд привилегий. Как рассказал m24.ru Александр Безносов, победители получают определенные льготы при поступлении в вуз.

    «Льготы для олимпиадников бывают двух типов – зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады», – сказал тренер сборной Москвы по истории и обществознанию.

    По словам директора школа №1950 Екатерины Паршиной, чья ученица Полина Хохлова стала абсолютным победителем олимпиады по французскому языку, участие в олимпиаде – это не базовые знания, которые преподаются в школе в рамках учебника, это все вне этих рамок. Поэтому для того, чтобы победить в этой олимпиаде, получить преимущество при поступлении, нужно много трудиться.

    «Школа, в частности каждый учитель, который работает с ребенком, видит потенциал и может рекомендовать участвовать в этих олимпиадах. Обзор олимпиад ведет учитель, а вот решение участвовать или нет принимают ученики и их родители самостоятельно», – сказала она.

    Паршина добавила, что дети идут на олимпиады с охотой, потому что даже маленькая победа на этапе муниципального тура дает силы и уверенность в своих способностях. Олимпиада, по ее словам, – мощный ресурс для развития личности и интеллектуальных возможностей для каждого ребенка.

    «Но и, конечно же, особенно для старшеклассников, победа в олимпиадах такого уровня как всероссийская дает возможность выбора того места обучения после 11 класса, которое они для себя уже выбрали.

    Например, наша победительница всероссийской олимпиады по французскому языку Полина Хохлова рассматривает для себя такие университеты, как МГУ или МГИМО, и это стопроцентная уверенность, что она в один из этих вузов попадет», – подчеркнула директор.

    Я изучаю французский язык со второго класса, то есть уже восемь лет. Именно в детстве у меня зародилась любовь к этому предмету, а точнее к языку, так как меня очаровывало звучание речи. В начале изучения меня очень заинтересовала французская грамматика, все лексико-грамматические задания казались мне трудной, но очень увлекательной головоломкой.

    А ближе к средней школе я открыла для себя шарм непосредственно самой французской культуры, после чего я уже не представляла свою жизнь без этого языка.

    К подготовке к олимпиаде пришлось подойти очень серьезно, так как на заключительном этапе конкуренция очень велика.

    Мне особенно помогли пособия с заданиями прошлых лет, а также в свое удовольствие я читала французскую художественную литературу и слушала выпуски радиостанции RFI.

    Для меня самой большой трудностью как по жизни, так и на олимпиаде, оказалось преодоление собственного волнения.

    Так как именно оно порой может сбить меня с правильного пути при выполнении заданий, особенно на конкурсе устной части.

    Я еще дома старалась настроить себя на то, что я должна превзойти все эмоциональные переживания и просто показать тот результат, к которому я так долго готовилась.

    Точного решения насчет поступления, к сожалению, я еще не приняла. Но уверена в том, что это обязательно будет связано с французским. Я бы очень хотела найти такой факультет, где я бы смогла приложить свои знания языка в какой-нибудь более точной сфере. Все зависит от моих результатов ЕГЭ в следующем году. Так что могу утверждать, что путь найден, но окончательного решения еще нет.

    Всероссийская олимпиада школьников – это бесценный опыт для каждого – как для победителя, так и для всех участников, так как это возможность научиться грамотно преподнести свои знания в нужный момент и приобрести опыт состязания, где главный соперник – это ты сам. Мне лично и олимпиада, и подготовка к ней помогли обрести уверенность в себе, научиться получать удовольствие от обучения непосредственно на протяжении самого состязания.

    Участие в олимпиаде я рассматривала как возможность усовершенствовать свои знания, повысить свой уровень. Скорее всего, именно это и подтолкнуло меня на участие в конкурсе.

    Полина Хохлова

    Победительница Всероссийской олимпиады по французскому языку

    Своей точкой зрения по поводу значимости олимпиады поделилась с m24.ru и директор школы №1247 Солвейга Валаткайте. Ее ученик Даниил Комур стал победителем всероссийской олимпиады по истории.

    По ее словам, олимпиады дают несколько позиций. Первое – это возможность не только попробовать свои силы, но и увидеть планку, которую можно взять, исходя из знаний, которые есть у ученика, исходя из того, что они проходят по программе.

    «Это та планка, которая ставится всем сверстникам, всем ученикам. И это очень важно, чтобы каждый мог увидеть, куда он может стремиться, и тогда уже попробовать свои силы. А самое главное – тогда он может определиться в цели, может понимать, какую вершину он может достигнуть», – сказала Валаткайте.

    Второе – это возможность актуализировать совместную работу педагога и ученика.

    «Это очень важно, потому что стремление к качеству, когда мы говорим о качественном образовании, не может быть однородным и однотипным – просто контрольные и проверочные работы.

    Необходимо пробовать силы в других форматах. Только тогда есть движение и возможность положительной динамики и совместного сотрудничества педагога и ученика», – добавила директор.

    m24.ru/Игорь Иванко

    Как победить на олимпиаде

    О том, как победить на олимпиаде, можно писать целые книги. Но все сводится к одному – нужна долгая и усердная работа над собой. А в каком именно направлении двигаться, зависит от дисциплины. Здесь важно понимать, что олимпиада выходит за рамки школьной программы и требует большой подготовки.

    Например, Александр Безносов считает, что в первую очередь нужно много читать полезных и интересных книг и обсуждать их с интересными людьми.

    Солвейга Валаткайте отметила, что подготовка к олимпиадам по разным предметам должна иметь разные формы. «Одно дело – олимпиада по математике – это одни формы, которые учитель может использовать, и другое дело олимпиада по, например, истории. Здесь уже другие формы подготовки», – сказала она.

    Сложно подготовить ученика к олимпиаде, хорошим результатам, если он не посещает музеи, не обсуждает с учителями и сверстниками, например, документальные и исторические фильмы, и так далее.

    То есть это должна быть целая система работы учителей и учеников с использованием разных форм, включая и проектную деятельность, защиту этих проектов, начиная со школьного уровня, со школьной научно-практической конференции учащихся, и затем заявляя себя по проектам на более высоком уровне – округа, города и так далее.

    «Формы должны быть разными, самое главное, чтобы учитель предлагал систему и видел возможность воплощения этой системы по подготовке учеников к этой олимпиаде», – подчеркнула директор.

    Несколько советов дала и Екатерина Паршина. Совет первый – выбрать для себя область, потому что талантливых детей во всех областях очень мало, распыляться на математику и обществознание в один момент не получится.

    Поэтому для конкретного года нужно выбрать определенный предмет, например, если это девятый класс, можно выбрать один предмет, для десятого – другой. В первую очередь нужно определиться в своих возможностях и способностях к изучению этого предмета вне рамках учебника.

    Во-вторых, олимпиада – это соревнование, где нужно проявить бодрость духа и победить в себе волнение.

    Поэтому очень важно работать над собой и преодолеть это все, чтобы проявить не только знания, но и четкую позицию, что «да, я могу, знаю и буду четко говорить об этом перед аудиторией, членами жюри», и быть уверенным в своих силах, то есть заниматься по большому счету еще и ораторским искусством, если это касается устных олимпиад.

    А то, что касается олимпиад в точных науках, то нужно больше решать, больше интересоваться, брать как можно выше планку. Если задача нерешаема сегодня, завтра она может уже каждому ребенку открыть какие-то пути и все разрешится. Здесь важны только практика, самообладание. Нужно быть готовым к тяжелому труду, но в любом случае этот труд принесет победу, считает Паршина.

    Как победить на олимпиаде?

    Хотя выражение «главное не победа, главное — участие» наиболее часто употребляется в отношении олимпиад, победить тут хочет каждый. Причем это касается не только участников, но и школ, которые они представляют. Да, для школьника победа — это почетный и полезный диплом, но для учебного заведения — это престиж и повышение рейтинга.

    Но как же достичь победы при участии в предметной олимпиаде? Очень многое (если не все) решает подготовка. Тут следует выделить несколько основных принципов, которых школьнику следует придерживаться на подготовительном этапе.

    Первое — выбирать только тот предмет, который интересен.

    Даже в отношении базовой школьной программы учащимся трудно справиться с предметами, к которым у них нет ни предрасположенности, ни банального интереса.

    А для олимпиады нужно располагать большим багажом знаний, чем тот, что предоставляется в школе. Следовательно, увеличивается и нагрузка. И справиться с ней при наличии интереса к предмету намного легче.

    Второе — не перегружать себя. Да, бывает, что школьники участвуют одновременно в 4-5 олимпиадах. Но это часто приводят к переутомлению и даже неврозам. Поэтому, при наличии талантов и интереса сразу к нескольким предметам, лучше выделить два, максимум — три, и уделить им максимум внимания.

    Третье — обращаться к опытным олимпиадникам из старшеклассников за советами. Соперниками они не будут, поскольку будут принимать участие в олимпиадах среди своих сверстников, а подсказать в отношении того, на что лучше обратить внимание и какие организационные моменты нужно учитывать — для них совсем нетрудно.

    Четвертое – учиться и не пропускать занятия. Казалось бы, очевидный совет, но есть серьезная разница между зубрежкой и учебой. Это означает, что школьнику, для участия в олимпиаде, нужно развивать умение критически мыслить.

    Для этого, вначале, нужно научиться делать одну простую вещь – задавать вопросы учителям. На большинстве занятий в конце урока преподаватель обращается к ученикам «Вопросы есть?» И, как правило, никто ничего не спрашивает.

    Но если научиться спрашивать, это будет сразу развивать критическое мышление, умение анализировать предмет и искать нестандартные подходы к решению проблемы.

    Пятый момент является дополнением предыдущего – обращаться к учителю данного предмета с просьбой о проведении дополнительных занятий.

    Иногда педагоги их проводят за отдельную плату, а иногда договариваются с руководством школы о соответствующей прибавке и помогают школьникам бесплатно.

    В любом случае, индивидуальные занятия всегда приносят намного большие результаты, чем стандартные уроки в школе.

     Основные лайфхаки для школьников

    Теперь о небольших не совсем очевидных хитростях, которые помогут новичкам добиться победы при участии в предметной олимпиаде.

    Первый лайфхак довольно прост – понятный и аккуратный почерк. Если даже правильный ответ написан неразборчиво, или есть несколько зачеркиваний, из-за которых непонятно, что хотел написать участник – этот ответ проверяющие могут просто не засчитать.

    Вторая хитрость касается подготовительного процесса – составить график. Особенно если школьник – новичок в олимпиадах, он должен точно распределить свое время и строго следовать установленному графику.

    Сделать это можно самостоятельно или с помощью родителей и опытных олимпиадников. В любом случае, подобный тайм-менеджмент не только повысит эффективность подготовки, но и позволит справиться с возможным стрессом.

    Когда точно знаешь, что должен сейчас делать – нервов намного меньше.

    Третья хитрость относится и к подготовке и даже более важна непосредственно на олимпиаде – сохранять спокойствие.

    Шелест бумаги, шепот соседа, или даже ранних уход кого-то из участников – все это может вывести из равновесия и, даже если конкурсант готов, он не сможет показать хороший результат.

    Поэтому очень важно напоминать себе сохранять спокойствие и концентрироваться на своем тесте, что бы ни происходило в аудитории или за ее пределами.

    Четвертый лайфхак, которым многие школьники, увы, пренебрегают – полноценный сон накануне олимпиады. Это касается любых подобных мероприятий. Выучить все в последнюю ночь не получится, а не выспавшийся школьник забудет даже то, что действительно выучил, и допустит элементарные ошибки в простейших вопросах. А это приведет к потере драгоценных баллов.

    Пятая рекомендация – анализировать прошлогодние тесты и изучать логику проверяющих. Сумев определить, каким образом происходит оценка, будет легче дать те ответы, которые принесут больше баллов при оценке теста.

    И последний лайфхак, который позволит чаще побеждать в предметных олимпиадах – не быть перфекционистами. Попытка дать полный ответ может стоить нескольких лишних минут раздумий. Лучше написать все, что известно по данному вопросу и пойти дальше. Если будет свободное вернуться – можно будет потом вернуться к проблемному пункту и попробовать его доработать.

    Основные ошибки при подготовке к предметной олимпиаде

    Итак, выше было сказано, что нужно делать при подготовке и участии в олимпиаде для победы. Теперь о том, чего делать нельзя, и какие действия будут по меньшей мере бесполезны.

    Первая ошибка – попытка выучить все-все-все по этому предмету. Подобное количество информации не сможет осилить ни один школьник, даже если будет усердно готовиться в течение целого года.

    Лучше посмотреть, какого рода темы затрагиваются в конкретном тестировании, и сконцентрироваться на их изучении.

    Если же выучить все, то будет потрачено много времени и сил, масса ненужной информации осядет, а то, что нужно – обязательно забудется.

    Кроме того, есть один любопытный психологический момент. Парадоксально, но факт – выучить слишком много можно. В этом случае у «переучившегося» участника появляется ощущение, что он чего-то не знает, и он забывает все изученное. Разумеется, в этом случае о победе в олимпиаде можно забыть.

    Второе – постоянное участие во всех олимпиадах. Да, рекомендация частого участия для снижения уровня стресса попадается чаще.

    Отчасти она справедлива – регулярно выходя из зоны комфорта, школьник начинает меньше нервничать перед каждым тестированием. Но если слишком часто записываться на олимпиады по всем предметам – переутомление неизбежно.

    А это, в итоге, скажется плохо не только на успеваемости ребенка, но и на состоянии его здоровья.

    Третье – стремление победить любой ценой. К сожалению, иногда это выливается в попытки сжульничать, получить доступ к вопросам раньше или «подсидеть» других участников.

    Ничего хорошего из такого стремления к победе не выйдет. В лучшем случае, один-два раза это «прокатит», а потом участника обязательно поймают на жульничестве.

    И последствия, в любом случае, будут весьма неприятными как для школьника, так и для его родителей и школы в целом.

    Но даже если следование всем вышеприведенным рекомендациям не привели к победе на первой олимпиаде – не стоит отчаиваться. Лучше попробовать еще раз.

    Такой фактор, как удача, тоже не стоит отбрасывать – это может включать настрой и внимательность педагога, проверяющего, тест, состояние школьника на тестировании и даже качество его письменных принадлежностей.

    Поэтому, проиграв один-два раза, опять же, не стоит бросать попытки победить и, рано или поздно, победить в олимпиаде удастся.

    Как подготовить победителя Всеросса: опыт олимпиадного тренера

    Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников.

    Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

    Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

    К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

    Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

    Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

    Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

    К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

    Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

    Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

    Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

    К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

    Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

    Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

    Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

    К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

    Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

    Олимпиады – это тот случай, когда важны и участие, и победа. Начиная с регионального этапа, уровень сложности заданий становится достаточно высоким, поскольку согласно положению Минобрнауки, квота победителей и призеров на нем составляет не более 25% от общего числа участников. Это значит, что право участвовать в финале получат лучшие из лучших. Чтобы попасть в их число, подготовка с преподавателем понадобится в любом случае – будь то репетитор или курсы. Занятия с репетитором – недешевое удовольствие. У них есть несомненный плюс в том, что они позволяют обеспечить максимум внимания ученику.

    Тем не менее, оно не всегда оправдывает материальные средства. Стоимость академического часа у многих хороших преподавателей зачастую достигает 3000-5000 рублей, заниматься с плохими – просто не имеет смысла. А если предмет не один, да еще и к нему добавляется подготовка к ЕГЭ, то можно вовсе разориться.

    К тому же, не все олимпиадные тренеры и опытные вузовские преподаватели, готовящие к олимпиадам, соглашаются на индивидуальные уроки ввиду своей загруженности. Поэтому занятия в группе дают возможность не только заниматься с действительно знающими свое дело педагогами, но и сэкономить на этом до 50%.

    Запишитесь на пробное бесплатное занятие по подготовке к олимпиаде и убедитесь во всем сами!

    Как выиграть школьную олимпиаду: все секреты подготовки

    Учебный год только начался, но уже сейчас стоит заранее подумать о своём будущем и рациональном использовании возможностей современного образования. Например, почему бы вам не поступить в вуз минуя экзамены, благодаря олимпиаде?

    О том, чтобы выиграть олимпиаду школьников, грезят ученики по всей стране. И неудивительно: статус призёра престижной российской олимпиады – звание не просто почётное.

    Оно даёт реальное преимущество при поступлении в вуз. И совсем не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы добиться этого. Дорогу осилит идущий, а любую олимпиаду – школьник, который просто знает, как надо к ней готовиться.

    Об этапах подготовки и расскажет эта статья.

    Подготовка: организационные моменты

    Чтобы не растрачивать силы и время на участие во всех проводимых олимпиадах надо определиться с рядом критериев:

    • Решить, в какой вуз и на какую специальность поступать.
    • Внимательно изучить сайт вуза и почитать правила приёма по результатам олимпиад. Каждый вуз имеет право сам устанавливать, какие олимпиады будет засчитывать к поступлению. Из этого-то списка с учётом той специальности, на которую хотелось бы поступить, и следует выбирать олимпиады для участия.
    • Ознакомиться с перечнем олимпиад на сайте Российского совета олимпиад школьников, обратить внимание, какая из них подойдёт для поступления в выбранный вуз.
    • Изучить основную информацию на сайте олимпиады: какие у неё этапы, в какие сроки и где она проводится.
    • Ознакомиться со сроками регистрации на олимпиаду. Она может длиться как полгода, так и несколько дней, может закончиться за месяц до первого этапа или продолжаться до его окончания. Столь простая формальность как подача заявки не в срок может помешать вашему участию уже на первом этапе.

    Большинство олимпиад проводятся в два этапа:

    • Заочный – может длиться от нескольких дней до полугода. Для него требуется создать личный кабинет на сайте олимпиады, ссылки на задания находятся, как правило, там же. Неважно, когда вы приступите к выполнению задания, главное – успеть уложиться в отведённый на него срок. Это может быть полчаса, несколько часов или даже несколько суток, если задание творческое. Бывает, что на каждый вопрос отводится лишь несколько минут.
    • Очный – проводится в один или два дня в заранее определённом месте. Этапы крупных вузовских олимпиад могут проводиться сразу в нескольких регионах и городах. Задания очного этапа рассчитаны на несколько часов работы в классе.

    Подготовка: больше практики

    Многие школьники задолго до старших классов начинают готовиться к участию в олимпиадах, тренируются в решении оригинальных и сложных задач, которые не встретишь в школьных учебниках.

    Учителя в школах часто совсем не готовят к таким заданиям, специальных решебников для них тоже нет, да и сами задания создаются таким образом, чтобы раскрыть в школьнике творческий потенциал, нестандартность мышления и самостоятельность в их решении.

    Существует много проверенных способов подготовки:

    • Изучить задания олимпиад в прошедшие годы. Они часто даются в определённой форме, ознакомьтесь с ней, чтобы представлять, чего ожидать. Разберите задания, обратите особое внимание на сложные и неясные моменты.
    • Изучите сайт олимпиады. Иногда организаторы сами выкладывают лекции и видеоразборы своих заданий.
    • Расширяйте сферу интересов, читайте больше дополнительного материала. Не ограничивайтесь школьными учебниками, дополните их вузовскими книгами и методичками, научной литературой, статьями из профильных журналов и с интернет-сайтов.
    • Сочетайте регулярную самоподготовку с занятиями в группе. Можно найти репетитора, который готовит именно к той олимпиаде, в которой вы собираетесь участвовать. Такие занятия дадут преимущество: репетитор не только имеет опыт подготовки, но и знает формат проведения олимпиады, особенности заданий. Он расскажет о «подводных камнях».
    • Связывайтесь с другими участниками олимпиады, советуйтесь с победителями и призёрами прошлых лет. Не стоит воспринимать такое общение как конкурентную борьбу. Это, прежде всего, обмен опытом и обогащение своих знаний.
    • Принимайте участие в разных олимпиадах по избранному профилю. Так вы будете совершенствоваться в решении заданий разного формата.

    Так ли это сложно?

    Если тут есть, чего бояться, так только неизведанности формата олимпиады как такового. Сама подготовка – это вовсе не страшный и не утомительный процесс, как может показаться поначалу. Наоборот, такая форма контроля и проверки знаний способна пробудить интерес к предмету и желание глубже погрузиться в него.