На этой неделе столичные школьники вернулись к очному обучению. Образовательные учреждения встречать детей готовы: в каждой столичной школе обеспечены все меры безопасности в рамках борьбы с распространением коронавируса.
Тем не менее риски детям заразиться инфекцией все равно остаются, поэтому в рамках процесса обучения эксперты рекомендуют родителям и учителям соблюдать ряд простых, но необходимых правил. Подробности читайте в нашем материале.
Школы к детям готовы
портал мэра и правительства Москвы/Юлия Иванко
В понедельник, 18 января, к очному обучению в столичные школы вернулись более миллиона детей. В тот же день в столице по указанию мэра разблокировали транспортные карты учащихся, чтобы они смогли пользоваться правом льготного проезда.
Ребята устали сидеть дома. Но и риск роста заболеваемости среди школьников по-прежнему очень велик. Поэтому школы должны максимально строго соблюдать меры эпидемиологической безопасности.
Поэтому образовательные учреждения, перед тем как открыть свои двери, основательно подготовились к наплыву детей.
В классах установили дозаторы с антисептическим средством и бактерицидные лампы, при входе всем ученикам меряют температуру.
Для минимизации контактов в каждой школе теперь действует гибкий график работы, согласно которому каждая параллель приходит на уроки в свое установленное время. Это позволит избавиться от скопления учеников на пороге и в холле школы каждое утро.
Кроме того, для снижения рисков заболеваемости учителя и весь школьный персонал в обязательном порядке проходят бесплатное тестирование на коронавирус. В случае выявления хоть одного случая COVID-19 как среди учителей, так и учеников указанный класс вновь временно будут переводить на дистанционное обучение.
Контроль здоровья ребенка
Москва 24/Антон Великжанин
Несмотря на то что школа обеспечила все меры для безопасного обучения, этого будет недостаточно для защиты детей во время очного обучения. Часть ответственности ложится и на плечи родителей: в этот период они должны наиболее пристально следить за малышами и подростками.
«Дети если болеют коронавирусом, то, как правило, бессимптомно. Но при этом они являются переносчиками инфекции. Поэтому здесь важно ответственное поведение их родителей. Если ребенок приболел, не нужно, чтобы он героически шел при этом в школу», – заявил в беседе с Москвой 24 ведущий научный сотрудник МГУ имени Ломоносова, молекулярный биолог, вирусолог Максим Скулачев.
В школах медперсонал также тщательно будет отслеживать состояние прибывающих на уроки детей, узнавать об имеющихся жалобах. И тем не менее лучше всего понять состояние ребенка смогут только его родители, уверена врач-педиатр, член Союза педиатров России Ирина Добрецова.
«Каждый родитель лучше чем кто-либо знает, как заболевает его ребенок. Поэтому при каждом спорном случае или симптоме, будь то хоть повышенная утомляемость, детей необходимо оставлять дома, хотя бы чтобы просто понаблюдать за ситуацией», – рассказала специалист в беседе с Москвой 24.
Правильное питание и режим
depositphotos/oksun70
Также педиатр советует обратить особое внимание на поддержание иммунитета детей. В этом в первую очередь поможет здоровое и полноценное питание, а также правильный режим дня.
Сейчас в питание, чтобы поддержать иммунитет, обязательно должен быть добавлен белок. Ребенок должен каждый день есть такие блюда, как мясо, творог, молочные продукты.
Ирина Добрецова
врач-педиатр, член Союза педиатров России
Педиатр отметила, что отмена дистанционки сейчас очень даже кстати. Правильное питание для иммунитета особенно важно зимой. А в школах, по ее мнению, проще взять на контроль прием детьми сбалансированной, полезной пищи.
Что касается режима, врач утверждает, что дистанционка внесла в него свои коррективы. «Так как уроки онлайн и идти никуда не надо, дети и их родители могли себе позволить ложиться попозже и вставать попозже. Возвращение в школы поможет родителями настроить детей на правильный лад», – считает Добрецова.
Она настаивает, что дети должны ложиться спать до 10 вечера. После этого времени в фазе глубоко сна вырабатываются те гормоны, которые регулируют и восстанавливают иммунитет, в том числе мелатонин. «Вообще дети, которые рано ложатся спать, меньше болеют респираторными вирусными инфекциями», – заявила Добрецова.
Ограниченный досуг
портал мэра и правительства Москвы/Максим Денисов
Врач также посоветовала родителям по возможности контролировать перемещение их детей по городу. По словам Добрецовой, вероятность ребенку заразиться коронавирусом от другого ребенка очень мала. Чаще всего дети подхватывают инфекцию в торговых центрах или на развлекательных площадках.
«Раз на сегодняшний день эпидемиологическая ситуация позволила вывести детей в школы, а это очень важно, потому что социализация детям нужна, моя рекомендация – ограничить их контакты вне школы, связанные с развлекательными мероприятиями, на сегодняшний день полностью погрузиться в школьный процесс», – настаивает собеседница Москвы 24.
Комфортные классы
Москва 24/Антон Великжанин
Также педиатр дала дополнительные рекомендации школам, которые помогут сделать обстановку на уроках еще более безопасной. Речь идет о банальном проветривании помещений.
Один из рисков заболевания – это пересушенная слизистая носа. На сухую слизистую оболочку лучше всего прилипают вирусы. А сегодня из-за морозов батареи работают сильнее, поэтому воздух в комнатах и кабинетах сухой.
Ирина Добрецова
врач-педиатр, член Союза педиатров России
Регулярное проветривание помещений – это способ не только наполнить комнату чистым воздухом и кислородом, но и увлажнить его, что благоприятно скажется на слизистой оболочке носа.
Только делать, по словам врача, это нужно правильно: открывать окно всего на несколько минут, не создавая сквозняка. При этом в классе в этот момент никого находиться не должно.
Маски на уроках?
Москва 24/Антон Великжанин
Что касается традиционных уже мер защиты, в школах, по словам вирусолога Скулачева, они бессмысленны. «Дети не смогут соблюдать социальную дистанцию между уроками, они слишком свободные личности. Да и на уроках в ней смысла нет, когда почти час все находятся в одном замкнутом помещении и дышат одним воздухом», – поделился мнением специалист.
При этом Добрецова настаивает, что не стоит детей заставлять надевать маски ни в школах, ни во время уроков.
«Повторюсь, подхватить вирус от другого ребенка или учителей, которым уже доступна вакцинация, очень низкий.
Можно надеть на ребенка маску в общественном транспорте по пути в школу, но на уроках это не будет иметь пользы, а лишь будет давать повышенную нагрузку на психологическое состояние детей», – заявила врач.
Специалист считает, что очные уроки в школах пойдут ученикам на пользу. Главное – и родителям, и учителям предпринять сейчас все меры и помогать детям вести себя осознанно, чтобы те не вернулись из-за парт обратно в свои комнаты.
Ученики после долгого перерыва вернулись в столичные школы
Что делать с учёбой, если ваш ребёнок часто болеет
Поговорим о том, что делать, если ребёнок вязнет во всяких неприятных болячках. Таких как бронхит или астма, постоянные простуды, аллергии, гастриты и прочие проблемы. Больного ребёнка совершенно невозможно учить. Его и воспитывать-то невозможно. Как же быть? «Мел» совместно с «Эргофероном» собрал варианты для самых разных ситуаций.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Сменить климат
Многие часто болеющие дети становятся самыми обыкновенными, как только родители уезжают из края, где, например, цветут берёзы, приходит полярная ночь или дымит местный химкомбинат. Менять жизнь — дело огромное и часто неподъёмное. Но некоторым семьям легче начать снова на новом месте, чем беспрестанно лечить дитё, а то и нескольких.
Вариант полегче — уехать из крупного города в область. Туда, где есть неплохая школа, например, в маленький город. Родители ездят на работу в центр, а ребёнка завозят в школу поблизости. Здесь меньше эпидемий, меньше шума и копоти, свежее воздух, но взрослым членам семьи придётся, конечно, труднее. Да и само по себе предприятие масштабное.
Аллергия и астма, например, — подлые и хитрые болячки. Обнадеживающий момент в том, что у большей части детей они к 18 годам проходят или ослабляются. Но жить надо уже сейчас, а поэтому поиски хорошего врача и следование его рекомендациям — вопрос не только везения, но и упорного родительского труда.
Форумы, знакомые, личные исследования проблемы — всё идёт в ход. Что же касается болезней «лёгких», но частых: мой ребёнок перестал болеть, когда начал каждое утро стоять по две минуты под ледяной водой. Решение, естественно, не универсальное, но вдруг кому-то пригодится.
Многие ведь и в носочках дома ходят с рождения (и в шарфике при нуле градусов), а потом удивляются, что организм на любую ОРВИ выдаёт бронхит.
3. Учиться дома
Тяжёлый рюкзак, долгая дорога, сидение за партой, школьные стрессы, столовская еда, чихающие дети вокруг — всего этого можно избежать, если перевести ребёнка на семейное образование.
Для многих, например, хроников-астматиков, — это очень неплохой выход, позволяющий избегать обострений. А там окрепнет и в школу, глядишь, пойдёт. С социализацией можно повременить.
Но лучше, конечно, не затягивать.
Если есть районная школа, готовая вас принять, возможно, стоит записаться туда. Скорее всего, качество образования там ниже среднего. Но, главное, не треплют нервы, а ходить туда можно «время от времени» — главное, запастись ворохом справок. Всё равно в наше время многими вещами по учёбе можно заниматься самостоятельно.
5. Учиться в маленьком коллективе
Ещё один приемлемый вариант для часто болеющего ребёнка — маленькая школа. Тут многое зависит от достатка родителей.
В Москве и в Питере есть варианты небольших и недорогих частных и наполовину частных «школок», в которых к образовательному процессу относятся гибко.
Плюс, опять же, в том, что если в классе десять человек, а не тридцать, на ребёнка чихает примерно втрое меньше однокаш (ель)ников.
Часто болеющий ребёнок — это ребёнок, который постоянно сидит дома один. Учить его некому и некогда. Родители на работе, на репетиторов по всем предметам не напасёшься. По опыту мне известно, что научить учиться самостоятельно можно абсолютно любого ребёнка старше 10 лет.
Да, результаты будут разными. Но, во-первых, они будут разными и в школе. Во-вторых, мы можем варьировать степень нашего вмешательства. А в-третьих — навык самостоятельного обучения в наше время вообще один из самых главных. Который пригодится, кстати, сразу после ЕГЭ.
7. Болезнь как ресурс
У меня есть знакомый педиатр, который всё детство провалялся по больничкам (ангины, ревматизм, почки, сердце). К 9 классу вопросов о том, кем он станет, у него уже не было.
Многие вспоминают, как частые простуды или травмы помогали им стать не только часто болеющими, но и сильно начитанными. Важно понять, что является ресурсом для ребёнка, что поможет поддержать здоровый дух в его довольно медленно крепнущем теле.
Болезнь и «нехождение в школу» — это много времени для занятия по душе. Однако важно, чтобы это занятие ребёнок нашёл и выбрал сам.
Очевидный способ укрепления иммунитета — медикаментозный. Конечно, каждый родитель сам выбирает, стоит ли идти в аптеку и покупать лекарство или довериться народным методам — универсального ответа тут быть не может. Но всё-таки лучше пользоваться проверенными средствами.
Препарат «Эргоферон» создан для противостояния вирусам и инфекционным заболеваниям. Его задача — активировать иммунные клетки, уменьшать воспаление и снижать выраженность симптомов простуды. Препарат также можно применять как профилактическое средство в сезон простуд и гриппа.
Не болейте, скоро весна!
Перед применением «Эргоферона» ознакомьтесь с инструкцией. О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь с врачом.
- iStockphoto (Zaikina, Kerkez, dolgachov, Ridofranz)
- 9 главных страхов родителей о здоровье школьников
- Почему подростки живут в состоянии постоянного стыда и что с этим делать
- 5 способов воспитать у ребёнка нездоровое отношение к еде
«Переживать нужно, если ребенок не болеет вообще». Врач — о детском иммунитете
Сезон респираторных инфекций в самом разгаре. И многие родители уже успели прочувствовать его: не проходит и месяца, чтобы ребенок вновь не заболел. Но стоит ли переживать из-за частых простуд? И как укрепить иммунитет малыша? Об этом мы поговорили с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры детских инфекционных болезней БГМУ Екатериной Сергиенко.
«Ребенок может болеть каждый месяц. Это норма»
— Как формируется детский иммунитет?
— Врожденный иммунитет ребенка начинает закладываться еще на этапе внутриутробного развития в первом триместре беременности. После рождения иммунная система продолжает развиваться и окончательно формируется к периоду полового созревания.
Врачи выделяют 5 критических этапов в формировании иммунитета. Это период новорожденности (первые 4 недели жизни), возрастные периоды — 3−6 месяцев, 2 года, 4−6 лет, а также период полового созревания.
В это время иммунная система меняется. Ребенок может болеть чаще, и родители начинают переживать за его здоровье.
Но в большинстве случаев беспокоиться не стоит, так как это естественный процесс формирования иммунной системы.
— Раз иммунитет закладывается уже во время беременности, он может пострадать, если женщина в этот период заболеет?
— Это значит лишь то, что плод также может инфицироваться. Вирусы и бактерии могут влиять на формирование различных систем, в том числе и иммунной. Но заболевание, перенесенное во время беременности, не обязательно повлияет на иммунитет ребенка.
— А насколько это зависит от генетики?
— Очень сильно. Есть определенная группа заболеваний (их называют первичными иммунодефицитами), возникновение которых обусловлено именно генетикой. Поэтому если ваш ребенок часто и тяжело болеет, необычно переносит банальные детские инфекции, стоит обратиться к специальному врачу. Возможно, причина частых простуд кроется именно в генах.
— Многим родителям знакома ситуация: отправил ребенка в сад, он там заболел, потом вылечился, пошел в сад — и все по новой. Значит ли это, что с иммунитетом малыша что-то не так?
— Действительно, многих родителей частые простуды пугают. Но переживать стоит в другом случае: если ребенок не болеет вообще.
Это говорит о том, что иммунная система не работает, ведь она должна отвечать на инфекцию повышением температуры, чтобы создать непригодные для ее жизни условия. Если реакции нет, значит, иммунная система не работает.
К сожалению, при таком раскладе любая, даже самая банальная инфекция может стать фатальной.
Чтобы тренировать свой иммунитет, дети должны болеть. По информации Всемирной организации здравоохранения, в период подъема респираторной заболеваемости (то есть с сентября по апрель) ребенок может болеть каждый месяц. Это норма, но лишь при условии, что малыш переносит болезнь без осложнений и быстро поправляется.
Нормой можно считать и частые простудные заболевания в период, когда малыш начинает ходить в сад. Представьте: до этого он контактировал лишь с членами семьи, а тут круг общения резко расширился — два десятка других детей, воспитательницы, нянечки. И у каждого своя собственная микрофлора. Вполне естественно, что в процессе обмена микробами ребенок может заболеть.
— Вечные споры: слишком легко или слишком тепло одет ребенок. На что ориентироваться, если сам ребенок еще толком не может объяснить?
— Ориентироваться нужно на погоду и на то, как вы одеваетесь сами. Не стоит кутать его в несколько одеял: даже новорожденный ребенок (при условии, что он родился в срок и абсолютно здоров) способен к самостоятельной терморегуляции.
Да, многие родители любят перестраховываться, но не стоит усердствовать. Ведь дети, в отличие от взрослых, никогда не сидят на месте: они постоянно в движении и сами себя согревают.
«Чеснок может отпугнуть разве что всех вокруг»
— На врожденный иммунитет мы повлиять не можем: он обусловлен генетикой. А что насчет приобретенного? Можно ли как-то укрепить иммунную систему ребенка?
— В первые месяцы жизни малыша самое лучшее средство для укрепления иммунитета — грудное вскармливание. Да, оно не повлияет на то, что было заложено генетически: если у ребенка уже есть патологии иммунной системы, кормление грудью ситуацию не исправит.
Но при этом в грудном молоке содержится большое количество защитных факторов, которые помогают ребенку не заболеть или справляться с теми или иными инфекциями.
Однако стоит помнить, что максимальную защиту оно дает лишь в первые полгода: дальнейшее кормление с точки зрения повышения иммунитета бесполезно.
— Как помочь иммунитету в дальнейшем, особенно в сезон простуд?
— Существуют специфические и неспецифические варианты профилактики респираторных заболеваний. Неспецифические — это образ жизни ребенка: важно наличие физической активности, правильное питание, закаливающие процедуры.
Также в период подъема заболеваемости нужно соблюдать правила «респираторного этикета»: после посещения общественных мест мыть руки и ополаскивать слизистые для того, чтобы избежать заражения, во время чихания и кашля прикрывать рот салфеткой, избегать мест массового скопления людей и оставаться дома, если вы заболели.
Специфическая профилактика — это вакцинация против гриппа. Доказано: те, кто был вакцинирован от гриппа, реже болеют (в том числе и другими респираторными инфекциями) и легче переносят болезнь.
Бывает, после вакцинации ребенок заболевает, и родители списывают болезнь на прививку. Но современные вакцины — инактивированные: это значит, что в них нет живого вируса и стать причиной болезни они не могут. Скорее всего, малыш уже подхватил инфекцию на момент вакцинации, просто болезнь себя не проявляла.
Существуют также лекарственные средства, способные воздействовать на иммунную систему организма. Они могут быть эффективны в долгосрочной перспективе: это значит, что вы не перестанете болеть прямо сейчас, но, принимая их, будете болеть гораздо реже или же легче переносить вирусные инфекции. Однако применять подобные средства лучше после консультации с врачом.
— А что насчет народных средств — чеснока и лимона?
— Чеснок может отпугнуть разве что всех вокруг. А вот противостоять вирусам он не способен. Лимон также не несет профилактической пользы, однако не будет лишним, если вы уже заболели.
Дело в том, что в лимоне содержится большое количество витамина С, который воздействует на факторы иммунной защиты и сосудистую стенку. Он будет препятствовать распространению вируса в организме и тем самым помогать быстрее справиться с болезнью.
Но следует знать, что витамин С — это всего лишь вспомогательное вещество и лечение он не заменяет.
«Закаливать ребенка нужно правильно»
— Вы упомянули закаливание. Что это такое и когда можно начинать закаливать малыша?
— Закаливание — комплекс воздействий на организм с целью адаптации иммунной системы к различным факторам внешней среды. Тренировать иммунитет с помощью закаливания можно и нужно с первых дней жизни ребенка: это могут быть вечерние купания, обливания, воздушные и солнечные ванны, которые рекомендуют педиатры после выписки из роддома.
Однако закаливать ребенка нужно правильно, предварительно проконсультировавшись с педиатром. Ведь существуют противопоказания к проведению закаливающих процедур — например, пороки сердца, иммунодефицитные состояния, нейромышечные заболевания и прочие патологии. И сказать, что можно именно вашему малышу, может лишь врач.
— По статистике, закаленные дети в 3,5 раза реже болеют ОРВИ. Почему так происходит?
— Потому что благодаря закаливанию мы тренируем иммунную систему ребенка, способствуем ее адекватной реакции на различные факторы. Когда организм сталкивается с инфекцией, иммунитет начинает работать, не давая заболеванию развиваться и протекать с осложнениями.
— А как правильно закаливать ребенка и нужно ли при этом закаляться самому?
— При закаливании нужно соблюдать определенные принципы. Во-первых, подход должен быть комплексным: воздействие на организм ребенка различными факторами: водой, воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны). Во-вторых, закаляться нужно постоянно: если делать это раз в год, результата не будет. И, конечно же, очень важно, чтобы ребенок на момент закаливания был здоров.
А еще в закаливании важна постепенность. Нельзя ребенка сразу окунуть в прорубь: это сильный стресс для организма, который может закончиться неблагоприятно. Зону воздействия закаливающих факторов, как и температурный режим, нужно менять поэтапно.
Нужно ли закаляться вместе с малышом? Если родители будут укреплять свой иммунитет вместе с ребенком, они подадут ему прекрасный пример. Но это не обязательно.
Что делать, если ребенок в школе часто болеет простудными заболеваниями?
Причины могут быть как медицинские, например, частые простуды из-за слабого иммунитета, так и психосоматические, то есть связанные с эмоциональным состоянием.
Болезнь может быть психосоматической, если:
- в семье произошли перемены: рождение ещё одного ребёнка, выход мамы на работу, развод родителей или переезд;
- ожидается важное событие, например, контрольная работа;
- есть конфликты с одноклассниками и учителями.
Если взрослые не помогают ребёнку адаптироваться, то болезнь может быть психологической защитой, способом привлечь к себе внимание.
Что делать, если ребёнок часто болеет в школе
Обычно без справки от врача можно пропустить не более трёх дней. Но если пропусков слишком много, будет замечание и выговор, а в особо запущенных случаях — отчисление. Как правило, ученик, пропустивший 70% учебной четверти или семестра, не может быть аттестован и переведён в следующий класс.
Пока школьник обследуется или лечится, важно не отставать от программы. Есть несколько способов учиться, если ребёнок очень часто болеет. Рассмотрим их подробнее.
Репетиторы или онлайн-курсы
Навёрстывать пропуски можно с помощью репетиторов или курсов в интернете. Это поможет справляться с домашними заданиями, родителям не придётся самостоятельно объяснять ребёнку темы, а школьник сможет чувствовать себя увереннее при возвращении в школу.
Плюсы
✅ Ребёнок остаётся в своей школе. ✅ Школьник и родители смогут меньше тревожиться из-за прогулов. ✅ Можно заниматься онлайн, не боясь кого-нибудь заразить или сильнее разболеться.
Минусы
❌ Услуги репетиторов и хорошие курсы — платные. ❌ Если пропусков слишком много, всё равно могут быть проблемы в школе.
Найти репетитора для индивидуальных занятий можно по рекомендациям знакомых или на сайтах по подбору персонала. При выборе репетитора обратите внимание на его опыт, отзывы и квалификацию.
Онлайн-курсы, особенно если покупать не по отдельности, а пакетом, обойдутся дешевле репетиторов, но этот вариант потребует от школьника большей самостоятельности.
Так, в домашней школе «Фоксфорда» есть абонементы, которые включает в себя курсы по основным предметам школьной программы. Вы получаете доступ сразу ко всему курсу в записи и сами решаете, когда, как и сколько заниматься.
В курсах есть всё, что нужно, чтобы нагнать материал — вебинары, задачи с автопроверкой, теория. Не понадобится гуглить дополнительные материалы.
Источник: freepik.com
Надомное обучение
Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Учителя приходят к болеющему ребёнку домой либо занимаются с ним дистанционно. График занятий при этом назначает школа. Часто родителям приходится отпрашиваться с работы или просить кого-то из родственников побыть дома, пока ребёнок занимается.
Но перейти на надомное обучение можно только после медицинской комиссии и если заболевание входит в перечень, утверждённый Министерством здравоохранения. Например, при нарушении свёртываемости крови, эпилепсии, спинальной мышечной атрофии, сердечной недостаточности, детском церебральном параличе и других серьёзных недугах. Частые простудные заболевания в этот список не входят.
На практике качество такого образования сильно зависит от человеческого фактора. Бывает, что программа преподаётся поверхностно, а возможности ребёнка не учитываются.
Плюсы
✅ Ребёнок будет заниматься со знакомыми учителями из своей школы. ✅ Это бесплатно.
Минусы
❌ Подходит не всем, а только ученикам с определёнными заболеваниями. ❌ Возможно низкое качество обучения. ❌ Нужно подстраиваться под график школы.
- ❌ Желательно, чтобы во время занятий дома был кто-то из взрослых.
-
Заочное обучение
Заочным называют формат обучения, при котором ребёнок находится в контингенте школы, но не посещает её каждый день, а лишь приходит один или два раза в месяц за новыми заданиями. Учебную программу ребёнок осваивает самостоятельно и обязуется участвовать во всех срезах знаний, которые устраивает школа.
По закону родители школьника вправе выбрать заочную форму обучения по любой причине, в том числе если ребёнок много болеет в школе. Если эта форма обучения предусмотрена уставом школы, то для перехода нужно просто написать заявление на имя директора.
Плюсы
✅ Не нужно регулярно ходить в школу. ✅ Можно заниматься в своём темпе и использовать любые ресурсы для подготовки.
Минусы
❌ Нужно проходить школьную программу самостоятельно.❌ Нужно придерживаться распорядка школы.
❌ Не во всех школах возможен перевод на заочную форму.
Семейное обучение
Если ребёнок постоянно болеет в школе, семейное обучение — подходящий формат, позволяющий заниматься полностью в своём темпе.
Ребёнок больше времени проводит дома, а значит, риск подхватить какую-нибудь инфекцию или замёрзнуть и простудиться гораздо ниже.
В домашней обстановке проще придерживаться прописанного врачами режима сна и питания, а также принимать лекарства по часам, если это необходимо.
Такая форма получения образования подразумевает самостоятельное освоение программы. Зато школьник может придерживаться любой программы и использовать любые ресурсы для подготовки. Главное — подтверждать на промежуточных аттестациях, что знания и навыки, которые получает ребёнок, не ниже государственных стандартов.
Ответственность за качество обучения и организация самого учебного процесса лежит на родителях школьника. Некоторые предпочитают самостоятельно заниматься с ребёнком, и тогда это бесплатно.
Другие привлекают помощников в виде репетиторов или онлайн-школ, и это добавляет статью расходов в семейный бюджет. Семейное обучение требует от школьника самодисциплины и достаточно развитой учебной мотивации.
Если этого нет, ученик может прокрастинировать, и качество его знаний снизится.
- Чтобы перейти на семейное обучение, нужно проинформировать департамент или управление образования по месту жительства, отчислиться из школы, найти школу для аттестаций, подписать договор и организовать обучение дома.
- Плюсы
✅ В школу можно не ходить вообще.✅ Можно заниматься по любой программе, использовать любые образовательные ресурсы. ✅ В домашней обстановке школьник сможет высыпаться и придерживаться диеты.
- ✅ Можно самостоятельно выстраивать распорядок дня, вовремя пить лекарства или делать упражнения.
- Минусы
❌ Родители должны сами организовать процесс обучения. ❌ Занятия с репетиторами или в онлайн-школах — платные.
Первый год в садике и школе: как сделать, чтобы ребёнок меньше болел?
С началом нового учебного года наступает тревожная пора для родителей — ведь впереди не только новые уроки и домашние задания, но и, к сожалению, больничные. Почему ребёнка перед садиком лучше не возить на море, чем вреден детям активированный уголь, что такое норовирус — об этом и многом другом корреспонденты «Ё!» поговорили с заведующей кафедрой детских инфекционных болезней ВГМУ им. Бурденко Светланой КОКОРЕВОЙ.
Каждый день в течение недели мы будем публиковать ответы врача на самые популярные вопросы о здоровье детей перед садиком и школой.
Вчера, 1 сентября, мы рассказывали, сколько времени нужно ребёнку для акклиматизации и стоит ли малыша возить на море непосредственно перед садиком или школой.
Что сделать, чтобы ребёнок меньше болел в садике и школе?
— Универсальной таблетки, которая защитит ребёнка от инфекций, конечно, не существует. Но можно дать несколько рекомендаций.
Например, повысить местный иммунитет с помощью препаратов — так называемых бактериальных лизатов (набор неактивных бактерий), которые создают защиту против возбудителей, особенно заболеваний дыхательных путей. Эффект длится 2 — 3 месяца.
Также рекомендую перед садиком и школой пропить курс витаминов, особенно А, С, Д, — они помогают организму сопротивляться инфекциям. Но хочу предупредить, что употреблять витамины постоянно и чрезмерно — это тоже нецелесообразно. Так же как популярное нынче промывание носа солевыми растворами.
Если в детском саду или школе начинается вспышка заболевания, промывание носа оправданно, особенно после посещения детского учреждения, чтобы удалить возбудителей. А каждый день брызгать ребёнку в нос солевым раствором не нужно. Наш организм сам вырабатывает защитные вещества, а постоянное орошение слизистых оболочек вымывает их.
Ещё один важный момент — вакцинация. Если говорить об инфекционных заболеваниях, тут важны три прививки: от гемофильной, пневмококковой инфекции и гриппа.
Они значительно снижают риск заболевания тяжёлыми инфекциями. Например, пневмококковая инфекция провоцирует отиты, бронхиты, пневмонии и даже менингиты и сепсис.
Вакцинация от пневмококковой инфекции на первом году жизни в 10 раз уменьшает риск развития отита.
Завтра, 3 сентября, «МОЁ! Online» расскажет, сколько ОРВИ в год для ребёнка норма.
Можно ли отправлять ребенка в школу, если он заболел? Сколько должен весить рюкзак? Главные вопросы (и ответы!) о здоровье школьников — Meduza
Нормально ли, что ребенок так часто болеет? Как избежать сколиоза? И что делать, если в школе ребенка травят? «Медуза» отвечает на самые популярные вопросы о здоровье, которые возникают у родителей школьников.
Как защитить ребенка от инфекций?
Вовремя делать прививки и не забывать мыть руки — ничего лучше пока не придумали. Чеснок на шее, маски, безрецептурные иммуностимуляторы, гомеопатические препараты, носимые устройства-блокаторы вирусов, оксолиновая мазь, эхинацея не доказали в качественных исследованиях свою эффективность.
Прививать ребенка в общем случае нужно в соответствии с национальным календарем прививок. Но нужно иметь в виду, что национальный календарь, который утверждается Минздравом, составляют с учетом не только эпидемиологической обстановки, но и финансовых возможностей государства.
Из-за этого некоторые важные прививки туда не попадают, однако их стоит сделать. Например, ребенок, по-хорошему должен быть привит от гепатита A, вируса папилломы человека, ротавирусной и менингококковой инфекции, а также ветрянки.
При желании можно ориентироваться на американский календарь: он более или менее полный.
От гриппа лучше прививаться вакцинами, которые соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения и не содержат малоизученных иммуностимуляторов. От ОРВИ прививку еще, к сожалению, не создали.
Когда можно сказать, что ребенок болеет подозрительно часто?
В среднем здоровые дети 6–8 раз за год переносят ОРВИ, а некоторые даже чаще. Всемирная организация здравоохранения считает, что это не повод для беспокойства.
Но на самом деле частотность в принципе не очень важна — куда большее значение имеет тяжесть и продолжительность болезни.
Заподозрить у ребенка что-то серьезное, а именно — , можно только если есть как минимум два признака из этого списка.
Если ребенок заболел, когда его можно отправлять в школу?
В большинстве случаев универсального ответа на этот вопрос нет. И если вы отправили ребенка в школу, а потом ему стало хуже, это совсем не значит, что вы поступили неправильно: предсказать такое развитие событий не всегда могут даже врачи. Когда вы принимаете решение, важно ориентироваться на три обстоятельства:
- Ребенок должен быть в состоянии учиться.
- В школе должна быть такая ситуация, чтобы учитель мог уделить ребенку достаточно внимания и сообщить вам, если тому станет хуже.
- У ребенка не должно быть опасного инфекционного заболевания. Американская академия педиатрии считает, что можно не оставлять ребенка дома, если заболевание не очень серьезное. Например, ОРВИ или педикулез (вши). А вот с ветрянкой лучше, конечно, посидеть дома. Если дело в обычной простуде, то ребенок просто должен правильно чихать, кашлять и сморкаться. Чихать и кашлять нужно в бумажной платок, который надо сразу выбросить, а потом вымыть руки. Если платка нет, то можно делать это в локоть. Если чихать или кашлять в ладонь, то потом с ее помощью ребенок легко делится вирусами с окружающими, прикасаясь к разным предметам. Сморкаться тоже надо в бумажный платок.
Как избавляться от вшей? И как от них можно защититься?
Для борьбы со вшами есть несколько средств, но начинать лучше с шампуня, содержащего перметрин. После того, как ребенок вымыл голову, нужно расчесать волосы металлической расческой с частыми зубьями и делать это регулярно в течение 7–10 дней. Чтобы лечение было эффективным, надо строго выполнять эти и другие правила, указанные в инструкции к шампуню.
Никакой особой обработки квартиры не требуется: вши плохо выживают не на человеке. Но все же лучше почистить и постирать при температуре больше 50 °C вещи, которые соприкасались с головой ребенка за пару дней до лечения. Если какие-то вещи нельзя стирать, можно положить их в полиэтиленовый пакет на две недели. Расчески лучше подержать под горячей водой 5–10 минут.
Вши не умеют летать или прыгать — они ползают, поэтому передаются только при прямом контакте. Например, когда люди обнимаются или (гораздо реже) делятся друг с другом расческами и резинками для волос. Поэтому рекомендации по профилактике сводятся к тому, чтобы просто так не делать, если у кого-то в школе нашли вшей.
Сколько должен весить рюкзак, чтобы не вредить ребенку?
Американская академия педиатрии рекомендует следить, чтобы вес рюкзака был не больше 10–20% от веса ребенка, и 10%, конечно, лучше. Из-за перевеса иногда страдает осанка и начинает болеть спина (хотя зависимость тут до конца не установлена) и вообще так легче упасть, например, на лестнице.
Чтобы рюкзак весил не больше положенного, лучше выбирать тот, что сам по себе весит немного. Лямки должны быть широкими, мягкими и подтянутыми, особенно если рюкзак тяжелый: так легче его нести. Регулярно носить его только на одной лямке очень нежелательно: это создает лишнюю нагрузку. Соответственно, сумки, которые надевают через плечо или на одно плечо, тоже лучше не носить в школу.
Министерство здравоохранения Израиля рекомендует также наклеивать на рюкзаки светоотражающие элементы, чтобы ребенку было безопаснее ходить в темное время суток.
Как помочь ребенку поддерживать осанку?
Для этого должны быть:
- Удобное и правильно организованное рабочее место: по ссылке — картинка, как оно выглядит, и описание на английском.
- Сильные мышцы, поддерживающие позвоночник: со слабыми тяжело ровно держать спину.
- Самоконтроль. Подросткам и взрослым для этого можно использовать компактные носимые электронные устройства, следящие за правильной осанкой — они размером чуть больше пуговицы, прикрепляются к одежде или телу и вибрируют, если человек сутулится.
Чтобы осанка была хорошей, ребенок также не должен подолгу сидеть в асимметричной позе: например, подложив ногу под себя или поставив ее на стул.
Травматолог-ортопед детской клиники «Фэнтези» Илья Зеленкин также отмечает, что нередко сутулость возникает у детей с неоткорректированной близорукостью, то есть у тех, кто не носит очки или линзы.
И еще высоких детей: они часто стесняются, что выше своих сверстников и пытаются казаться меньше.
Если вы заметили нарушение осанки у ребенка, не стоит сразу называть это сколиозом. По сути, это два разных понятия. Сколиоз — заболевание, искривление позвоночника больше, чем на 10 градусов.
Небольшое нарушение осанки — когда лопатки или плечи находятся не на одном уровне или когда ребенок сутулится — по сути, не является заболеванием, хотя и может привести к боли в спине. В любом случае стоит обратиться к врачу, который оценит, насколько все серьезно.
Кстати, скорее всего, доктор рекомендует физические упражнения: это хорошая профилактика болей в спине и у здоровых людей, и у людей со сколиозом.
Но часто, если родители видят, что у ребенка одно плечо выше другого, они считают, что достаточно носить сумку на другом плече и спина станет ровной. Однако, по словам Ильи Зеленкина, это ничего не изменит. Корректоры осанки (плечевые ремни) не имеют доказанной эффективности.
Сколько ребенку нужно спать?
Это зависит от возраста ребенка. Американская академия медицины сна рекомендует детям с 6 до 12 лет спать 9–12 часов, с 13 до 18 лет — 8–10 часов. Важно также учитывать, что подростки нередко становятся «совами». Это можно назвать особенностью развития. Поэтому Американская академия педиатрии из-за этих особенностей советует начинать уроки не раньше 8:30.
Сколько времени ребенок может проводить у компьютера?
Четких границ нет, и предполагается, что это решение должны принимать родители. Главное — чтобы:
- ребенок спал столько, сколько нужно, и для этого не стоит позволять ему смотреть в экран за час до сна;
- активно двигался не меньше часа в день;
- проводил больше времени на улице и таким образом предотвращал развитие близорукости.
Как сохранить психическое здоровье ребенка?
В первую очередь важно внимательно относиться к тому, что происходит с ребенком, и вовремя прийти на помощь. Имеет смысл внимательнее присмотреться к ситуации, если ребенок:
- внезапно становится агрессивным, раздражительным, постоянно на взводе;
- долгое время в подавленном настроении;
- отдаляется от друзей и родных;
- часто тревожится;
- не интересуется тем, чем интересовался раньше;
- из раза в раз категорически отказывается идти в школу;
- с трудом концентрируется;
- стал вялым и апатичным (этот признак легко спутать с обычной ленью);
- у него появляются новые страхи, например страх темноты у младших школьников.
Другими словами, любые внезапные негативные изменения в поведении ребенка — это признак того, что в его жизни что-то не так.
Напряженная обстановка в школе (травля, повышенные требования к успеваемости, психологическое давление учителя) может влиять и на физическое здоровье ребенка.
Головные боли, бессонница, ночные кошмары, потеря аппетита или, наоборот, чрезмерный аппетит, атопический дерматит, расстройство желудка (боль, тошнота, тяжесть), ухудшение ситуации с тиками, частые травмы, самоповреждение (когда человек бьет, режет себя, делает ожоги), скрежетание зубами (бруксизм), навязчивые действия (ребенок грызет ногти, выдергивает волосы) и ночная потливость — все это может быть следствием существенного хронического стресса у детей.
Сначала, если вы чувствуете в себе силы, можно попробовать разобраться с ситуацией самостоятельно. Для этого, конечно, нужно понять причину происходящего. Говорить с ребенком необходимо в спокойной атмосфере, без критики и категоричных советов.
По словам психолога детской клиники «Фэнтези» Марии Чурсиновой, многим детям, с которыми она работала по поводу травмы из-за издевательств в школе, родители говорили: «Не обращай внимания», — что было неэффективно и даже вредно.
Гораздо лучше искать решение вместе с ребенком, сочувствовать ему, помогать отстаивать себя и защищать его, где это возможно. Когда человек чувствует, что он может что-то решать сам и что у него есть поддержка, это позволяет гораздо проще справляться со стрессом.
Если проблемы возникли из-за самооценки ребенка, то стоит сосредоточиться на том, что у него получается хорошо, и разрешить ему отвергнуть ту деятельность, где он терпит хронический неуспех.
Важно, чтобы родители подавали адекватный пример своим детям и не боролись со стрессом с помощью алкоголя или компьютера. Нужно показывать детям, что внутренними переживаниями можно делиться с близкими.
Расслабление и неструктурированное времяпрепровождение — это важный способ профилактики психологических проблем и борьбы с ними. Мария Чурсинова советует почаще выкраивать свободное время. Причем отдых может быть самым разным.
К примеру, старшеклассник, даже несмотря на приближающиеся экзамены, имеет право сидеть во дворе с друзьями, гулять в парке или часами смотреть в окно.
Такое поведение не стоит осуждать: отдых и общение полезны для психического здоровья ребенка и помогают мозгу структурировать информацию, а личности — усваивать жизненный опыт.
Если, несмотря на все усилия, ничего не меняется, стоит обратиться к психологу. В школах встречаются хорошие специалисты, которые знают ситуацию изнутри. Но если у психолога недостаточное образование или мало опыта, то лучше довериться профессионалу.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ВИТРУМ ЭНЕРДЖИ - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ВИТРУМ D3 ПЛЮС - інструкція, склад, застосування, дозування, показання, протипоказання, відгуки
- ВИТРУМ D3 ПЛЮС - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ВИТРУМ ЦИРКУС С ЖЕЛЕЗОМ - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ВИТРУМ ЦЕНТУРИ ПЛЮС - інструкція, склад, застосування, дозування, показання, протипоказання, відгуки
- ВИТРУМ ЦЕНТУРИ ПЛЮС - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы