Сенсорная афазия − речевое нарушение, имеющее общие признаки с алалией. Только алалию определяют у ребенка, а афазия возникает у взрослых людей после инсульта.

При данном речевом нарушении человек не понимает обращенную к нему речь и сам не может общаться с окружающими.

Специалисты в области дефектологии и логопедии изучают эту проблему, чтобы предложить наиболее эффективные пути коррекции.

Краткая характеристика механизма нарушения

Aphasia − это частичная или полная утрата речевой функции в результате поражения определенных участков головного мозга. Отмечается нарушение всех составляющих речи: фонетическая сторона, грамматический строй и т. д. Есть несколько форм этого дефекта, отличающихся механизмами нарушения и местом локализации.

Сенсорная афазия была исследована в 1874 году Вернике, который выяснил, что очаг поражения − задняя треть височной извилины левого полушария.

Характерной особенностью этой формы является сложность понимания речи на слух. Между специалистами возникали споры о механизме нарушения анализа речи.

Одни считали, что это только акустический (слуховой) аспект, другие полагали, что значение имеет и артикуляционная составляющая.

В последних исследованиях было подтверждено, что для понимания речи важно проговаривание «про себя». А значит, что на слуховое восприятие оказывает влияние и артикуляционная составляющая. Поэтому при коррекционной работе обращают внимание не только на фонематические процессы, но и на артикуляцию.

Причины возникновения сенсорной афазии:

  • инсульт;
  • опухоли нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы.

Данное речевое нарушение связано с неврологией, поэтому только комплексная работа с участием различных специалистов поможет достичь хороших результатов.

Описание симптоматики

Главный симптом сенсорной афазии − полное или частичное непонимание человеком речи. Человеку кажется, что окружающие разговаривают с ним на непонятном языке. При этом он само слово слышит, но не соотносит его с предметом. У людей с сенсорной афазией снижен контроль за речью, поэтому трудности понимания они компенсируют большим количеством слов.

Речь при такой форме афазии характеризуется заменами − фонематическими и артикуляционными. Пациент правильно называет слово, но при его дальнейшем повторении искажается звуковое и темпо-ритмическое оформление, потому что он не запоминает порядок звуков.

При чтении пациент с сенсорной афазией испытывает сложности в постановке ударения, поэтому ему трудно усвоить смысл прочитанного.

Но стоит отметить, что во время чтения человек с данным дефектом имеет меньше всего трудностей, потому что оно основано на зрительном и кинестетическом контроле.

Сильнее всего нарушается письмо и его состояние зависит от степени сохранности фонематического слуха. Больной испытывает затруднения с письмом под диктовку и со списыванием слов.

Кроме речевых нарушений, у людей с сенсорной афазией отмечаются нарушения и в эмоционально-волевой сфере.

Они возбудимы, пытаются что-то делать, с трудом соблюдают постельный режим, а если что-то не получается, расстраиваются. Люди не осознают, что у них есть нарушения в речи, используют большое количество слов, часто обращаются с вопросами к окружающим и раздражаются, если им не отвечают. Человек с сенсорной афазией расстраивается и потому, что сам не понимает речь окружающих.

Особенности диагностических мероприятий

Обследование необходимо комплексное, его проводят различные специалисты – нейропсихологии, логопеды, врач. Во время поведения диагностики особое внимание уделяют предварительной беседе. Специалист смотрит на следующие аспекты:

  • осознает ли человек ситуацию во время беседы;
  • как ориентируется в окружающем мире;
  • как он выражает свое мнение и рассказывает о своих размышлениях;
  • присутствуют в речи или нет определенные речевые автоматизмы (выражения), произвольные или нет;
  • насколько активно используются во время общения мимика, жесты, интонации;
  • отношение к своему состоянию.

Затем специалист переходит к оцениванию моторной сферы (общая, кистевая и пальчиковая, артикуляционная), оптического, сомато-сенсорного и слухового гнозиса.

Задача на этом этапе − определить как человек различает и узнает предметы по форме, цвету, внешнему виду, ориентируется в пространстве; может ли он определить место прикосновения, узнать предмет на ощупь.

При обследовании акустического гнозиса специалист смотрит, как пациент узнает неречевые шумы и знакомые мелодии.

В диагностике особое внимание уделяется обследованию состояния речевой функции, а именно состоянию импрессивной (понимание) и экспрессивной (разговорной) сторон речи. При обследовании импрессивной стороны логопед оценивает следующие пункты:

  • уровень понимания речи;
  • может ли соотносить слово с предметом;
  • уровень понимания сложных грамматических конструкций.

Диагностика экспрессивной составляющей включает:

  • автоматизм порядковой речи – это счет, названия и порядок дней недели, месяцев, может ли продолжить известные пословицы и т. д.;
  • эмоционально окрашенные автоматизмы;
  • сравнение количества произвольной и непроизвольной речи;
  • повторение заданного речевого материала;
  • оценка состояния спонтанной (неподготовленной самостоятельной) речи;
  • сохранность чтения и письма.

Кроме того, у людей с афазией обследуют состояние интеллекта и высших психических функций. Данное речевое нарушение является не только логопедической проблемой, но и нейропсихологической, т. к. механизм нарушения затрагивает работу речевых областей головного мозга. Поэтому в восстановительной работе принимают участие логопеды, нейропсихологии, неврологи, дефектологи и физиотерапевты.

Основные принципы коррекционно-восстановительной работы

Успех лечения человека с афазией (любой формы) зависит от того, будет ли специалист строить работу на основе принципов, выделенных Л. С. Цветковой на основании идей А. Р. Лурии. Нужно учитывать не только состояние речи человека, но и особенности его личности, так как при афазии отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы.

Обязательно на занятиях нужно задействовать сохранные функции – так специалист облегчит процесс восстановления и проще будет создать ситуацию успеха для мотивации на дальнейших занятиях.

Конечно, всю работу нужно строить исходя из результатов диагностики и особенностей структуры дефекта.

В процессе обучения специалист должен опираться на работу сохранных анализаторов и создавать новые функциональные связи на их основе.

Занятия строят на основе принципа «от простого к сложному», материал и задания усложняют постепенно. Материал должен быть разнообразным и помогать задействовать различные анализаторы.

При коррекции афазии учитывают и эмоциональную составляющую материала.

Чем он ближе пациенту и вызывает больше эмоций, тем лучше – так быстрее начнут создаваться необходимые ассоциативные связи, которые нужны для коррекционной работы.

Первостепенная задача коррекционной работы при афазии любой формы – это восстановление речи не в качестве приспособления к дефекту, а как средства взаимодействия с окружающим миром.

Восстановление не просто отдельных составляющих, а полноценной речевой функции и возвращение человека в нормальную речевую среду.

Поэтому при афазии занимаются не только индивидуально, но и проводят групповые занятия. Диалоги между пациентами и специалистами помогают восстановить коммуникативную функцию речи. Групповые занятия могут вызывать больше эмоций, что является стимулом для пациента. Преимуществами этой формы работы являются также подражание, помощь, ощущение поддержки и т. д.

Но и индивидуальные занятия также важны, потому что задания подбирают с учетом индивидуальных особенностей человека. Это позволяет максимально эффективно проработать наиболее пострадавшие составляющие речевой функции. Для успешной коррекционной работы нужно сочетать групповые и индивидуальные занятия с различными специалистами.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Семья человека, имеющего афазию любой формы, должна принимать активное участие в процессе реабилитации. Потому что для таких пациентов очень важна эмоциональная составляющая, и восстановление речи происходит быстрее, если речевой материал ему хорошо знаком. Человек не должен находиться в «речевой изоляции» − привлекайте его к обсуждению простых бытовых тем.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.

Особенности работы при сенсорной афазии

Главная проблема при данной форме − полное или частичное непонимание речи, и на ее коррекции будет строиться вся работа. Вначале человека учат понимать простые бытовые слова. Для этого проводят работу по растормаживанию речи на основе старых речевых стереотипов.

Во время занятий не нужно говорить на повышенных тонах. Речевой материал подбирают не в зависимости от его легкости, а насколько по смысловой и эмоциональной нагрузке он близок пациенту.

Чтобы на этом этапе не закрепить аграмматизмы, во время первых занятий упор делают на лексическую составляющую, а звукопроизношение корректируют позже.

Человека обучают понимать речь, беря за основу «контрастные» слова. Например, ему показывают две картинки, на которых изображен слон и дом, и называют. Затем пациента просят показать, на какой картинке, что изображено. Главное условие − эти слова должны быть простыми и понятными всем, обобщающими.

Человеку с сенсорной афазией важно давать возможность прослушивать слова, поэтому в коррекционной работе используют магнитофон. Он должен не только слышать слово, но и видеть соответствующую картинку и как оно пишется. Ведь задача − восстановить умение соотносить слово с предметом.

Работу с диалогической формой речи нужно строить на основе правильно заданных вопросов. Например, у пациента спрашивают «Ты сидишь?», он отвечает. Таким образом человек с помощью наглядных действий учится понимать речь. Можно задавать вопросы, в которых ответ содержится полностью или частично, особенно на начальных этапах лечения. На действиях отрабатывают глагольную лексику.

Также нужно включить упражнения на распознавание звуков в речи.

Для этого называют слова с одним и тем же звуком, который находится в одной позиции (например, в начале слова). Показывают, как эти слова пишутся, где находится буква, обозначающая нужный звук. Затем пациенту предлагают вставить пропущенную букву в слово.

Обязательно во время выполнения упражнений показывайте человеку картинку − используйте в работе сохранные анализаторы. Просите показать, где животное спит, ест, бегает.

Точно так же отрабатывайте и прилагательные: просите показать, где находится синяя шапка, красное платье и т. д. Постепенно увеличивайте количество картинок.

На данном материале вы можете отрабатывать различение звонких−глухих фонем, твердых−мягких звуков. Потом речевой материал усложняют и переходят к фразам, предложениям.

На всех этапах работы используйте чтение, письмо, счет. Проговаривайте отрывки из известных детских стихотворений, фразы из популярных фильмов. Все это позволит человеку научиться понимать речь окружающих.

Афазия, особенно сенсорная, остается недостаточно изученной в современной логопедии.

Специалисты продолжают проводить исследования, чтобы определить какие медикаменты могут эффективнее способствовать восстановлению речи, какие методы работы будут еще более продуктивными.

Современные специалисты в своей работе опираются на принципы и методы, сформулированные Л. С. Цветковой, и на работы А. Р. Лурии.

Сенсорная афазия

Ермакова Елена Владимировна

  • 1. Признаки и причины сенсорной афазии
  • 2. Формы сенсорной афазии
  •  2.1 Семантическая афазия
  •  2.2 Акалькулия афазия
  •  2.3 Сенсорно-моторная афазия
  •  2.4 Тотальная афазия
  • 3. Симптомы
  •  3.1 Специфические признаки сенсорной афазии у детей
  • 4. Диагностика
  • 5. Лечение
  • 6. Реабилитация

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова.  Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения.  При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка.

Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота.

Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться.  Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия.  Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется.

Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.

  Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего.

  Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом  скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая  симптоматика.

В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е.

не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека.

Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания.  Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией.

Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса.

Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному.

Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям.

Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Сенсорная афазия — это острое нарушение неврогенного происхождения, при котором наблюдается расстройство восприятия устной речи и снижение собственных вербальных способностей. В отличие от прочих форм пациент все еще может воспринимать некоторые несложные фразы, обращенные к нему, однако не всегда. Все зависит от тяжести отклонения.

Пациент все слышит, однако не понимает, что говорят окружающие. Чтобы лучше понять, как это выглядит, достаточно представить, что человек находится в окружении лиц, общающихся на иностранном языке. Речь воспринимается как нечто бессвязное и непонятное, отчего развивается тревожность и дезориентация в пространстве, собственной личности.

Классической причиной развития подобного патологического явления был и остается инсульт. Восприятие речи при сенсорной афазии нарушается в связи с поражением височных долей.

Особенно, если страдает так называемый центр Вернике, ответственный за устную речь и восприятие вербальной информации.

Слух формально сохранен, возможно его падение или полное отсутствие, при более обширном поражении височных долей.

Диагностика проводится в стенах неврологического отделения стационара под контролем невролога, а при необходимости нейрохирурга, сосудистого хирурга. Лечение зависит от первопричины развившегося патологического состояния.

Возможно проведение цереброваскулярной терапии, направленной не восстановление нормальной трофики мозговых тканей, операции, прочих форм лечения.

Прогнозы делать трудно, но даже в случае инсульта качественного результата удается добиться, по крайней мере, в 60% случаев.

Классификация расстройства

Сенсорная афазия возникает при поражении височных долей головного мозга. Но эти структуры не гомогенны, они сложно устроены, потому и вариантов патологического процесса может быть несколько. Для простого пациента классификации, которые используют теоретики и практики, мало что скажут.

Однако доктора активно используют их при классификации сенсорной афазии, проработке тактики терапии, прогнозировании перспектив в рамках конкретного случая. Основной способ типизировать расстройство — определить локализацию нарушения, его механизм.

Здесь на помощь приходит классификация афазий Вернике-Лихтгейма:

  1. Корковая сенсорная афазия (также акустико-гностическая афазия). Классический и наиболее тяжелый тип расстройства. Сопровождается поражением так называемого центра Вернике, который отвечает за восприятие речи, звуковых раздражителей, их логическую обработку и вычленение существенного из окружающего звукового шума. Сопровождается тотальным расстройством восприятия и воспроизведения речи.

Сенсорная афазия — особенности, виды, прогнозы

Сенсорная форма афазии — речевое расстройство, вызванное нейрогенными поражениями височных долей головного мозга. Патология часто является следствием инсульта: больной слышит речь окружающих, но не понимает ее смысл, теряет вербальные навыки.

В редких случаях заболевание диагностируют у детей. Прогнозы при сенсорной афазии зависят от многих факторов, но практика показывает, что при правильном лечении обычно наблюдается значительное улучшение состояния больного.

Формы сенсорной афазии

Рассмотрим формы сенсорной афазии.

Семантическая афазия

Дисфункция блока восприятия, анализа и хранения поступающей информации. Человек, страдающий семантической афазией, в основном понимает обращенную к нему речь и может связно говорить.

Трудности возникают в восприятии схожих значений: например, больной не увидит разницы между словосочетаниями «подруга сестры» и «сестра подруги», и не свяжет назначения ручки и листа бумаги.

На фоне выявленных нарушений появляются проблемы с письменной речью, чтением.

Может пропасть чувство ритма. Все это дестабилизирует и без того шаткое психологическое состояние больного: нарастает тревожность, возбудимость, возможно появление бессонницы.

Акалькулия афазия

Определение объединяет нарушения понимания чисел и совершения арифметических операций.

Выражается акалькулия по-разному: больной перестает воспринимать цифры на звук и/или визуально, не может восстановить числовой ряд по уменьшению или возрастанию, не способен совершать вычисления. Чаще всего при акалькулии люди не видят разницы между визуально схожими цифрами (9 и 6, 132 и 231).

Патология крайне редко встречается в обособленном виде, обычно она сопровождает другие виды сенсорных афазий. Полная картина дисфункции будет зависеть от того, какой именно участок мозга был поражен и насколько сильно. В целом акалькулия успешно корректируется.

Сенсорно моторная афазия

Моторно сенсорная афазия часто приобретает афферентную форму: при сохранении способности воспроизводить звуки больной теряет способность произносить многие слова, особенно сложные, часто вообще не может говорить.

Понимание обращенной речи при этом сохраняется, чем пациент сообщает при помощи вербальных знаков — например, кивком головы. При отсутствии проблем с мелкой моторикой человек с моторной афазией может изъясняться письменно. Навыки чтения тоже сохраняются.

Эфферентная форма: типичным признаком является навязчивое повторение отдельных слогов (напоминает заикание) или слов. Иногда сохраняется автоматизированная речь, то есть человек непроизвольно выдает выученные когда-то стихи, песни.

Тотальная афазия

Крайняя, самая тяжелая степень нарушения. Больной не воспринимает чужую речь и не говорит самостоятельно. Чтение, письмо, изъяснение при помощи артикуляции при тотальной афазии невозможны. Близким пациента с таким диагнозом нужно помнить, что отклонение не является психическим!

Обычно тотальная афазия проявляется и наблюдается первые несколько дней после инсульта, затем в большинстве случаев сознание и речь пациента восстанавливаются, пусть и не полностью.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Афазия у детей встречается редко — примерно в 0,4% случаев выявления нарушений речи ставится этот диагноз. Если у взрослых сенсорная форма афазии чаще всего развивается после инсульта, то в детском возрасте такой фактор практически исключен.

Классификация детских афазий зависит от природы заболевания: оно может быть вызвано изменением тканей головного мозга или долгой эпилептической активностью. Оба типа включают несколько разновидностей, признаки которых зависят от характера и локализации очага поражения.

Следует выделить несколько факторов, провоцирующих развитие сенсорной афазии у детей:

  • гипоксия плода во время беременности;
  • сдавливания, гематомы и отеки головного мозга в результате родовых травм;
  • воспалительные, инфекционные, дегенеративные процессы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухолевые процессы, затрагивающие головной мозг;
  • врожденные церебральные сосудистые аномалии;
  • синдром Ландау-Клеффнера.

Последний пункт сам по себе часто называют эпилептической афазией, хотя он не является эпилепсией в ее обычном медицинском значении. Механизм патологии изучен не до конца, но известно, что склонность к ней часто наследуется.

Сенсорная форма афазии у детей долгое время может оставаться незамеченной — форма ее протекания обычно более мягкая, чем у взрослых. Фиксируют патологию в 3-7 лет, но внимательные родители могут и раньше заметить первые тревожные звоночки:

  • Ребенок после 1,5 лет с трудом воспринимает обращенную речь (или не воспринимает вовсе);
  • В три года малыш с трудом произносит ряд звуков или отдельные (несложные) слова, не говорит простыми предложениями;
  • Есть трудности с запоминанием новых слов и осознанием их типологии. Например, ребенок не понимает, что «птичка» и «ворона»- не всегда одно и то же, эти слова для него существуют отдельно;
  • Многие фразы в речи остаются незаконченными, потому что малыш не может подобрать нужное слово;
  • Активно говорящий ребенок с трудом подбирает слова-синонимы, испытывает трудности при описании предмета или эмоций;
  • У дошкольника сбивчивая путаная речь даже в спокойном состоянии, а при стрессах или эмоциональном возбуждении явление становится более выраженным;
  • Нарушенное восприятие времени. Самый специфический признак — ребенок не с трудом выполняет действия последовательно (например, при сборе игрушки-конструктора), не может правильно восстановить хронологию дня.

Сенсорная форма афазии у детей чаще выражается не комплексно, а как отдельное проявление: нарушение устной, экспрессивной, импрессивной речи, чтения (алексия), письма (аграфия).

Очень редко и обычно в подростковом возрасте фиксируется динамическая афазия — отсутствие в речи глаголов, шаблонов.

Диагностика

Учитывая разнообразие проявлений сенсорной афазии, разную степень их выраженности, а также большую вероятность совмещения сразу нескольких патологий, для постановки точного диагноза потребуется провести подробное обследование пациента, которое включает:

  • Сбор анамнеза. Изучение истории болезней пациента поможет выяснить, когда и почему именно начала развиваться афазия;
  • Осмотр невролога. Врач оценивает симптоматику, предполагает локализацию поражения. У детей оценивается уровень психического развития, его соответствие возрасту;
  • Посещение нейрохирурга. Обязательно для пациентов с черепно-мозговыми травмами и внутричерепными опухолями;
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Методы позволяют выявить изменения структуры головного мозга: гематомы, новообразования, воспаления, зоны инсульта, дегенеративные процессы;
  • При нарушениях мозгового кровообращения необходимо сделать МРТ сосудов головного мозга;
  • Все пациенты с подозрениями на психические нарушения попадают на осмотр к психиатру. Задача врача в этом случае — выделить признаки сенсорной афазии на фоне когнитивных расстройств.

Дальнейшая диагностика заключается в проведении множества тестов, выявляющих афазические нарушения. Тестирование контролируется логопедом, неврологом, психологом.

  • Изучается устная и письменная речь больного, его способность к повторной и рядовой речи (перечисления дней недели, числовой ряд), сохранение грамматики и понимания терминов.
  • Проверяется слуховое и визуальное понимание цифр, способность производить вычисления.
  • Для выявления скрытых нарушений восприятия пациента просят прочитать отрывок текста вслух или про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Тестирование маленьких детей проводится по специальной методике, приближенной к игровой форме.

Используются карточки с картинками, пазлы, логические и математические задания. Ребенка просят вспомнить сюжет любимой сказки, посмотреть мультфильм и кратко пересказать его.

Коррекция сенсорной афазии

На основе результатов проведенного обследования для каждого конкретного случая сенсорной афазии разрабатывается индивидуальная программа комплексного лечения. Обычно в него входят:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные и нейротрофические препараты, комплекс витаминов. При угрозе отека головного мозга вводят осмодиуретики через капельницу, прописывают мочегонные препараты. Пациентам с инфекционными поражениями головного мозга необходимо пройти лечение медикаментами, разработанными для борьбы с возбудителями болезни. В случае выявления психических отклонений могут быть назначены психотропные препараты.
  • Арифметические и логопедические занятия. Упражнения подбираются в соответствии с картиной заболевания. Методики направлены на восстановление зрительного и слухового восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Пациент проговаривает сначала короткие, затем сложные фразы, решает арифметические задачи. Хорошие результаты дает работа с предметными картинками, соотнесение изображений и текста, простые диктанты. Занятия должны проводиться ежедневно, поэтому без помощи близких пациенту не обойтись. Часто развивающие детские пособия могут быть использованы для восстановительных занятий при сенсорной афазии у взрослых.
  • Психотерапия. Речевые нарушения, вызванные афазией, становятся причиной угнетенного психологического состояния у пациента. Больше остальных страдают дети, которые не могут влиться в социальную среду и вынуждены терпеть насмешки сверстников. Позитивная дружелюбная обстановка в семье и твердая поддержка близких имеют огромное влияние на результативность терапии. Замечено, что прогресс у больных афазией часто возникает после общения с животными — лошадьми, собаками, кошками. По возможности рекомендуется завести домашнего питомца.
  1. Прогнозы лечения могут быть разными в зависимости от тяжести и типа сенсорной афазии.
  2. Негативными факторами считаются пожилой возраст, патологии кровообращения, наличие не подлежащих удалению внутричерепных опухолей.
  3. Для молодых физически крепких людей, чье заболевание было спровоцировано травмой или лакунарным инсультом, вероятность полного восстановления близка к стопроцентной.