Психические расстройства – патологические состояния, сопровождающиеся нарушением восприятия действительности, поведенческими расстройствами, отклонениями в волевой, эмоциональной и мыслительной сфере. Могут быть экзогенными (вызванными соматическими заболеваниями, травмами и стрессовыми ситуациями) или эндогенными (генетически обусловленными). Диагностикой, лечением и изучением психических расстройств занимаются психиатры, психотерапевты и медицинские психологи, в ряде случаев – в сотрудничестве с наркологами, неврологами, терапевтами, травматологами и врачами других специальностей.

далее...

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам. ...

Расстройства аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных способностей, поведенческими и двигательными стереотипиями. Дебют происходит в младенческом и раннем детском возрасте. Симптомы – невозможность начинать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия. Диагностика выполняется методом наблюдения и беседы. Лечебные мероприятия включают поведенческую терапию, специальное обучение, медикаментозную коррекцию поведенческих и кататонических расстройств. ...

Расстройства внимания

Расстройства внимания – это патопсихологические симптомы нарушения направленности и избирательности психической деятельности. Сужение внимания проявляется неспособностью воспринимать информацию из разных источников, неустойчивость внимания – снижением концентрации, повышенной отвлекаемостью на раздражители, недостаточная переключаемость – трудностями произвольного перемещения концентрации с одного объекта (явления) на другой. Диагностика проводится с помощью беседы, наблюдения и специфических патопсихологических проб. При лечении используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия. ...

Расстройства восприятия

Расстройства восприятия – это группа патопсихологических симптомов, включающих различные нарушения целостного отражения объектов, проецируемого в реальное пространство. Проявляются неузнаванием предметов и звуков (агнозией), дереализацией, деперсонализацией, искажением свойств окружающих объектов и собственного тела, ошибочным восприятием существующих и отсутствующих в реальности явлений, предметов (галлюцинации, иллюзии). Для диагностики используется метод клинической беседы, набор специфических экспериментально-психологических методик. Лечение направлено на устранение основного заболевания, спровоцировавшего расстройства восприятия. ...

Расстройства мышления

Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование. ...

Расстройства памяти

Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия. ...

Расстройства поведения у детей

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов. ...

Расстройства половой идентификации у детей

Расстройства половой идентификации у детей (РПИ) – это психосексуальные отклонения детского возраста, характеризующиеся устойчивым и интенсивным непринятием своего пола, сильным желанием изменить его на противоположный. Пациенты постоянно стремятся одеваться и действовать в соответствии со своей психологической гендерной принадлежностью. Ожидают отношения к себе окружающих как к представителю другого пола. Иногда расстройства данной группы перерастают в транссексуализм у взрослых. Диагностика выполняется методом опроса родителей, беседы и наблюдения за поведением ребенка. Лечение основано на поведенческой психотерапии. ...

Расстройства привязанности у детей

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов. ...

Расстройства сознания

Расстройство сознания – полная либо частичная утрата способности к концентрации внимания, ориентации в месте, времени и собственной личности и осуществлению других процессов, составляющих содержание сознания. Расстройства сознания могут быть количественными и качественными. Возникают в результате нарушений деятельности головного мозга, обусловленных травмами и болезнями ЦНС, интоксикациями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями. Диагностируются на основании объективной клинической картины, беседы с больным (если это возможно), данных анамнеза и результатов дополнительных исследований. Лечебная тактика зависит от причины и вида патологии. ...

Расстройство нарушения телесной формы

Расстройство нарушения телесной формы (дисморфофобия, дисморфия) – психическое расстройство, проявляющееся выраженной озабоченностью по поводу несуществующего или незначительного дефекта какой-то части тела. Пациент долго рассматривает себя перед зеркалом, пытается скрыть не устраивающую его часть тела с помощью одежды или косметики, устранить дефект путем повторных пластических операций или соблюдения диеты и т. д. Часто сочетается с другими психическими расстройствами. Отмечается социальная дезадаптация и высокий риск суицида. Диагноз устанавливается на основании анамнеза и жалоб больного. Лечение – когнитивно-поведенческая терапия, антидепрессанты. ...

Расстройство расщепления личности

Расстройство расщепления личности – психическое расстройство, при котором в одном человеке существует две или более личности со своим характером, воспоминаниями, темпераментом, особенностями взаимодействия с внешним миром. Возраст, национальность и пол субличностей могут различаться. Предполагается, что причиной развития расстройства расщепления личности являются тяжелые психологические травмы в детском возрасте. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, бесед и наблюдений за пациентом. Лечение – психотерапия, помощь в налаживании сотрудничества между субличностями, фармакотерапия сопутствующих расстройств (тревоги, депрессии). ...

Расстройство сиблингового соперничества

Расстройство сиблингового соперничества – эмоциональное нарушение, развивающееся у старшего ребенка на основе чувства ревности, спровоцированного рождением младшего брата или сестры. Проявляется недоброжелательностью к сибсу – игнорированием, нежеланием играть, делиться игрушками, помогать. Тяжелые случаи сопровождаются открытой жестокостью, физической расправой, унижением младшего ребенка, регрессом развития, потерей сформированных навыков. Основой диагностики является клинический метод, дополнением – психологическое обследование. Лечение осуществляется методами индивидуальной, семейной психотерапии. ...

Расстройство стереотипных движений

Расстройство стереотипных движений – состояние, при котором пациент совершает бесцельные, повторяющиеся, как правило, ритмичные движения: раскачивается всем телом, бьет рукой по поверхности и т. д. Иногда стереотипные движения включают в себя элемент самоповреждения, например, больной может биться головой о предметы, бить, кусать или щипать самого себя. Чаще возникает в детском возрасте, причиной развития является аутизм, неврологические расстройства и/или умственная отсталость. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, беседы с родителями и наблюдений за пациентом. Лечение – изменение условий окружающей среды, обучение новому поведению, устранение стрессов, фармакотерапия. ...

Расстройство схемы тела

Расстройство схемы тела – это нарушение сенсомоторного синтеза, которое проявляется искаженным восприятием размера, массы и формы собственного тела. Ключевые симптомы – невозможность определить границы тела, расположение и величину его частей, кажущееся их раздвоение, игнорирование отдельных функциональных единиц. Для диагностики расстройства используются клинические методы, функциональные двигательные пробы. Единого лечения нет, терапия зависит от основного заболевания. ...

Реактивный параноид

Реактивный параноид – группа психозов с достаточно разнообразной симптоматикой, возникающих под влиянием психической травмы (пребывания в чуждой среде, в условиях тяжелого стресса). Сопровождается образованием сверхценных или бредовых идей, возможны слуховые и зрительные галлюцинации. Наблюдается тревожность, подозрительность и постоянное психологическое напряжение. Часто выявляется депрессивный компонент той или иной степени выраженности. Диагноз «реактивный параноид» выставляется с учетом анамнеза и клинических проявлений. Лечение – устранение травмирующей ситуации, фармакотерапия, психотерапия после исчезновения нарушений психотического уровня. ...

Реактивный психоз

Реактивный психоз – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную психотравмирующую ситуацию. Клинические проявления могут сильно различаться, характерны нарушения восприятия мира, неадекватность поведения, развитие психоза на фоне острого стресса, отражение стресса в картине психического расстройства и завершение психоза после исчезновения травмирующих обстоятельств. Симптомы реактивного психоза обычно появляются вскоре после психической травмы и сохраняются от нескольких часов до нескольких месяцев. Диагноз выставляется на основании анамнеза и клинических проявлений. Лечение – фармакотерапия, после выхода из психотического состояния – психотерапия. ...

Руминационное расстройство

Руминационное расстройство – расстройство, сопровождающееся отрыгиванием и повторным пережевыванием уже проглоченной пищи. Обычно возникает у детей в возрасте до 1 года. У детей старше 1 года, подростков и взрослых выявляется крайне редко. Сопровождается потерей веса, нарушениями пищеварения и зловонным запахом изо рта. Способствует быстрому развитию кариеса. Диагноз «руминационное расстройство» выставляют на основании анамнеза, данных осмотра и беседы с родителями и/или с пациентом (при возникновении расстройства в старшем возрасте). Лечение – изменение условий кормления, выработка новых поведенческих стереотипов, психотерапия матери (у младенцев). ...


Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.