Психологи уверяют, что школьникам очень полезно хотя бы часть каникул проводить без мам и пап. Но как подготовить ребенка к поездке и пережить ее самим?!

Наконуне отъезда – позитивный настрой

“Милай мой, родной, как же ты там без меня? Если будут обижать, если будешь скучать, сразу звони!” — на вокзале плачущая мама прижимает сына к груди. Мамины слезы, страхи перед лагерем передаются ребенку.

А если ему хочется поехать, он может еще и чувствовать себя предателем: мне хорошо, а маме плохо.

Оптимальный вариант – позитивный настрой (“Мне будет тебя не хватать, но я очень рада, что ты здорово отбохнешь”) и обсуждение возможных проблем в конструктивном ключе.

Стоит рассказать, какое поведение может вызывать конфликты: заносчивость, обидчивость и т. д. Но при этом объясните, что никто не имеет права никого бить или портить вещи. Подобные события требуют вмешательства взрослых. Это не ябедничество, а защита.

С поездкой к бабушке проще — это родной человек. Проблемы могут возникнуть, если взгляды на воспитание различаются. Но спорные вопросы желательно решать тет-а-тет, не вмешивая ребенка.

8-9 лет – оптимальный возраст для первой поездки в лагерь, но есть дети, которые и в 6-7 лет легко переживают разлуку с родителями.

Будем на связи – не чаще, чем нужно

Каждый вечер, ровно в восемь, сын созванивается с мамой — они договорились так дома. Обстоятельно рассказывает, как прошел день в лагере. Делится проблемами — и сразу получает советы. Мама хочет как лучше, чтобы сын не скучал по дому. Вот только мальчик почему-то никак не освоится в коллективе и грустит.

Мобильные телефоны дают детям возможность всегда быть на связи. Но у этой медали две стороны. Если родители слишком активны, ребенок хуже адаптируется к новым условиям. Ценный опыт принятия самостоятельных решений тоже отсутствует, ведь каждое обговаривается с мамой. Маме, надо сказать, тоже не легче.

Чадо жалуется, что кто-то его обидел или подшутил над ним, — и она сама не своя весь день. А конфликт, возможно, через полчаса исчерпан и забыт. Чтобы ребенок не
завис между домом и лагерем, ему стоит дать больше свободы.

Обговорить случаи, при которых стоит звонить обязательно (заболел, пропала вещь, серьезный конфликт), а в остальных — достаточно коротких бесед раз в несколько дней и эсэмэсок.

Бывает и наоборот — когда со связью проблемы (например, в туристическом лагере ). Предложите ребенку такой способ решения сложных вопросов: мысленно поговорить с кем-то из близких и представить, какой совет они бы дали.

Ситуация с отдыхом у бабушки с этой точки зрения опять же куда проще. Вы точно знаете, что ребенок сыт, здоров и в чистой футболке. Но ведь это не единственный показатель хорошего отдыха. Поэтому объясните бабушке заранее, что вариант “не будем расстраивать маму и не расскажем ей про это” не кажется вам правильным.

Кто-то мечтает о лагере, но его ждет разочарование. Кто-то не хочет ехать к бабушке, а в итоге находит там множество друзей и занятий.

Решаем проблемы по мере поступления

Через три дня после отъезда к бабушке дочь звонит маме в слезах: все надоело, скучно, очень хочется домой. Весь вечер мама ходила сама не своя. Уже собралась брать отгул и ехать за дочкой, как та позвонила сама и взахлеб рассказывает, как ходила с ребятами на речку и помогала бабушке печь пирожки. На вопрос, что же было утром, смутилась: ну так, немного понервничала.

Две главные проблемы отдельного от родителей отдыха — это конфликт с новым окружением и тоска по дому. Часто они тесно связаны друг с другом. Не понравилось что-то на новом месте сразу хочется домой, убежать от всего этого. Скучаешь по дому — нет желания ни дружить, ни общаться, ни искать новых впечатлений. В среднем на адаптацию уходит до пяти дней.

Если ребенок отличается вспыльчивым характером и импульсивным поведением, скорее всего, будут и периоды обид, и звонки со слезами “забери меня” по очереди со “здесь так классно!”. А вот если обычно веселый, общительный ребенок отвечает на вопросы об отдыхе односложно и нехотя — стоит насторожиться и поговорить с бабушкой (вожатым).

Не задавайте вопросы, на которые можно дать типовые однозначные ответы: не скучаешь? не обижают? все хорошо? Лучше спросить, как ребенок проводил время, чем занимался, с кем и о чем говорил.

Хочу домой!

Ребенок звонит из лагеря, рыдает и говорит, что не останется в лагере ни дня. Как быть?

Не ругать и не рассказывать, как много денег вы потратили на путевку: это только усугубит ситуацию. Решив, что его не понимают, он замкнется и даже может сказать, что все хорошо. Но о том, что творится на самом деле, вы не узнаете.

Успокоить и убедить, что, если все так плохо, вы приедете и заберете его, но передумать будет уже нельзя.

Выяснить причину. Почти наверняка это будет не тоска по дому, а обиды или конфликты с другими детьми. Если ситуация несерьезная и у ребенка просто взяли вверх эмоции, подождите пару дней.

Сообщить воспитателю. Например: моего ребенка травят в отряде. Возможно, педагог не в курсе. Но бывает, что ему удобно не замечать происходящего: “Ой, а я не думал, что все так серьезно!” Но после того, как вы сообщили о проблеме максимально прямо, этот аргумент использовать не получится.

Не говорить общих фраз вроде “Дай им отпор” или “Не обращай внимания”. Если бы он мог это сделать, то сделал бы. Расспрашивайте ребенка, помогите ему найти единомышленников в своем отряде или попроситься в другой отряд.

Быть готовым забрать ребенка, если перечисленные действия не помогли. Неудачный опыт может обернуться настоящей психологической травмой.

Источник: Анна Моргунова / Добрые советы №08-2016

Вторая волна «удаленки». Школа самостоятельности. #iSelf

Еженедельная Всероссийская планерка родителей и учителей № 16

22 октября 2020 г. состоялась шестнадцатая Всероссийская планерка родителей и учителей. Тема планерки: «Вторая волна «удаленки». Школа самостоятельности. #iSelf».

Встречу велАртем Симонович Соловейчик, лидер Объединенного движения родителей и учителей «Школа – наше дело», главный редактор Издательского дома «Первое сентября». 

Ведущий пригласил учеников, их родителей и учителей стать участниками экспериментальной «Школы самостоятельности». Желающие получили первое практическое задание: 

  • Дети: Как полюбить нелюбимые предметы
  • Родители: Как позволить детям быть самостоятельными
  • Учителя: Как сделать свой предмет любимым для детей

Посмотреть запись планерки можно 

В сложившихся обстоятельствах тема самостоятельности ученика становится актуальной, как никогда ранее. 

Переход к педагогике, когда ученик – субъект своей образовательной деятельности, тот, который учится, а не тот, которого учат, – наша давняя мечта. «Школа самостоятельности» задумывалась в т.ч. и как возможность осуществить эту мечту. Без помощи родителей и учителей детям будет трудно претворить эту мечту в жизнь.

В рамках этих практических занятий в «Школе самостоятельности» мы постараемся подсказать и помочь детям полюбить нелюбимые предметы. Может быть, в этом опыте, в переходе от отторжения – к интересу и любви к предмету – ученик обретет те возможности, которые помогут ему стать сильным учеником. 

Занятия и эксперименты в «Школе самостоятельности» – по сути продолжение эксперимента, который проводился в начале 70-х годов прошлого века и описан в книге Симона Соловейчика «Учение с увлечением». Продолжение старого эксперимента в новых условиях.

В начале 70-х годов был проведен рейтинг нелюбимых предметов. Он выглядел вот так: 

  • география
  • русский язык
  • математика
  • физика
  • биология
  • иностранный язык
  • литература
  • химия

Интересно, изменится ли антирейтинг предметов сегодня? Какой школьный предмет вызывает максимальное отторжение у учеников сегодня? И получится ли у них полюбить этот предмет?

Путь, который предлагалось пройти ученикам 70-х для преодоления нелюбви к тому или иному предмету, отражается в содержании книги «Учение с увлечением»:

  1. Учение
  2. Увлечение
  3. Время
  4. Воля
  5. Вера в себя
  6. Умственный труд
  7. Труд души
  8. Внимание
  9. Память
  10. Уроки в школе
  11. Уроки дома
  12. Чтение

Зачем человеку учиться?

Однозначного и всеохватывающего ответа на этот вопрос, скорее всего, нет. Каждый задает его себе сам и сам ищет на него ответ. Этот ответ и выстраивает человека как личность.

Симон Соловейчик утверждает, что вопроса «Зачем учиться?» нет: «Образование дают, образование получают…  – как наследство, как богатство. Но надо еще уметь его взять!»

Размышлений об этом в первой главе книги, во всей книге очень много: 

«Кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряженно и радостно. Свободно».

«Человек должен учиться, потому что он человек».

Но если уж учиться надо, то…

«Но если учиться, то с интересом. С увлечением!

  • Учиться без интереса – значит приписываться к лагерю разочарованных и унывающих… …заранее подрывать основу своей будущей жизни».
  • Главная гипотеза книги и самоисследования
  • Человек может сам научиться работать с увлечением!

Если разные способности…

«Одним учиться труднее, чем другим, способности у людей разные, но «труднее» – не значит «невозможно».»

Порочный круг

«Неинтересно, потому что не занимаешься, а не занимаешься, потому что неинтересно!»

Как разорвать этот порочный круг? Как прорваться через период «не хочу», «не могу»?

Метод последовательного приближения

«Среди двух наших врагов – нежелания и неумения – нет слабейшего, их нельзя победить поодиночке, они набираются силы один от другого. Надо бороться сразу с обоими».

«Каждый человек может вырваться из порочного круга плохого учения, если в качестве первого шага будет психологически готовиться к работе и делать ее тщательно».

Интерес

  • Стоит хоть немного повысить интерес, как работа сразу идет лучше.
  • Человек в принципе может сам заинтересоваться даже очень скучным делом.
  • Работа кажется более интересной, если мы настроились на то, что она будет интересной.
  • Не только поведение зависит от настроения, но и настроение зависит от поведения.

Шесть практических шагов для повышения интереса

  1. 1. Выберем самый трудный, самый нелюбимый предмет 
  2. 2. Подготовимся психологически: потрем руки, улыбнемся…
  3. 3. Будем делать уроки тщательно, не думая о времени
  4. 4. Продолжим до тех пор, пока не придет первый успех
  5. 5. Будем считать за успех не отметку, а наш интерес 
  6. 6. Не бросим опыт, пока учение не войдет в привычку

Культура

«Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения».

«Все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать это хорошо». 

«Жить с достоинством – это делать не только то, что интересно, а все, что нужно, делать с интересом». 

Задания

Задания детям

  1. Какой твой любимый предмет в школе?
  2. Какой твой самый нелюбимый предмет в школе?
  3. Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой любимый предмет.
  4. Опиши свое состояние, когда ты идешь в школу в день, когда в расписании стоит твой самый нелюбимый предмет.
  5. Сколько времени ты тратишь на подготовку к любимому предмету?
  6. Сколько времени занимает подготовка к нелюбимому предмету?
  7. За что ты любишь свой самый любимый предмет?
  8. Почему ты не любишь свой нелюбимый предмет?

Задание родителям

  1. Какой предмет у Вашего ребенка самый любимый?
  2. Какой предмет особенно не нравится Вашему ребенку?
  3. Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию любимый предмет.
  4. Понаблюдайте за состоянием ребенка в день, когда у него по расписанию нелюбимый предмет.
  5. Как Вы пытаетесь помочь ребенку справиться со сложностями с нелюбимым предметом (психологическими, когнитивными)?

Задание учителям

  1. Какой предмет Вы преподаете?
  2. В каких классах Вы преподаете?
  3. По какому учебнику Вы работаете?
  4. Выберите любой раздел учебника и проанализируйте задания. Каких заданий больше – требующих конкретных ответов, нацеленных на проверку конкретных знаний, или творческих?
  5. Какие задания больше нравятся ученикам?
  6. Какие больше нравятся Вам?
  7. С какими заданиями Вы легче справляетесь на дистанте?

Ответы присылайте, пожалуйста, на адрес iself@nashedelo.ru

Для участия в «Школе самостоятельности» нужно также зарегистрироваться на сайте nashedelo.ru.

Публикация на сайте — личная позиция автора. Движение ШКОЛА — НАШЕ ДЕЛО поддерживает свободу мнений.

Каникулы: дайте детям правильную самостоятельность

3 729

В детстве нас ужасно раздражают бесконечные мамины советы. Но когда у нас появляются дети, мы начинаем вести себя так же, как наши родители. Мы боимся за детей и не верим, что они справятся с ответственностью. Что нужно запомнить и чему научиться, чтобы справиться со страхом?

Страх – это нормально

Страх, как и любовь, совершенно неотделим от непосредственной роли родителей. Если он разумен, то он способен защитить ребенка, уберечь его от опасности, а также транслировать понятие о риске: с его помощью малыш понимает, что не надо высовываться слишком сильно из окна или не стоит совать пальцы в розетку.

«Именно то, что ребенок развивает способности к выживанию, и вызывает повышенный родительский страх», – объясняет психолог Николе Бьянки. При этом возраст ребенка совершенно не играет роли. Главный вопрос по-прежнему связан с отношениями «родитель–ребенок», будь это младенец или подросток. Меняется объект страха, а не его природа.

Во время каникул ежедневные привычки меняются, появляется гораздо больше времени и можно исследовать новые горизонты. Например, сын хочет заняться серфингом, а дочь мечтает пойти с друзьями в поход на пару дней. Услышав это, родители начинают беспокоиться и раздражаться. Работающие папы и мамы уже заранее ожидают появления проблем и неприятностей, связанных с планами детей.

Чаще всего у родителей довольно анахронические представления о способностях их ребенка

Летние каникулы – напряженное, активное время. В отпуске у вас есть возможность продемонстрировать свою любовь и близость к детям. Но не всегда желания родителей совпадают с желаниями детей, из-за этого летние каникулы могут превратиться в череду ссор и разочарований.

Научитесь отпускать вожжи

Родители должны, с одной стороны, расстаться с идеей идеального ребенка, чтобы узнать его реального, а с другой стороны – расшифровать ему понятие опасности.

«Настоящих опасностей не так много, – уточняет психотерапевт Кьяра Феррарио, – нужно уметь оценивать их, исходя из возраста ребенка». «Чаще всего у родителей довольно анахронические представления о способностях их ребенка (который, может, уже и не ребенок вовсе…

) встретиться лицом к лицу с опасностью», – добавляет Бьянки. «Дети же, со своей стороны, прекрасно знают о них. Отсюда и берут начало все семейные конфликты. Ребенок захочет показать, насколько он повзрослел, а родителям придется научиться «отпускать вожжи».

Как? Развивая веру в собственных детей», – заключает Феррарио.

Правильное отношение к поведению ребенка требует внимательной работы – вы должны позволить ему развиваться. Процесс развития самостоятельности не является линейным, ребенок совершает большие шаги и вперед, и назад.

Благодаря исследованиям английских психоаналитиков Джона Боулби и Мэри Эйнсворт стало понятно, что маленькие дети исследуют окружающий мир исходя из «основной базы», которую для них представляют взрослые.

Они убегают, хотят быть самостоятельными, потом опять возвращаются к родителям в поисках убежища, снова уходят и шаг за шагом осваивают территорию.

Ребенок захочет показать, насколько он повзрослел, а родителям придется научиться «отпускать вожжи»

В 10 лет дети прыгают в море на волнах и возвращаются на пляж, чтобы сообщить о своих приключениях.

В 16 они идут в самую популярную кафешку на побережье и на следующий день с вызовом рассказывают родителям пару анекдотов, проверяя их реакцию. Каникулы – это идеальный момент для проверки детских сил и возможностей. В 11 лет они могут провести ночь в палатке, но в саду за домом.

В 17 лет они могут уехать на несколько дней с друзьями, при условии, что родители знают этих друзей и они будут придерживаться определенного маршрута.

Вот несколько советов, которые помогут преодолеть родительские страхи.

Для родителей это сложная задача – всегда знать, что делать и что говорить, если ребенок требует для себя определенной свободы. Психологи Кьяра Феррарио и Николе Бьянки рассказывают, как вести себя в таких ситуациях с детьми разных возрастов.

2-4 года: первые открытия

А если он потеряется на пляже? А вдруг он один зайдет в воду?

Что делать? Присматривайте за ребенком, но одновременно с этим позвольте ему расширять исследуемую территорию, идти на риски, адекватные его возрасту. Дети от 2 до 4 лет еще не понимают, что такое опасность, поэтому убегают от родителей, руководствуясь любопытством: а что там дальше? А «дальше» в этом случае может быть край пляжа.

Не бойтесь, пусть ребенок экспериментирует. Да, он может упасть, но это будет пляжный песок, а это не так страшно. В качестве ориентира держите в голове фразу Дональда Винникотта, который сказал: «Мать разделяет вместе со своим малышом кусочек этого мира, который пропорционально увеличивается согласно растущему желанию ребенка исследовать все вокруг».

6-10 лет: день в спортивном клубе (параплан, серфинг, верховая езда)

А если он невнимательно отнесется к правилам безопасности и с ним что-то случится?

Что делать? У инструкторов всегда есть соответствующий их деятельности диплом или сертификат. Если вам все же неспокойно – попросите вам его предъявить. Вы должны признаться себе, что не удастся уберечь детей от всего.

Заставлять их жить под стеклянным колпаком означает не разрешать им расти и взрослеть. Риск – это часть процесса обучения: ребенок должен сталкиваться с опасностью, чтобы уметь узнавать ее в дальнейшем и знать, как с ней справиться.

И лучшее средство этому научиться – занятия спортом.

5-12 лет: первые каникулы без родителей (языковые курсы, летний лагерь)

А если там невнимательно смотрят за детьми? А если ему там станет плохо?

Что делать? Верьте в своего ребенка! Родители пребывают в уверенности, что их дети, проводя лето без них, не смогут справиться с незнакомыми ситуациями. Не следует смешивать реальные опасные ситуации, каждую из которых нужно постепенно ребенку объяснять, с проекциями своих собственных страхов. Веру никто не дарует, ее нужно завоевать, расти – значит отделяться.

10-14 лет: день рождения друга с пляжа

Что это за друг? Чем занимаются его родители?

Что делать? Наведите справки. Один из самых больших родительских страхов – «плохая компания». Познакомьтесь с этим другом и его родителями, установите разумный комендантский час…

Для того чтобы взрослеть, подросток должен несколько отделиться от родителей, которые при этом не должны терять авторитет.

Отказаться от определенных рисков подросткового возраста – значит бояться или даже сознательно оттягивать момент, когда ваш ребенок станет самостоятельным.

16-17 лет: первые вылазки в кафе

А вдруг он попадет в аварию? А что, если он попробует наркотики? А вдруг он забудет презерватив?

Что делать? Запрещать уже невозможно. Поэтому умейте договариваться. Основной принцип воспитания колеблется между риском и способностью подростка столкнуться с ним лицом к лицу.

Необходимо объяснить ему, в чем заключаются реальные опасности: смертельные (несчастные случаи, алкоголь, наркотики) и связанные с половой жизнью. Установите своего рода договор: «Я тебе доверяю, но ты не должен выходить за определенные рамки».

Какие? Каждая семья устанавливает собственные. Если вашим главным страхом является дорожная авария, организуйте ребенку другой транспорт, чтобы он добрался до дома; если комендантский час нарушается – наказывайте за опоздания.

Правила, которые уважают, являются гарантией спокойствия для всех: вы можете расслабиться, а дети почувствуют себя защищенными (даже если они на вас ворчат).

Подготовила Ксения Медведева

Без нянь: как приучить ребенка к самостоятельности — МК

Мы любим вспоминать, как самостоятельно ходили в магазин за хлебом в шестилетнем возрасте и шли в первый класс с ключом от квартиры на шее. Современная же мать, отпустившая младшего школьника на улицу одного, прослывет чуть ли не кукушкой, да и детей до 10-12 лет в одиночестве в наши дни в Москве оставлять не принято.

— В нашей стране нет закона, как в США, который запрещал бы оставлять детей на улице или дома одних до какого-то определенного возраста, — объясняет психолог Екатерина Бочарова — Однако есть некоторые негласные правила, в соответствии с которыми детей по крайней мере до 4-5 класса нужно встречать и провожать. В том числе в начальной школе — родителям даже нужно писать специальное заявление на разрешение ребенку покидать учебное заведение самостоятельно, без него охрана просто не выпустит.

В среднем современные дети готовы к самостоятельным перемещениям по городу, в том числе на транспорте к 11-12 годам. Но бывает, что нет другого выхода, и детей приходится приучать к самостоятельности с более раннего возраста. Главное заняться этой проблемой заранее.

Психолог рекомендует следующий график самостоятельных действий ребенка. В 3-4 года нужно объяснить малышу, что у всех в доме, в том числе и у него, есть какие-то обязанности. Для начала можно попросить поливать цветы, следить за порядком в своей комнате или кормить домашних животных.

В 5-6 лет дети вполне могут самостоятельно положить себе и разогреть еду.

В 7-8 нужно научить самим запирать дверь и спускаться на лифте. Естественно, ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефоны родителей, иметь представление, как действовать в тех или иных ситуациях.

— Учителя возмущаются, что в школу приводят кашляющих, недолеченных детей, это происходит из-за того, что родителям их просто некуда деть, — рассказывает Анастасия, мама двух девочек 8 и 11 лет. – Но сами взрослые виноваты в том, что их дети растут абсолютно несамостоятельными, и даже в школьном возрасте их нельзя оставить одних дома.

Конечно, в современном мире нас повсюду окружают опасности, но чем раньше мы учимся им противостоять, тем лучше. Мои дочери ходят в школу сами, да и дома после школы до вечера остаются одни.

Буквально с 5-6 лет мы с ними изучали необходимые маршруты до школы и ближайших магазинов, выбирая пусть и более длинный, но безопасный путь с точки зрения дорожного движения. Сначала мы делали это вместе, затем какое-то время они учились ходить сами, а я контролировала их на расстоянии.

Также я учила детей элементарным правилам безопасности — что в лифт, например, можно заходить только с хорошо знакомыми людьми или как обратиться за помощью к взрослым, если у тебя возникли какие-то проблемы. Не бояться подойти к незнакомому человеку ребенку бывает трудно, и этому приходилось тоже учить.

Также мы изучали и расположение продуктов на полках магазинов, чтобы они могли сами найти нужный товар. С 7 лет их уже спокойно можно было отправить за мелкими покупками, да и сопровождать в школу, которая находится в 15 минут ходьбы, требовалось только первые несколько месяцев. Конечно, у обеих есть телефоны со специальным приложением и я регулярно их контролирую.

Безусловно, в больших городах иногда дорога в школу действительно представляет большую опасность. Например, когда на пути, находится нерегулируемый перекресток. Но, как правило, и в этом случае можно решить проблему с доставкой ребенка в школу с минимальными затратами.

— У нас в школе есть продленка, но там можно находиться только до 6 вечера, а к этому времени мы с мужем забрать дочку не успевали, — говорит Алена, мама второклассницы.

— Но я нашла в нашем доме с соседку-пенсионерку, которая за 3 тысячи рублей в месяц приводила дочку домой, заодно гуляя со своей собакой. А моя знакомая мать-одиночка в первом и втором классе пристраивала сына к одной из неработающих мам из класса.

Она забирала его из школы со своим ребенком, они вместе делали уроки и играли до вечера. В благодарность подруга просто брала ее ребенка на прогулки по выходным.

Специалисты говорят, в среднем в 3 классе самостоятельно ходит в школу каждый пятый ребенок, а в 4 – практически каждый второй. Дети, которые ходят одни, должны собираться в группы по дороге домой и носить одежду со светоотражающими элементами.

В целом же родителям стало легче контролировать перемещение детей на расстоянии. Специальная школьная программа показывает, когда ребенок вошел в школу и когда вышел. Можно поставить приложение на телефон и отслеживать все его перемещения или купить умные часы, которые позволяют даже послушать, что происходит вокруг него.

Педагоги также отмечают, что еще одной проблемой отсутствия родительского контроля после школы – ухудшение учебы.

— В целом у детей, после школы предоставленным самим себе, наблюдаются проблемы с успеваемостью, особенно сильно я это замечаю по мальчикам, которые в младших классах изначально менее самостоятельные, — уверена учитель начальной школы Любовь Турова.

– Многие из них без напоминаний и помощи взрослых просто не в состоянии нормально выполнить домашние задания. Поэтому в таких случаях, помимо проверки уроков по вечерам, я рекомендую родителям находить время на выходных, чтобы понять, все ли ребенок понял из школьной программы.

Кроме того, стоит приучать ребенка самостоятельно выполнять задания уже за год до школы, тогда ему будет проще с ними справляться без посторонней помощи.

Три «упражнения на самостоятельность» от Любови Туровой

Дайте ребенку — дошкольнику или младшекласснику — несложное или достаточно интересное задание: раскрасить картинку, заполнить клеточки в «развивашке», написать несколько слов и т.п., в зависимости от возраста.

И оставьте его одного, не помогайте, не подсказывайте и не понукайте. Если он не сделает все как надо — не ругайте и не требуйте доделать вместе с вами.

Укажите ему на недочеты, а на другой день снова дайте похожее задание — до тех пор, пока он не начнет выполнять все самостоятельно и до конца.

Почаще просите помочь вам — что-то принести, помыть, убрать… К сожалению, родители, занятые каким-то делом, чаще гонят ребенка прочь — мол, не путайся под ногами. Это очень вредит развитию самостоятельности и ответственности.

С самого нежного возраста, с 2-3 лет приучайте ребенка играть одного, проводить время без взрослых. Не торопитесь помогать ему, скажем, сложить за него домик из кубиков, если у него раз за разом не получается. Можно показать, как надо делать — но потом дать ему возможность самому применить ваш урок на практике.

Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка :: РБК Тренды

В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году.

По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников).

Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.

Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе.

Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам.

Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье.

Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.

Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.

Правовые особенности домашнего обучения

Согласно ‌«Закон‌у ‌об‌ ‌Образовании»‌ ‌ (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования -‌ ‌в‌ ‌школе‌ ‌ (образовательной‌ ‌организации) ‌ ‌и‌ ‌дома.‌ ‌В‌ ‌старших‌ ‌классах‌ ‌семейное‌ ‌образование‌ ‌называется‌ ‌«самообразованием», ‌ ‌но‌ смысл самого процесса остается прежним.

Итоговые аттестации ‌ (ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ) ‌ проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.

В «Законе об образовании» есть статья о том, что каждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.

Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.

Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком.

Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее.

В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений.

Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.

Что важно выяснить до принятия окончательного решения

Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:

  • Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
  • Также нужно выяснить, где и как будет проводиться ‌сдача‌ ‌ОГЭ‌ ‌и‌ ‌ЕГЭ.‌ ‌Как‌ ‌правило, ‌ онлайн‌-школы закреплены за ‌школами-партнерами, ‌ ‌что‌ ‌упрощает‌ ‌процесс.‌ ‌Находясь‌ ‌на‌ ‌семейной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌, ‌можно‌«приписаться»‌ ‌к‌ ‌конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
  • Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. ‌При‌ ‌заочной‌ ‌форме‌ ‌обучения‌ ‌таких‌ ‌вопросов‌ ‌не‌ ‌возникает.‌ ‌
  • Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные ‌комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме.

Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д).

Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Краткая инструкция: как перейти на дистанционное обучение

Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения.

Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.

Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.

Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:

  1. Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
  2. Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
  3. Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.

Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.

Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей

Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за‌ ‌процесс‌ ‌учебы отныне отвечаете только вы. Есть‌ ‌ли‌ ‌у‌ ‌онлайн-школы‌ ‌лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций.

В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения.

Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.

До‌ ‌подписания‌ ‌бумаг нужно ‌продумать не только ‌расписание‌ ‌дня‌ ‌школьника, ‌ ‌но ‌и‌ ‌его режим‌ ‌жизни, ‌ ‌включая‌ ‌каникулы.‌ При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.

Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.

Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека.

И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования.

Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.

Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.

Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора.

Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена.

Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.