Такой призыв исследователей из Кембриджского университета является следствием полученных выводов, согласно которым дети менее активны и гораздо больше времени проводят сидя в осенне-зимний период по сравнению с другими временами года.

Ученые утверждают, что детям следует проводить по крайней мере 1 час в день в состоянии физической активности умеренной и/или высокой интенсивности. Это может быть быстрая ходьба, бег, активное участие в спортивных играх или физических упражнениях. В то же время, следует свести к минимуму количество времени, которое дети проводят сидя в течение длительного периода времени.

Для изучения сезонных изменений в поведении детей специалисты накапливали показатели 700 семилетних детей, носивших акселерометры на протяжении календарного года.

Исследователи обнаружили, что физическая активность детей была ниже в осенне-зимний период по сравнению с весной.

Средний уровень активности по всей группе достиг своего пика в апреле  — 65,3 мин / день, а самый низкий уровень был зафиксирован в феврале — 47,8 мин / день. Самые низкие показатели физической активности были в выходные дни в течение зимы.

А вот особенно активны дети были во время раннего лета, особенно в выходные дни. При этом мальчики были более активны на протяжении всего года, чем девочки.

“Физическая активность очень важна для здоровья и развития детей, но многие из них не получают достаточную физическую нагрузку”, — говорит ведущий автор исследования д-р Эндрю Аткин. — “В течение весны и лета, когда погода лучше, а дни длиннее, они, как правило, играют и более активны, но в более темные, холодные месяцы дети гораздо менее активны”.

По мнению ученых, такие результаты должны побудить родителей обеспечить своим детям возможности для повышения подвижности, участия в спортивных играх в закрытых помещениях на протяжении холодного времени года, а школы — продумать использование своего внутреннего пространства при плохой погоде.

Поставьте рейтинг статье, чтобы мы понимали о чем писать дальше

Двигательная активность дошкольников в зимний период

Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движение на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха, является профилактически эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Активность в движениях — необходимое условие нормального роста и развитие организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается.

Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. В тоже время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям.

Взрослым следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной деятельности дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка и в ненастную погоду, так как движение на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность.

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха, является профилактически эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям. Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке (можно было бы поиграть в интересные игры в снежных постройках, посоревноваться в беге, метании и т. д.

), дети и в зимнее время двигаются много и охотно.

Если есть возможность, надо защитить детскую площадку от ветра, например: оградить ее снежными валами, снежными фигурами зверей, сделать снежные сугробы в разных местах площадки, особенно вдоль забора, веранды.

Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить постройки для разнообразных движений. Хорошо заранее предусмотреть места их расположения, преимущественно по краям площадки

Благоустраивая игровую площадку, необходимо учитывать конкретные условия, например, к уже имеющемуся на ней возвышению сгрести сна и устроить горку, подсыпать снег к бревну, обложить его кругом снегом — и получиться снежный вал, по которому можно ходить, спрыгивать с него, перебрасывать через него снежки.

Оставшийся от спиленного дерева пенек послужит основой для снежной фигуры медведя, зайца, оленя, в лапах которого укреплены корзина, ящик и т. д.. Между деревьями, но там, где нет низко свисающих веток, прокладывается лыжня.

Из заранее заготовленных сугробов делаются валы (длиной 3 — 4м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый неглубокий лабиринт для разнообразных игр.

В точно сделанном валу прокапываются отверстия — ворота для пролезания.

По краям площадки располагаются ледяные дорожки для скольжения на ногах, лыжня, горки. Обледенелые места посыпаются песком или золой. Для многих игр необходима разметка — обозначение линии «старта», границы «городка», «домиков».

Разметку рекомендуется делать синькой или другим анилиновым красителем, разведенным в горячей воде. Через 15-20 минут проведенные кистью линии полить водой для образования ледяной корочки — это позволит им сохраниться в течение зимы.

Особенное внимание надо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных погодных условий.

Родителям следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях.

Покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений — признаки чрезмерной нагрузки.

Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгоряченный игрой ребенок может переохладиться.

Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру «Ловишки» сменить метанием снежков в цель.

Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.

Взрослые используют зимние условия для упражнения детей в следующих движениях:

Ходьба по следам, ходьба поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками. вокруг сугроба.

Бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием.

Упражнение в равновесии — ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагивание через снежки, палочки.

Прыжки на месте и продвигаясь в перед (расстояние 3 — 4м), спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге. Подлезание под ветку, в снежном тоннеле.

Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).

Игры на прогулке для дошкольников в зимний период.

Одежда для прогулки предполагается удобная и практичная. Малыша надо «упаковать» так, чтобы он мог активно двигаться и при этом не замерз.

Есть одно простое правило: подсчитайте, сколько слоев одежды на вас, столько же наденьте и на ребенка.

Если на улице он будет бегать, снимите один слой, если же большую часть прогулки сидит в коляске, добавьте один слой. Да, и пожалуйста, не забудьте взять с собой запасную пару варежек.

«Скульпторы»

Одно из самых любимых занятий детей зимой – лепить из снега. Этот процесс получится интереснее и веселее, если захватить из дома какие-нибудь предметы (морковку, пуговицы, шарфик или сломанные солнцезащитные очки) Представь, какой забавный получится снеговик? Чтобы ему было не скучно слепите ему подружку. Вообще, из снега можно слепить все, что угодно: колобка, черепаху, башню, крепость.

«Меткий стрелок»

Выбираем цель. Из снега лепим снаряды. А теперь направляем снежок прямо в цель. После каждого попадания хлопаем в ладоши – получилось.

«Снежная дуэль»

В эту игру интереснее играть втроем: мама, папа и малыш. Мама с ребенком- на одной стороне, папа- на другой. Но, конечно же, победит дружба.

«Кладоискатели»

Предложите малышу раскопать снег до земли и посмотреть, что под ним. А там. маленькое чудо — зелененькая травка. Расскажите ребенку, что ее укрыл снежок, как одеялом, и она спит.

А если ваша прогулка проходит в лесу, найдите старый трухлявый пень и отделите кусочек коры. Под ним вы увидите спящих насекомых — они заснули на зиму.

Но когда придет весна и их согреет солнышко, они снова проснуться.

«Необыкновенные художники»

Рисовать на снегу – это так красиво! Можно пальчиком, прутиком, лопаткой, а можно – водой! Нам понадобиться пластиковая бутылка с подкрашенной водой и две крышечки. Одной крышечкой закрываем бутылку, чтобы удобно было нести. Во второй делаем отверстие. На прогулке меняем крышки. Инструмент для зимнего рисования готов!

«Знакомство с деревьями»

Расскажите ребенку, какие бывают деревья и как их можно различить друг от друга. Первое знакомство лучше начать с березы, рябины, елки или сосны. А чтобы лучше запомнить, поиграйте в игру: «Раз, два, три, к елочке (березке, рябинке) беги! »

«Летние игры зимой»

Разве можно замерзнуть, играя в «вышибалы»? Или в футбол? Надо всего лишь взять с собой на прогулку мячик и вспомнить летние игры.

«Снежинки»

Попробуйте поймать снежинки и рассмотреть их. Они очень красивые. И заметьте они совсем на похожи друг на друга. А что такое снежинка? Это всего лишь замершая капелька воды. Положите ее на ладошку, она растает и опять превратится в капельку. Ну, разве не волшебство? А дома, когда наступит вечер, возьмите листок бумаги и сделайте малышу подарок – вырежьте для него снежинку, которая не тает.

«Разведчики»

Настоящие разведчики должны ходить так, чтобы не оставлять после себя следов. Как сделать? Очень просто – надо шагать след в след. Будет интереснее, если тот, кто идет впереди (например, папа, будет менять дистанцию между шагами или делать резкие повороты. Чем болбше участников, тем играть веселее.

«Разные дорожки»

Если найти полянку нетронутого снега, то можно сделать и «неведомые дорожки», и «следы невиданных зверей».

Например, идти «елочкой» или ехать как на лыжах, оставляя длинные следы, семенить ножками, продвигаясь вперед совсем чуть-чуть – так получится след от трактора.

А можно сделать несколько шагов вперед, а потом аккуратно по этим же следам вернуться назад. Получится, что кто-то шел, шел, а потом, раз… и исчез. Вот чудеса!

«Крутые виражи» На санках любят кататься все! А вот если разбежаться и резко развернуть санки, удержаться и не выпасть из санок смогут не многие. Но зато те, кто удержался – молодцы!

Как сохранить здоровье детей зимой

С наступлением холодов дети часто подвергаются простудным заболеваниям. Поэтому родителям необходимо знать, как сохранить здоровье детей зимой.

Советы для улучшения здоровья

Укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды помогут:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • правильные одежда и обувь;
  • рациональное питание и обильное питье;
  • проветривание помещения;
  • соблюдение гигиены;
  • витамины и иммуностимуляторы;
  • активный образ жизни;
  • носовое дыхание.

Прогулки

Свежий прохладный воздух укрепляет защитные силы организма, повышает тонус, наполняет энергией, стимулирует нервную деятельность. Поэтому даже во время болезни ребенок должен выходить на улицу.

Для прогулок следует выбирать малолюдные места – детские площадки, скверы, парки. Не стоит посещать с ребенком многолюдные места – торгово-развлекательные центры, магазины, транспорт, что сильно повышает риск «подхватить» инфекцию.

Если ребенок во время прогулки замерз, то сделайте ему ванночку для ног с экстрактом эвкалипта. Она ускорит кровообращение и предотвратит простуду.

Одежда и обувь

Выбирать одежду и обувь нужно в соответствии с погодой. Одежда должна быть теплой, легкой, многослойной и непродуваемой, а обувь – непромокаемой. Ребенок не должен перемерзать, но и перегрев не принесет пользы организму.

Проветривание

В закрытом помещении скапливаются вирусы и бактерии, а сухой воздух пересушивает слизистые оболочки и понижает способность организма сопротивляться инфекциям. Поэтому необходимо регулярно проветривать и увлажнять воздух в квартире.

Гигиена

Достаточно регулярно мыть руки, чтобы свести к минимуму риск инфицирования организма.

Питание

Зимой организм требует дополнительных источников энергии, которыми служит сытная и питательная пища. В то же время ему необходимы витамины. Поэтому в зимний рацион должны входить каши, орехи, фрукты, сухофрукты, кисломолочные продукты.

Ребенок всегда должен получать в неограниченном количестве питье – негазированную воду, компоты, соки.

Витамины и иммуностимуляторы

Первостепенное значение в профилактике простудных заболеваний имеет крепкая иммунная система. Чтобы улучшить иммунитет, рекомендуется давать малышам в зимнее время витаминные комплексы и иммуностимулирующие препараты. Но не стоит слишком увлекаться. Достаточно проводить профилактические курсы 2 раза в год. При частых приемах подобных средств эффект существенно понижается.

Активный образ жизни

Важную роль в укреплении организма имеет физическая активность. Пусть ребенок почаще бегает, плавает, катается на велосипеде, самокате, коньках (обычных и роликовых), что принесет большую пользу для здоровья.

Носовое дыхание

Приучайте ребенка дышать носом. Как известно, слизистая оболочка носа служит барьером для микробов. Она перекрывает им путь и нейтрализует, чем защищает от болезни.

Если соблюдать эти простые советы, то не придется спрашивать, как сохранить здоровье детей зимой. Болезни и недомогания обойдут вашего ребенка стороной, и он в полной мере сможет насладиться новогодними праздниками, играми в снежки, катанием на санках, лыжах и коньках.

Создание условий для двигательной активности на зимней прогулке

Подготовила : Иванова Е.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории.

«День, проведённый  ребёнком без прогулки, навсегда потерян для  его здоровья »              Г.Н. Сперанский, физиолог.

В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

 Здоровьесберегающие режимные моменты: физкультурные занятия, закаливающие процедуры, физминутки, различные виды гимнастик, прогулки и др.

Активность в движениях — необходимое условие нормального роста и развития организма дошкольника. И если в теплое время года ребята много бегают, прыгают, играют с мячом, катаются на велосипеде, то в холодное время года их активность снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег ограничивают движения детей.

В то же время хорошо известно, что недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма,  замедляет его рост, уменьшает сопротивляемость заболеваниям. Педагогам — следует постоянно заботиться о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой.

А для этого надо не исключать прогулки ребёнка в ненастную погоду, так как движения на свежем воздухе (особенно зимой) приобретают особую ценность. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является профилактическим эффективным средством закаливания детей, повышающим сопротивляемость их организма к инфекционным и простудным заболеваниям.

Привычка гулять и играть в холодное время года закалит не только тело, но и характер ребенка.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).

Оформление зимних участков — работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием. Нами подобран, разработан, систематизирован консультационный материал, методические рекомендации.

Большое значение придаем охране жизни и здоровья воспитанников: разработаны инструкции по ОБЖ воспитанников во время прогулки в зимний период, беседы с детьми на тему: «Осторожно! Железные предметы!», «Внимание! Горка!», «Осторожно! Гололед!», «Скольжение по ледяной дорожке» и др.

, разработаны рекомендации по оформлению прогулочного и спортивного участков.

      Там, где проявляется действенная забота о том, чтобы малышам было интересно на площадке (можно было бы поиграть в интересные игры в снежных постройках, посоревноваться в беге, метании и т.д.), дети и в зимнее время двигаются много и охотно.

       Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. 

Особое внимание необходимо обратить на одежду ребенка, так как его активность во многом определяется ее целесообразностью в зависимости от конкретных условий.

 Педагогам следует быть внимательными к ребенку, занятому физическими упражнениями, чтобы он не превысил свои реальные возможности, а это часто бывает в увлекательных играх и соревнованиях.

Покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с товарищами, нарушение координации движений — признаки чрезмерной нагрузки.

Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность.

     Часто болеющие дети, имеющие какое-либо хроническое заболевание, особенно нуждаются в регулировании двигательной нагрузки в зимнее время. Им чаще необходимо чередовать более подвижную деятельность со спокойной, например: после неоднократного скатывания с горки предложить медленно покатать куклу по ровной дорожке, игру в «Ловишки» сменить метанием снежков в цель.

     Несомненно, надо учитывать конкретную погоду: наличие ветра, осадков, повышение температуры воздуха к концу прогулки — и постараться не допускать ни перегрева, ни охлаждения играющих детей.

Подвижность ребенка также во многом зависит от его двигательных умений, от того, владеет ли он такими естественными движениями, как ходьба, бег, прыжки, метание. Эти движения составляют основу большинства подвижных игр, в которые играют дети. Успех в игре определяется легкостью выполнения двигательных действий.

  •      В зимнее время года можно упражнять детей в следующих движениях:
  • — метание в вертикальную и горизонтальную цель на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).
  • — бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием;
  • — упражнение в равновесии — ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагиванием через снежки, небольшие сугробы;

— прыжки на месте и с продвижением вперед, спрыгивание со снежных бугорков, прыжки вокруг сугроба и т.п.;

— подлезание под ветку, в снежные тоннели;

— ходьба по следам, ходьба поднимая колени, ходьба приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугроба;

 Педагоги нашего ДОУ постоянно заботятся о создании необходимых условий для двигательной активности дошкольников зимой!  Каждая прогулка приносит много радости и пользы для здоровья их воспитанников!

Список литературы.

  1. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. «ТЦ Сфера», 2009 -128с.
  2. Синягтна Н.Ю., Кузнецова И.В. Как сохранить и укрепить здоровье детей, М. «Владос», 2004-150с.
  3. Орл В.И., Агаджанова С.Н., Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие, СПб «Детство-Пресс», 2006-176с.

Доклад Развитие двигательной активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе в зимний период

Развитие двигательной
активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе
в зимний период.

Воспитатель: Конюхова А.П.

Развитие двигательной
активности дошкольников в процессе проведения физкультурных занятий на воздухе
в зимний период.

     
 Движение – это жизнь, слова известные практически каждому человеку. Тот
факт, что двигательная  активность полезна для организма, бесспорен.
Именно в дошкольном возрасте у детей формируется нервная и костно – мышечная
  система, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы
хорошего здоровья и полноценного физического развития.

        Последнее
время, дети подвержены частым простудным заболеваниям, особенно в осенне-зимний
период. Молодые родители считают, что  одеть своего ребёнка потеплее – это
правильно.

Но они не учитывают то, что ребёнок легко перегревается и
переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия,
которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно,
если ребенок, гуляя много двигается.

 В холодный  период, когда
световой день намного короче, родители, забирая детей из детского сада, сразу
ведут их  домой – лишая  вечерней прогулки. К сожалению именно в зимний
 период волею взрослых, двигательная   активность ребёнка
подавляется.

Родители предпочитают занять детей более спокойными играми, но
чаще всего дети смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, что оказывает
отрицательное влияние на  их здоровье. Из-за  малоподвижного образа
жизни у детей появляется избыточная масса тела, проблемы  со зрением и
первые признаки нарушения осанки.

        Недостаточная
двигательная активность детей в зимний период-актуальная проблема на
сегодняшний день. Это и вызвало необходимость направить свою деятельность на
развитие двигательной активности детей на воздухе.

        Один
раз в неделю проводится занятие по физической культуре на открытом воздухе.
 В соответствии с этим, я и  планирую  свою работу. При
проведении занятий на открытом воздухе, контролируя индивидуальную нагрузку на
каждого ребёнка, даю детям возможность проявить активность, самостоятельность и
инициативу в действиях.

Многократное повторение упражнений в условиях большого
пространства в холодное время года способствует более прочному закреплению
двигательных навыков и физических качеств.

Это позволяет детскому организму
 активнее насыщаться кислородом, что способствует лучшей работе мозга,
хорошо тренируется выносливость, укрепляется дыхательная и сердечно сосудистая
системы, увеличивается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

        Разумеется,
организации физкультурных занятий с детьми на воздухе предшествовала большая
подготовительная работа. Учитывая, что главными воспитателями ребёнка,
 являются  его родители, необходимо было установить контакт и
взаимодействие с ними.

     Ежегодно, в
сентябре провожу,  родительское собрание, на котором,  знакомлю
родителей с формами работы по повышению  двигательной активности детей в
детском саду, в частности на воздухе в разное время  года. Предлагаю
объединить совместные усилия семьи и дошкольного учреждения в формировании
здорового образа жизни.

          Огромное внимание уделяю
информации в родительских уголках,  помещая  консультации  на
различные темы: «Закаливание детей», «Физкультурно — оздоровительная работа в
зимний период», «Растить ребёнка здоровым», «Мороз и солнце – день чудесный»,
 и др.

Провожу
индивидуальные беседы с родителями о закаливании детского организма. Рекомендую
комплексы оздоровительной гимнастики для выполнения в домашних условиях.

        Опыт
работы доказывает, что совместный активный отдых родителей и детей – это
проявление общих взглядов, доверия, взаимопонимания. Всё это способствует
созданию благоприятного климата в семье.  

        Проводя
  занятия на воздухе, присматриваюсь, как реагируют отдельные дети на
холод: одни быстро привыкают  к холодному воздуху, а другие значительно
медленнее. Последних, стимулирую к более активной деятельности, даю задания,
наблюдаю.

        Ослабленным
детям даю другую  нагрузку: уменьшаю число повторений  упражнений,
сокращаю участие их в подвижных играх. Время бега ограничиваю,  заменяя
его ходьбой. После коротких переключений на более спокойную деятельность дети
 снова включаются в  общий ход занятия.

  Содержание занятий на воздухе
планирую в соответствии с  учебной программой  дошкольного
образования.  В своей работе руководствуюсь основными общедидактическими
принципами обучения детей движениям.

       
При  проведении  физкультурных занятий на воздухе  использую
  спортивную площадку и всю территорию дошкольного учреждения.

        Особое
внимание уделяю планированию спортивных упражнений: катанию на санках,
скольжению по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах. Лыжи обязательный выносной
 атрибут в нашем детском саду.

Детей обучаю ходьбе на лыжах
 переменным, скользящим шагом, поворотам, переступанием вокруг носков лыж
 направо, налево, ходьбе по пересечённой местности, подъёму  на
невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой», спуск с горки.

Обучаю выполнять
торможение при спуске «плугом», «полуплугом». Например, когда отрабатываю
 повороты переступанием, если проделать весь  круг, получается
«Солнышко», а когда обучаю приставному шагу  в сторону (подъёму),
получается широкая дорога  и
т.д.

        На занятиях помогаю
осваивать скольжение по ледяным дорожкам: прямо, боком, в приседе. При этом
обязательно осуществляю страховку детей при скольжении.

      В
снежные зимы мы выстраиваем для детей разнообразные снежные постройки:
лабиринты, снежные домики, горки. Эти постройки помогают развивать интерес к
разнообразным видам движений: ходьбе, бегу по снежному лабиринту, спуску с
горок и т.д.

        С
целью повышения двигательной активности детей на воздухе большое внимание
уделяю играм – эстафетам, в которые входят  хорошо знакомые детям
движения.

        При
их проведении дети становятся очень оживлёнными, подбадривают товарищей,
подпрыгивают, хлопают в ладоши — находятся в движении. Игры – эстафеты
способствуют максимальному проявлению двигательных способностей детей, ведут к
интенсивному совершенствованию двигательных навыков и качеств.

        Проводя
 занятия на воздухе, обязательно обучаю  детей правильному дыханию. В
холодное время года уделяю большое внимание носовому дыханию. Прошу  ребят
 перед занятием, достать свои  «волшебные платочки» и «поиграть с
носиками». ( Очистить носики от слизи). Но бывает, что во время бега, ходьбы
 или выполнения других упражнений при произвольном дыхании дети дышат
ртом.

Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием, и поток
холодного воздуха сменяется тёплым, согретым и очищенным при прохождении через
носовые ходы воздухом. Это является хорошим закаливающим средством.

 Постепенно в процессе тренировки у детей вырабатывается ритмичное и
глубокое дыхание: они дышат не только ртом, но и носом, и эффективность
носового дыхания увеличивается.

        В
своей   работе с детьми зимой совершенствую приёмы разнообразного
 метания: метание в горизонтальную цель (цветные круги на снегу), метание
в вертикальную цель (сбивать колпак со снежной бабы).

Обучаю   метанию
 на расстояние  с места,  и с разбега. Лепим снежки
самостоятельно. Снежки увеличивают интерес к упражнению и являются хорошей
нагрузкой на организм ребенка. Вылепливая снежок, дети тем самым развивают
мелкую моторику.

 Метая его  в цель дети развивают глазомер.

     Подвижные игры в занятиях на
воздухе очень разнообразныРебятам нравятся  игры  «Два
Мороза», «Белые медведи», «Мышеловка», «След в след», «Замороженные» и т.д.
которые требуют проявления выдержки, волевых усилий  и ловкости движений.

Чаще
всего использую  игры с правилами, но без текста, ибо повторение его на
воздухе может вызвать у ребят простудные заболевания.

Но таких игр мало
(«Перебежки», «Ловишки», «Караси и щука», «Найди себе пару» и т.д.

), потому
приходится подключать игры с текстом, который произносится только воспитателем
(в последующем повторении текст игры произносится в сокращении, так, чтобы
сохранился лишь сигнал к действию).

        В
процессе работы об эффективности игр сужу по следующим показателям: дети с
желанием играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, ищут
любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную
деятельность.

        Анализируя
свою работу, могу сказать, что физкультурные занятия, проводимые на воздухе,
сказываются положительно и на дисциплине дошкольников. Они становятся, более
подтянуты, послушны, организованны. Хорошо осваивают  спортивные виды
движений, рекомендованные учебной программой.

        Я
не ставлю своей целью достижения высоких результатов путём форсированного
формирования тех или иных навыков.

Моя задача заключается в том,  чтобы
помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от
рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает  мне
находиться в их удивительном мире детства.

Я вижу, как расправляются их плечи,
выпрямляются спинки, как свободно они общаются  друг с другом на занятиях,
они играют, шутят и смеются.

Условия физического воспитания в ДОУ в зимний период

  • В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей :
  • учебная работа – физкультурные занятия;
  • физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;
  • активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • работа с семьей

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего бюджетного времени в режиме дня. Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду

Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе.

Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке так же, как и прогулку детей 5–7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже –20° С и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе.

  1. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
  2. занятия по традиционной схеме;
  3. занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;
  4. занятия – тренировки в основных видах движений;
  5. ритмическая гимнастика;
  6. занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы; сюжетно–игровые занятия и т.д.

К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения.Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

Продолжительность утренней гимнастики в 1 младшей группе – 4–5 мин, во 2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин.

Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде или трусиках.

В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений, включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы, оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин.

Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания.

На оборудованной спортивной площадке с травяным покрытием используют элементы босохождения.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании.

Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня.

Для достижения оптимального тренирующего эффекта используют подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе в течение 3–5 мин в зависимости от возраста (1–2 игры или пробежки, чередуя их с периодами самостоятельной деятельности). В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой).

В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей.

Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Очень подвижных детей он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.

Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей.

Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно–оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.