Я абсолютно уверена, что одна из самых худших вещей в школьном обучении — это система оценивания. Трудно представить что-то более травмирующее, чем постоянное сравнение с другими людьми и публичное озвучивание негативных отметок.

Чем опасна школьная система оценивания?

В первую очередь оценки серьезно вредят реальным достижениям во взрослой жизни. Если бы я, как состоявшийся профессионал, вдруг начала себя сравнивать с другими, то тут же ушла бы в депрессию.

Я всегда смотрю не на других, а на то, какой была я полгода, год назад. Оцениваю, какой проект за это время разработала, как круто что-то придумала и реализовала. Почему же тогда мой ребенок должен сравнивать себя с другим человеком, причем по каким-то довольно субъективным параметрам?

Считая оценки в дневнике важным показателем успехов, мамы и папы делают серьезную ошибку. Фактически они пытаются убедить ребенка, что вся его ценность определяется отметкой. Причем отмеку эту выставляет «чужая тетя», которая плохо его знает, и ее мнение вряд ли можно считать эталоном.

Ребенок верит, будто то, что о нем думают посторонние люди, гораздо важнее, чем он сам, его таланты и интересы. Таким отношением родители транслируют своим детям, что самое важное в жизни — это внешняя оценка.

Трудно придумать лучший способ вырастить неуверенного в себе человека без собственного мнения и права выбирать интересы. Запомните: предъявляя ребенку претензии по поводу низкой оценки, мы начинаем формировать в нем зависимость от чужого мнения — вопреки своему собственному.

По моему убеждению, в школьном обучении вообще никак нельзя реально оценить успехи или неуспехи ребенка. Оно по большей части не имеет ни практического применения, ни объективно измеряемых результатов.

Оценки — государственный инструмент контроля

Чем оценивание вредно в первую очередь? Целых 10–11 лет ребенку планомерно внушают, что его мнение о себе не важно. Значение имеет только мнение посторонних, «специально уполномоченных» людей, выраженное в виде отметки.

Какова эта отметка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. — не имеет значения. Любая из них переносит фокус внимания школьника с его, как это называется в психологии, «внутренней референции» (с опоры на собственные ценности и мнение о себе) на то, что о нем думают окружающие.

То есть система оценок одинаково вредит как отличникам, так и двоечникам. Когда родители слишком много внимания уделяют оценкам, ругают, критикуют, дети ощущают себя преданными. Им кажется, что для мамы мнение учительницы гораздо важнее, чем они сами.

И в этом есть доля истины. Слишком внимательным отношением к чужой оценке мы отчасти предаем ребенка и формируем из него неудачника.

Гордыня и заниженная самооценка — две стороны одной медали

Вот вам реальный пример из жизни моей дочери.

Если она в начальной школе успевала прочитать полкниги, пока соседка по парте читает одну страницу, это еще не повод ставить ей 10 баллов (по российской системе — «отлично»).

Просто читала моя дочь уже шесть лет, потому что прошла курсы скорочтения и одолела за это время несколько сотен книг. А соседка и 10 книг не прочитала.

Буквы она учила в школе, читает всего два года — и то по старой методике.

Моя дочь имеет навык извлечения правильной информации и правильной формулировки. Пока другой ребенок задумается, как же ему отвечать на вопрос, она скажет ясно и четко. Но все же это заслуга не столько моего ребенка, сколько правильной методики обучения, то есть потраченных на индивидуальные занятия 10 часов и вложенных в это 100 долларов. А проблема ее соседки — в неправильном обучении.

Традиционное оценивание в этой ситуации повредит обеим девочкам (и их самооценке). Это не их собственные результаты, а результаты разного подхода их мам к обучению.

И получается, что моя девочка совершенно неоправданно может начать считать себя выше. Гордыня, возникшая на пустом месте, повредит прежде всего ей самой.

А другой ребенок будет выслушивать от взрослых (чаще от родителей): «Ты не тянешь, ты плохо учишься, ты глупая, ты не такая, какой нужно быть».

Как правило, такие реплики будут рождаться больным самолюбием родителей: их ребенок должен быть лучшим!

Получается, что психологическое давление ребенок испытывает не только в школе, но и дома. Даже если вы не даете негативных оценок вслух, дети довольно быстро приклеивают эти ярлыки друг другу. Но хуже всего, что они приклеивают ярлыки «глупый», «неспособный», «не такой» сами себе.

Такую негативную внутреннюю оценку крайне трудно исправить: потом будет нелегко заставить ребенка поверить в собственные силы, убедить, что он талантлив и может добиться в жизни всего, чего захочет.

Страх негативной оценки — родом из школы

Каков итог? Когда ребенок станет взрослым человеком, у него попросту не будет своего мнения. Ему чужая оценка будет важнее собственного мнения о себе.

Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы и именно родителями, придающими чрезмерную значимость школьным оценкам.

Зачем мучить ребенка, если в 30 лет нам все равно, была ли у нас тройка по химии в восьмом классе? Это никак не сказывается на взрослых успехах или неудачах. Как и отличная оценка, полученная 20 лет назад, вовсе не гарантирует любви или успеха в бизнесе.

Очень часто люди, которые действительно достигли в жизни успеха, богатые люди, в школе учились крайне неровно. По интересным предметам или у хороших учителей у них наверняка были высокие оценки. По скучным предметам или у посредственных педагогов на похвалу рассчитывать им не приходилось.

И это здоровый подход, потому что действительно богатыми и успешными людьми становятся те, кто умеет фокусироваться. Те, кто выбирает два-три качества и максимально развивает их. Те же, кто стремится к средним показателям по всем предметам, вырастают середнячками. Без особых достижений в жизни.

Стратегия успеха — развивать свое самое сильное качество и «покупать» слабое. Зарабатывайте за счет своих сильных качеств — и платите людям, которые сделают за вас то, что у вас не получается.

Как школьные оценки влияют на характер

Есть еще одна очень серьезная проблема. Для того чтобы получать социальное внимание в школе, ребенок должен быть либо отличником, гением, победителем олимпиад, либо хулиганом и двоечником. Хорошист или троечник социально проигрывает: его не замечают. И это беда для детей. Из них впоследствии формируется серая масса — именно благодаря системе школьного оценивания.

Все сказанное не значит, что успехи или неуспехи ребенка никак нельзя оценить. Но оценивать их должна сама жизнь. Например, когда ребенок выигрывает (или проигрывает) в спорте — это правильная оценка, по результату его личных достижений. Он начинает осознавать, как оценка зависит от количества приложенных усилий, потраченного времени и прочих вложений.

Альтернативные методы оценивания детей

Когда бабушка начинает выговаривать одной из моих девочек за плохие оценки и та расстраивается, я ей говорю: «Хорошо, ты сейчас получишь “отлично”. А как во взрослой жизни эти отличные оценки помогут тебе заработать лишнюю тысячу долларов? Объясни мне взаимосвязь между этим предметом и твоим будущим заработком».

И тогда у меня дети начинают думать: «Мама, а как во взрослой жизни? Что надо уметь и сделать, чтобы удался проект? Как взрослые зарабатывают? Что нужно, чтобы стать профессионалом, чтобы приглашали на хорошую работу?» А это уже другая позиция, другое мировоззрение.

Лучше всего мое отношение к оценкам продемонстрировать наглядно. Для примера возьмем кружок бисероплетения.

Каждая девочка в нем делает свои украшения. Сама выбирает интересные образцы и работает в своем темпе. Кто-то сделает одно изделие, кто-то за это время десять, кто-то — простое, кто-то — сверхсложное.

Результат налицо, а процесс доставляет удовольствие. И в конце ребенок сам себе поставит оценку, сам себя мотивирует и сам себя убедит стараться больше, быть терпеливее или выбирать задачи сложнее.

Другой пример — кружок компьютерной мультипликации. Занятие творческое, требует усидчивости, внимательности и нетривиальных решений. Когда ребенок начнет показывать друзьям готовые ролики, для него это станет лучшей оценкой и сильнейшей мотивацией. Зачем еще какие-то оценки со стороны?

Как выработать у ребенка правильное отношение к школьным оценкам

Не надо его ругать, не надо его унижать по поводу низких оценок. Ему надо спокойно разъяснить:

• Во-первых, это его оценка только на данный момент. Позже она изменится, если он захочет. Нужно всего лишь приложить больше усилий. • Во-вторых, это по большей части оценка его поведения и соответствия ответов указаниям в методическом пособии преподавателя. То есть для хорошей оценки важно не то, как много ты знаешь, а то, понравился ли твой ответ учителю, согласен ли он с твоим мнением.

Конечно, формально запрещено ставить оценки не за знания, а за поведение, но учителя все равно это делают. Ребенок должен понять, что оценка не определяет его как человека. Не влияет на отношение родителей, которые его любят. И существуют более важные вещи, чем мнение о нем других людей.

Да, каждому нужен результат в виде аттестата, в виде поступления в вуз, в виде баллов по тестированию. Субъективное мнение учителя не так уж важно, если результат достигнут. И это следует проговаривать все школьные годы.

В общем, я категорически против системы оценивания как таковой: жизнь лучше, чем любые педагоги, оценит результат. Школа оценивает не те результаты, не по тем критериям, и часто это делают не те люди. Так зачем же травмировать ребенка и портить его детство? Зачем вредить своим детям?

Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Ольга Юрковская на Фейсбук:

Самооценка школьника

Школьник – это не только социальный статус ребенка, который уже достиг возраста получения важных в его жизни знаний, но еще и период, когда его самооценка начинает подвергаться изменению. В частности на ее развитие и формирование начинают влиять не только родители, но и учителя, одноклассники, оценки, получаемые по предметам, и пр. Самооценка играет важное значение в любой возрастной период. В школьное время самооценка будет влиять на успеваемость ребенка, а также на способность устанавливать контакты с другими детьми. Рассматривается диагностика самооценки школьника на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Самооценка – это показатель отношения человека к самому себе, своим проявлениям, способностям, возможностям и даже целям. В школьном возрасте самооценка играет важное значение в том, как будет учиться ребенок.

Если самооценка низкая, то скорее ребенок не будет пытаться прыгнуть выше тех достижений, которые у него уже имеются. Он не будет чувствовать в себе силы, которая точно имеется для того, чтобы что-то изменить в своей жизни.

При завышенной самооценке ребенок скорее будет чувствовать себя всемогущим и способным на все повлиять.

Также самооценка влияет на установление контактов с другими детьми. Насколько общительным и популярным среди детей окажется ребенок, зависит от его самооценки.

Поскольку с самого начала ребенок приходит с уже сформированной самооценкой, которую развили в нем родители, он устанавливает определенные контакты с детьми и позиционирует себя конкретным образом. По мере того как ребенок будет с кем-то дружить и враждовать, его самооценка будет меняться.

Таким образом, ребенок не только поступает в соответствии со своей самооценкой, но и укрепляет ее теми событиями, которые сам же и провоцирует.

Что такое самооценка школьника?

Самооценкой школьника становится уникальное восприятие ребенком самого себя.

Как он смотрит на свои способности, оценивает личные возможности, персональные качества характера, поведение и личность в целом? Все это и становится самооценкой.

Если ребенок верит в себя, то он будет стараться повлиять на события, которые ему не нравятся. Если ребенок не уверен в себе, тогда он быстрее опустит руки, нежели будет лезть вон из кожи.

Самооценка ребенка формируется с раннего возраста, еще в дошкольный период. В частности и в основном в данный период на ее формирование влияют родители. Когда наступает школьная пора, ребенок уже приходит в класс с определенным восприятием самого себя. В зависимости от того, как ребенок себя воспринимает, он себя тем или иным образом начинает вести.

При адекватной самооценке ребенок понимает свои сильные и слабые стороны. Он не убегает от проблем, а пытается их решить. Если ему что-то важно, он старается этого достичь. Также ребенок находит себе друзей и не старается влезать в компании, с которыми возможна вражда. Другими словами, ребенок старается идти мирными путями к своей успешности в социальной и образовательной областях.

Если же самооценка заниженная или завышенная, тогда ребенок ведет себя соответствующе. Примечательным становится то, что при неадекватной самооценке дети тянутся друг к другу.

Обычно ребенок с низкой самооценкой находит друзей среди таких же детей с низкой самооценкой (а его врагами станут дети с завышенной самооценкой).

То же справедливо и в обратном порядке при завышенной самооценке, где друзьями становятся дети с такой же высокой самооценкой, а врагами являются ровесники с низким самомнением.

Самооценка развивается в школьные годы и оказывает большое влияние на то, каким человеком будет ребенок, когда вырастет. Школа закончится, и в свет выйдет человек с определенным самомнением, которое формировалось все его детские годы. Человек скорее уже не будет менять свою самооценку, а просто будет провоцировать ситуации, которые соответствуют его самооценке, чтобы еще раз ее подтвердить.

  • При низкой самооценке взрослый человек будет плыть по течению, не будет предпринимать попыток что-либо изменить.
  • При высокой самооценке взрослый человек будет считать себя всегда правым, обвинять окружающих в своих бедах и идти по головам.

перейти наверх

Самооценка младшего школьника

Самооценка относится к сложным психологическим феноменам, которые развиваются в каждом индивиде. Самооценка младшего школьника определяет направленность его в поступках, мышлении, мировосприятии, отношении к происходящему, людям и самому себе. Вместе с тем окружающий мир и события, которые происходят с ребенком, влияют на формирование его самооценки.

Самооценка существенным образом сказывается на том, как ребенок себя ведет в определенных ситуациях, как ставит себя по отношению к разным людям, каких целей и успехов достигает, насколько упорным становится, как хорошо сохраняет свою независимость. Таким образом, самооценка проявляется в коммуникации и совместной деятельности с окружающим миром и людьми.

Адекватная самооценка позволяет ребенку оставаться собой при любых обстоятельствах. Независимо от меняющихся условий и событий, ребенок продолжает осознавать, кто он есть, чем обладает, на что способен и пр. Он не меняет свое мнение в зависимости от того, что происходит вокруг. Тем более, его самооценка не меняется в зависимости от мнений окружающих людей.

Формирование самооценки происходит еще в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает осознавать себя и оценивать. Однако развитие и укрепление самооценки продолжается в школьном возрасте.

Уже не только родители влияют на самооценку школьника, однако они еще продолжают оказывать воздействие.

Вот почему родителям следует не ослаблять свое влияние на ребенка и помогать ему сохранять свою самооценку на адекватном уровне.

Если самооценка у ребенка будет колебаться или меняться в низкую или завышенную позицию, тогда он станет более слабым. Обычно дети с неадекватной самооценкой более ранимые, внушаемые, подверженные внешнему влиянию и пр.

Развитие самооценки школьника

Самооценка берет свое развитие еще в раннем возрасте и продолжает формирование в школьные годы. Вот почему взрослые в лице родителей и учителей должны внимательно относиться к вопросу о том, какая самооценка укрепляется в детях. В школьном возрасте на самооценку огромное влияние оказывает коммуникация со сверстниками.

Дети в школьном возрасте начинают ценить общение со сверстниками. Для них это становится чуть ли не самым важным событием, в котором они должны отработать все важные навыки, способствующие установлению значимых для них контактов. Каждый ребенок желает иметь друзей среди определенных лиц.

Чтобы этого достичь, он вырабатывает навыки, которые помогают ему устанавливать общение с нужными ему детьми. На это влияет самооценка, которая уже имеется у ребенка и сформированная родителями.

В зависимости от того, насколько успешно ребенок сможет устанавливать контакты с нужными ему детьми, его самооценка будет повышаться или понижаться.

Однако не забываем, что родители продолжают влиять на самомнение своего ребенка, поэтому похвала, одобрение, помощь и общение с ребенком остаются актуальными.

Дети стараются объединиться в группы. Обычно группа обладает одинаковой самооценкой каждого отдельного участника.

  • Группа с неблагополучной позицией отличается зазнайством, ябедничеством, драчливостью, неуживчивостью, вспыльчивостью, грубостью, изменчивостью, проблемами в общении, замкнутостью, капризностью, неаккуратностью, неряшливостью, жадностью.
  • Группа с адекватной самооценкой отличается популярностью среди сверстников, инициативностью, активностью, богатством в фантазии, уравновешенностью в характере, общительностью, успешностью в обучении.

Читайте так же:  Эмоциональная зависимость

По мере обучения ребенок постепенно становится более критичным, притязательным и требовательным к себе.

В первом классе свои неуспехи и плохие отметки он может адекватно оценить внешними обстоятельствами, которые могли на это повлиять, в том числе и своими способностями.

Уже начиная со второго класса, ребенок начинает воспринимать плохие отметки как собственные ошибки, которые обязательно являются результатом исключительно его действий.

В младшем школьном возрасте оценки, которые получают дети, оцениваются не так, как в более старшем возрасте. В данный период дети воспринимают оценки как личное отношение учителя к ним.

Он оценивает не только их способности и знания, но и личность, успешность, популярность и пр. На отношение к оценкам также влияют родители и учителя.

Если они продолжают оценивать личность ребенка в зависимости от того, какие оценки он получает, тогда он укрепится в данной позиции.

Банк приёмов оценки, самооценки и самоконтроля учащихся начальной школы

Банк приёмов самооценки самоконтроля учащихся

        Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. «Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, — что рациональнее всего в начальной школе начинать формирование самостоятельного контроля”. Новые образовательные стандарты ещё раз подчёркивают актуальность вопроса.

Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты в основу ставят общеучебные умения.           Самоконтроль – психологический термин. Умение контролировать собственные действия и эмоции.

В 1 классе учитель сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собственные эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий.

Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения. В то время как многие дети, огорчившись отрицательным результатом, «опускают руки», теряют интерес к предмету и учению в целом. Поэтому именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Л.С.

Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка  ребёнка к самому себе.

  Самоконтроль особенно необходим при выполнении самостоятельных работ, а так же в ходе выполнения домашнего задания. Исправления в тетради – это первая форма самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку. Нужно не ругать за исправления, а учить детей делать это аккуратно.     Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Это отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.

  • Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
  • Процедура самооценки включает в себя:
  • 1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;
  • 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
  • 3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

     В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям учащихся. В этот же период следует учить школьников самооценке.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

— самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить,  что для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

 — оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».

Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать  ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания.

Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

— содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные  действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка.

Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся — контроля для своих действий (а не просто достижение  результата).

Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые можно использовать  на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька — требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.

— На уроках письма с первых дней следует спрашивать «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.

— При изучении букв, в конце урока предлагаем детям красным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась.

— Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее.

Например, жёлтый — всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить.

Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

— Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали — прочитали то, что написано. Читает несколько раз (часто дети не прочитывают, а просто называют слово, не замечая в нём ошибку: написано кнга, а ребёнок читает книга).

— Сравнение с эталоном. Учитель предлагает под диктовку несколько слов, после написания, проверяют по образцу.

— Игра «Учитель». На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, проверяют предложения.

— «Кто сможет?» Учитель говорит задание – составить схему слова на доске или экране. И спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего учитель спрашивает: «Ты справился с заданием?» Т.е. ученик сравнивает уровень своих притязаний с возможностями.

Математика. Работа с таблицами устного счёта. Детям раздают таблицы со столбиками примеров (табличное сложение в пределах 10. Примеры могут повторяться). Учитель даёт 2 минуты для решения. Дети в тетрадь записывают только ответы.

По истечение времени учитель диктует ответы, дети проверяют. После чего, каждый подсчитывает количество правильных ответов – баллов. Эти баллы записывают на обложку тетради. Так на протяжении нескольких уроков.

Во -первых ребёнок отрабатывает скорость счёта, во-вторых контролирует изменения, в –третьих автоматически заучивает таблицу.

-Решение задач разным способом

Оценка и самооценка в школе

Определение 1

Самооценка – это оценка себя, своих возможностей, достижений, качеств и места среди других людей, это показатель отношения человека к самому себе.

Самооценка в школьном возрасте имеет большое значение – если она низкая, ребенок не пытается достичь большего, он не чувствует в себе силы, чтобы что-то изменить. Завышенная самооценка тоже не приводит ни к чему хорошему, потому что ребенок будет чувствовать себя способным на всё повлиять.

Замечание 1

Формирование самооценки происходит с раннего возраста, поэтому в школу малыш приходит с определенным восприятием самого себя.

Адекватная самооценка говорит о том, что ребенок хорошо понимает свои слабые и сильные стороны, он не прячется от проблем, находит себе друзей и не влезает во враждующие компании. Дети с неадекватной самооценкой тянутся друг к другу. Адекватная самооценка позволяет при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

В школьные годы самооценка трансформируется под влиянием друзей, сверстников, под влиянием окружающих и результатов успеваемости в школе. Под воздействием данных факторов она продолжает развиваться дальше.

Поле окончания школы в мир выходит человек со сформировавшимся в детские годы определенным самомнением.

Самооценка является сложным психологическим феноменом и у младшего школьника она определяет направленность в поступках, мировосприятии, отношение к людям и к самому себе. Проявляется она в коммуникации и совместной деятельности с окружающими людьми.

При формировании самооценки у ребенка в основу надо положить следующие принципы:

  • четко представлять цель учебной деятельности;
  • знать, какими умениями и навыками ему необходимо владеть в том или ином классе;
  • понимать значение самооценки для того, чтобы учебный процесс становился сознательным и эффективным.

Постепенно ребенок, по мере обучения, становится более критичным и требовательным к самому себе. Свои неуспехи первоклассник может адекватно оценить внешними обстоятельствами и своими способностями. Второклассник плохие отметки начинает воспринимать как результат собственных ошибок

В младшем школьном возрасте ребенок воспринимает оценки как личное отношение учителя к нему и только в более старшем возрасте он начинает относиться к оценке более адекватно.

Самооценка ребенка в среднем школьном возрасте во многом зависит от влияния сверстников, на первый план выходят взаимоотношения с ровесниками, а успешность становится сопутствующим фактором.

Ребенок начинает оценивать себя так, как его оценивают окружающие люди, но и родительское влияние на самооценку ребенка ещё сказывается. Психологи рекомендуют в этом возрасте общаться с ребенком, помогать ему, уважительно относиться к его мнению и позиции.

Там, где ребенок принимает активное участие в производстве оценки – в выработке её критериев и в применении их к разным конкретным ситуациям, там и начинается самооценка.

Самооценка и оценка в обучении

Оценка показывает степень выполнения учащимися тех задач, которые поставлены перед ними в процессе обучения, качества полученных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка применяется в трех направлениях: применительно к учебному процессу, степени готовности к освоению выбранного курса, уровня реально имеющихся знаний.

Научить ребенка умению учиться, значит воспитать у него здоровую самооценку, уверенность в себе, которая будет сочетаться со спокойной самокритичностью. Задача учителя в том, чтобы сделать усилия ребенка, которые он совершает, не ради его оценки или не только ради неё. При сформировавшейся самооценке снижается зависимость от внешней оценки.

Детская самооценка во многом зависит от школьной системы оценочных взаимоотношений, которая нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой и адекватной самооценки школьника.

Если учитель выполняет основные правила безопасности в обращении с детской самооценкой, то эта система к завершению младшего школьного возраста должна дать положительные результаты.

Суть заключается в том, что учитель всегда должен иметь в виду – благополучное развитие детской самооценки может быть только тогда, когда есть прочный фундамент положительной общей самооценки.

Замечание 2

Главным направлением развития самооценки младшего школьника является становление рефлексивной самооценки, т.е. представления о собственных знаниях и незнаниях, возможностях и ограничениях.

Главным центром способности оценивать границы собственных возможностей является учебное действие оценки. При систематически организованной учебной деятельности у младшего школьника в развитии рефлексивной способности оценивать границы собственных возможностей, может произойти качественный скачок.

Целенаправленное формирование учебного действия оценки учит младшего школьника фиксировать трудности и даже анализировать их причины. Например, ребенок не может решить ту или иную задачу и не знает, что ему делать – это запрос образца, вместо этого у него может родиться учебное – я смогу решить эту задачу, если… Далее формируется гипотеза о том знании, которого ему недостает.

Ребенка надо научить знать о своем незнании, понять, чего не хватает для успешного действия, и начать его поиск. С этой целью учитель создает особые учебные ситуации неопределенности.

Рефлексивная самооценка, являясь частью общей педагогической задачи воспитания умения учиться в рамках начальной школы, не может быть полностью решена.

Выпускники начальной школы, которым всего по 10 лет полной оценочной самостоятельности достичь ещё не могут. Поэтому им важна и нужна похвала значимого для них взрослого, которую можно выразить не только словами, но и улыбкой.

Второй причиной неполной оценочной самостоятельности является то, что оценка границ знаний, умений, способностей складывается в более широком контексте учебной самостоятельности – эти навыки формируются уже в средней школе.

Безотметочное оценивание

В основе безотметочного оценивания навыков лежат следующие принципы:

  • Для того чтобы каждое усилие ребенка был оценено отдельно содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, например, ноль ошибок, как высший балл за диктант;
  • Система оценок должна обладать гибкостью, а не быть привязана только к пяти, десяти, стобалльной шкале, т.е. нужны разные оценочные шкалы, которые бы тонко реагировали на прогресс или регресс в успеваемости, например, 15 и 5 ошибок за диктант, количество ошибок разное, а итоговая отметка будет одна – «двойка»;
  • Оценка учителя является средством взращивания здоровой самооценки ученика, поэтому они должны получить четкие и однозначные критерии оценки и вместе с учителем разработать эти шкалы. Эта «внутренняя» кухня оценивания должна быть открыта для ребенка;
  • Оценочные отношения только в том случае не будут односторонними, если самооценка ребенка будет предшествовать оценке учителя.

Эффективным и безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок младших школьников, является сравнение двух его собственных самооценок – прогностической, более трудной и ретроспективной.

Прогностическая – это оценка предстоящей работы, которая является точкой роста самой способности к оцениванию самого себя. Только тогда, когда ретроспективная самооценка ребенка осознана, адекватна и дифференцирована, ему можно предложить оценить свои возможности в выполнении предстоящей работы.

Для того, чтобы ученик стал субъектом собственного научения, учебную деятельность надо насытить средствами, которые помогут ученику объективировать, происходящие с ним в процессе обучения, изменения. Данная задача не может быть решена, пока таких средств у ребенка нет.

Научная статья. Тема: "Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся"

  • Школьная оценка и её влияние на самооценку обучающихся
  • Ключевые слова: оценка, отметка, самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, рефлексия, самостоятельность, учебная деятельность, достижения, трудности.
  • Аннотация

Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция – самооценка.

Данная статья раскрывает влияние оценочной деятельности учителя на самооценку учеников.

Введение

В период введения стандартов второго поколения понятие оценивания стало одним из основных, определяющих структуру учебного процесса, направленного на достижение планируемых образовательных результатов.

Однако, отношение к оценке со стороны родителей, обучающихся и учителей далеко не однозначно. Например, В.М. Полонский считает оценку зна­ний учащихся в той или иной форме необходимой частью учебного процесса.Ш.А.

Амонашвили напротив считает, что отмет­ки, с одной стороны, подменя­ют прямые мотивы учения косвенными, а с другой — насаж­дают в процессе обучения нер­возность, страх, неприязнь к учителю.

Можно заставить учиться, но невозможно принудить к позна­вательной активности, заста­вить быть увлеченным в про­цессе познания. Вот это — та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью от­меток.

Л.М. Фридман отмечает, что главные про­тиворечия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у уча­щихся показывают, что эта система, унаследованная нами со старых времен, давно уста­рела и требует замены.

Таким образом, в настоящее время в педагогической практике сложилось противоречивое отношение к оценке.

Оценка имеет большое значение для управления, как учебной деятельностью ученика, так и педагогической деятельности учителя; она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся.

Но достижимо это только тогда, когда оценка будет иметь высокий престиж вообще и особенно в сознании учащихся. К сожалению, в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой ее престиж значительно снизился.

Необходимость оценки с одной стороны и её неоднозначное влияние на процесс формирования самооценки у младших школьников обусловили актуальность выбранной темы.

Основная часть

В данное время во всем мире используют большое количество шкал оценивания. Среди них имеются цифровые шкалы, буквенные и даже дробные.

Оценка, которую ставят в журнал, не только отражает успеваемость ученика, но и часто является причиной прикрепления к нему определенных ярлыков.

Некоторые могут считаться отличниками, если получают хорошие отметки, а кто-то «трудными» — двоечниками.

  Эта ситуация оказывает большое влияние на детскую психологию, отношения между учениками, а так же формирование самооценки, чувства страха, робости, стеснения. 

Очень часто мнение об ученике между одноклассниками складывается в зависимости от того, как его оценивают взрослые. Обычно это происходит с самых первых дней нахождения в коллективе, то есть с первого класса, это то время, когда дети еще недостаточно взрослые, и они все еще доверяются мнению взрослых.

Но в школе в первую очередь ценятся знания, поэтому те школьники, кто является неуспевающими, отвергаются коллективом. Это подталкивает школьника к поиску других способов самоутверждения.

Некоторые начинают портить дисциплину, кто-то отказывается выполнять требования педагогов, в итоге это приводит к окончательной потере интереса к учебной деятельности — это начало неудач.

Если вы знаете, что один из ваших обучающихся положил множество сил, времени и труда в изучение нового материала, но оценка у него получилась ниже, чем он ожидал и, по его мнению, совершенно незаслуженно, требуется выполнить вместе с воспитанником объективный разбор и анализ его работы.

Эта процедура поможет узнать, насколько разошлись ожидания с той отметкой, которую поставил учитель. Однако же завышенные отметки обычно не оспаривают обучающиеся, но это может вызывать неодобрение, зависть от коллектива, что приводит к появлению у ученика ярлыка «любимчик учителя». Хотя, с другой стороны, повышенная оценка может быть мотиватором, поддерживать, стимулирует совершенствоваться, верить в себя, свои силы и возможности.

Наиболее благоприятным периодом для формирования личности является младший школьный возраст. Первоклассники с большим интересом слушают к словам об учителях и учебной деятельности, поэтому никогда не нужно их запугивать проблемами, которые могут возникнуть.

Требуется предоставить возможность загореться желанием учиться, ходить каждый день на уроки, подружиться с коллективом, уважать педагогов. Для детей крайне важно то, как старшее поколение отзываются о школе, им потребуется ваша поддержка с самого начала учебы.

Ученики более старшего возраста все меньше прислушиваются к мнению взрослых, они предпочитают прожить все сами, опираясь на свои ошибки.

Крайне важно учить ставить перед собой цель и её добиваться, при этом с уважением относиться к окружающим и труду.

Нужно убеждать своих учеников в том, что отметки сами по себе не очень уж и принципиально, более значимым является способность просить себя за ошибки и стремление к поставленной цели.

Если вы, будете положительно оценивать успех школьника, хвалить, даже за малые достижения, сообща искать пути решения проблем, радоваться с ним его победам, быть заинтересованным в происходящих делах, то у обучающегося непременно всё получится и успеваемость будет стабильно хорошая. 

Педагогическую оценку можно понимать и как особое стимулирование. Она воздействует на учебный и воспитательный процесс как стимул и определяет её успешность.

Учебная деятельность является ведущим типом деятельности у обучающихся, поэтому успехи и неудачи так сильно влияют на отношение к самому себе, а так же принятие активной или пассивной позиции в жизни.

Поскольку пятибалльная система не всегда бывает объективной, это может повлиять на самооценку обучающихся, склоняя её в сторону неадекватной (завышенную или заниженную), оказать отрицательное влияние на мотивацию к учебе.

Поэтому альтернативой школьным оценкам появилось безотметочное обучение.

По мнению многих педагогов она позволяет обучающимся осваивать учебный материал, учитывая индивидуальные личностные особенности каждого ученика (свойства центральной нервной системы, уровень развития познавательных психических процессов), а так же стимулирует личностный рост школьников, формирует адекватную самооценку.  

Задачи, которые должно решать безотметочное обучение: • вывести формы и методы данной системы оценивания на начальной ступени образования; • проанализировать, насколько эффективна такая система путем срезов знаний через тестирование, проверочные и т.д; • оценить динамику роста или падения самооценки обучающихся; • изучить зависимость между самооценкой учеников и таковой системой оценивания знаний.

В процессе оценивания работ учеников, требуется отмечать положительные сдвиги всех учеников индивидуально, сравнивая работу только с его прошлыми работами, и ни в коем случае не с другими обучающимися.

Исходя из большого влияния оценки на формирование самооценки ребенка, хочется отметить, что нужно серьезно и уважительно относиться к потребности ученика в обобщенной мере для оценки собственных учебных достижений и трудностей. Совместное производство такой меры и есть основа оценочных взаимоотношений учеников и учителя.

Заключение

Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

В общей структуре учебной деятельности значительное мес­то отводится действиям оценки и са­мооценки. Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии оценивания в структуре деятельности.

Умение правильно применять «педагогику оценки» — важное педагогическое искусство. Оно состоит не только в объективности оценки. Всесторонний учет психологического эффекта оценки, умение использовать этот эффект в целях желательного для учителя воздействия на учащегося с учетом его индивидуальности является важной стороной этого искусства.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Правильная оценка и педагогический такт учителя укрепляют веру учащихся в справедливость, они воспитывают стремление идти вперед. В этом и отражается тесная связь школьной отметки и самооценки обучающихся, изменение одного влечет за собой изменение другого.

Список литературы

1) Остапенко, А. А. Моделируем систему школьной оценки / А. А. Остапенко // Школьные технологии. — 2004. — № 1. — С. 37-45

2) Исследование роли самооценки в учебной деятельности школьников [Электронный ресурс]: URL — : http://studopedia.info/2-107746.html// history / (дата обращения: 07.10. 2015)

3) Оценка и самооценка в обучении [Электронный ресурс]: URL — : http://www.mindbenefit.com/masuvs-746-3.html// history / (дата обращения: 07.10. 2015)

4) Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности [Электронный ресурс]: URL — : http://www.4stupeni.ru/stady/metod/263-ocenka-i-samoocenka-v-obuchenii.html// history / (дата обращения: 12.11. 2015)