Мария Бобова, 19 сентября 2017 3442

Взрослым тяжело избавиться от вредным привычек, что уж говорить о детях? Особенно если учесть, что они не возникают просто так. Разбираемся в причинах проблемы и грамотно отучаем ребенка грызть ногти, чавкать и ковыряться в носу.

Почему ребенок грызет ногти

  • Возможно, ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это происходит, когда ребенок знает, что злиться нельзя, например, в семье запрещают «истерики», а эмоции требуют выхода.
  • Ребенок просто «терзает» себя за что-то. В качестве «чего-то» могут выступать родительские упреки, давление на малыша, чтобы он вел себя, как хотят родители, читал книги, когда ему этого совсем не хочется, когда родители сравнивают малыша с другими детьми и прочее.
  • Это может быть признаком нервного напряжения. Обычно ногти грызут дети, склонные беспокоиться по любому поводу (например, когда смотрят страшный фильм по телевизору). Замечания и наказания обычно останавливают ребенка только на некоторое время, так как он просто не замечает, что грызет ногти.
  • Эта особенность может быть одним из главных признаков заниженной самооценки.

Как избавиться от вредной привычки

  • Ни в коем случае нельзя использовать радикальные методы типа забинтовывание пальцев или смазывание их горчицей. Детские психологи утверждают: лучший подход к этой проблеме — постараться выяснить, что беспокоит ребенка. Возможно, его обижают в школе, у него что-то не получается, ему делают слишком много замечаний, постоянно что-то запрещают.
  • Узнав причину, начните работать над проблемой. Если ребенок так выражает свои эмоции, попробуйте вместе с ним жестко порисовать — со всей силой, сильно царапая лист. В конце рисунок можно порвать. Это будет упражнение, которое может стать для ребенка альтернативой.
  • Почаще хвалите ребенка, давайте ему задания, которые он может выполнить. Убедите его, что уверены в его возможностях. Допустим, вместе раскрасьте с ним рисунок, слепите из пластилина. Ребят постарше можно сводить на квест или на спортплощадку. Ребенок должен убедиться в своих силах, а вы обязаны его поддержать.
  • Почаще стригите ногти. Делайте это не насильно, а вместе с ребенком, объяснив, что короткие ногти — это соблюдение гигиены. Что под ногтями много грязи, которую он ест каждый день.
  • Если ногти грызет девочка, то попробуйте использовать эстетику. Сделайте дочке красивый детский маникюр. Еще лучше, чтобы она красила ноготки вместе с вами. Мамины ухоженные ногти должны стать для дочери примером. Такую красоту очень жалко грызть, и девочка будет максимально стараться сдерживать свою привычку.

Привычка может плохо сказаться и на здоровье. Под ногтями скапливается множество бактерий, которые потом портят зубы. Если ногти у ребенка крепкие, то это напрягает зубы и даже стирает зубную эмаль. Кроме того, легко подхватить герпес и более серьезные инфекции.

 Почему ребенок ковыряет в носу

  • Одной из первых причин подобных действий психологи считают наличие у ребенка переживаний, тревоги или стресса. Ваше чадо как будто прячется в символическую норку от страхов или несправедливостей.
  • Ребенок не умеет направлять свою энергию в правильное русло. Возможно, ему скучно, и чтобы как-то себя занять, он приступает к «самокопанию».
  • Ребенка не научили правилам гигиены, и он с помощью своего детского опыта проводит гигиенические процедуры в носу.

Как избавиться от вредной привычки

    И в этом случае нельзя кричать и ругать. В силу своего возраста дети еще могут не понимать, что плохого или неправильного в их привычках.

  • Чаще общайтесь с ребенком, узнавайте его тревоги, страхи и переживания и пробуйте если не рассеять их, то убедить ребенка в том, что вы всегда будете рядом с ним. Что когда он будет чего-то бояться или ему будет нужна помощь, он всегда может прийти к родителям.
  • Найдите ребенку хобби. Лучше всего, чтобы это было что-то, связанное с работой руками: бисер, рисование, игра на музыкальных инструментах, кулинария. Но и спорт в данной ситуации тоже будет неплохим решением. Должно быть занятие, которое станет отвлекать детей от страшных мыслей и собственного носа.
  • Как только вы замечаете, что ребенок лезет в нос, протягивайте ему платок со словами: «Похоже, кто-то решил почистить носик» или что-то в том же роде. Малыш должен запомнить, что такое действие должно сопровождаться платочком или влажной салфеткой.

Почему ребенок чавкает

  • Например, чавканье в каком-то роде может снимать стресс у ребенка, а это тянет за собой привычку заедать неприятности, что в свою очередь приведет к лишнему весу.
  • Ребенок обделен вниманием, и таким нехитрым способом он пытается его привлечь.
  • Малыша просто не научили тому, как нужно правильно есть и вести себя за столом.

Как избавиться от вредной привычки

  • Пример родителей — один из самых эффективных методов. Слова наподобие: «Смотри, как красиво и аккуратно кушает папа, давай мы будем так же» — могут подействовать куда эффективнее, чем ругань или нравоучения.
  • С мальчиками можно попробовать сыграть в «слабо — не слабо» или заключить несерьезное пари. В возрасте от 5 до 10 многие мальчики стараются заслужить некий авторитет как у сверстников, так и у родителей. Поспорьте на что-нибудь незначительное, что он не сможет весь обед кушать с закрытым ртом. Потом не только вознаградите, но и похвалите. Мол, ты можешь быть очень культурным.
  • Если маленькая девочка чавкает, то можно купить ей красочную книжку с картинками про этикет. Изучите книгу вместе с ребенком и потом предложите опробовать новые знания на практике. Поиграйте с дочкой, например, в ресторан. Играйте максимально натурально, с приборами и салфетками. Увлеките чадо процессом игры. Повторяйте такие уроки за семейным столом. А потом можете сказать девочке: «Теперь я уверена, что ты можешь красиво кушать» — и сводите в кафе, чтобы там она закрепила полученные знания.

На заметку

Возможно, чтобы к лучшему изменить своих детей, нам стоит обратить внимание на себя. Например, больше проводить времени с нашими детьми. Они должны знать, что родители всегда поддержат их и будут верить в их силы. Родительское внимание способно избавить от многих вредных привычек.

Как и родительский пример. Подобные привычки ребенок может просто-напросто перенять у взрослых. Возможно, как только исправитесь вы — исправится и ваш ребенок.

Подготовлено с использованием материалов: o-kroha.com, starcrb.ihb.by, detki-pogodki.ru, letidor.ru, passion.ru

Ребенок грызет ногти: что делать?

Ребенок грызет ногти. С этой неприятной проблемой сталкиваются многие родители. Выясним, в чем кроется причина вредной привычки и как от нее избавиться.

Неровные, обкусанные буквально под корень ногти с заусенцами выглядят неряшливо и доставляют дискомфорт, не говоря уже о том, что сам процесс со стороны выглядит весьма неприглядно.

Оказывается, во врачебной среде вредная привычка грызть ногти считается патологией и имеет свое название — онихофагия — с закрепленным в международной классификации болезней номером F98.

Привычка грызть ногти наблюдается примерно у трети дошколят и почти половины школьников. Далеко не всем удается избавиться от этого пристрастия в детском возрасте, и оно остается с человеком на всю жизнь.

Отучить малыша от вредной привычки не так-то просто, но вполне возможно, если не раздражаться и подойти к решению проблемы комплексно, предварительно разобравшись почему же ребенок грызет ногти на руках.

О причинах явления и способах выхода из ситуации мы побеседовали с врачом-педиатром детской клиники «Медси» в Благовещенском переулке Марией Евстигнеевой.

Почему ребенок грызет ногти?

Говоря о природе происхождения вредной привычки, Мария Евстигнеева объясняет, что корнями она уходит в психологию ребенка наряду с сосанием пальца, накручиванием волос на палец, покусыванием кожи губ и покачиванием ноги.

Все эти симптомы должны насторожить родителей, поскольку сигнализируют о том, что у маленького человека повышен уровень тревожности. Они вовсе не являются огрехом воспитания, как это принято считать в обществе.

Задача взрослых — попытаться понять, возможно, с помощью специалиста, что волнует ребенка и заставляет его совершать те или иные зачастую неосознанные действия.

«Основной подход к решению этой проблемы кроется в глубоком анализе психологических потребностей ребенка. Процесс преодоления начинается с работы над внутренним конфликтом, возможно, при участии психолога», — рассказывает Мария Владимировна.

Считается, что, как правило, впервые дети сталкиваются с онихофагией примерно в возрасте четырех-пяти лет. Однако в ряде случаев это может случится раньше — в два-три года. Или же, напротив, позже — например, в семь лет в связи началом школьной жизни. Или ближе к подростковому возрасту с присущими ему трудностями, то есть в 10-12 лет.

Специалисты рекомендуют ни в коем случае не игнорировать проблему, поскольку по мере взросления причин для беспокойств будет становиться только больше, а стремление портить ногтевую пластину станет рефлексом, избавиться от которого будет крайне сложно.

Расставание с близким человеком, конфликты в семье, страх одиночества, смена места жительства или учебы, сильный испуг, чрезмерная или, наоборот, недостаточная эмоциональная или физическая нагрузка (непосильное количество секций, требование быть лучшим во всем) — все это может стать пусковым механизмом для онихофагии.

Помимо душевных переживаний выделяют следующие возможные причины появления вредной привычки:

  • наследственность. Существует мнение, что дурные привычки тоже могут передаваться генетически. Если мама или папа в детстве грызли ногти, не исключено, что подобным образом будет поступать и их потомство;
  • дурной пример заразителен. Дети склонны во всем копировать взрослых и порой перенимают манеру их поведения, даже не осознавая этого. Если родители в присутствии ребенка «грешат» тем, что то и дело тянут пальцы в рот, не стоит удивляться, застав за тем же занятием своего ребенка. Причем в данном случае рассказы о том, что грызть ногти — это вредно, вряд ли подействуют, поскольку малыш будет видеть, что ничего страшного со старшими не происходит;
  • аутоагрессия, то есть поведенческое нарушение, при котором ребенок вредит сам себе физически. Такое состояние может быть вызвано неблагоприятным климатом в семье, частыми стрессами, дефицитом внимания и другими причинами эмоционального характера;
  • недостаточная гигиена. Если старшие члены семьи не уделяют достаточно внимания уходу за детскими руками, ногти могут начать слоиться и ломаться, а на коже вокруг них образуются заусенцы. Все это доставляет дискомфорт или даже боль, и ребенок пытается доступными ему способами устранить источник неприятных ощущений;
  • авитаминоз. Нехватка кальция в организме может приводить к ломкости ногтей, хрупкая ногтевая пластина повреждается и мешает, провоцируя детей на нежелательные действия;
  • ограничения в еде. Дети могут таким образом компенсировать тягу к запрещенным для них продуктам, например, сладкому;
  • необходимость удовлетворить сосательный рефлекс. Замечено, что онихофагией часто страдают малыши, которых рано отлучили от груди или соски;
  • недосып. Недостаточное для детского организма количество полноценного отдыха приводит к раздражительности, которая выливается в аутоагрессию.

Почему нельзя грызть ногти?

Онихофагия — привычка, безусловно, вредная. Человек, грызущий ногти, выглядит неприглядно, а его руки — неопрятными и неухоженными, что самым отрицательным образом сказывается на имидже в целом.

Однако, помимо эстетической стороны вопроса, существует еще даже более важный фактор — здоровье.

Если ребенок начал грызть ногти, в скором будущем ему и его родителям с большой долей вероятности придется столкнуться со следующими неприятностями:

  • деформирование ногтевой пластины;
  • постоянные заусенцы;
  • огрубение кутикулы и ранки на ней, которые становятся входными воротами для различного рода инфекций;
  • под ногтями скапливается огромное количество бактерий, микробов и даже яйца глист, которые могут перекочевать с кончиков пальцев внутрь организма, вызывая расстройства ЖКТ и другие заболевания;
  • регулярное обгрызание ногтей чревато стоматологическими проблемами, так как в процессе можно повредить десны или даже эмаль зубов
  • укоренение психологических проблем — к уже имеющимся, ставшим благодатной почвой для развития онихофагии, прибавится стыд перед окружающими за свою неконтролируемую вредную привычку и некрасивый маникюр.

Что делать, если ребенок грызет ногти?

Как мы уже выяснили, чаще всего в основе проблемы лежит психологический фактор, а значит, чтобы ее устранить, необходимо выяснить причину такого поведения.

«В случае, если ребенок еще слишком мал, чтобы рассказать о причинах своего беспокойства, наблюдение поможет выяснить, в каких именно случаях возникает напряжение и потребность «успокоиться».

По возможности необходимо избегать таких ситуаций, а при отсутствии таковой (например, тревожность является следствием посещения детского сада) стараться убедить ребенка, что причин для тревоги нет, — рассказала Евстигнеева.

 — Многократно проговариваем порядок действий, отвлекаем, разъясняем, что причин для негатива нет, развеиваем страхи. Помните, что для детской психики часто необходимо многократно повторить одно и то же, чтобы сказанное возымело эффект.

С ребенком школьного возраста лучше всего поговорить и выяснить, что именно его тревожит — возможно, излишние переживания об оценках, завышенные требования к себе, конфликты с ровесниками».

Наш эксперт объясняет, что немаловажную роль играет поведение взрослого: недопустимо раздражение, замечания, физическое воздействие.

Мария Владимировна советует набраться терпения и помнить, что негативная реакция старших в сочетании с внутренним недовольством ребенка — это самая благодатная почва для поддержания его тревожности.

Любой «срыв» и резкое замечание неминуемо отбросят вас назад на пути борьбы с этой неприятной привычкой.

«Неотъемлемой частью работы является нормализация режима дня, адекватное чередование нагрузок — умственных и физических, ранний отход ко сну и соблюдение норм ночного и дневного сна, — советует специалист. — Отказ от чрезмерного использования гаджетов, но с заменой на другое не менее интересное занятие — спорт, кружок, поход в музей, прогулка или беседа».

Итак, подытоживая все вышесказанное, родителям ребенка, который грызет ногти можно дать следующие советы:

  • прежде всего попытайтесь выяснить причину детского беспокойства, поскольку в большинстве случаев желание обгрызать собственные ногти и кутикулу вызвано именно повышенной тревожностью. Устраните ее источник — процесс пойдет быстрее;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка или тем более применять к нему меры физического воздействия. Крик, упреки и грубость только усугубят положение;
  • наладьте детский режим дня. Выспавшийся ребенок — спокойный ребенок;
  • следите за питанием. Рацион должен быть сбалансированным и разнообразным;
  • тщательно соблюдайте гигиену рук. Ногти должны быть чистыми и аккуратно постриженными. Детей постарше можно сводить в салон на маникюр к мастеру;
  • не ругайтесь при ребенке, постарайтесь создать дома благожелательную и дружественную атмосферу любви и взаимопонимания;
  • запишите сына или дочь в секцию. Не заставляйте насильно — найдите то, что будет ребятам по душе;
  • избегайте непосильных нагрузок и «не задирайте» планку ожиданий;
  • чаще разговаривайте и проводите время вместе;
  • если вы соблюдаете все рекомендации, а ребенок все равно продолжает грызть ногти, можно попробовать воспользоваться специальными средствами — например, нанести особый лак, обладающий горьковатым привкусом.

Онихофагия — это достаточно серьезная проблема, решение которой потребует времени и усилий как со стороны ребенка, так и со стороны его родителей. Откладывать ее в долгий ящик не стоит, поскольку промедление только усугубит ситуацию. Комплексный подход поможет отучить ребенка от вредной привычки и сохранить красоту рук.

Что помогает детям отвыкнуть от вредных привычек?

       «Как избавить ребенка от вредной привычки?» – частый вопрос, с которым обращаются к психологу родители и воспитатели. Многие мамы и папы не догадываются, что сами становятся причиной появления вредной привычки. Расскажите им на консультации, как справиться с проблемой.

Пригласите на индивидуальную консультацию родителей, которые просят помочь справиться с вредной привычкой ребенка, например, он грызет ногти или сосет палец, накручивает волосы на палец, подергивает край уха, жует волосы, одежду. Сначала расскажите родителям, почему возникает привычка. Затем дайте рекомендации, как себя вести, что делать, чтобы привычка исчезла.

Почему возникает вредная привычка

      Получает радость от процесса. Распространенная вредная привычка среди дошкольников – сосание пальца. Радость от сосания ребенок получает с самого рождения, когда мать прикладывает его к груди, дает соску-бутылку или пустышку. Оно ассоциируется у ребенка с комфортом и безопасностью.

      Если в раннем возрасте он не удовлетворил свою потребность в сосании, она «выплывет» как привычка и при любом дискомфорте, чувстве тревоги, даже в школе ребенок тянет палец в рот, грызет ручку или карандаш.

     Борется со стрессом. Вредная привычка – это сигнал родителям, что ребенок нервничает, находится в состоянии тревоги, чего-то боится или переживает. Чтобы понять, почему дошкольник так себя ведет, нужно выяснить, какие впечатления он ежедневно получает.

     Берет пример с родителей. Если дошкольник каждый день видит, как его любимая мама грызет ногти, то он начнет подражать ей, чтобы быть таким, как она. И после ребенок очень удивляется, когда его ругают за то, что «делает мама».

    Пытается себя развлечь. Когда ребенку скучно, он бессознательно ищет чем заняться. Часто дошкольник находит себе интересное занятие во вредной привычке.

Что делать, если вредная привычка у ребенка с нарушением ЦНС

Вредные привычки могут появиться у ребенка из-за нарушений в работе центральной нервной системы (ЦНС). Их определяют в роддоме или на первом году жизни ребенка во время осмотров у невропатолога. Чтобы отучить такого ребенка от вредных привычек, нужно обратиться за помощью к психиатру.

Дома родителям нужно спокойно общаться с ребенком, не повышать на него голос, не делать рядом с ним резких движений. Обстановку в квартире сделать расслабляющей, избегать мрачных и чересчур ярких красок. Наклеить обои светлых пастельных тонов. Мебель поставить удобную, комфортную.

Как бороться с вредной привычкой

Восстановить спокойствие в семье. Чтобы отучить дошкольника сосать палец или грызть ногти, нужно восстановить спокойствие в семье.

Ребенок, который регулярно наблюдает за ссорой родителей или терпит нападки взрослых, расстраивается, нервничает и успокаивает себя вредной привычкой.

Если в семье не бывает ссор, родителям нужно узнать у воспитателя, какие отношения у ребенка с детьми в группе.

Ограничить просмотр телевизора. Телевизор перегружает нервную систему ребенка. На неокрепшую детскую психику негативно влияют не только взрослые фильмы и новости, но и детские передачи и мультфильмы. Необходимо ограничить просмотр телевизора и позволять смотреть не более 30 минут в день.

Уделять внимание ребенку. Недостаток внимания беспокоит дошкольника. Родителям нужно ежедневно обнимать и целовать своего ребенка, гладить по спине, рукам, голове.

Важно говорить ему о своей любви, например: «Митенька, я так тебя люблю, я так рада, что ты мой ребенок!» Рекомендуйте родителям больше разговаривать с ребенком, играть вместе с ним в его игры.

Внимание не избалует дошкольника, а успокоит и поможет избавить от вредной привычки.

Не перегружать занятиями. Когда ребенок перегружен умственными занятиями (языки, музыка, математика), у него возникает сильное нервное напряжение.

Избавить от раздражающих моментов. Если ребенок сосет палец или кусает губы, совет бабушек мазать пальчик перцем или горчицей не поможет. Родителям нужно избавить его от раздражающих моментов.

Например, если они видят, что ребенок грызет ногти или дергает себя за ухо, нужно спокойно, без одергиваний и резких движений отвести его пальчик ото рта, лица, забрать тряпочку, которую он сосет.

Если ребенок проявляет настойчивость, необходимо переключить его внимание: отвлечь лаской, щекотанием, игрой, вопросом и снова отвести руку.

Правильно реагировать на вредную привычку. В дошкольном возрасте ребенок изучает, как реагируют взрослые на его действия, и определяет, хорошо он поступает или нет. Если родители будут отвлекать конфетами и подарками, то вредная привычка только закрепится. Ребенок поймет, что для того чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать им неприятно, например, начать грызть ногти.

Подавать хороший пример. Дети во всем копируют родителей и других людей, которые с ними часто общаются. Ошибочно думать, что дома «все свои» и можно не следить за своим поведением. Ребенок обязательно вынесет дурные манеры «за порог», на всеобщее обозрение.

Если дошкольник ведет себя неприлично за столом, родителям нужно тихо, неслышно для окружающих и очень мягко сказать: «Чавкать (разговаривать с набитым ртом, брать руками котлету, ковырять в носу) некультурно, некрасиво, и это может быть неприятно людям, которые находятся рядом с тобой». Но говорить «Ты ведешь себя как свинья» нельзя.

Порекомендуйте родителям не ругать и не стыдить перед окружающими ребенка, если он, например, измазался мороженым. Так они только понизят его самооценку и выставят себя перед ним в неприглядном виде.

В случае с мороженым нужно просто помочь ребенку избавиться от пятен со словами: «Это некрасиво, правда? Ничего, в следующий раз ты обязательно возьмешь платочек, ты ведь очень аккуратный».

У ребенка повысится самооценка и появится чувство ответственности.

Чутким отношением к ребенку, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно также находиться в постоянном контакте с воспитателями, педагогами, чтобы быть в курсе того, как дошкольник ведет себя в группе.

Читать сказки о вредных привычках. Через истории сказочных героев дети воспринимают моральные наставления лучше. Предложите родителям готовые сказки, по аналогии они смогут придумывать сказки про те привычки, от которых они хотят избавить ребенка.

Сказки о вредных привычках

Сказка про Слоненка  (Е. Ульева)

Цель:отучить ребенка ковыряться в носу.

Жил да был на свете маленький Слоненок. И был у него друг – веселый Кролик. Однажды утром Слоненок пришел к своему другу Кролику и, как всегда, вежливо поздоровался:

– Дравствуй, Кродик!

– Что такое, Слоненок? – удивился друг. – Что с твоим носом?

– Де здаю, Кролик, но у меня такое ощущедие, что там кто-то поседился!

– Поселился? А может, это паук? Или жук заполз? Ну-ка покажи свой нос!

Кролик схватил длинный слоновий хобот и внимательно в него посмотрел. Прямо как в подзорную трубу.

– Все ясно, – строго сказал он, – у тебя там…

– Что, ну что? Говори скорее!!! – заволновался Слоненок.

– Нос нужно мыть и чистить каждый день. Понятно? Он у тебя очень грязный. И никто туда не залез. Ты сам его испачкал.

– Тогда я сейчас пойду и помою свой нос.

Через пятнадцать минут Слоненок вернулся с чистым носом. Теперь он говорил нормально, и Кролик со Слоненком могли играть и распевать свои любимые песенки.

Сказка про маленький пальчик (Е. Ульева)

Цель:отучить ребенка сосать палец.

У маленького мальчика на руке было ровно пять пальчиков – пальчик Петя, пальчик Сеня, пальчик Миша, пальчик Сёма и пальчик Малышка.

– Я сегодня нажимал на кнопочку звонка! – похвастался пальчик Миша.

– А я пробовал варенье! – сказал Петя.

– А я играл на пианино! Вот так – ля-ля-ля! – пропел Малышка.

– А на меня надевали колечко! – похвалился Сёма.

– А меня, – заплакал Сеня, – чуть не съели!

– Какой ужас! Кошмар! – заволновались пальчики. – Как это случилось?

– А вот так. Сидел я, сидел, и вдруг появился огромный рот. Как откроется – и ам меня. А там, во рту, темно и страшно. И зубы стучат. Ну все, думаю, сейчас проглотят.

– Кто же это такой страшный? Волк? Людоед?

– Не знаю, но пасть очень огромная. Чуть не съел меня.

Не успел пальчик Сеня это сказать, как пасть снова появилась, открылся рот, и Сеня вот-вот должен был оказаться в страшной пещере.

– Нет, нет, нет!!! – закричали все пальчики вместе и стали толкаться, царапаться, спасая Сеню.

Пасть закрылась и больше уже не нападала на пальчики. Они жили дружно и весело.

Как Дима перестал грызть ногти (И. Маниченко)

Цель:отучить ребенка грызть ногти.

Жил-был мальчик Дима. Были у него и мама с папой, и бабушкой с дедушкой, и много друзей. Но еще была у него плохая привычка – грызть ногти. Никто не мог его от этого отучить. И вот однажды Дима сидел за столом и рисовал одной рукой, а на другой, как обычно, грыз ногти. Вдруг как заболит у Димы живот! Стала мама его лечить: и таблетки горькие дает, и травами отпаивает – ничего не помогает.

Пошли они тогда к доктору. Доктор осмотрел Диму и только руками развел: «Ничем не могу вам помочь. Вроде все в порядке у мальчика. Не могу понять, в чем причина болезни».

Пришли они домой. А живот у Димы болит все сильней и сильней. Что делать – не знают!

Вдруг раздался звонок. Мама открыла дверь и увидела на пороге старушку-соседку.

– Здесь мальчик Дима живет, у которого живот болит? Я пришла ему помочь, – сказала бабушка. Мама провела ее к Диме.

Старушка взяла Диму за руку, посмотрела на обгрызенные ногти, погладила по животу и сказала:

– Вот тебе, Дима, волшебные варежки, береги их!

И с этими словами старушка ушла. Дима даже спросить не успел, в чем же волшебство варежек. А живот чудесным образом вдруг совсем перестал болеть. У Димы поднялось настроение: хотелось бегать, прыгать и кричать от радости.

И он, радостный, побежал к маме на кухню. Сел за стол и только начал по привычке грызть ногти, как откуда ни возьмись появились старушкины варежки и наделись Диме на руки. Он никак не мог их снять, пока мысль о том, чтобы погрызть ногти, не исчезла.

После обеда Дима пошел во двор к ребятам. По дороге опять решил погрызть ногти, но тут снова появились варежки и наделись на руки. Это повторялось весь день. И на второй день, и на третий…

И так Диме надоели эти варежки, ведь летом в них жарко, играть совсем неудобно, да и ребята уже начали посмеиваться, что он и думать забыл о том, чтобы грызть ногти. И варежки ему больше не понадобились. Надевал он их только зимой, сам, когда шел играть с ребятами в снежки. И живот у него больше ни разу не болел. Почему? Как ты думаешь?

Сказка про невоспитанного Поросенка (Е. Ульева)

Цель:отучить ребенка совать пальцы в нос и в рот.

Жил-был на свете Поросенок. И был он очень невоспитанный. Грязный. И еще не умел себя вести. Совсем не знал, куда девать свои руки. То в карман засунет, то в рот, то в нос. Руки грязные, а после них все остальное грязным становится. Ну что за Поросенок!

Надоело зверятам смотреть на такого грязного Поросенка, и они перестали его к себе в гости приглашать. Сидел Поросенок совсем один у себя дома. И скучал. А потом надоело ему скучать, пошел он к Еноту и говорит:

– Научи меня, как быть чистым.

– Хорошо. Во-первых, нужно всегда мыть руки. И не совать их ни в нос, ни в рот.

– Я понял! Если я буду совать их в рот, то могу откусить, а если в нос – то сломать!

– Руки должны быть делом заняты! Вот ты что сегодня делал?

– Ничего. Только в луже лежал.

– Иди вымойся как следует и сделай что-нибудь полезное. А потом увидишь, что будет.

Пошел Поросенок, вымылся с ног до головы. А потом отправился домой и всем подарки смастерил: Утке – сачок, Зайчонку – кораблик, а Белке – самолетик.

Увидели это зверята и стали Поросенка в свои игры звать да нахваливать:

– Вот какой у нас Поросенок – добрый и аккуратный!

Как отучить ребенка от вредных привычек?

Если ваш ребенок ковыряется вносу, он точно в этом не одинок. Это одна из самых распространенных вредных привычек, которые бывают у детей. Ковыряние в носу — одна из самых нездоровых привычек, потому что пальчики могут внести все виды болезнетворных микробов в носовые мембраны ребенка.

И маленьких, и более старших детей нужно занять. Их ручки должны быть заняты игрушками или книгами, чтобы не заниматься вредными вещами. Чтобы освободить носовые ходы детей, вы можете помочь им, промыв их носовые ходы солевым по рекомендации врача.

Кроме того, как только вы видите, что ваш малыш полез в нос, сразу же передайте ему платочек или влажные салфетки.

Если вы научите малыша правильно обращаться со своим носом, это поможет предотвратить травматические ситуации, например, когда малыш засовывает в нос крошечные детали игрушек.

Другая ситуация, которую вы сможете предотвратить, это давление со стороны сверстников, которое неизменно возникнет, если до школьного возраста ребенок не избавиться от своих плохих привычек.

Привычка грызть ногти

Грызть ногти — другая плохая привычка, которая возникает у ребенка из-за того, что ручки его часто бывают свободными. Ее иногда так и называют – болезнь свободных рук. Если ребенок кусает ногти, нужно что-то делать, чтобы держать его ручки занятыми. Нужна какая-то занимательная вещь, будь то карандаши для рисования, ручные игры или игрушки, которые нравятся малышу.

Если у вас маленькая девочка, вы можете сделать большое дело, сделав ей маникюр. Впрочем, и мальчику можно обрезать ногти так, чтобы они не могли их грызть.

Привычка пить воду из ванны

Взрослые ни за что на свете не станут пить воду из ванны, например, во время купания. Эта вода мыльная, грязная и противная, но некоторые дети видят в ней возможность для игры и лакают ее как котик или собачка. Хотя эта вода не ядовита, но от воды из ванны у малыша может болеть животик.

Нужно внимательно смотреть за малышом во время купания. Прежде всего, стоит отвлечь внимание ребенка в ванной с помощью игрушек, но таких, которые не могут быть заполнены водой.

Если ребенок во время купания хочет пить, нужно предложить ему чистую воду из чашки. Не возражайте ребенку, если он прольет воду, к тому же, он может вылить остатки воды прямо в ванной, когда напьется. Это обрадует малыша.

Он обязательно предпочтет чистую воду грязной.

Привычка сосать пальчик

Маленькие дети, которые даже еще не разговаривают, могут сосать пальчик и даже собственную пятку. От этого на нежной слизистой оболочке ротовой полости образуются микроранки и маленькие кровоподтеки.

Это очень вредно для ребенка, потому что ранки могут инфицироваться и воспаляться.

Если ребенок при этом закусывает верхнюю или нижнюю губу, она может трескаться, и это очень плохо для зимы – ранки тоже воспаляются, обветриваются, кроме того, что это неэстетично.

Сосание пальца может спровоцировать неправильный прикус, зубки, которые будут резаться, могут вырасти деформированными, и еще сосание пальца может привести к проблемам с речью.

Чтобы отучить ребенка от сосания пальца, ему можно давать бутылочку с соской или пустышку. Это сыграет свою роль, проезинфицированная соска или пустышка намного менее опасна, чем пальчик с грязным ноготком.

Кашель или чихание, не закрывая рот

Это может быть самая вредная привычка их всех, потому что крошечные капельки, как спрей, могут распространять микробы, которые заразят других детей и вообще всех вокруг. Будьте в курсе этой привычки, настаивая на том, чтобы ребенок чихал или кашлял в салфетку или в сгиб локтя в рукав, и щедро хвалите ребенка, как только он сделал это.

Когда вы захотите отучить своего ребенка от вредных привычек, не забывайте, что вы лучший образец для подражания всех этих форм поведения. Так что не забудьте держать ваши собственные плохие привычки в узде, когда пытаетесь воспитывать своих детей.

Как отучить ребенка от вредной привычки грызть ногти, сосать палец и ковыряться в носу

Не смотря на то, что вредная привычка грызть ногти «покоряет» уже не одно поколение, не все знают ее истинные причины. С точки зрения развития эмоционального интеллекта, она, как правило, говорит о том, что ребенок не умеет выражать гнев приемлемыми способами. Это случается, когда в семье действует правило «злиться нельзя!».

Малыш покорно следует домашним законам, но прибегает к другим способам выплеска негативных эмоций. Дети бессознательно выбирают аутоагрессию – гнев, направленный на себя. Это приобретает форму некоего самоедства: ногти грызть не так больно, поэтому малыш выбирает именно их.

Хотя встречаются случаи, когда дети выгрызают ногти практически «до мяса».

Как отучить ребенка грызть ногти

Если ногти грызет девочка, в качестве дополнительной помощи можно использовать прием «красивый маникюр, как у мамы» – такие грызть жалко. Но будем справедливыми: при психологических проблемах это вряд ли поможет.

Самый главный совет: научить ребенка выражать гнев правильным образом – согласно концепции эмоционального интеллекта. Сначала нужно выяснить, что не нравится ребенку: возможно, устранив причины раздражения, проблема решится сама собой. Но мы живем в реальном мире, и поводов позлиться и понервничать в нем предостаточно.

Так что учим маленького «самоеда» правильно справляться со своим гневом. Отлично подойдет художество.

• Заметили, как ребенок принялся за свои ногти? Забудьте про «А ну, вытащил пальцы изо рта!». Говорим ободряющим голосом: «Похоже, тебя что-то сильно рассердило? Давай возьмем карандаши и почеркаем от души!».

• Итак, перед нами карандаши или фломастеры. Пусть ребенок выберет цвета сам. Не пугайтесь мрачных, на ваш взгляд, оттенков: дети часто выбирают черный, красный, синий, т. к. для малышей они выглядят особенно яркими и контрастными.

• Позвольте крохе с нажимом покалякать – с таким сильным, как ему самому захочется и на сколько хватит сил. Вам, конечно, покажется, что он сейчас переломает все карандаши, но попробуйте просто расслабиться.

• Предложите ребенку порисовать и левой рукой, чтобы «ей не было обидно»: на самом деле, именно она лучше связана с правым полушарием, отвечающем за развитие нашей эмоциональной сферы.

• А после «злого» рисования по желанию можно с большим удовольствием скомкать или порвать бумагу. И если малышу захочется при этом потопать ножками и что-то воскликнуть – не возражайте!

Ребенок сосет пальчики

В последнее время педиатры и психологи сходятся во мнениях: палец во рту – это, прежде всего, неудовлетворенный инстинкт сосания.

Сосательный рефлекс

Кстати, одна наблюдательная мама заметила интересную вещь. Ее сын находится на смешанном питании – т.е., вместе с грудным молоком его кормят молочной смесью из бутылочки.

Так вот, ребенок значительно быстрее справляется с бутылочкой, чем с маминой грудью, а после этого сразу тянет в рот кулачок. Этот пример – живая иллюстрация того, что сосание пальца требуется грудному младенцу именно для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс.

У малышей, которых мама долго кормит грудью (причем, не по режиму, а по требованию), такой привычки, как правило, не наблюдается.

Дело в том, что для грудного ребенка понятия «сосать» и «существовать» очень близки. Они сосут не только для насыщения, но и для развития. Исследования показали, что при сосании запускаются природные, отлаженные веками процессы: усваиваются питательные вещества, улучшается пищеварение, развивается мозг, ребенок ощущает психологический комфорт.

Какой механизм отвечает за сосание

В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь. Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию.

К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.

Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец.

Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов.

У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.

Что же делать? С одной стороны, эта привычка естественна и закономерна, но с другой – вредна, и с ней приходится бороться.

Зачем ребенок сосет палец?

Причин может быть несколько.

  • Грудные младенцы нередко сосут пальцы до или после кормления – таким образом они показывают, что уже голодны или еще «не насосались». Ведь основную порцию молока кроха съедает за первые 5-10 минут, а все остальное время сосут просто «для удовольствия», выдавливая молочко по капельке. Если малыш тянет в рот пальцы после кормления грудью, возможно, вы держите его у груди меньше, чем ему надо.
  • У ребенка режутся зубки – и тогда он с особым энтузиазмом тянет в рот все, что попадается под руку.
  • В более старшем возрасте ребенок может сосать палец, если ему не хватает родительской любви и ласки.
  • Порой сосание пальца становится успокоительным средством – так малыш инстинктивно снимает излишнее возбуждение или успокаивает себя перед сном.
  • Вашему чаду может быть просто скучно.

Как нельзя отучать от сосания пальца

«Изобретательность» некоторых родителей просто не знает границ. Они:

  • мажут пальчики своих детей горчицей, соком алоэ, покрывают специальным горьким лаком;
  • привязывают ручки и бинтуют пальцы;
  • надевают (а порой и пришивают к рубашечке, чтобы нельзя было снять) шерстяные варежки.

Это достаточно жестокие способы, которые доставляют крохе немало страданий. А, главное, они перестают действовать, как только родители прекращают репрессивные меры. И все возвращается на круги своя.

Бесполезны также постоянные окрики «вынь палец изо рта» – с какого-то момента дети просто перестают на них реагировать, это своего рода защитная реакция организма на привычку, которая по тем или иным причинам для организма важна.

Более того, угрозы и наказания порой приводят к прямо противоположному результату. Ведь, как мы выяснили, ребенок нередко сосет палец для успокоения.

Значит, в стрессовой для себя ситуации (а именно к стрессу приводят окрики и наказания) малыш будет с удвоенной силой стремиться как-то себя успокоить – с помощью сосания.

Как отучить от привычки сосать палец

  • Если речь идет о младенце до года, попробуйте увеличить время сосания. Грудничку можно просто чаще предлагать грудь и подольше держать у нее (минут тридцать-сорок). С искусственниками сложнее – придется подобрать такую соску, из которой сосать будет достаточно трудно, в этом случае на поглощение той же порции смеси малышу понадобится больше времени, чем раньше. В идеале на это должно тратиться около двадцати минут. Возможно, стоит добавить еще одно кормление, со временем оно отменится.
  • Если малыш уже вышел из грудного возраста и сосет, в основном, для самоуспокоения, найдите другие способы его успокоить. Например, если он расстроен, научите его выражать свои чувства словами, обнимите его, приласкайте, почитайте вместе интересную книжку. Иногда дети тянут пальцы в рот в какой-то повторяющейся ситуации – например, во время просмотра телевизора. В таком случае найдите адекватную замену – подсуньте ему маленький резиновый мячик или другую игрушку, которую можно мять пальцами.
  • Важно, чтобы руки были чем-то заняты. О пользе развития мелкой моторикине устают повторять логопеды и психологи – это очень важно для развития речи. Пусть малыш возится с глиной, камешками, песком, собирает конструктор из достаточно мелких деталей, складывает мозаику или паззлы.
  • Маленькая модница оценит первый «настоящий» маникюр, как у мамы. Возможно, ей не захочется портить такую красоту?
  • Иногда помогает визит к стоматологу, который расскажет ребенку о вреде сосания пальцев. Это достаточно авторитетный для малыша человек, и он подтвердит, что родительские требования – это не пустая их прихоть.
  • Акцентируйте внимание ребенка на том, что, перестав сосать палец, он будет совсем взрослым. Эта привычка позволительна лишь самым маленьким, а для такого солидного молодого человека или взрослой девочки она просто недопустима. Кстати, большинство детей действительно сами отучаются от этой привычки в возрасте от двух до четырех лет.

Инесса Смык