Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня.
Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.
Должностная инструкция
О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции.
Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.
Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ”). В этом документе должны быть прописаны:
- Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
- Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
- Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
- Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
- Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
- Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.
Основные требования, квалификация
Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения:
- Хорошие организационные навыки.
- Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
- Навыки регулировки конфликтов.
- Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.
Няня должна обладать такими качествами, как:
- Вежливость.
- Чистоплотность.
- Аккуратность.
- Исполнительность.
- Терпеливость, покладистость.
Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?
Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:
- В процессе воспитания детей.
- В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
- Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.
Няня также занимается следующим:
- Сервирует столы в младших группах.
- Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
- Готовит детям воду для умывания.
- Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
- Сопровождает воспитанников на прогулке.
- Проверяет игровые снаряды.
- Планирует и организует ежедневную работу в группах.
- Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
- Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
- Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
- Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
- Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
- Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
- Следит за детьми во время дневного сна.
Общие положения
Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.
- Конституцией РФ, законом «Об образовании».
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.
Рабочий день
Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.
Права
Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:
- Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
- Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
- Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
- Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
- Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
- Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.
Ответственность
- Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
- Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
- Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
- Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).
Может ли нянечка подменять воспитателя?
Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет.
Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя, а именно – вести образовательную деятельность.
Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.
Что должен знать этот сотрудник детского сада?
- Няня должна соблюдать “Конвенцию о правах ребенка”, уметь налаживать контакт с детьми и родителями; разбираться в основах педагогики и психологии, теории и методики воспитательной деятельности.
- Нужно также знать законы РФ, законодательные акты и законы, в которых прописаны образовательные нормы.
- Няня обязана верно действовать во время чрезвычайных ситуаций и помогать воспитанникам, должна знать, как действовать, чтобы не причинить вред жизни и здоровью ребенка.
- В ее круг знаний должны входить правила пожарной безопасности, трудовые нормативы.
Какие претензии часто предъявляют родители?
В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:
- Няня ругается.
- Приходит в сад больной.
- Курит.
Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.
Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:
- Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
- Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
- Применяет угрозы или физическую силу к детям.
Какие функции нянечка не обязана выполнять?
Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.
Как быть, если сотрудник не выполняет свои обязанности?
Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.
Прежде, чем писать жалобу, рекомендуется понаблюдать за работой няни, чтобы удостовериться в верности полученных от ребенка или родителей сведений, в систематичности нарушений. Затем переговорить с ней наедине.
В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.
Вам также может понравиться
6 шагов для развития воспитателя детского сада
Первое, что было сделано, – это экспертиза с использованием шкалы ECERS–R на дошкольных площадках, где планировалось обучение педагогов. Мы ориентировались на ФГОС дошкольного образования, и это давало нам представление о том, какой педагог нужен сегодня.
Но важно было изучать его непрерывно и параллельно отвечать на вопросы: а какой сегодня педагог, чем владеет, какие испытывает профессиональные трудности, какие ценности его характеризуют? Необходимо также понимать, в чем его личностные и профессиональные потребности.
Только сопоставив содержательно то, каким он должен быть, с тем, какой он есть сейчас, мы смогли понять, что будет являться содержанием образовательной программы для воспитателей. Проведенное исследование выявило проблемные зоны в их деятельности.
Так, например, всего 2,9 балла получили все детские сады по оформлению пространства в группах.
Эксперты отмечали очень слабое визуальное, информативное, текстовое оформление среды, в группах было мало интересных игровых центров, неудобно зонировано пространство для игр, а выставки детских работ были больше для родителей, чем для детей.
Второе – это работа с ценностями детского сада и самого воспитателя.
Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка На этом этапе формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.
Третье – тренинги, которые проходят в активной деятельности. Воспитатели не просто получают знания, они и сами открывают себя через рисование, интерактив, игру, театр, осваивая в деятельности новые технологии. А «прочувствовать» ее лучше всего как раз получается в процессе ее освоения и рефлексии.
Четвертое – это супервизии (форма консультирования в ходе работы воспитателя в группе, позволяющая видеть, осознавать, понимать и рефлексивно относиться к своим профессиональным действиям), еще одно открытие эффективного освоения технологий педагогами.
Супервизия позволяет не просто посмотреть, как воспитатели на практике реализуют технологии, которые изучали на тренинге.
Они получают обратную связь от эксперта, вместе здесь и сейчас разбирая проблемные ситуации.
Пятое – это стажерская проба, когда воспитатель может примерить на себя чужую педагогическую технологию в том детском саду, где проходит стажировка.
Шестое – это рефлексия, которая проходит после каждого тренинга, супервизий, стажировки.
21 февраля состоялся семинар «Управление развитием в дошкольном образовании, в котором участвовали воспитатели и эксперты. Они обсуждали результаты работы и дальнейшие перспективы реализации проектов в Троицком и Новомосковском округе Москвы.
Стало отчетливо видно (в том числе в цифрах), что точка невозврата пройдена и многие дошкольные площадки демонстрируют очень хороший уровень.
Если четыре года назад общая ситуация была очень средней – 3,3 балла по ECERS, то сейчас это крепкие 4–5–6 баллов.
Причем сказать это можно, основываясь не на экспертизе внешнего эксперта, а на честной самооценке (это тоже важный шаг!).
В зоне ближайшего развития по-прежнему находятся следующие важные аспекты работы:
1. Формирование коммуникативных компетенций, в том числе в общении с родителями.
Все ещё актуальны вопросы правильной аргументации своей позиции, выстраивания диалога как с родителями, так и с коллегами по другим площадкам, с учителями школ и т.д.
2. Гибкое планирование.
Несмотря на то что некоторые площадки уже разрабатывают свои модели гибких планов, уже нет острой заорганизованности детей, когда все четко и по плану.
Тем не менее, на некоторых дошкольных площадках возникают свои «перекосы» в ту или иную сторону: либо строится «жизнь от детей», но страдают образовательные задачи и работа в зоне ближайшего развития, либо, напротив, план берет верх и ощущается нехватка свободной деятельности и игры. Это очень важный и хрупкий баланс и очень большая работа.
3. Работа с правилами, детская самостоятельность и субъектность.
Мы наблюдаем, что правила возникли почти на всех площадках. Они созданы руками детей, и это важно. Но есть нюансы. Насколько дети самостоятельны в следовании правилам? Или правила по-прежнему прерогатива взрослого, хоть и нарисованы детьми? И как вообще обстоят дела с самостоятельностью в саду?
Например, в некоторых монтессори-практиках предусмотрено гораздо больше навыков самообслуживания: дети гладят свои полотенчики, моют за собой тарелку и т.д.
И могут ли правила касаться чувств и свободы их проявления у детей или только поведения? Что если дети предлагают правило «не злиться» или «не расстраиваться»? Как с этим быть? Всё это – важные вопросы для обсуждения.
4. Развитие образовательной среды на игровых площадках на улице.
Во многих комплексах по-прежнему участки закреплены за отдельной группой, хотя прогулка – это редкое время разновозрастного общения для детей. Оборудование для развития крупной моторики также не всегда соответствует возрасту и не отвечает требованиям по развитию разных навыков и не обеспечивает необходимый ребенку для познания своих возможностей риск.
Например, «балансер» развивает навыки балансировки, а элементы спортивного комплекса, такие как лестницы, турник, канат, скаладром, горка развивают ловкость, умение управлять своим телом и т.д.
Наличие такого оборудования разного уровня сложности делает ребёнку своеобразный «вызов», приглашает его развивать телесные возможности, постигая всё новые пространства.
Это касается и физкультурных занятий. Есть куда двигаться.
5. Личностное развитие педагога
У каждого коллектива в этом поле могут возникнуть свои траектории развития.
На некоторых площадках ощущается запрос на развитие критического мышления, когда нужно себя и свою практику глубже и четче проанализировать, вывести идеи и находки на более содержательный уровень и т.д.
Где-то, напротив, возникает ситуация с необходимостью более глубокого проживания чувств и позволением себе бездействия, когда очень деятельному и активному коллективу сложно остановиться и «выдохнуть», не бежать, «побыть с этим» и посмотреть на все свежим взглядом.
Какие мы – такие и дети. Если мы не делаем передышку – не будут и они.
Это работа по индивидуальным запросам и программам. Более глубокая фокусировка проблем. Совершенно точно – нет индивидуализации у детей без индивидуализации у взрослых.
Ведь только когда у взрослых появляется собственный опыт индивидуализированного обучения, они учатся слышать себя, принимать свои потребности и чувства, не бояться разных мировоззрений, своих и чужих особенностей – тогда становится возможна настоящая индивидуализация в отношении детей.
6. Распространение хорошего опыта внутри и за пределами комплекса.
В работе по стажировочным площадкам мы вышли на то, что педагогам страшно столкнуться с сопротивлением коллег, не работающих по ФГОС, сразу хочется обесценить себя, скромно сказать, «что это всего лишь наш опыт» и т.д.
На самом деле работа с сопротивлением, так же как и выстраивание тренинга или стажировочной программы – отдельные навыки, существует много технологических приемов, которым можно обучиться и применять.
Так что есть и куда расти и одновременно с этим уже есть чем делиться.
Помощник воспитателя: суть его работы в детском саду
Источник фото cottonbro/pexels
Современные детские сады – это организации, предоставляющие ребенку возможности для собственного развития и познания окружающего мира.
В штат специалистов детского сада входят воспитатели, логопеды, психологи и прочие профессионалы. Их заслуги в заложении основ для будущего ребенка невозможно недооценить.
Но есть и специалисты, работа которых незаметна, но очень важна. Это помощники воспитателя.
Обязанности помощника воспитателя
Главная задача помощника воспитателя – оказать необходимую помощь и поддержку своему более квалифицированному коллеге, тем самым позволив ему максимально продуктивно организовать деятельность детей в группе.
В перечень обязанностей данного специалиста необходимо внести следующее:
-
проведение уборки и санитарной обработки помещений;
-
помощь воспитателю при проведении занятий, подготовке к прогулке;
-
обучение детей принципам сервировки стола, культуры питания;
-
следить за состоянием детских полотенец и постельного белья, при необходимости заменять на новые;
-
выход в качестве замены воспитателя;
-
по мере возникновения необходимости оказание помощи старшему воспитателю, медсестре, а также руководству;
-
следить за детьми во время тихого часа, оказание помощи.
Для того, чтобы исполнять свой трудовой функционал, помощник воспитателя должен знать:
- установленный в учреждении распорядок труда;
- нормативы содержания помещений, а также используемого оборудования;
- принципы работы с детьми дошкольного возраста.
Необходимо также отметить, что данный специалист несет непосредственную ответственность за жизнь и состояние здоровье группы, за сохранность детских вещей, а также необходимого оборудования и инвентаря.
Источник фото: cottonbro/pexels
Требования к профессии помощник воспитателя
Работать в данной должности могут только совершеннолетние, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с перечнем обязанностей. Кроме того, для начала самостоятельной работы специалисту необходимо оформить медицинскую книжку (если ранее она не была оформлена, а если была – проверить актуальность, при необходимости вновь пройти специалистов).
В данной профессии есть и свои медицинские противопоказания, к которым относятся серьезные аллергические реакции и психические расстройства.
Кроме того, стоит отметить и тот факт, что на специалиста может быть оказано негативное влияние от следующих производственных факторов:
- порезы;
- химические ожоги;
- травмы.
Помощник воспитателя должен обладать хорошими организаторскими навыками и уметь находить подход к детям. Без этих качеств он не сможет помочь коллеге проводить занятия и планировать распорядок дня дошкольников.
На сегодняшний день для того, чтобы работать помощником воспитателя в дошкольном образовательном учреждении необязательно иметь профильное образование. Хотя диплом о наличии среднего специального или высшего образования может стать отличным подспорьем для развития карьеры в данной сфере.
Стоит отметить и тот факт, что все-таки предпочтение работодатель отдает кандидатам, которые имеют педагогические или психологическое образование. Достаточно часто на данную должность трудоустраивают студентов заочных отделений данных направлений. А уже после получения диплома они могут претендовать на другую должность.
Можно отметить и еще одну особенность данной профессии в рамках российских реалий. Раньше достаточно часто должность помощника воспитателя занимали матери детей. Это происходило из-за нехватки мест в детских садах.
Источник фото: Jerry Wang/pexels
Перспективы карьерного роста профессии помощник воспитателя
Любая деятельность в области педагогики и образования предполагает не только наличие профильного образования, но и своевременного подтверждения своей квалификации, освоения новых тенденций в области.
Иными словами, для того, чтобы развиваться в области дошкольного образования необходимо получить соответствующее образование. Помощник воспитателя может стать младшим воспитателем, потом старшим воспитателем.
Если же он получит образовать психолога, логопеда или дефектолога, ему предложат подобную должность.
И, конечно же, всегда есть возможности развиваться не в области образования, а управления дошкольным образовательным учреждением. Но опять-таки специалисту необходимо будет пройти соответствующую подготовку и получить должное образование.
При этом необходимо отметить, что внутри самой профессии помощник воспитателя какое-либо развитие не предусмотрено. Но на сегодняшний день представители данной профессии могут становиться участниками различных профессиональных конкурсов.
В первую очередь для того, чтобы работать с детьми необходимо любить детей. Без желания учить и воспитывать занимать данную должность невозможно.
Также в перечень необходимых качеств можно внести следующее:
-
терпеливость;
-
стрессоустойчивость;
-
воспитанность;
-
вежливость;
-
коммуникабельность;
-
ответственность;
-
аккуратность;
-
пунктуальность;
-
умение работать в команде.
Средняя зарплата помощников воспитателя
Пусть работа помощника воспитателя и крайне ответственна, но представители данной профессии имеют низкий уровень дохода. В среднем помощник воспитателя зарабатывает около 20 000 рублей в месяц.
К числу положительных аспектов профессии необходимо отнести следующее:
- востребованность;
- возможности карьерного роста;
- возможность работать без профильного образования или с незаконченным образованием.
Минусами профессии являются:
- большая ответственность;
- низкий уровень заработной платы.
Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Воспитатель дошкольного образования». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии. Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Воспитатель школьных образовательных учреждений». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения. Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Младший воспитатель». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.
Автор статьи Юркин Алексей
Развитие педагогических способностей воспитателя
Администратор
В последние годы огромное внимание уделяется различным вопросам педагогического развития воспитателя детского образовательного учреждения. Работа педагога ДОУ сложна и разнообразна. Ему предстоит соответствовать большому количеству требований, предъявляемых к нему современной педагогической наукой, ФГОС и профстандартом.
При этом материально-техническая база детских дошкольных учреждений и уровень оплаты труда воспитателя находится на достаточно низком уровне. Педагогу приходится работать с детьми и выполнять предъявляемые к его профессии требования, не получая в полной мере вознаграждения за свой тяжелый, важный и ответственный труд.
Обязанности обеспечения материального благополучия сотрудников ДОУ лежит на государстве, а вот делать свой вклад в развитие педагогической компетентности воспитателя предстоит самому сотруднику детского образовательного учреждения. Это обусловлено не только требованиями времени, но и зафиксировано в современном профессиональном стандарте воспитателя и педагога.
Это означает, что вне зависимости от своего материального положения воспитатель обязан совершенствовать свои знания и умения таким образом, чтобы они соответствовали положениям ФГОС и профстандарта. В первую очередь это касается развития и совершенствования педагогических навыков воспитателя, приведения их к современным передовым нормам.
Способы совершенствования педагогических способностей воспитателя
Основа основ любой профессии – это профильная научная подготовка. Для воспитателей новыми правилами выдвигаются достаточно жесткие требования в области профессионального образования. Если раньше работать воспитателем можно было без наличия профильного образования, то сейчас это требование является обязательной нормой. И это совершенно справедливо, потому что педагогика – такая же наука, как и все остальные. Работа с детьми требует не только набора стандартных навыков, которым владеет любая мама, но еще и умение оценить ситуацию с педагогической точки зрения, способность грамотно подавать информацию с учетом возрастных особенностей каждого ребенка и его индивидуальности как личности. А для этого необходима качественная профессиональная подготовка.
В обязательные условия развития педагогических способностей воспитателя входит постоянное самосовершенствование и самообразование.
Это связано с тем, что современная педагогика не стоит на месте, а постоянно развивается и расширяет ассортимент используемых методик и способов воспитания и обучения дошкольников. Изменилась и сама концепция, подход к образованию.
От авторитарного, назидательного воздействия на воспитанников отказались, перейдя к всестороннему развитию ребенка как свободной, полноценной личности. А это предполагает партнерские отношения, взаимодействие.
Поэтому воспитателям «старой школы» предстоит полностью перестроить стиль своей работы, а новичкам в профессии в полной мере освоить многочисленные приемы взаимодействия с детьми. В этом плане самообразование – неоценимый помощник в совершенствовании навыков и умений воспитателя ДОУ.
Столь же важное значение имеет и развитие педагогической культуры воспитателя. Поскольку взрослый человек для маленького ребенка – это авторитет и ориентир в жизни, малыш копирует манеру его поведения, стиль общения, обороты речи, воспринимает такие детали, как внешний вид, одежда и так далее. Но это только внешние стороны влияния педагога на развитие воспитанников.
Наиболее важной областью является психологическое воздействие воспитателя на детей. Это крайне важный момент, потому что в дошкольные годы формируется не только физическое, но и психическое здоровье ребенка.
Именно поэтому от тактичности, воспитанности и педагогической подготовки воспитателя зависит состояние нервной системы воспитанника, его желание посещать сначала детский сад, а затем и школу, а также в целом желание учиться.
От воспитателя требуется умение найти индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку в группе, выявить его наклонности и таланты, развить их, сформировать его как личность, подготовить к будущей жизни. Это огромная ответственность, и ошибиться здесь недопустимо – на кону будущее воспитанника.
Для полноценного развития воспитанников имеет большое значение развитие речи. С ней связана активная работа головного мозга, поэтому для совершенствования всех функций необходимо всячески поддерживать и развивать умения детей говорить, прививать им грамотную, связную речь. Педагогический опыт воспитателя по развитию речи играет в этом значительную роль.
Важно не просто исправить ошибки ребенка, но сделать так, чтобы он сам захотел говорить правильно, грамотно строить фразы и предложения. Делать это нужно максимально деликатно, ненавязчиво, без жесткого диктата.
Лучшим способом формирования речи является игра.
Это основной способ развития детей дошкольного возраста, поэтому такой метод очень часто используется воспитателями в построении собственной методики воспитания и обучения.
Роль конкурсов в педагогическом развитии воспитателей ДОУ
Конкурсы для воспитателей оказывают значительное воздействие на педагогическое развитие педагогов детских дошкольных учреждений. Это связано с тем, что они пропагандируют и распространяют передовой педагогический опыт. А это чрезвычайно важно для современных воспитателей, ведь педагогические методы сейчас активно изменяются и развиваются.
Конкурс – это способ классифицировать и унифицировать свои знания и навыки, свести их в единую стратегию и методику воспитания и обучения детей.
Каждый из педагогов ДОУ ведет активную работу по саморазвитию и самообучению.
Новаторство в своей области деятельности воплощается в передовые методики обучения и воспитания, а конкурсы становятся одновременно способами получения признания и средством распространения важнейших знаний и умений.
Конкурс позволяет выявить истинных новаторов в воспитании детей, тех, чьи разработки оказываются максимально эффективными и полезными для педагогической деятельности. Их внедрение в практику приносит пользу всему процессу обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях, двигает педагогическую науку вперед.
Именно это является основным мерилом качества выставляемого на конкурсы материала. Это должно быть нечто важное, что принесет несомненную пользу педагогике. Для этого метод должен быть проверен, апробирован и давать стабильный положительный результат.
Для каждого воспитателя ДОУ участие в конкурсах должно быть не просто обязанностью, а настоятельной необходимостью поделиться своими знаниями и профессиональными наработками. Опыт каждого педагога поможет в работе не только своему детскому саду, но и сможет быть распространен по всей стране.
Разностороннее развитие педагогической компетентности и состоятельности воспитателя детского сада настоятельно требуется особенностями современной социально-образовательной ситуации.
К педагогам предъявляются требования, основанные на происходящих существенных изменениях в системе образования.
Соответствовать им жизненно необходимо для дальнейшего прогресса всей системы, а также развития свободной творческой личности каждого ребенка.
Взаимосвязь воспитателя и младшего воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей
В настоящее время дошкольная образовательная организация реализует свою деятельность посредством следующих специалистов, являющихся профессиональными педагогами:
- Воспитатель.
- Помощник воспитателя.
Определение 1
Воспитатель – это педагог, который осуществляет процесс воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Данная профессия появилась еще во времена Древней Греции. В то время, для выполнения воспитательных функций не требовалось специального образования. Воспитателями были рабы, которые присматривали за детьми и занимались организацией их досуга.
Воспитатель – востребованная современная профессия. От него требуется выполнение самых важных и значимых функций – развитие личности ребенка.
Деятельность воспитателя ориентирована на осуществление процесса социализации ребенка, формирование у него нравственных качеств, развитие его интеллектуальных способностей.
Более того, современному воспитателю необходимы знать основы психологии, чтобы сформировать межличностную систему общения с каждым воспитанником и выстроить свою программу обучения, исходя из чувств, потребностей, желаний, индивидуальных особенностей психофизического развития каждого ребенка.
Воспитатель занимается:
- Организацией жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
- Формированием программы воспитания, обучения и развития каждой возрастной группы.
- Выполнением воспитательных и образовательных упражнений.
- Реализацией игровой деятельности.
- Установление системы взаимодействия с родителями воспитанников.
- Проведением родительских собраний.
Определение 2
Помощник воспитателя — это младший воспитатель, деятельность которого сводится к выполнению действий педагогической направленности.
Ранее, в ДОУ существовали няни, которые выполняли только санитарно-гигиенические функции в уходе за детьми. Сейчас, помощник воспитателя реализует следующие направления деятельности:
- Организация условий для пребывания ребенка в ДОУ, отвечающих требованиям соблюдения санитарно-гигиенических норм.
- Соблюдение правил этических и педагогических норм взаимодействия с детьми.
- Создание комфортного эмоционального и психологического микроклимата в ДОУ и каждой возрастной группе.
- Наблюдение за состоянием здоровья детей.
- Оказание гигиенического ухода за детьми.
- Помощь в организации работы воспитателя с детьми.
- Наблюдение за детьми при их самостоятельной работе.
- Развитие гигиенических навыков и общей культуры поведения воспитанников.
- Кормление и укладывание детей спать.
- Сопровождение детей на прогулках.
- Организация приема пищи.
- Организация оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Младший воспитатель помогает воспитателю в выполнении им своей функциональной роли. Он участвует во всех направлениях деятельности и мероприятиях, проходящих в ДОУ. Как и сам воспитатель, его помощник является образцом поведения для детей. Поэтому, к его деятельности, внешнему виду и поведенческим реакциям предъявляются такие же требования, как и к воспитателю.
Функциональная роль воспитателя и помощника воспитателя в различных направлениях деятельности ДОУ
Все действия в ДОУ должны реализовываться на высоком педагогическом уровне и быть эффективными для становления детской личности. В этой связи, требуется обязательная согласованность действий между воспитателем и его помощником.
Взрослый человек является примером для подражания дошкольника. От его действий зависит формирование личности ребенка, усвоении им норм социального поведения и взаимодействия. Поэтому, те люди, которые окружают ребенка, должны иметь определенную педагогическую направленность в своем поведении.
Воспитатель и его помощник должны быть примером взаимодействия и согласования своих действий. Помощник воспитателя, также как и сам воспитатель, находится в постоянном контакте с детьми, поэтому его деятельность должна быть ориентирована на личностное развитие каждого воспитанника, формирование у него здоровой психики и моральных принципов поведения.
Совместная деятельность воспитателя и его помощника сводится к следующим направлениям:
- Организация утреннего приема детей в ДОУ.
- Организация прогулки детей.
- Подготовка приема пищи, подготовка ко сну.
- Организация игровой деятельности.
- Организация образования.
- Организация трудовой деятельности.
- Организация самостоятельной деятельности дошкольников.
В каждом направлении деятельности, воспитатель и его помощник выполняют разные функции.
Так, утренний прием детей в ДОУ начинается с уборки помещения, которую проводит помощник воспитателя, и создания благоприятного климатического режима в помещении: оптимальных температуры, влажности воздуха, которые организует воспитатель.
Воспитатель встречает детей, проводит беседы с родителями по различным вопросам поведения их ребенка, успехов/неуспехов деятельности, создает дружественную атмосферу встречи и общения. помощник воспитателя помогает в приеме детей, проводит необходимые гигиенические процедуры и осуществляет присмотр за детьми, пока воспитатель беседует с родителями.
Воспитатель осуществляет подготовку прогулки, планирует мероприятия в ее ходе, а помощник воспитателя помогает собрать детей на прогулку, вывести их и присматривает за ними во время прогулки. После прогулки, воспитатель занимается организацией и руководством самостоятельного времяпрепровождения детьми, а помощник занимается приведением одежды детей в порядок.
Во время приема пищи, воспитатель занимается руководством и распределением трудовых обязанностей по сервировке столов, обучает детей навыкам самостоятельного питания, соблюдения этических норм употребления пищи, а помощник воспитателя накрывает на столы, раскладывает еду по тарелкам, подготавливает детей к приему пищи (мытье рук, одевание фартуков и т. д.).
Воспитатель подготавливает ко сну помещение и самих детей, а младший воспитатель помогает ему в этом. Фактически они выполняют идентичные действия: подготавливают климатические условия помещения для сна, переодевают детей, укладывают их, следят за соблюдением спокойной и комфортной обстановки во время сна.
Игровая, трудовая, образовательная деятельность, реализуется по программам, разработанным воспитателям. Его помощник оказывает ему помощь в организации этих направлений деятельности, контроле процесса и проводит последующую уборку помещения.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.