Для того, чтобы не пойти в школу, некоторые подростки могут симулировать болезнь. Как отличить, когда тинейджер действительно имеет недуг, а когда он пытается вас обмануть? Будем разбираться вместе.

Мы расскажем ряд эффективных способов, которые позволят вам проверить подростка. И определить, стоит ли оставить его дома. Или же лучше отправить его в школу.

Сначала нужно проверить то, действительно ли у подростка есть какие-либо симптомы

Расспросите чадо о том, какие симптомы у него есть

Когда подросток скажет вам о том, что у него появилась та или иная болезнь, то не спешите сразу клеймить его обманщиком. Начните с проверки симптоматики. Пусть расскажет о том, каким недугом обладает. И какие симптомы у него имеются.

Еще на этапе подобного опроса вы поймете, симулирует тинейджер болезнь или нет (если он вдруг начнет называть странные симптомы). А когда подросток что-либо скажет, вы сможете это проверить. И за короткий срок определите, есть симптом или нет. Соответственно, поймете, имеется ли у подростка реальная болезнь. 

В обязательном порядке проверьте температуру тинейджера

Следующий важный аспект, который нужно выяснить — температура тела. Подделать ее практически невозможно. Если подросток жалуется на простуду, то просто дайте ему термометр. И внимательно следите за тем, чтобы тинейджер был у вас на виду. В противном случае, он может схитрить. Взять термометр и каким-либо искусственным образом поднять показываемую им температуру.

Как проверять подростка, если он говорит, что его тошнит?

Если подросток говорит, что испытывает тошноту, то не верьте ему наслово. Пусть покажет «рвоту», которая из него вышла, перед тем, как нажать на смыв унитаза. Если подросток сразу же смывает воду, не демонстрируя ничего вам, то это плохой знак. Скорее всего, он симулирует.

Если же подросток без проблем покажет результат того, что его тошнит, это положительный знак. Значит, подросток говорит правду. 

Проверьте состояние кожи

В обязательном порядке проверьте состояние кожи. Если тинейджеру действительно плохо, то он будет выглядеть бледным. А еще, его кожные покровы будут липкими. Последние станут таковыми по причине появления пота. Он может образоваться из-за аллергии, а также других подобных проблем. 

Узнайте у подростка, можно ли проверить его живот

Если подросток не хочет идти в школу потому, что у него «болит живот», этот момент нужно проверить. Узнайте у чада, можно ли потрогать эту часть его тела.

Если тинейджер выглядит бледным и вам действительно кажется, что ему плохо, то вы можете ему поверить. И оставить дома.

Однако, если подросток с легкостью согласится дать потрогать живот и будет выглядеть не слишком больным, это плохой знак. Скорее всего, он пытается вас обмануть.

Посмотрите на глаза подростка

Следующий важный аспект, который сможет идеально рассказать о состоянии подростка — его глаза. Если они имеют необычный цвет (например, красный или розовый), а также слезятся, то это говорит о проблемах со здоровьем. Скорее всего, это свидетельство наличия у подростка каких-либо недугов. 

А еще, глаза всегда скажут о том, больной подросток или нет. Наличие недуга сказывается на их внешнем виде. Вы, как родитель, почувствуете, если болезнь действительно есть.

Отслеживайте уровень энергии

По тому, насколько энергично ведет себя подросток, можно понять, болен он или притворяется. Мы расскажем о том, на какие аспекты обратить внимание при отслеживании уровня энергии.

Предложите тинейджеру посетить доктора или выпить таблетку

Если тинейджеру действительно плохо, то он без проблем согласится пойти к врачу. Даже если ему совсем не нравится пить лекарства, он сделает это. Только лишь для того, чтобы начать ощущать себя здоровым. И перестать испытывать боль.

Если же подросток не хочет пить таблетку или идти к врачу, это негативный признак. Скорее всего, он понимает, что доктор его разоблачит. И поэтому не хочет тратить ваше и его время. В случае отказа от посещения врача вероятность того, что подросток притворяется будет очень высокой.

Посмотрите на то, как подросток отреагировал на ваше разрешение остаться дома

Если подросток начал хотя бы минимально радоваться, когда вы сказали, что он остается дома, это негативный момент. Он говорит о том, что вся «болезнь» затевалась лишь для прогула школы.

Однако, если после разрешения остаться дома тинейджер никоим образом не отреагировал, то это признак наличия недуга. Вполне возможно, что подростку действительно плохо.

И что он неважно себя чувствует в процессе жизнедеятельности. 

Если решили оставить подростка дома, то ограничьте виды деятельности, которыми он может заниматься

Ни в коем случае не разрешайте подростку играть в компьютер, смотреть телевизор, сериалы, когда он останется дома. В противном случае, вы не только дадите ему разрешение прогуливать школу подобным образом и дальше. Но и сделаете так, что он будет делать это часто.

Если же всё-таки решили оставить подростка дома, то дайте ему важные поручения. Пусть делает домашнее задание. Убирается в квартире. А также занимается другими сопутствующими делами по дому. Делать это очень важно.

Для того, чтобы подросток понимал последствия прогула школы. И не думал, что если он остается дома, то будет отдыхать. При подобном подходе подростку не будет хотеться прогуливать школу.

Поскольку объем навалившейся на него работы в этом случае будет значительно больше, чем в учебном заведении.

Наблюдайте за тем, насколько энергичным является подросток в течение дня

После того, как вы разрешите тинейджеру остаться дома, его настроение может не повыситься сразу. Он может проявить безразличие. Однако, это может быть обычным актерским ходом.

Вместо этого вам нужно проследить за настроением и уровнем энергии подростка в течение суток. Если тинейджер симулирует, то уже ближе к обеду его настроение улучшится. А «симптомы болезни» как бы забудутся. 

Узнайте о том, что подростку предстоит делать в школе

Если вы будете знать, какие задачи предстоит выполнять в школе подростку, то вы сможете предварительно понять, прогуливает ли он. Или же у него действительно есть определенная болезнь.

Узнайте у тинейджера, планировались ли в школе какие-нибудь важные дела или работы

Узнайте у тинейджера, планируются ли в школе какие-нибудь важные самостоятельные или контрольный работы. Попробуйте вспомнить, может быть подросток жаловался несколькими днями ранее, что у него будет КР по математике, к которой он не готов. Или любые другие подобные проблемы? 

Если подросток когда-либо говорил о пре дстоящей работе, то в обязательном порядке продумайте этот момент. Это главный признак того, что тинейджер прогуливает. И что никакой болезни у него нет.

Если окажется, что подросток действительно прогуливает школу из-за предстоящей контрольной, то постарайтесь успокоить его. Подбодрите тинейджера. Скажите ему, что у него все получится. И что он справится с контрольной без лишних проблем. После чего отправьте в школу.

Выясните, хорошие ли у подростка взаимоотношения с преподавателями

Иногда подросток может прогуливать школу по той причине, что имеет серьезные проблемы с учителями. Например, последние ставят ему плохие оценки. Или всячески унижают. Причин может быть много. Вполне возможно, подросток не хочет ходить в школу именно из-за проблем с тем или иным преподавателем.

Выясните, не обижают ли подростка в классе

Бывает такое, что подростки прогуливают школу из-за очень плохих отношений с одноклассниками. К сожалению, буллинг в наше время — довольно распространенное явление. Если подростку кто-либо в классе не дает возможности жить спокойно, то предложите ему способы справиться с проблемой. Выяснить вопрос с обидчиком.

Если же решить проблему не получается, то с ней можно справиться альтернативным образом. Благо, в России ребенка можно перевести на индивидуальное обучение.

В рамках которого подросток не будет взаимодействовать с обидчиками. Соответственно, ему будет проще учиться. Он не будет испытывать морального давления со стороны обидчиков.

И ему не придется придумывать различные «болезни» для того, чтобы прогуливать школу.

Когда мать — главный враг ребенка: что такое делегированный синдром Мюнхгаузена

Все это выдумки

Вы читали в детстве книгу о приключениях неутомимого выдумщика барона Карла Мюнхгаузена? Помните, какими забавными казались его истории? Один полет на Луну на ядре чего стоил.

Между тем, Карл Мюнхгаузен — это реальный исторический персонаж, немецкий дворянин, военный, служивший в том числе и в России, по стечению обстоятельств ставший литературным персонажем. А также давший имя достаточно редкой болезни — синдрому Мюнхгаузена, или симулятивному расстройству.

Что симулируем?

Чаще всего пациенты с синдромом Мюнхгаузена симулируют следующие заболевания:

  • «Острый живот». Причем если пациента отправляют на операцию по удалению аппендицита, они на нее идут. Некоторые симулянты лишаются части кишечника, но и это не способствует их выздоровлению.
  • Кровотечения. Самый простой способ добиться кровотечения — нанести самому себе рану, что и делают пациенты с симулятивным расстройством.
  • Неврологические нарушения. Здесь все совсем сложно: жалобы на боли, головокружения, паралич, судороги выглядят очень достоверно. А физиологических причин для таких нарушений врачи не находят.

Часть симптомов пациенты могут симулировать с помощью лекарств (например, хроническая диарея легко «получается» при постоянном приеме слабительных). В Великобритании известна пациентка, которая сделала 42 операции, ни одна из которых не  была ей  нужна. Но одно дело, когда люди вредят себе. И совсем другое — когда речь идет о детях.

Делегируем болезнь

В это случае родители симулируют различные симптомы у детей. В ход идут все средства: детям подмешивают лекарства, лишают лекарств (если дети и правда больны), иногда даже душат и добавляют в еду ядовитые вещества.

В качестве яркого примера делегированного синдрома Мюнхгаузена приводят случай пациентки из США, которая жила в Миссури.

Женщина постоянно таскала свою дочь по врачам, и, хотя ни один из придуманных симптомов не подтвердился, она продолжала это делать.

Более того, мать считала, что у девочки мышечная дистрофия, и возила ее в инвалидном кресле. История закончилась трагически — измученная девушка убила свою мать.

Первый случай делегированного синдрома Мюнхгаузена, описанный в литературе, вообще был комплексным. Мать семейства сама симулировала частичный паралич, дочери она придумала сахарный диабет, и для получения клинической картины использовала ацетон и глюкозу. У сына мать вызывала судороги и нарушения сознания, используя специальные препараты.

Чего же ждут такие родители? Как ни странно это звучит, одобрения за то, что они заботятся о больном ребенке и полностью отдают себя ему. Но вот беда — иногда такие родители «залечивают» детей до смерти.

Работать с этими пациентами сложно, потому что они нуждаются в постоянном одобрении своих действий, а нанесение вреда детям сложно совместить с позитивом.

Но такие пациенты в обязательном порядке должны проходить специальную психотерапию.

Болит или не болит: что делать, если ребенок разыгрывает симптомы болезней

Дети часто жалуются на то, что у них что-то болит. Однако не всегда эти жалобы оказываются правдой. Поняв, что ребенок симулирует болезнь, родители выходят из себя и начинают ругать «врунишку», даже не пытаясь разобраться в причинах такого поведения. А между тем, разыгрывание симптомов может быть тревожным сигналом. Попробуем в этом разобраться.

Согласитесь, что не только дети, но и взрослые иногда притворяются больными, чтобы пораньше уйти с работы, избежать какой-то нежелательной деятельности или встречи.

Конечно, это нехорошо и неправильно, но иногда другого выхода, кроме как обмануть, нет. Совсем другое дело, если разыгрывание симптомов болезней носит систематический характер.

В таком случае можно говорить о так называемом симптоматическом поведении, которое нуждается в коррекции.

Но перед тем, как ответить на вопрос «что делать», нужно разобраться в причинах, заставляющих детей постоянно притворяться больными.

Что происходит вокруг больного ребенка? Его окружают вниманием и заботой. Родители постоянно спрашивают малыша о самочувствии, измеряют температуру, кормят вкусностями.

По-настоящему заболевший ребенок, конечно, не ощущает всех «прелестей» болезни, так как плохо себя чувствует, но все же понимает, что находится в несколько привилегированном положении и стремится сохранить его после выздоровления. Как? Вновь притворившись больным.

В этом случае симптоматическое поведение – некое послание, адресованное взрослым.

Ребенок как будто заявляет: «Пожалейте меня, ухаживайте за мной, освободите от необходимости самообслуживания, купите что-нибудь вкусненькое».

Впрочем, материальная сторона вопроса не самая главное, подарки и сладости – это второстепенно. Ребенку, который разыгрывает симптомы болезней, важен контакт со взрослыми. .

К подобному поведению ребенка приводит недостаток внимания. К сожалению, взрослые бывают так увлечены повседневной суетой и работой, что забывают об элементарных проявлениях любви и заботы.

А ведь так просто обнять ребенка в конце трудного дня, помочь ему разобрать постель, прочесть сказку или расспросить про события в школе.

Если это будет происходить ежедневно, то у ребенка не будет необходимости вызывать контакт разыгрыванием симптомов.

Иногда дети разыгрывают симптомы болезни, чтобы избежать каких-то нежелательных жизненных ситуаций. Дети могут бояться ответственных выступлений, экзаменов, контрольных работ, соревнований. Детская тревога может быть настолько велика, что ребенок начинает искать способы избежать участия в нежелательных событиях. И одним из таких способов становится «уход в болезнь».

Судите сами. Болезнь может избавить ребенка от события или хотя бы сгладить последствия неудачи. Например, плохим самочувствием можно оправдать плохое выступление или низкие результаты на соревнованиях. А это гораздо легче перенести, чем осознание собственной несостоятельности.

Что делать при симптоматическом поведении ребенка?

В ситуации, когда ребенок часто симулирует плохое самочувствие, есть один важный нюанс: соврав дважды, в третий раз он действительно может заболеть. И если родители проигнорируют жалобы ребенка, то это может привести к серьезным последствиям, поэтому в любом случае к ситуации придется отнестись серьезно.

Ну а чтобы такое поведение не повторялось, дадим вам несколько простых советов.

  1. Проявляйте постоянное внимание и заботу по отношению к ребенку, иногда балуйте его сладостями, иногда разрешайте остаться дома и не идти в школу, только не злоупотребляйте этими «послаблениями» и вниманием, чтобы ребенок не стал избалованным и капризным.

  2. Не показывайте своего недоверия ребенку, однако сделаете все, для того чтобы роль больного не казалась ему такой уж привлекательной.

    Если ребенок жалуется на плохое самочувствие, но вы подозреваете, что это симуляция, то не ругайте ваше чадо, а ужесточите «больничный» режим: запретите ему вставать с кровати, играть в компьютерные игры, смотреть мультики, есть сладости. Все запреты должны быть тщательно обоснованы.

  3. Сохраняйте доверительные отношения с ребенком, чтобы он открыто говорил с вами о своих страхах и тревогах.

  4. Воспитывайте у детей адекватную самооценку и уверенность в себе. Не ругайте за плохие результаты на контрольных или провальные выступления на сцене. Объясняйте, что неудачи случаются у каждого и нужно просто уметь работать над ошибками.

  5. Учите ребенка решать проблемы, а не уходить от них.

В медицине правильно говорят, что лечить нужно не симптомы, а причину болезни. Также происходит и с детской психологией: симуляция плохого самочувствия – это лишь симптом, который невозможно вылечить, если ругать ребенка. Сама болезнь спрятана значительно глубже, и бороться нужно в первую очередь с ней.

Светлана Садова

Состояние иммунитета ребенка

Иммунитет – это способность организма противостоять различным заболеваниям. Насколько силен иммунитет вашего ребенка? Ваш малыш часто болеет? Или все эпидемии проходят для него незамеченными? Пройдите тест и получите рекомендации специалистов.

Пройти тест

Искусственные расстройства

Искусственные расстройства – группа психических расстройств, при которых пациент симулирует соматическое или психическое заболевание, вызывая симптомы болезни у себя или у другого человека (родственника, пациента). Целью симуляции является получение заботы, внимания и моральной поддержки. Корыстные интересы отсутствуют. Диагностика расстройств очень сложна, поскольку больные лгут, скрывают информацию и предпринимают целенаправленные действия для создания нужного впечатления. Диагноз выставляется с учетом большого количества критериев (как симптоматических, так и анамнестических). Лечение – психотерапия.

Искусственные расстройства – симулятивные психические расстройства, при которых больной имитирует психическое или соматическое заболевание, получая симпатию, заботу, внимание и психологическую поддержку от окружающих (родственников, друзей, медицинских работников). Отличительной особенностью болезни является упорное отрицание правды – даже будучи пойманным «с поличным», пациент продолжает настаивать на своем, при отсутствии внимания становится агрессивным и обращается к другому специалисту.

Распространенность расстройства не удается оценить из-за способности больных долго скрывать реальное положение вещей, многократных переходов из одной больницы в другую, недостатка доказательств и трудностей диагностики.

Наиболее опасной разновидностью заболевания является делегированное расстройство (делегированный синдром Мюнхгаузена), при котором пациент вредит не себе, а близким или, в случае если является медицинским работником, своим пациентам.

Лечение искусственных расстройств осуществляют специалисты в области психиатрии.

Искусственные расстройства

Пациенты никогда не преследуют материальной выгоды. Они симулируют болезнь из внутренней потребности выглядеть и чувствовать себя больными людьми, имеющими право на особое внимание.

Из-за сложности диагностики данные о причинах развития этого расстройства достаточно скудны, однако психиатры считают, что оно является реакцией на непереносимый стресс, либо возникает, когда пациент хочет избежать ответственности или стремится не попасть в затруднительную ситуацию.

Установлено, что большинство больных одновременно страдают другими психическими расстройствами: множественным расстройством личности, театральным расстройством личности, диссоциальным расстройством личности и др. Отмечается, что вероятность развития искусственного расстройства увеличивается при алкоголизме, после инсультов и черепно-мозговых травм.

Специалисты также полагают, что расстройство могут провоцировать тяжелые продолжительные заболевания в детском возрасте. Есть данные о влиянии неблагоприятных условий жизни в ранние годы: угрозе покидания, невнимании родителей.

Особенно критична ситуация, когда родитель не обращает на ребенка внимания, пока он здоров, но начинает усиленно заботиться и опекать во время болезни.

Искусственное расстройство напоминает игру ребенка в выдуманную реальность. Правила игры условны, но их нужно строго соблюдать.

Разница лишь в том, что играет взрослый человек, способный многократно усложнить выяснение реального положения вещей, и целью игры является не забава, а скрытая в бессознательном жизненно важная потребность в сигналах любви и внимания, которые пациент из-за предыдущего травмирующего опыта не может получить в обычных отношениях.

Различают четыре разновидности искусственных расстройств: с преобладанием психических симптомов, с преобладанием соматических симптомов, с соматическими и психическими симптомами, делегированное расстройство (симуляция болезни у другого человека).

При преобладании симптомов психической болезни пациенты имитируют определенное психическое заболевание, чаще всего – шизофрению, хотя возможна и симуляция других расстройств (обычно хорошо известных, «находящихся на слуху»), например, депрессии.

В зависимости от выбранного заболевания больные могут выглядеть так, как будто плохо ориентируются в реальности, утверждать, что слышат несуществующие голоса, делать откровенно абсурдные или псевдологичные заявления, демонстрировать предельно эксцентричное поведение, напоминающее поведение психически больного человека. Некоторые больные специально принимают галлюциногены и другие психотропные препараты, стремясь сделать картину психической болезни еще более убедительной.

При преобладании соматических симптомов больные предъявляют жалобы, характерные для какого-либо соматического заболевания, например, говорят о болях в груди, головных болях, повышении температуры, расстройстве желудка или кишечника.

Для имитации некоторых симптомов они используют специальные приемы: вдыхают сахарную пудру или табачный порошок для повышения температуры, принимают антикоагулянты для провокации кровотечения и т. д.

Эту разновидность заболевания иногда называют синдромом Мюнхгаузена – данное название предложил британский эндокринолог и гематолог Рональд Ашер, впервые описавший такое расстройство в 1951 году.

При расстройстве с соматическими и психологическими симптомами наблюдается одновременная симуляция психического и соматического заболевания.

При делегированном расстройстве (расстройстве через представителя, делегированном синдроме Мюнхгаузена) пациенты имитируют картину заболевания у другого человека. Обычно такое расстройство возникает у матерей, а «больными» становятся их маленькие дети.

В легких случаях все ограничивается описанием якобы существовавших, но уже исчезнувших на момент осмотра болезненных проявлений.

При тяжелых формах делегированного искусственного расстройства матери преднамеренно дают детям лекарственные препараты, токсические или психоактивные вещества либо выполняют определенные физические действия, провоцирующие симптомы различных болезней.

Иногда делегированный синдром Мюнхгаузена развивается у медицинских работников, обычно ухаживающих за детьми, престарелыми или тяжелобольными, то есть, лицами, неспособными адекватно оценить происходящее и сообщить о действиях медработника другим людям.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить искусственное расстройство.

К числу таких признаков относится драматичная, но противоречивая история заболевания, необычная динамика симптомов болезни, которые изменяются или усиливаются без видимых причин после госпитализации и начала терапии.

У пациентов с подобными расстройствами чаще, чем у обычных больных, возникают рецидивы. Зачастую картина болезни выглядит волнообразно: после обострения наступает улучшение, но когда больной должен перейти в ремиссию, улучшение вновь сменяется обострением.

Пациенты, как правило, хорошо информированы о симптомах болезни, из их жалоб и объяснений видно, что они изучают медицинскую литературу. Кроме того, больные хорошо знают местонахождение окружающих больниц и их особенности (условия в отделении, используемые методы лечения).

При расспросе иногда выясняется, что больной имеет длинную и разнообразную историю, обращался в множество государственных больниц и частных клиник, возможно – ездил на лечение в другие города.

Однако если ранее пациента подозревали в симуляции, он может умышленно скрывать подобную информацию.

При осмотре в некоторых больных обнаруживаются множественные хирургические шрамы. Пациенты с необычным энтузиазмом проходят назначаемые медицинские обследования, при этом, если результат обследования не подтверждает наличие заболевания, у них быстро появляются новые симптомы.

Больные с готовностью соглашаются на все медицинские процедуры, в том числе – болезненные, воспринимаемые психически здоровыми людьми как неприятные и нежелательные.

Еще одним отличительным признаком являются препятствия встречам врача с родственниками пациента, его друзьями или бывшими лечащими врачами.

При лечении первых трех типов расстройств (с преобладанием психических симптомов, с преобладанием соматических симптомов, с соматическими и психическими симптомами) первоочередной задачей является изменение поведения пациента, при лечении делегированного синдрома Мюнхгаузена – защита уже существующих или потенциальных жертв больного. После достижения этой цели на первый план выходит работа с психологическими проблемами, провоцирующими симуляцию несуществующих заболеваний.

Проводится индивидуальная психотерапия.

Используются различные методики, однако, по свидетельству психиатров и психотерапевтов, наиболее эффективной обычно оказывается когнитивно-поведенческая терапия – кратковременная терапия, направленная на выявление ошибок мышления и неверных стереотипов, изменение образа мыслей больного и последующую модификацию его поведения. Члены семьи пациента нередко вовлекаются в его патологическую систему, утрачивают критичность по отношению к его симптомам, либо теряются, не зная, как реагировать на «болезнь» родственника, в подобных случаях показана семейная терапия. В ходе семейных консультаций близкие больного прорабатывают уже существующие проблемы и обучаются правильно реагировать на поведение пациента – не поддерживать его в стремлении постоянно лечиться, но и не демонстрировать осуждения или отвержения.

Лекарственные средства для лечения искусственного расстройства не применяются, однако медикаментозная терапия может потребоваться при наличии сопутствующих психических расстройств (тревожного расстройства, депрессии и пр.).

Выбор препаратов осуществляют в соответствии со стандартными показаниями для сопутствующего заболевания.

Пациенты могут использовать назначенные препараты для симуляции симптомов болезни, поэтому медикаментозная терапия должна проводиться под тщательным контролем мед. персонала.

Детские уловки: болезнь или симуляция?

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.

Дети часто жалуются на плохое самочувствие. Иногда в их словах не приходится сомневаться. Но как воспринимать эти жалобы, если живот то и дело начинает болеть перед походом в садик или школу? Может ли ребенок симулировать болезнь и как это распознать? Ребенок действительно может запросто симулировать признаки болезни, если он понимает явную от этого пользу. Это распространенный для малышей способ избежать неприятного события, например похода в садик, или получить повышенное внимание к себе со стороны родителей. Последний случай актуален, если взрослые очень тревожно воспринимают недомогание ребенка или мало проводят с ним времени в повседневности.

Дети — прекрасные манипуляторы. Они легко находят слабости родителей и прибегают к ним для своей выгоды. Это не говорит о том, что у ребенка плохой характер. Просто зачастую это единственный способ «достучаться» до родителей, поскольку малыш не может поговорить с ними на равных. 

Считается, что дети могут хитрить и придумывать несуществующую болезнь с четырехлетнего возраста. Хотя порой это случается и раньше.

Чаще всего это происходит в адаптационный период, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу, воспринимая это событие как стрессовую ситуацию.

Он прекрасно понимает, что мама с папой не позволят остаться ему дома просто так, поэтому и использует небольшой обман.

Помимо неприязни к учебному учреждению, среди причин также распространен страх из-за расставания с родителями или привычной домашней обстановкой и уже упомянутый недостаток внимания. Значительно реже встречаются фобии, связанные с толпой и публичными местами — это, конечно, серьезные психологические проблемы, проявляющиеся не только в симуляции болезни.

Как распознать симуляцию?

Что делать, когда малыш жалуется на очередную боль в животе утром, и его слова не кажутся вам правдивыми? Прежде всего, не спешите упрекать и обвинять. Если недомогание реально, а вы его проигнорируете, последствия могут быть очень неприятными.

Серьезно выслушайте ребенка и расспросите обо всех симптомах. Возможно, вы удивитесь, но лучше всего в такой ситуации предложить вызвать врача. 

Хитрящий малыш прекрасно понимает, что доктор ничего не найдет, и наверняка воспротивится.

(Некоторые больные дети тоже отказываются от врачебного осмотра из-за боязни докторов; родители должны это учитывать). 

Можно извлечь пользу даже из ситуации, когда вы вызвали специалиста и получили подтверждение ваших опасений по поводу детских манипуляций здоровьем. Во-первых, ребенок поймет серьезность вашего настроя и невозможность часто обманывать, так что количество симуляций резко сократится. Во-вторых, вы со спокойной совестью сможете отправить его в садик или школу на следующий день.

Также постарайтесь припомнить и проанализировать все ситуации, когда ребенок начинал жаловаться на боли в животе или голове.

Если это происходит по будням в определенные дни, во время или прямо перед сборами в учебное учреждение, а по вечерам и выходным все всегда в порядке — сомневаться в симуляции не приходится.

Часто у детей действительно болит живот и появляется тошнота, а иногда даже рвота. Подобные симптомы можно отнести к неврологическим, и отмахиваться от них совершенно точно не стоит.

Что делать родителям?

В первую очередь, родителям необходимо поговорить с ребенком. Но не с целью убедить его не использовать симуляцию, а для того чтобы выяснить истинную причину такого поведения.

«У тебя проблемы в садике, и ты хочешь заболеть, чтобы не ходить туда? Давай ты расскажешь мне, в чем дело, и мы попробуем вместе решить эти трудности». Такая простая фраза настраивает малыша на откровенный разговор и показывает, что вы не будете его ругать.

Кроме того, он поймет, что вы разбираетесь в ситуации, и хитрить надуманным недомоганием нет смысла. 

Систематическая симуляция — весомый повод обратиться к школьному или детсадовскому психологу. Объясните специалисту суть дела сначала самостоятельно.

Он обязательно даст вам полезные советы, а при необходимости поговорит с педагогами, чтобы они более чутко относились к малышу, а также с ним самим. 

Когда симуляция сочетается с рядом других симптомов, ребенку необходим прием у невролога.

Среди этих признаков числятся: беспокойный сон (бормотание, вскрикивания, частые пробуждения), тошнота по утрам, головные боли, постоянная усталость.

Возможно, врач назначит курс успокаивающих препаратов, помогающих малышу справиться с эмоциональными и умственными нагрузками. К таким средствам относится Тенотен детский.

Если же ребенок пользуется выдуманной болезнью как поводом получить особое к себе отношение и заботу, решение очевидно. Вы и другие члены семьи должны перестать проявлять слишком сильное сочувствие к малышу, когда ему нездоровится. Одновременно с этим вам следует проводить с ним больше времени в обычные дни, даря то самое внимание, которого он так ждет.

Синдром Ретта у детей: общие сведения и симптомы

Истоки заболевания

В масштабном формате о расстройстве заговорили в 1983 году благодаря шведскому ученому Бенгту Хагбергу. В это время он со своей группой изучал 35 подобных между собой случаев в 3 разных странах: в Португалии, Франции и Швеции.

Однако Хагберт не является первооткрывателем синдрома. Впервые его обнаружил педиатр Андреас Ретт, имя которого носит заболевание. Он наблюдал за двумя девочками, имеющими одинаковые симптомы. Их он заметил в очереди на прием.

Они сидели на коленях у матерей, а те держали их за руки. Девочки раскачивались как маятники, а затем внезапно обе начали совершать стереотипные движения руками. Дети застыли в одном положении, отстраненные от окружающего мира. Взгляд был направлен в одну точку.

Поражала их синхронность в движениях и поведении.

В своих письменных архивах врач отыскал подобные истории болезни, а затем отправился в Европу, чтобы разыскать и там таких же пациентов. В 1966 он сделал первые публикации своих исследований, которые, однако, не вызвали особого интереса.

Зафиксированную им болезнь Ретт назвал синдромом атрофии мозга. Сначала ее считали проявлением аутизма или шизофрении, и только лишь в 1983 году вывели в отдельную нозологическую единицу.

Если же ген МЕСР2 мутирован, то белок инактивируется не полностью, что вызывает аномальное мозговое созревание, и провоцирует развитие синдрома Ретта.

Обычно мутирующий ген располагается в Х хромосоме, потому заболеванием страдают преимущественно девочки.

Почему мальчики не болеют

Учитывая, что мутирующий ген несет в себе Х-хромосома, то девочки в плане заболевания находятся в более «выигрышной» позиции. У них присутствует две Х-хромосомы. Поэтому если одна из них «бракованная», то вторая функционирует нормально. Это дает девочке хоть малый шанс на нормальное существование.

У мальчика Х-хромосома одна. Если она имеет мутационный ген, значит, выпадает из работы полностью, и ее нечем заменить. Такие малыши мужского пола, как правило, погибают еще внутриутробно, так и не родившись. Поэтому синдром Ретта у мальчиков встречается крайне редко.

Другая причина – наличие у мальчика синдрома Клайнфельтера. При этом наблюдается полисомия половых хромосом, то есть их набор составляет ХХУ. И, если одна Х-хромосома имеет патологический ген, то вторая может регулировать синтез белка и дарить мальчику возможность жизни. Получается такая же картина, как и у девочки.

Как развивается заболевание

Синдром Ретта у детей – довольно коварное заболевание. При рождении оно практически не проявляет себя. Первые его симптомы появляются в период от 6 мес. до полутора лет. Однако некоторые, еле заметные признаки, в первом полугодии все-таки имеются. Но они настолько ничтожны, что не привлекают внимания.

Вот что говорит мама одной из девочек с синдромом по поводу первого полугодия ее жизни. Она придала значение этим мелочам только по прошествии 1 года и 7 месяцев с рождения ее дочери, когда проявления стали уже явными.

Из предвестников болезни она отметила, что ее малышка начала держать голову в 3 месяца, а не в 2, как это положено. В 6 месяцев она еще не могла сидеть, а ходить начала только в 1 год и 4 месяца.

Психологически развивалась нормально, и говорить начала рано, но это были не стандартные слова «мама», «папа», а «зайчик», «мишка» и др.

В 1 год и 7 мес. она перестала узнавать родителей и, казалось, не нуждалась в них. Весь день проводила за одним однообразным занятием: кидала мяч или катала коляску. Часами ходила по кругу, пока ее не останавливали или она запиналась. Такое стереотипное поведение носит название полевого, когда действие затягивает больного, и он не может ничего сделать.

12–6 лет – это был период ремиссии, когда болезнь практически не беспокоила. Но с 16 лет появились новые, более глубокие проблемы, связанные с костными деформациями и болезнями внутренних органов. Одна нога девочки была короче другой почти на 10 см, что не могло не препятствовать ходьбе. В 20 лет она весила всего 24 кг с ростом 158 см.

Обычно СР протекает в 4 стадии.

Первая стадия, которая, как правило, стартует с 6 месяцев до полутора лет, проявляется нарастанием раздражительности и лабильностью настроения у ребенка. Эпизоды плача и психомоторного возбуждения сменяются все большей пассивностью. Малыш бесцельно передвигается по комнате, пропадает интерес к игрушкам. Но контакт с матерью сохраняется.

Вот как описывает женщина поведение своей дочери на заре заболевания: она кричала целый день без остановки, билась головой о стены, не могла уснуть. Что бы мы ни делали, она не успокаивалась. Это был настоящий ад. Но больше угнетало то, что ни один врач не мог поставить вразумительный диагноз.

Развивается диспропорция головы и конечностей по отношению к телу. Они становятся несоизмеримо маленькими. Замедляется рост, и снижается тонус мышц.

Вторая стадия, длящаяся несколько лет, отличается пестротой симптомов. Сразу обращает на себя внимание снижение интеллектуальных способностей, развивается умственное слабоумие. Происходит регресс практически всех полученных навыков. Речь полностью исчезает или переходит в степень эхолалии – механического повторения услышанного.

Приобретенные двигательные навыки, предметно-ролевое поведение теряются и замещаются двигательными стереотипами. Характерный симптом: многочисленно повторяющиеся движения, напоминающие мытье рук.

Кроме этого, ребенок постоянно заламывает или потирает их, размахивает ими, хлопает в ладоши. Сжатие пальцев рук вполне нормально в 4 месяца, но в более позднем возрасте говорит об остановке развития.

Малыш утрачивает хватательный рефлекс, не способен производить вращательные движения руками.

Постепенно двигательная активность сходит на нет. Нарушается походка, ребенок ходит, не сгибая коленей.

Третья стадия длится 10 лет и более, характеризуется она развитием стойкого, глубокого слабоумия, вплоть до идиотии. Наблюдается полная потеря способности говорить и понимать обращенную к ребенку речь. Появляется тремор всего тела, отягчающий движения. Усиливаются судорожные припадки.

Четвертая, конечная стадия – это период усугубления ранее проявляемых симптомов. Стойкая утрата умственных способностей, двигательных навыков, развитие мышечных дистрофий, приводящих к полному обездвиживанию.

Продолжительность жизни таких больных в среднем колеблется до 30 лет, хотя известны случаи, когда они доживали и до 50-летнего возраста.

Самые частые симптомы расстройства

Типичные симптомы для синдрома Ретта – мышечные и двигательные нарушения. Мышцы находятся в гипертонусе или же, наоборот, теряют его. В этом случае у ребенка развивается неправильное положение тела, прогрессирует частичные параличи и нарушение координации. Например, девочки скрещивают ноги во время ходьбы.

Синкинезии – патологические сокращения мышц, возникают вслед за произвольным движением: простая улыбка способна вызвать резкий взмах ногой.

Такое явление постепенно приводит к повреждению суставов, сухожилий и связок, провоцирует ортопедические нарушения. Последние проявляются во всевозможных деформациях и также очень часто сопровождают таких детей.

Среди них выделяют вывих тазобедренного сустава, провоцируемый малой подвижностью.

Статическая деформация стопы чаще развивается из-за нарушенного мышечного тонуса. Распространенной считается патология под названием «конская стопа», связанная со снижением подвижности голеностопного сустава. Ее можно узнать по пятке, которая не достигает земли, стопа при этом смещается кнаружи или вовнутрь. Причина патологии – гипертонус икроножной мышцы.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, который провоцирует массу проблем у таких пациентов: деформации суставов и костей, боли во время ходьбы, в стоячем или сидячем положении, утрата способности передвигаться. Сколиоз грудного отдела вызывает легочную недостаточность. Появляются также проблемы с пищеварением.

У детей с синдромом Ретта наблюдается повышенное слюнотечение. Но это происходит не из-за избытка количества слюны, а потери способности сглатывать ее.

Нарушение питания может развиваться из-за частых приступов тошноты. Она появляется на любые аспекты питания: на определенный продукт, его температуру, на способ приготовления. Так, ребенок способен отрицательно реагировать на пищу, поданную кусочками, или на комочки в блюде.

Плохое сглатывание слюны, которая регулирует кислотность в желудке, и повышенное внутрибрюшное давление вызывают желудочно-пищеводный рефлюкс, то есть забрасывание содержимого желудка в пищевод. Это чревато такими последствиями, как воспаление стенки пищевода, респираторные инфекции.

Малоподвижный образ жизни, неврологические расстройства, неправильное питание провоцируют возникновение запоров у детей с синдромом Ретта. Они носят тяжелый характер, поскольку способны вызывать закупорку кишечника и сильные боли.

Повышенное слюнотечение, тошнота, рефлюкс снижают потребление ребенком пищи и даже развивают на нее негативную реакцию. В результате этого ребенок теряет в весе. Этот процесс стоит строго контролировать, поскольку он чреват истощением.

Другое тяжелое расстройство связано с работой дыхательной системы, развивающееся вплоть до приступов апноэ. Это явление настолько часто среди детей с синдромом, что нередко стает причиной их гибели.

Важными патогномоничными признаками синдрома считаются проявления аутизма. Именно из-за них заболевание изначально считали одной из форм этого расстройства, а в настоящее время относят к болезням аутистического спектра.

Аутистические признаки проявляются в отстранении от окружающего мира, в том числе и от родственников. Ребенок замыкается в себе, может не откликаться, когда его зовут. Предпочитает одиночество. Дети боятся чужих людей и непривычных ситуаций.

Лицо такого ребенка становится похожим на каменное. Взгляд блуждающий или устремлен в одну точку. Поведение часто непредсказуемо: случаются приступы неутомимого смеха или плача. Склонны к самоповреждениям: царапают кожу, кусают пальцы, вырывают волосы.

Нетипичная картина

Наряду с типичной формой заболевания, описанной выше, встречаются и атипичные формы. Они имеют свои особенности, от которых зависит тяжесть заболевания.

  1. Zapella – форма синдрома с неярко выраженными признаками. Речь частично сохранена, умеренно выражен сколиоз, умственная отсталость средней степени тяжести. Физически развиваются нормально.
  2. Hanefeld – в клинической картине преобладает раннее развитие судорожных приступов. Часто они случаются даже до появления умственной деградации.
  3. Rolando – на первый план выходят признаки задержки психомоторного развития. Ребенок теряет возможность передвигаться, нарастает стереотипия движений, его беспокоят дыхательные нарушения.

К сожалению, в мире еще не существует способа кардинального искоренения болезни, хотя ученые ведут постоянные разработки в этом направлении.

Лечение синдрома сводится к трем основным направлениям. Медикаментозная терапия назначается для купирования судорожных припадков и стимуляции работы головного мозга.

Диетотерапия включает в себя контроль массы тела, употребление в пищу высококалорийных, витаминизированных продуктов.

Однако наибольшее внимание уделяется реабилитационным мероприятиям, направленным на укрепление опорно-двигательного аппарата и поддержание умственного, психомоторного развития.

Важно сохранить комплексный, всесторонний подход к проблеме. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых и веры в них. Сотрудничество с ними, как с полноценной ячейкой общества, способствует их лучшей адаптации в социуме и более благоприятному развитию.