Проблема неправильного питания современного школьника.

Аннотация:

Статья посвящена теме употребления витаминизированного питания и его роли в системе организма.

Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.

Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.

Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитии детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Многие дети и их родители не знают, как витаминизированное питание влияет на организм человека.

Различные типы питания оказывают разное влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.

Сбалансированное и витаминизированное питание считается крайне важным фактором в обеспечении нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов.

Витаминное питание предполагает, что с пищей мы должны приобретать и белки, и протеины, которые составляют примерно 85% органов и тканей человека. Однако недостаток их может понижать иммунитет, а также вызывать слабость, ломкость ногтей, сухость кожи и другие негативные последствия.

Здоровое питание — это питание, которое обеспечивает рост, правильное развитие и жизнедеятельность человека, способствует укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Одно только питание определяет степень выраженности защитной функции организма, повышает устойчивость к инфекциям, агрессивному воздействию внешней среды и другим неблагоприятным воздействиям

Пища, обогащённая витаминами,  — это гарантия сильной иммунной системы и крепкого здоровья.

Она способствует правильным обменным процессам, а также помогает нашему организму усваивать множество полезных веществ, благодаря чему он работает устойчиво и без отклонений.

Несмотря на пол или возраст, организм у каждого человека  настроен одинаково, и для того, чтобы он работал правильно, нужны биологические активные вещества, которые человек получает во время приема правильной пищи.

Здоровье взрослого человека закладывается в раннем возрасте и, в большей части, благодаря именно сбалансированному питанию, в том числе с достаточным количеством витаминов. Насколько бы сейчас было меньше людей с хроническими заболеваниями, если бы все дети получали питание, соответствующее физиологическим потребностям детского организма.

В наше время довольно часто поднимается проблема нездорового питания детей школьного возраста. Продукты быстрого питания, сухие перекусы, а также отсутствие горячей сбалансированной пищи приводит к различным серьёзным последствиям, в том числе к развитию различных заболеваний.

  • Существует несколько основных отличительных черт неправильного питания:
  • •          использование в блюдах большого количества соли, сахара, различных пищевых добавок и вредных жиров;
  • •          еда в спешку, сухие перекусы перед телевизором, компьютером, с книгой;
  • •          несбалансированные приемы пищи – завтрак, обед, ужин;
  • •          дефицит или отсутствие здоровой пищи, богатой витаминами.

 Витамины– это вещества, жизненно необходимые для поддержания основных функций нашего организма. Недостаточное их поступление приводит к сбоям в работе различных систем, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.   

Витаминизированное питание — это питание, обеспечивающее нормальное развитие, способствующее укреплению здоровья в системе организма. Основными факторами правильного питания являются:

  •    норма калорий поступающих в организм;
  •    помощь витаминов и минеральных веществ;
  •    время и частота приема пищи;
  •   физическая нагрузка;
  •    планирование рациона.

Исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема состояния здоровья учащихся обрела социальное значение.

Причины — это не только социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, наличие у детей вредных привычек.

Нарастание из года в год учебных нагрузок, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, которые не способны к адаптации в разных сложностях нагрузках. Как следствие этого: снижается иммунитет, возрастает количество заболеваний, понижается уровень активности учащихся на уроках и успеваемость.

Для поддержания здоровья, стабильного развития и активности, растущему организму крайне необходимы витамины. Большинство из них должны употребляться каждый день в виде свежих фруктов, овощей или витаминных комплексов.

Витамин С – витаминизация должна проводиться ежедневно, витаминизируется третье блюдо, кроме тех дней, когда по меню выдаётся чай с лимоном или сок фруктовый. Для витаминизации применяется аскорбиновая кислота.

  1. В целях профилактики йододефицитных состояний в образовательных учреждениях используют для приготовления пищи йодированную соль, а также продукты, необходимые для питания детей, обогащённые витаминами и микронутриентами (хлеб с витаминно-минеральной смесью АМТ-1,  молочные и кисломолочные продукты, витаминно-минеральные напитки). 
  2. Для сохранения и поддержания здоровья учащихся в рацион школьного питания включены полезные продукты.
  3. Наряду с овощами, фруктами, кашами, салатами и компотами меню школьных столовых расширено изделиями из льняной муки, добавлены салаты из морской капусты, которые заправлены льняным маслом, а так же приготовлены витаминизированные напитки.

Благодаря исследованиям, ученые установили, что среди учащихся широко развит гиповитаминоз. Причинами этого являются неполноценное питание и неизменная структура рациона. Это связано с употреблением нездоровых продуктов, бедных или вовсе лишенных витаминами.

В связи с этим, появляется острая необходимость в использовании натуральных витаминов, богатых витаминами и витаминными комплексами, а также применение специально выпускаемых витаминных препаратов, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в пищевых продуктах достаточно снижено.

У детей в период школьного и подросткового возраста идёт формирование полового развития, активный рост, прибавления в весе и мышечной массе.

В  этом возрасте нервная система находится в состоянии значительного напряжения из-за влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного образования.

Из этого следует, что обеспечение школьников полноценным питанием и витаминизированной пищей очень важно.  

Большинство современных школьников не соблюдают режим питания, не следят за правильностью питания и употребляет в пищу вредные продукты, которые не только не приносят пользу, но и наносят вред детскому растущему организму.

Из этого следует, что, чтобы поднять здоровье нации, в частности благодаря подрастающему поколению, необходимо проводить мероприятия и беседы с учащимися и их родителями для поднятия общего и частного уровня культуры питания.

Это поможет школьникам получать больше витаминов и сократить, или вовсе прекратить, употребление вредной для здоровья пищи.

Выводы:

1). Питание современного школьника не является полезным и насыщенным витаминами. Оно также может принести вред растущему организму.

2). Для повышения качества питания среди школьников, следует проводить беседы с родителями в пользу полноценного питания в школьных столовых отказы от вредных перекусов.

3.) Современным родителям следует пересмотреть пищевые привычки детей и ввести в питание некоторые правила: обязательный завтрак, который будет насыщен медленными углеводами; полноценный горячий обед в школе; ужен не позже, чем за два часа до сна; исключение фаст-фуда; отслеживание состава готовых продуктов и употребление здоровой свежей пищи.

Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей

Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению, здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе. Как показывают исследования, дети, питающиеся более качественно, получают при тестировании более высокие оценки, не взирая на материальное положение их семей и уровень школы.

Наоборот, недостаточность питательных веществ, имевшая место в раннем детстве, может влиять на способность к учению, длительность пребывания в школе, умение концентрироваться и на внимательность.

Дети, имевшие серьезную недостаточность питательных веществ, получают при тестировании на IQ и знание фактической информации более низкие оценки, чем дети в специально выбранных группах сравнения.

Школы играют жизненно важную роль, содействуя качественному питанию детей и предоставляя возможность для оказания им помощи.

Часто школы более эффективно, квалифицированно, беспристрастно содействуют охране здоровья и здоровому питанию, чем какое-либо другое учреждение.

Они контактируют с детьми, когда те находятся в критическом возрасте, определяющем их будущий образ жизни, включая качество питания. Кроме того, школы могут влиять на соответствующее поведение персонала, учителей, родителей и членов местного сообщества.

Мы знаем, как улучшить здоровье и самочувствие путем оказания помощи через школы.

Исследования, проведенные в США и в других странах мира, показали, что тщательно составленные и внедренные учебные программы по медико-санитарному просвещению могут предотвратить формирование у детей вредных для здоровья форм поведения, касающихся, в том числе, питания, которые могут привести к заболеваниям.

Более того, как свидетельствует анализ эффективности школьных программ питания, в ходе реализации которых повышается доступность продуктов питания при одновременной помощи и просвещении в области питания, наблюдается значительное увеличение роста и/или веса детей, а также в ряде случаев улучшение посещаемости занятий и успеваемости.

Школы могут оказывать экономически эффективную помощь в области питания.

Исследования показали, что по сравнению с другими способами, школьные здравоохранительные программы, обеспечивающие безопасные и недорогие услуги в этой области, представляют собой один из наиболее рентабельных видов инвестиций государства на здравоохранение.

Экономически эффективная помощь в области питания, оказываемая в школах, позволяет избежать или значительно снизить остроту проблем со здоровьем и последствий недостаточности питательных веществ.

Просвещение и здоровое питание для девочек положительно влияет на здоровье членов семьи. Предоставление девочкам более широких образовательных возможностей является одним из наиболее эффективных видов государственных инвестиций на здравоохранение и социальные нужды.

Улучшение охраны здоровья девочек приведет, в свою очередь, к улучшению здоровья их детей и семей. Многие из проблем, связанных с родами, могут быть в значительной степени решены путем обеспечения адекватного питания на более ранней стадии.

Кроме того, оказание помощи в области питания повышает социальное значение женщины, поскольку именно женщина чаще всего готовит пищу для членов семьи.

Исследования показали, что самым важным фактором, влияющим на здоровье и качество питания ребенка, является уровень образования его матери.

Здоровое питание уменьшает опасность возникновения проблем со здоровьем, наиболее характерных для настоящего времени.

Исследования показывают, что первые признаки хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечнососудистые заболевания, рак и нарушения пищеварения, проявляются в юности.

Установлено, что просвещение в области питания оказывает существенное влияние на формирование полезных для здоровья привычек в этой области, что, в свою очередь, ведет к уменьшению опасности возникновения болезней, связанных с питанием.

Образование и хорошее питание укрепляют экономику. Люди, имеющие полноценное питание и хорошее образование, работают с большей производительностью и, следовательно, повышают свое собственное материальное благосостояние.

Влияние питания на здоровье.

Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Если говорить об отношении к еде с точки зрения здоровья, то надо отметить, что такое рациональное питание, разнообразное питание и в чем состоит его режим. Соблюдая нехитрые правила, можно сохранить здоровье, на что следует обратить внимание детей.

Здоровое питание включает в себя еще один принцип – умение правильно приготовить пищу. Таким образом, все, о чем говорили выше, укладывается в понятие:

  1. разнообразное питание, богатое всеми основными питательными веществами;
  2. прием пищи не менее 3–4 раз в день;
  3. умеренное употребление пищи;
  4. ужин не позднее 19–20 часов;
  5. правильная кулинарная обработка продуктов.

В этой работе много проблем. Прежде всего очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Если говорить о правильном питании то это предусматривает:

  1. приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье, а предупредить его нарушение – формирование духовно – нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия)
  2. развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни – воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда)

Целостность означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Современное питание по данным обследования потребление избыточного количества жира, нам не хватает большинства витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, незаменимых жировых клеток, содержащихся в растительных маслах и в морепродуктах.

Выявляемые нарушения в значительной степени влияющие на состояние здоровья, связаны как социально – экономическими условиями, так и привычками и традициями в питании населения, существенную роль играет и низкий уровень образования населения в области здорового питания.

Здоровье детей в целом

.

Питание детей тесно связано со здоровьем. Начало заболевание желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5–6 летний возраст и достигает пика к 8–12 годам. По данным академика А. А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

  1. нерегулярное питание с перерывами более 3 –4 часов;
  2. частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  3. однообразное питание;
  4. еда в сухомятку;
  5. употребление некачественных продуктов;
  6. несоблюдение режима дня;
  7. малоподвижный образ жизни;
  8. вредные привычки

их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.

Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья.

Анализ существующей структуры питания страны показывает, традиционно высокое потребление зерновых продуктов (хлеба, каш и д.р.

переработки зерна), а также картофеля (который обеспечивает одновременно существенный вклад в рацион россиян витамин С) никак не противоречит современным принципам здорового питания.

Но в след за этими продуктами как по чистоте потребления, так и вкладу в калорийность рациона следует сахар и кондитерские изделия (А они должны обеспечить вершину «пирамиды» здорового питания, самую низкокалорийную ее часть).

Известно, что здоровье напрямую связано с традицией потребления овощей и фруктов. Призыв Всемирной организации здравоохранения о потреблении 400 гр.

овощей и фруктов в день обошел весь мир, и в тех странах, где он реализован, показатели здоровья населения значительно лучше.

У нас в стране, к сожалению, эти рекомендации не выполняются, и многие нарушения в питании напрямую связано с недостатком в нашем рационе овощей и фруктов.

За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место.

Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе.

Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие – организация качественного питания подрастающего поколения.

Школьная среда ориентирована на профилактику здоровья

:

  • в школьной столовой предлагается здоровая пища;
  • родителям предлагаются информационные сообщения об организации школьного питания и еженедельном меню для учащихся.

Цель:

  • Создание в школе условий для организации и осуществления качественного, сбалансированного и доступного питания учащихся.

Наши задачи:

  • Обеспечить качество и сбалансированность рационов питания обучающихся.
  • Повысить доступность школьного питания, увеличить охват организованным питанием большего числа учащихся.
  • Внедрить план работы с родителями с целью привития у учащихся правильных норм поведения, формирующих здоровый образ жизни.
  • Производить производственный контроль административной, медицинской, хозяйственной службами и родительской общественностью за осуществлением качественного, сбалансированного и доступного питания учащихся.
  • В нашей школе разработано меню в соответствии с нормами утвержденными Сан ПиН и утверждено Роспотребнадзором.
  • Для контроля за питанием обучающихся создана бракиражная комиссия и комиссия по контролю за организацией питания и качеством питания обучающихся, утверждены приказом директора школы
  • В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения, положением о питании (Приложение 1), договором, заключенным о доставки продуктов.
  • Состав комиссии утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения. Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц.

Заседания комиссии оформляются протоколом и доводятся до сведения администрации учреждения.

Питание обучающихся в МОБУ «Есеновичская СОШ» осуществляется

на основании Приказа № 1-о от 01.09.2011 г.

  1. – завтрак предоставляется платно всем учащимся 1–11 класс; – горячий обед учащимся 1–4 класс (за счет средств бюджета района);
  2. – обед предоставляется обучающимся 5–11 классов, относящимся к категории:
  • дети из многодетных семей
  • дети из малообеспеченных семей (при подтверждении данного статуса соответствующими документами)

– учащиеся, посещающие группу ГПД, освобождаются (за счет средств бюджета района) 20 человек на 50% (Приложение 2)

Расписание приема пищи

Завтраки

  • 1–5 классы после 1 урока
  • 6–11 классы после 2 урока

Обеды

  • 1–5 классы после 4 урока
  • 6–11 классы после 5 урока

Полдники для ГПД

15.04.2012

Питание, умственное развитие и поведение детей

В проблеме питания и поведения выделяют две стороны. Первая — связана с влиянием питания на успеваемость и способность детей к обучению.

Другая — затрагивает роль питания в поведении детей в быту и школе, в формировании психологического статуса ребенка.

Роль питания в формировании поведения и умственного развития детей и подростков весьма противоречива и наполнена мифами и необоснованными заключениями. Вместе с тем существует ряд доказанных взаимосвязей.

Хорошо доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. Труднее доказать влияние пограничных состояний, неглубоких нарушений питания, доклинических форм дефицита микронутриентов на интеллектуальное развитие.

В контролируемых условиях доказано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти.

Более того, отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки в выполнении тестов выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела.

Это служит неоспоримым обоснованием необходимости обеспечения питания в школе и образования детей в области питания.

Недостаточность железа даже при отсутствии симптомов железодефицитной анемии вызывает нарушения выполнения психофизиологических тестов у детей дошкольного возраста, а также оказывает влияние на успеваемость в школьные годы. Актуальность профилактики дефицита железа у детей и подростков имеет, таким образом, значение для сохранения интеллектуального потенциала детей и общества в целом.

Большое значение для интеллектуального развития имеет нормальная обеспеченность организма йодом. Дефицит йода, даже в отсутствие признаков кретинизма или эндемического зоба, вызывает поражение головного мозга, нарушение интеллектуального развития. Массовая профилактика дефицита йода обеспечивает предупреждение нарушений нервной системы и интеллектуального развития детской популяции.

В школьном возрасте отмечают у некоторых детей нарушение внимания, неспособность сконцентрироваться, гиперактивность, проявляющуюся в непоседливости, суетливости. Все это сказывается на успеваемости. Чаще это явление наблюдается у мальчиков в возрасте старше 7 лет.

Причины этих симптомов, связанные с питанием, точно не установлены. Предполагают, что такое поведение может быть вызвано развивающимися признаками гиповитаминозов, так как витаминотерапия иногда оказывает положительный эффект в устранении нарушений поведения детей.

Таким образом, дети — это не маленькие по размерам взрослые. Анатомо-физиологические особенности организма детей диктуют особенности питания. Вместе с тем общие закономерности и рекомендации по питанию современного человека, изложенные в соответствующей главе, полностью применимы к питанию детей старше 2-летнего возраста.

Во многих развитых странах общие принципы здорового питания начинают внедрять уже с полугодовалого возраста, соблюдая при этом сроки и очередность введения прикорма.

Элементы здорового питания, такие как снижение доли животных жиров и замена их растительными жирами, начинают внедряться при переходе от грудного вскармливания к обычной пище.

В связи с проблемами нарушения питания в детском и подростковом возрасте и их влияния на здоровье в зрелом периоде жизни актуальной задачей является организация образования детей и подростков в области питания, формирование в этот период принципов и навыков здорового питания. При этом успех может быть достигнут при интеграции школьного образования в области питания в общий образовательный процесс без усложнения и увеличения нагрузки. Обучение здоровому образу жизни не должно отрицательно влиять на желаемое здоровье.

Дети из бедных семей хуже развиваются из-за недоедания, окружения и поведения родителей

В недавнем исследовании, проведенном в Бангладеш, было доказано, что бедность негативно влияет на развитие мозга детей не только оттого, что в бедных семьях детей меньше и хуже кормят и они чаще болеют. Но это далеко не единственное такое исследование

В недавнем исследовании, проведенном в Бангладеш, было доказано, что бедность негативно влияет на развитие мозга детей не только оттого, что в бедных семьях детей меньше и хуже кормят и они чаще болеют. 

 Шахрия Хафиз Какон (Shahria Hafiz Kakon) исследовали детей из трущоб в столице Бангладеш Дакке. Это дети из беднейших семей, они недоедают с младенчества, они ниже ростом, чем их благополучные сверстники.

Но Какон интересовало, как окружение, диета и бедность влияет на умственное развитие детей и на рост их мозга.Она и ее коллеги провели МРТ-сканирование мозга и сделали ЭЭГ 130 детям от двух месяцев до трех лет, многие из которых отставали и по росту, и по развитию.

Исследователи также создали комнату для функциональной инфракрасной спектроскопии (fNIRS), во время которой детям надевают сеть из датчиков, регистрирующих кровоток в головном мозге.

Эта методика дает информацию о деятельности мозга, подобной той, которая получена при помощи МРТ, но не требует громоздкой аппаратуры, и во время процедуры дети не должны оставаться неподвижными. FNIRS используется у младенцев с конца 1990-х годов.

Оказалось, что все обследованные дети с отставанием в росте имели гораздо меньшие объемы серого вещества головного мозга в областях, отвечающих за языковое развитие и визуальную память, чем дети того же возраста без отставания в росте из контрольной группы.

Чем сильнее было отставание в росте, тем больше у детей было мозговой активности в ответ на образы и звуки не социальных стимулов, таких как грузовики. Дети с более высоким ростом больше реагировали на социальные стимулы, такие как женские лица.

Этот эксперимент показал, что бедность, плохое питание и недостаточное внимание родителей, негативно влияет на развитие областей мозга, отвечающих за социальные навыки и память.

Исследования влияния бедности на развитие детей ведутся уже давно, причем в них однозначно устанавливается связь между нищетой и заторможенным развитием ребенка. В этом нет ничего удивительного, так как чаще всего в семьях, находящихся на грани нищеты, детям уделяется катастрофически мало внимания, а негативные поведенческие паттерны копируются из поколения в поколение.

Бедные родители обычно значительно реже разговаривают с детьми и читают им, реже покупают соответствующие возрасту игрушки, родители реже и менее полно отвечают на вопросы детей, что значительно тормозит развитие ребенка.

Родительские отношения с детьми в очень бедных семьях чаще всего не отличаются особой теплотой и привязанностью. К тому же бедные родители намного чаще наказывают детей физически и в целом довольно жестоки к детям, это тоже вредит умственному и эмоциональному развитию детей.

Родители в бедных семьях чаще отличаются пренебрегающим или авторитарным стилем воспитания и реже — авторитетным. Похоже, что некоторые из паттернов поведения родителей становятся реакцией на экстраординарный стресс и специфические требования бедного окружения.

Известно, те родители, которые живут в бедности и, тем не менее, имеют достаточную социальную поддержку, гораздо реже жестоко наказывают своих детей или проявляют к ним равнодушие.

В некоторой степени более жесткая дисциплина и акцент на послушании, которые наблюдаются у бедных родителей, можно считать естественной реакцией на реальность жизни в очень бедном квартале, считает Сюзан Майер (Susan E. Mayer), доцент в Школе изучения государственной политики Харриса в Чикагском университете (Harris School of Public Policy Studies at the University of Chicago).

МедНовости недавно писали об аналогичном исследовании, в котором приняли участие австралийские подростки из неблагополучных семей. Это исследование показало, что в бедных проблемных семьях подростки развиваются хуже своих сверстников, причем это «хуже» можно измерить точными инструментами, исследующими мозг.

При этом некоторые эффекты этого плохого развития компенсируются положительной обратной связью от родителей. Если семья ребенка очень бедна, но родители его любят и поддерживают, то у него лучше развивается мозг, компенсируя негативные эффекты плохих районов.

Если же у подростков мужского пола плохие отношения с матерью, то их мозг развивается значительно хуже, причем этот процесс можно отследить при помощи МРТ.

Исследования того, как именно бедность влияет на развитие ребенка, проводились неоднократно.

В результате было достоверно доказано, что дети из бедных семей имеют более низкий IQ и худшую успеваемость в школе, менее развитые моторные навыки и память, а также слабые языковые способности и меньший словарный запас по сравнению с детьми из более благополучных и обеспеченных хотя бы на среднем уровне семей.

А недавнее исследование Марты Фарах (Martha Farah), когнитивного нейробиолога из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania), показало, что дети из неблагополучных малообеспеченных семей имеют и изменения в структуре мозга, которые сказываются на их дальнейшей неблагополучной жизни. Причем некоторые различия в строении мозга наблюдаются уже в возрасте одного месяца.

Насыщенное детство: врачи связали рост ожирения с неправильным питанием младенцев

Российские мамы увлеклись системами интуитивного питания, при которых детям разрешается самостоятельно выбирать из предложенных продуктов. Такая концепция предполагает, что продукты питания не делятся на «вредные» и «полезные», а ребенок интуитивно выбирает, что ему нужно и прислушивается к собственным инстинктам.

Врачи-педиатры бьют тревогу: стремление молодых родителей во что бы то ни стало насытить ребенка ведет к росту детского ожирения, а неграмотность и эксперименты в вопросах детского питания прямо отражаются на здоровье человека в будущем.

На четвертом конгрессе врачей-педиатров Урала ведущие российские специалисты рассказали, какой вклад оказывает питание с первых дней жизни младенца и почему продукты с грядки могут быть небезопасными для детей.

Чего хочешь выбирай

Статистика последних лет показывает тревожные цифры: рост детского ожирения по всей стране среди детей от 2 до 12 лет вырос с 0,9% до 3,8%. Причем среди мальчиков эти показатели возросли с 1,3% до 6,2%.

Актуальность изучения проблемы ожирения у детей обусловлена неуклонным ростом данного заболевания среди детского населения.

Ежегодный прирост числа детей с ожирением составил в 1970-е годы около 0,2%, в 1980-е годы — 0,6%, в 1990 году — 0,8%, в 2000 году — 2%, в 2013 году — 5,6%.

Избыточный вес и ожирение, ранее считавшиеся характерными для стран с высоким уровнем дохода, теперь становятся всё более распространенными в странах с низким и средним уровнем дохода, особенно в городах.

— Мы прекрасно знаем, что детское ожирение повышает вероятность преждевременной смертности и инвалидности во взрослом возрасте, ведет к возникновению психологических проблем.

Регулярные исследования пищевого статуса различных групп детского и взрослого населения свидетельствуют о том, что структура питания не отвечает принципам здорового питания и характеризуется высокой калорийностью рациона.

Питание большинства населения РФ имеет перекос из-за потребления продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и недостаток овощей, морепродуктов, рыбы, — отметил представитель Министерства здравоохранения РФ, советник министра Валерий Бузин.

Повышение качества питания — один из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения.

В рамках существующих федеральных проектов проводятся информационные кампании по здоровому образу жизни и правильному питанию.

Впрочем, эксперты отмечают, что бюджеты, которые выделяются на эти цели, кратно меньше, чем средства, выделяемые на маркетинговое продвижение продуктов, вредных для детского здоровья.

— Программирование здоровья — важная задача, которую важно обсуждать и на государственном уровне, и в профессиональном сообществе. Но также важно обсуждать ее и с производителями продуктов питания, потому что не всё в жизни заключается в получении прибыли.

Социально ответственный бизнес это понимает и старается продвигать полезные идеи.

Необходимо популяризировать идею здорового питания с детства, и профессиональное сообщество может сыграть большую роль, потому что и педиатры, и медсестры общаются с молодыми родителями и могут вносить серьезный вклад в здоровое поколение, — добавил Бузин.

Запрограммированные на здоровье

Врачи убеждены, что склонность к ожирению может быть запрограммирована у ребенка с самого раннего детства. И во многом на это оказывают влияние здоровье и питание будущей матери. Медики предлагают уделять больше внимания процессу подготовки к беременности и питания будущих матерей.

Например, в Западных странах к подготовке к будущему родительству относятся гораздо более ответственно: около половины семей в США подходят к вопросу деторождения осознанно и заранее готовятся к беременности.

Особое беспокойство медиков вызывает так называемая система интуитивного питания, когда ребенок ест столько, сколько ему хочется, и то, что ему хочется.

— В последние годы стало очень модным так называемое питание самостоятельного выбора: давать то, что ребенок выберет сам, а не то, что рекомендуют давать педиатры.

Какой может быть самостоятельный выбор в шесть месяцев? Ребенок в этом возрасте ничего не может выбирать сам, — пояснила доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.По мнению доктора медицинских наук, важно соблюдать баланс между началом введения прикорма и его разнообразным составом.

Связано это прежде всего с тем, что раннее введение прикорма провоцирует развитие ожирения. Согласно врачебным стандартам, время введения прикорма — от 4 до 6 месяцев. К сожалению, некоторые родители нарушают эти сроки.

— Позднее введение прикорма имеет место у 15% младенцев. При этом всё это дети, находящиеся на грудном вскармливании. Это обратная сторона медали: кормлю чем дольше, тем лучше — хоть до 16 лет. Конечно, нас это должно тоже немного настораживать, — добавила Гмошинская.

Закладывать на будущее

Руководитель неонатальной службы Морозовской ДГКБ, доктор медицинских наук, профессор Ирина Беляева также выразила настороженность в связи с катастрофическим ростом числа детей с ожирением в возрасте до двух лет. За последние 30 лет число детей с избыточной жировой массой выросло в два раза.

Среди детей старшего возраста процент подростков, страдающих от ожирения, приближается к отметке 15%.

Мультицентровое исследование, проведенное в ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», показало, что распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей 5–15 лет составила в среднем 19,9 и 5,6% соответственно, что подтверждает серьезность проблемы ожирения у детей для нашей страны.

Ожирение у ребенка — это не только проблемы с самооценкой в будущем, но и ранее развитие признаков артериальной гипертензии и сахарного диабета. Профессор Беляева отмечает, что клинические проявления этих заболеваний стали чаще отмечать у детей дошкольного возраста.

— Среди факторов, которые формируют эти индивидуальные предрасположенности, фактор питания — один из наиболее значимых.

Конечно же, главная роль в кормлении ребенка в первый год его жизни принадлежит грудному вскармливанию, которое необходимо для программирования его здоровья в целом.

На грудном вскармливании дети лучше адаптированы к растительному прикорму, что имеет колоссальное значение для последующего питания наших детей, — отмечает профессор Беляева.

Пищевые привычки у ребенка начинают формироваться на этапе прикорма. Именно на этом этапе возникают факторы, повышающие риск неправильного программирования здоровья: возраст введения прикорма, тип, ингредиентный состав и пищевая и энергетическая ценности продуктов.

— Эти сроки всё время обсуждаются, потому что появляются новые данные, подтверждающие, что раннее введение прикорма увеличивает риски ожирения, а позднее все-таки не является оптимальным, хотя и не наращивает метаболический синдром, но может приводить к анемии.

Младенцам следует предлагать разнообразное питание, включающее в себя различные вкусы, в том числе горькие и кислые.

Очень важно не добавлять в детское питание сахар и соль, а также подслащенные сахаром напитки, — добавила руководитель неонатальной службы Морозовской ДГКБ.

Профессор Беляева рекомендует проявить упорство при нежелании ребенка есть овощное пюре: предлагать его нужно не менее 12 раз. При таком подходе большинство детей привыкают к овощам и в дальнейшем с удовольствием их едят.

Исключили из основного состава

Оптимальным питанием для первого прикорма медики считают овощные пюре и различные каши.

По мнению академика РАН, президента Союза педиатров России Лейлы Сеймуровны Намазовой-Барановой, любой овощ, фрукт или ягода, выращенные в собственном саду или огороде, не являются 100% безопасными для употребления в пищу младенцев.

Медики связывают это с отсутствием контроля за уровнем в них нежелательных химических соединений, прежде всего нитратов и нитритов, а также невозможностью оценить в том, что выращено на своем участке, состав полезных веществ и минералов и их соотношений.

— Для прикорма необходимо использовать продукты промышленного выпуска, все-таки мы живем в XXI веке. Это время высоких требований и необходимости неукоснительного следования стандартам во всем, тем более в питании.

Иногда меня спрашивают, можно ли рекомендовать кабачки со своего огорода.

К сожалению, в настоящее время домашнее пюре из овощей или фруктов, выращенных в собственном саду или на своих грядках, признать полностью безопасным не представляется возможным, потому что мы не можем быть уверенными, что в них не содержится ничего опасного для питания младенца. Возможно, эту грядку обработали сильным ядом от садовых вредителей, а может быть, рядом с садиком проходит оживленная автотрасса, находится вредное химическое производство или расположен аэрододром, — подчеркнула академик РАН Намазова-Баранова.

В продуктах прикорма промышленного выпуска проводится строгий контроль химического состава, показателей микробиологической безопасности, степени измельчения. Они важны для знакомства с различными вкусами. По мнению экспертов, знакомить ребенка с различными вкусами, не только сладкими, но и горькими и кислыми, нужно именно в период введения прикорма.

В Подмосковье молодые родители получают бесплатное детское питание, в которое, помимо традиционной молочной продукции, входят фруктовые соки, овощное и мясное пюре, в том числе бренда «ФрутоНяня», производством которого занимается российская компании «ПРОГРЕСС».

Выбор данного производителя был обусловлен качеством и безопасностью производимой продукции, которая прошла клинические исследования.

Стоит отметить, что добавленные сахар и соль на ранних этапах жизни ребенка — одна из ключевых причин формирования неправильных пищевых привычек, которые впоследствии могут стать причиной лишнего веса и сопутствующих заболеваний.

— С 2018 года мы вывели сахар из всех фруктовых пюре. На протяжении нескольких лет велась работа по подбору подходящих по составу и сладости фруктов.

Мы — российская компания по производству детского питания — выбрали себе основные направления в рамках программы десятилетия детства: снижение добавленного сахара в продуктах, обогащение их необходимыми макро- и микронутриентами, управление рисками при производстве продуктов питания, — отметил директор департамента инноваций и управления изменениями АО «ПРОГРЕСС» Дмитрий Макаркин.

Система качества и пищевой безопасности на предприятии соответствует самым высоким требованиям и стандартам, предъявляемым к производству продуктов питания для детей раннего возраста.

— С точки зрения обогащения пребиотиками подходы сочетаются с рекомендациями института питания. Наши продукты проходят там одобрение. Этому уделяется огромное внимание, и проводятся дополнительные тесты, которые не являются обязательными для пищевого производства, но являются требованиями нашей компании, — резюмировал Макаркин.