Умение действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки — важнейшие качества, которые родителям предстоит развить в своих детях. Психолог, коуч личностного развития Елена Сидорина рассказала ФАН, как правильно сформировать этот важнейший навык и как работать в этом направлении с малышами разного возраста.
В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?
Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова.
Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает.
Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет.
Рассказывает Елена Сидорина: «С самого момента рождения ребенка каждое мгновение его жизни для любящих родителей уникально. Зачастую, восхищаясь маленькими достижениями малыша, взрослые забывают, что необходимо формировать в нем самостоятельность с самого младшего возраста».
Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.
В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам». Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка. Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя.
Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.
- По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:
- — сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;
- — самостоятельно чистить зубы;
- — помогать сервировать стол;
- — аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;
- — самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;
- — обуваться (завязывать шнурки помогают родители);
- — складывать свою одежду в шкаф;
- — после игры убирать за собой игрушки;
- — самостоятельно расчесываться;
- — держать в руке карандаш и пытаться рисовать;
- — не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;
- — соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.
- Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.
Как проявляется самостоятельность детей старшего дошкольного возраста?
Объясняет Елена Сидорина:
«В 6-7 лет малыш уже успел накопить некоторый запас знаний и опыт об окружающем его мире. Он продолжает получать массу новой информации во время прогулок, посещения детского сада, игр со сверстниками, общения со взрослыми, а также из книг, мультфильмов и познавательных передач».
В 7 лет ребенок — это уже почти сформировавшаяся личность. Большинство детей в этом возрасте идут в школу, а некоторые в силу сложившихся обстоятельств сами возвращаются домой и в состоянии обслужить себя до прихода старших. Первоклассник может не только самостоятельно следить за своей гигиеной, но также способен справляться с элементарными обязанностями по дому. Он должен уметь:
- — застелить постель;
- — подогревать еду;
- — мыть за собой посуду;
- — выносить мусор;
- — вытирать пыль и пылесосить;
— ухаживать за домашними питомцами, поливать цветы и т. д.
Последний пункт особенно полезен с точки зрения формирования не только самостоятельности, но и ответственности по отношению к окружающим.
Собственно говоря, ребенок может делать все, что ему по силам, главное — объяснить степень важности дела и поддерживать его стремления. В 7 лет детям нравится быть самостоятельными.
Когда и каким образом начинать развивать самостоятельность в ребенке: консультация для родителей
Наш эксперт объясняет, что самостоятельность в ребенке необходимо начинать развивать в 2 года. В этом возрасте он уже достаточно развит, чтобы снять носки, штаны, может сам себя занять игрой, самостоятельно сходить в туалет.
В 3 года начинается наиболее интенсивный период развития самостоятельности у ребенка. «Я сам» — любимая фраза трехлетки. Если родители по каким-то причинам не поощряют инициативу со стороны любимого чада, то малыш начинает проявлять лень, упрямство и своенравность.
Елена Сидорина: «Прежде всего, для формирования у ребенка самостоятельности родителям необходимо отказаться от авторитарного стиля воспитания, который не дает возможность малышу делать самостоятельно выбор и самому принимать решения.
Также излишнее давление со стороны родителей не позволяет карапузу получать личный опыт, и, как следствие, у него формируется недоверие к себе. Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем сильнее он уверен в себе, и это очень мотивирует».
Психолог обращает внимание на еще один важный момент — развивающую коммуникацию:
«При разговоре с ребенком необходимо задавать вопросы, спрашивать его мнение, это позволяет лучше понять ход его мыслей и при необходимости мягко откорректировать действия».
Примеры: «Как ты думаешь, почему важно мыть руки?», «А почему ты сложил вещи именно так?», «Как ты думаешь, с чего нам начать уборку квартиры?» Когда ребенок проговаривает свои мысли, он берет ответственность на себя.
Помните, что наши дети нас не слышат, они смотрят на нас! Подавайте правильный пример: если вы перебегаете дорогу на красный свет или не убираете со стола после еды, то и ребенок будет делать так же.
Елена Сидорина объясняет, что начинать необходимо с бытовой самостоятельности: надеть и снять одежду, умыться, помыть с мылом руки и др. Можно попросить ребенка позаботиться о старших: принести подушку, плед, какую-то вещь.
Когда этот этап пройден, можно переходить к следующему — выполнению домашних обязанностей. Важно помнить, что все задания должны быть посильны ребенку. В этот период прививают ответственность за кого-то: покормить кошку или собаку, полить цветы и т. д.
Следующий этап — это воспитание воли и характера, когда необходимо научить ребенка уметь контролировать свои эмоции и брать ответственность за себя.
Чем опасна гиперопека?
Многим родителям тяжело смириться с тем, что ребенок растет. Стремление уберечь самое драгоценное от всех опасностей на свете понятно, но губительно для самого объекта чрезмерной заботы.
Наш эксперт объясняет:
«Гиперопека — это враг самостоятельности. Все мы родом из детства, и родители не всегда осознают, что их малыш станет взрослым мужчиной или женщиной. Основные знания, умения и навыки, которые ребенок несет во взрослую жизнь, формируются именно в детстве».
- Гиперопека может иметь следующие неприятные последствия:
- — недостаточные представления об окружающем мире;
- — отсутствие самостоятельности;
- — невозможность найти работу;
- — сложности в коммуникации;
- — неуверенность в себе;
- — безответственность;
- — сложности с адаптацией в социуме;
- — инфантилизм и др.
- В этой связи полезно будет перечислить некоторые приемы для взрослых, которые помогут ослабить «бразды правления»:
1. Прежде всего необходимо расслабиться и осознать, что ребенку придется получить свой собственный опыт. Если он не усвоит уроки самостоятельности с детства, то придется это сделать уже во взрослой жизни, что может привести к губительным последствиям.
2. Стать малышу другом и заранее принять все ситуации, которые не всегда будут соответствовать представлениям взрослых о правильности. Ребенок может по-своему видеть происходящее и действовать по-другому, и это нормально!
3. Быть наставником. «Давай я покажу тебе, как мы вместе с тобой это сделаем». Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, он приобретает уверенность в себе и быстрее усваивает навыки.
4. Научиться получать положительные эмоции от достижений карапуза. Ничто так не наполняет организм силой, как положительные эмоции. Постарайтесь искренне радоваться его даже самым маленьким успехам.
5. Чтобы расслабиться и получить положительные эмоции во время занятий с ребенком, можно петь или слушать любимую музыку. Мурлыканье под нос снимает тревогу и вызывает улыбку на лице, а приятная мелодия поднимает настроение.
6. Пока малыш оттачивает свои навыки самостоятельности, полезно заняться дыхательной гимнастикой, которая позволит расслабиться, привести физическое и физиологическое состояние в порядок. Дыхательные упражнения помогают контролировать эмоции, снять чувства тревожности, стресса, победить бессонницу, а также улучшить память и внимание.
Игры для развития самостоятельности
В детском возрасте основным методическим приемом для эффективного усвоения навыков является игровая мотивация. Дети с удовольствием играют, ведь таким образом они познают мир. Елена Сидорина приводит несколько примеров:
1. «День рождения куклы». Ребенок тренируется одевать куклу, сервировать стол и учится правилам этикета. Расскажите малышу, что у куклы день рождения. Ее необходимо нарядить и пригласить на праздник всех друзей. Для гостей необходимо накрыть праздничный стол и приготовить угощения. В процессе задействуйте любимые игрушки.
2. «Золушка». Предварительно прочитайте сказку «Золушка». Спросите ребенка, какая кукла похожа на главную героиню. Чтобы Золушка поехала на бал, ей необходимо помочь.
Родитель высыпает на стол крупы — рис, гречку, горох — и все перемешивает, а затем просит малыша разобрать их по отдельности. Достаточно небольших горсточек, чтобы ребенок не устал, раскладывая ее.
Игра к тому же развивает мелкую моторику.
3. «Красный домик». Тренируем скорость принятия решения. На прогулке попросите малыша выбрать любой дом из недалеко находящихся. Спросите, почему он сделал такой выбор. В игре могут принимать участие любые объекты: машины, цветы, животные и др.
4. «Логика». Разделите и напишите слова по тематике, чтобы ребенок мог продолжить:
- День — ночь.
- Горячий — холодный.
- Добрый — злой.
5. «Кто в Теремочке живет?» Прочтите малышу сказку «Теремок». В игре представьте шкаф для вещей Теремком. Определите с ребенком, какие вещи будут жить в «Теремочке» и на какой полке.
Важно, чтобы каждая игра приносила ребенку радость и позитивный настрой, а родителям — гордость за достижения карапуза.
Как быть с несамостоятельным подростком?
С младшим и старшим дошкольным возрастом мы разобрались. Но что делать, если «малыш» давно вырос и оказалось, что он совершенно не способен действовать самостоятельно? Неужели время упущено? Отвечает Елена Сидорина:
«Так бывает, что в раннем детстве по каким-то причинам родителям не удалось привить крохе навыки самостоятельности, и вот он уже подросток. Никогда не поздно начать работу над этим навыком. Прежде всего родители должны позволить и помочь ребенку почувствовать себя взрослым. Спокойно поговорить с ним об этом и рассказать о его новых полномочиях.
Разрешить участвовать и высказывать свое мнение о важных событиях в семье. Пусть самостоятельно выберет кофе или подготовит план отдыха для всех. Перенесите на него ответственность за некоторые домашние дела: покупку продуктов, мытье посуды, уход за животными, заботу о близких. Поощряйте его самостоятельность и хвалите за успехи.
Родителям важно помнить, что агрессия порождает агрессию! Доверяйте подростку и поддерживайте в начинаниях».
Развивать самостоятельность в детях никогда не рано и не поздно. Важно настроить себя и понять, что ребенок — это личность со своими чувствами и переживаниями. Главная задача родителей — помочь и поддержать чадо во всех начинаниях.
Как научить ребенка самостоятельности и когда следует начать — Детская психология
Как научить ребенка самостоятельности, в каком возрасте лучше начинать это делать? Подобные вопросы задают себе и специалистам все родители без исключения.
Кто-то с раннего возраста умеет одеваться и кушать, а кого-то даже в школу одевают взрослые. Как найти тот самый возраст, когда пора доверить ребенку самому обслуживать себя? Расскажем в статье.
Самостоятельность ребенка
Самостоятельность ребенка – черта, к которой следует приучать с раннего детства. Чем дольше одергивать малышей и делать все за них, тем больше вероятность, что они к этому привыкнут. Одевание, уборка, кормление, выбор – эти сферы чаще всего требуют самостоятельности, но чаще всего ее и недополучают.
Малыш привык, что утром его будит мама, ведет умываться, кормит горячим готовым завтраком, одевает, собирает вещи в детский сад или школу. Процесс привыкания запущен.
Привыкание возможно по двум причинам:
- так удобно, потому что «все сделают за меня и мне не надо напрягаться»,
- так проще, потому что «я все равно все сделаю не так, и маме придется переделывать».
Эти варианты не имеют положительных последствий. Первый вариант развивает лень и апатию, второй вариант добавляет к этому низкую самооценку и неуверенность в своих силах. Поэтому не стоит одергивать детей, забирать у них инициативу и желание сделать что-то самим.
Когда ребенок начинает осознавать себя как личность и говорить «Я сам», дайте ему возможность, а лучше помогите, чтобы попытка начать самостоятельные действия увенчалась успехом.
Учить самостоятельности следует постепенно, но с самого раннего возраста. Начинать нужно с определенных действий и ритуалов, не перегибая палку, но и не идя на поводу.
Понятно, что грудного младенца нельзя приучать самостоятельно есть и одеваться. Но его можно ненадолго оставлять одного в кроватке, не нося постоянно на руках, а также давать возможность засыпать одному.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Как научить ребенка засыпать самостоятельно, не бояться темноты и звуков? Начинать приучение к самостоятельному засыпанию следует, когда возраст малыша достигнет нескольких месяцев. Новорожденного ребенка не следует оставлять одного в комнате, маме важно быть рядом в первые месяцы жизни и днем, и ночью.
Когда ребенок начинает осознавать себя и распознавать окружающих, реагировать на игрушки и голоса, можно практиковать самостоятельное засыпание. Попробуйте уложить чадо в кроватку днем, подложив мягкую игрушку или завернутую в приятную ткань теплую грелку. Тепло от грелки создаст ощущение присутствия мамы, малыш начнет засыпать.
Постойте рядом, покачайте кроватку, но не берите ребенка на руки. Дайте возможность уснуть самостоятельно.
Если ребенок постарше, объясняйте, что у каждого человека есть свое собственное место для сна: у мамы, папы, бабушки, брата, сестры, кошки, собаки. Скажите, что к нему ночью придут хорошие сказочные сны, что он в это время должен быть в своей кроватке. Позвольте взять с собой игрушку, только смотрите, чтобы она не была жесткой и тяжелой, иначе доставит дискомфорт во сне.
Чем дольше вы станете ежеминутно опекать детей и подхватывать все инициативы, тем сильнее будет зависимость ребенка от взрослого. Мальчики и девочки не просто не станут самостоятельно засыпать, они не отпустят маму даже в туалет.
Боязнь потерять родителей из вида вызовет истерику и еще большую зависимость. Старайтесь не допустить подобных ситуаций, иначе может потребоваться помощь специалистов.
Как научить самостоятельно одеваться
Как научить малыша самостоятельно одеваться и когда следует позволять это делать? Не секрет, что младенцы не любят процесс одевания и всячески сопротивляются ему. Ребенок снимает с себя шапку, сучит ногами и руками, пытаясь выбраться из одежды.
Приучать самостоятельно одеваться следует детей постарше. Возраст 2-3 года вполне подходит для того, чтобы ребенок начал осознавать значение одежды, подбирать ее и учиться надевать на себя.
Чтобы процесс одевания был понятнее и нагляднее, учите ребенка на игрушках. Позвольте одеть куклу на прогулку, мишку в гости или зайца на занятия. Покажите, в какой очередности надевают вещи.
Если найдете игрушечные картонные экземпляры кукол и одежды – используйте их. Они помогут не просто уточнить очередность одевания, но и учиться сочетать предметы гардероба по сезону, фактуре, цвету.
Нередко девочки любят мерить мамину одежду и обувь. Время от времени позволяйте это, но следите за сохранностью вещей и правильностью их одевания.
Особенно будьте внимательны во время примерки туфель на каблуках и платформах: дети нередко получают травмы во время этих процедур. Лучше дать померить обувь на плоском ходу, объяснив это современными модными тенденциями.
Если малышки категорически отказываются самостоятельно одеваться, приучайте для начала их самостоятельно раздеваться. Этот процесс дети любят больше, поэтому, придя из детского сада или с прогулки, попросите малыша освободиться от одежды, пока вы будете подогревать чай и накрывать стол.
Если ребенок будет знать, что мама в это время занята, он с большей вероятностью согласится раздеться сам. Если же мама встанет рядом и начнет смотреть на малыша и комментировать процесс, скорее всего ребенок не захочет самостоятельно снимать одежду.
Приучайте детей не просто вылезать из штанов, свитера, носков, разбрасывая вывернутые вещи вокруг, а аккуратно складывать их в шкаф, стирку или на просушку.
Когда процесс раздевания будет полностью освоен и уже не станет вызывать протестов, вернитесь к процессу одевания. «Ты одень куклу, а я потом помогу одеться тебе. Только посмотри в окно и приготовь подходящую по погоде одежду», — можно начать так.
Вроде бы ничего сложного, но уже сформулировано сложное и самостоятельное задание: оценить погодную ситуацию, подобрать одежду кукле, надеть на нее все, а затем выбрать наряд себе. Если ребенок не способен выполнить задание в этой последовательности, разделите просьбу на этапы и помогите их осилить.
Нередко ребенок отказывается одеваться, потому что не в силах справиться с застежками: пуговицами, молниями, шнурками, клепками. Для малышей можно выбирать одежду с застежками на липучках, с ними удобнее обращаться и начинать обучение одеванию.
Когда справиться с основными предметами гардероба ребенку будет по силам, постепенно можно вводить сложные застежки. Учить ими пользоваться можно с раннего возраста: есть интересные развивающие игрушки с использованием пуговиц, шнурков и молний. А вот застегивать на себе можно уже позже, когда пальчики станут проворнее.
Процесс обувания тоже интересен и может показаться сложным. Чаще всего малыши путают левый ботинок с правым, не могут справиться с застежками или шнурками.
Поэтому рекомендуем выбирать первую обувь также на липучках, а когда ребенок привыкнет к ней, усложнить задачу. Спокойно разъясняйте, как отличить правые и левые туфли, как ножка должна себя чувствовать внутри обуви, помогайте на первых порах застегивать завязывать.
Как научить ребенка самостоятельно кушать
Один из сложных вопросов – как научить ребенка самостоятельно кушать. Грудное вскармливание, бутылочки, маленькие ложки – все это должно быть в арсенале каждой семьи. Но вот наступает время, когда чадо уже в состоянии держать ложку и кружку. На что обратить внимание и как правильно научить питаться самостоятельно?
Лучше всего позволять делать первые попытки самостоятельного приема пищи в возрасте старше 6 месяцев. Ребенок постарше уже имеет характер и скорее всего начнет капризничать, требовать, чтобы его кормили с ложки. Он уже знает разницу между обслуживанием и самостоятельностью.
Родители должны быть готовы, что обучение самостоятельному питанию – процесс трудоемкий, нервный, грязный. Для него необходимо оборудовать место – стол и стульчик, куда малыш будет садиться всегда, чтобы покушать.
Также лучше использовать посуду, которая не бьется, не ранит и мало весит. Вооружившись правильным настроем и чувством юмора, приготовив в запас дополнительную одежду и полотенца, смело приступайте к кормлению.
Начальным этапом после соски и бутылочки может стать поилка, из которой ребенок научится пить. Как только этот процесс будет освоен, переходите на чашку. Дети с нормальным уровнем развития осваивают питье из чашки к 10-11 месяцам.
К 8 месяцам можно дать ребенку ложку. Она должна быть маленькой, легкой, из пластика, силикона, чтобы ребенку было приятно не только держать ее в руках, но и кушать из нее. Выбирайте яркие цвета, но не увлекайтесь декором, он может быть небезопасен.
Не удивляйтесь, если ребенок мешает еду в тарелке ложкой, а ест руками. В раннем возрасте еда представляет несколько иной интерес нежели утоление голода.
Детей привлекает консистенция, температура, сыпучесть, тянучесть.
Поэтому кашу можно мешать руками (она смешно чавкает), вермишель проверять на длину (она смешно висит), ягоды разминать (они весело брызжут соком), а кисель тянуть из миски.
Так дети познают мир, и это вполне нормально. Главное, что после исследования нужно все же приучить ребенка есть пищу, а не использовать ее в качестве игры.
Вилку рекомендуют давать малышам после года, да и то при условии ее безопасности как предмета.
Когда малыш начнет есть большую часть порции самостоятельно, перестаньте докармливать его с ложки. Иначе процесс пойдет обратно ребенок будет постоянно ждать того момента, пока мама возьмет ложку в руки и покормит его чисто и быстро.
Учите малышей вытирать рот, пальцы салфетками, использовать полотенце в качестве защиты для одежды.
Как приучить ребенка к самостоятельности
Мы рассказали основные моменты, как приучить ребенка к самостоятельности. Питание, сон, одевание являются важными составляющими жизни.
Есть еще и другие навыки, которые дети должны осваивать: гигиена (умывание, чистка зубов, мытье волос и тела), уборка в комнате (в том числе на столе и в шкафу), заправка постели, поддержание порядка.
Многие из этих дел ребенок делает в раннем возрасте и делает по привычке или примеру. Поэтому следует каждое утро вместе с малышом делать зарядку, идти в душ, чистить зубы. Личный пример и совместное действие – лучшие учителя.
Можно приглашать ребенка совершить то или иное действие, не заставлять его. «Давай уберем игрушки с дивана в ящик, а потом сядем на диван смотреть мультики» — начните разговор так. Главное в этом предложении – сядем смотреть мультики. Но для того, чтобы было куда сесть, надо освободить диван.
Это вроде бы второстепенное действие, но именно этого мама в принципе и добивалась. Логика понятна, ребенок усвоит урок, что если хочешь смотреть на диване мультики, нужно его освободить.
Используйте игру, приучая малышей к самостоятельности. Малыш может что-то полезное сделать для своих игрушек, а лисичка пришлет ему подарок. Приучая малыша заботиться о других, вы косвенно приучаете его заботиться и о себе. Сначала оденься сам, а потом одень мишку. Сначала покушай сам, покажи пример мишке, а потом можешь покормить его.
Аналогии с игрушками и сказочными героями ближе детям, чем взрослые понятия и объяснения. У каждого человека свое развитие и свой возраст. Учитывайте это, приучая детей к самостоятельности.
Не следует слишком перегружать или расслаблять мальчиков и девочек, нужно давать им задания и дела по возрасту и развитию, определяя заодно и уровень ответственности. Тогда есть возможность вырастить гармоничную самостоятельную личность.
Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?
Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым.
И все мы знаем, что хорошая учеба – это не только пятерки в дневнике, но еще и организованность: умение собрать рюкзак, записать в школе домашнее задание, вовремя сделать уроки, лечь раньше полуночи, встать по будильнику и одеться… Как помочь ребенку установить контроль над всеми этими процессами? Ведь от них во многом зависит его самооценка, отношения с учителями и одноклассниками. Да и нам с вами, прямо скажем, будет радостнее жить и общаться с ребенком, если свои школьные обязанности он научится отслеживать сам, а мы оставим себе роль ненавязчивого контролера и подстраховщика.
Ужас и хаос учебной жизни
Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки. А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» — это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.
Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить.
Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.
Родители порой впадают в две крайности.
Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама — и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости.
В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми.
При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»
Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика.
Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.
И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.
Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ
В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон.
Совет психолога: Детей с раннего возраста нужно приучать к самостоятельности
- Воспитание у ребенка самостоятельности важно начать во-время.
- Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой — как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения?
- Не собственность, а личность
Это воспитание начинается с работы родителей над самими собой. Главное, что вы должны в этот момент для себя уяснить: дети — это не ваша собственность, которую вы растите лишь для того, чтобы они заботились о вас в старости. Ребенок — это личность, которой вы, как никто другой, зная все ее особенности, должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет — особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными… Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.
Не меньший вред, чем гиперопека, может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во «взрослость» своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать.
Не оправдывая, понятно, родительских ожиданий, получая за это нагоняй, он с раннего возраста начинает привыкать к положению беспомощного, а сталкиваясь с таким отношением регулярно, постепенно разочаровывается в своих способностях предпринимать самостоятельные действия в принципе.
Закон суров, но это закон
Стремление делать все самому — это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека.
Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, — самостоятельность в еде.
Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? — и маленькие ручки тянутся за ложкой.
Пусть в рот на сей раз ничего не попало — радуйтесь порыву! А как только вы — спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, — покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, — так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится.
Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу — и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.
В принципе воспитание самостоятельности — это приучение ребенка к той мысли, что для него — как и для всех в доме — существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.
Понятно, что в два с половиной года ваша дочь еще не может снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на «правильные» ноги!) способна вполне — равно как и замотать шею шарфом.
Вот и не делайте этого за нее, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а она, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя.
Потом пусть она сама надевает джинсы, учится застегивать молнию на куртке и так далее.
Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него — игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках — это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.
Маленький ребенок — существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: «Я сам!» Такой порыв к самостоятельности — свойство возраста, потом это уйдет.
Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок.
Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!
На равных
Воспитание самостоятельности — работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:
1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто — придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.
2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, — особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.
3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама «наделась» — имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.
4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами — располагаться на доступном для него уровне.
5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: «Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?», «Может, нам стол на кухне переставить сюда — что ты об этом думаешь?».
И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подобен бумажному змею — он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».
Вниманию родителей
Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Вот несколько несложных игр, которые могут помочь вам.
«Добрые ручки»
В эту игру можно поиграть. Положите нашкодившие ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик.
Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела.
Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д.
Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.
Поваренок
В эту игру лучше играть с несколькими детьми и ведущим. Водящий называет какой-либо овощ (или показывает картинку с ним).
Дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ используют, демонстрируя свою осведомленность в домашних делах. За каждый правильный ответ — конфета. У кого больше конфет — тот и выиграл.
К этой игре стоит подготовиться заранее: составить список блюд или подобрать картинки.
Без нянь: как приучить ребенка к самостоятельности — МК
Мы любим вспоминать, как самостоятельно ходили в магазин за хлебом в шестилетнем возрасте и шли в первый класс с ключом от квартиры на шее. Современная же мать, отпустившая младшего школьника на улицу одного, прослывет чуть ли не кукушкой, да и детей до 10-12 лет в одиночестве в наши дни в Москве оставлять не принято.
— В нашей стране нет закона, как в США, который запрещал бы оставлять детей на улице или дома одних до какого-то определенного возраста, — объясняет психолог Екатерина Бочарова — Однако есть некоторые негласные правила, в соответствии с которыми детей по крайней мере до 4-5 класса нужно встречать и провожать. В том числе в начальной школе — родителям даже нужно писать специальное заявление на разрешение ребенку покидать учебное заведение самостоятельно, без него охрана просто не выпустит.
В среднем современные дети готовы к самостоятельным перемещениям по городу, в том числе на транспорте к 11-12 годам. Но бывает, что нет другого выхода, и детей приходится приучать к самостоятельности с более раннего возраста. Главное заняться этой проблемой заранее.
Психолог рекомендует следующий график самостоятельных действий ребенка. В 3-4 года нужно объяснить малышу, что у всех в доме, в том числе и у него, есть какие-то обязанности. Для начала можно попросить поливать цветы, следить за порядком в своей комнате или кормить домашних животных.
В 5-6 лет дети вполне могут самостоятельно положить себе и разогреть еду.
В 7-8 нужно научить самим запирать дверь и спускаться на лифте. Естественно, ребенок должен знать наизусть свой домашний адрес и телефоны родителей, иметь представление, как действовать в тех или иных ситуациях.
— Учителя возмущаются, что в школу приводят кашляющих, недолеченных детей, это происходит из-за того, что родителям их просто некуда деть, — рассказывает Анастасия, мама двух девочек 8 и 11 лет. – Но сами взрослые виноваты в том, что их дети растут абсолютно несамостоятельными, и даже в школьном возрасте их нельзя оставить одних дома.
Конечно, в современном мире нас повсюду окружают опасности, но чем раньше мы учимся им противостоять, тем лучше. Мои дочери ходят в школу сами, да и дома после школы до вечера остаются одни.
Буквально с 5-6 лет мы с ними изучали необходимые маршруты до школы и ближайших магазинов, выбирая пусть и более длинный, но безопасный путь с точки зрения дорожного движения. Сначала мы делали это вместе, затем какое-то время они учились ходить сами, а я контролировала их на расстоянии.
Также я учила детей элементарным правилам безопасности — что в лифт, например, можно заходить только с хорошо знакомыми людьми или как обратиться за помощью к взрослым, если у тебя возникли какие-то проблемы. Не бояться подойти к незнакомому человеку ребенку бывает трудно, и этому приходилось тоже учить.
Также мы изучали и расположение продуктов на полках магазинов, чтобы они могли сами найти нужный товар. С 7 лет их уже спокойно можно было отправить за мелкими покупками, да и сопровождать в школу, которая находится в 15 минут ходьбы, требовалось только первые несколько месяцев. Конечно, у обеих есть телефоны со специальным приложением и я регулярно их контролирую.
Безусловно, в больших городах иногда дорога в школу действительно представляет большую опасность. Например, когда на пути, находится нерегулируемый перекресток. Но, как правило, и в этом случае можно решить проблему с доставкой ребенка в школу с минимальными затратами.
— У нас в школе есть продленка, но там можно находиться только до 6 вечера, а к этому времени мы с мужем забрать дочку не успевали, — говорит Алена, мама второклассницы.
— Но я нашла в нашем доме с соседку-пенсионерку, которая за 3 тысячи рублей в месяц приводила дочку домой, заодно гуляя со своей собакой. А моя знакомая мать-одиночка в первом и втором классе пристраивала сына к одной из неработающих мам из класса.
Она забирала его из школы со своим ребенком, они вместе делали уроки и играли до вечера. В благодарность подруга просто брала ее ребенка на прогулки по выходным.
Специалисты говорят, в среднем в 3 классе самостоятельно ходит в школу каждый пятый ребенок, а в 4 – практически каждый второй. Дети, которые ходят одни, должны собираться в группы по дороге домой и носить одежду со светоотражающими элементами.
В целом же родителям стало легче контролировать перемещение детей на расстоянии. Специальная школьная программа показывает, когда ребенок вошел в школу и когда вышел. Можно поставить приложение на телефон и отслеживать все его перемещения или купить умные часы, которые позволяют даже послушать, что происходит вокруг него.
Педагоги также отмечают, что еще одной проблемой отсутствия родительского контроля после школы – ухудшение учебы.
— В целом у детей, после школы предоставленным самим себе, наблюдаются проблемы с успеваемостью, особенно сильно я это замечаю по мальчикам, которые в младших классах изначально менее самостоятельные, — уверена учитель начальной школы Любовь Турова.
– Многие из них без напоминаний и помощи взрослых просто не в состоянии нормально выполнить домашние задания. Поэтому в таких случаях, помимо проверки уроков по вечерам, я рекомендую родителям находить время на выходных, чтобы понять, все ли ребенок понял из школьной программы.
Кроме того, стоит приучать ребенка самостоятельно выполнять задания уже за год до школы, тогда ему будет проще с ними справляться без посторонней помощи.
Три «упражнения на самостоятельность» от Любови Туровой
Дайте ребенку — дошкольнику или младшекласснику — несложное или достаточно интересное задание: раскрасить картинку, заполнить клеточки в «развивашке», написать несколько слов и т.п., в зависимости от возраста.
И оставьте его одного, не помогайте, не подсказывайте и не понукайте. Если он не сделает все как надо — не ругайте и не требуйте доделать вместе с вами.
Укажите ему на недочеты, а на другой день снова дайте похожее задание — до тех пор, пока он не начнет выполнять все самостоятельно и до конца.
Почаще просите помочь вам — что-то принести, помыть, убрать… К сожалению, родители, занятые каким-то делом, чаще гонят ребенка прочь — мол, не путайся под ногами. Это очень вредит развитию самостоятельности и ответственности.
С самого нежного возраста, с 2-3 лет приучайте ребенка играть одного, проводить время без взрослых. Не торопитесь помогать ему, скажем, сложить за него домик из кубиков, если у него раз за разом не получается. Можно показать, как надо делать — но потом дать ему возможность самому применить ваш урок на практике.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.