• 1 месяц
  • Прибавка в весе около 600-700 гр.
  • Вырос: на 2-3 см.
  • Сон: 16-20 часов в сутки.
  • Физическое развитие:
  • – движения рук и ног не координированные;
  • – ребенок держит ладошки раскрытыми или в кулачках, ручки и ножки – в полусогнутом положении;
  • – часто поворачивается со спины на бок и с боку на спину;
  • – частое мочеиспускание (18-25 раз в сутки);
  • – частый стул (5-7 раз в сутки);
  • – в ответ на раздражители двигает ручками и ножками;
  • -лежа на животе приподнимает голову.

  1. Познавательное развитие:
  2. -ребенок рассматривает предметы, но пока не тянется за ними;
  3. -может ненадолго переводить взгляд на свет или яркие предметы;
  4. -наклоняется к груди, даже когда его не кормят;
  5. -быстро хватает положенные в ладошку предметы, но тут же их отпускает:
  6. -узнает мать по запаху и голосу.
  7. Эмоционально-социальное развитие:
  8. -плачет, когда нуждается в помощи;
  9. -затихает, когда его берут на руки;
  10. -во время бодрствования лицо выглядит безразличным и ничего не выражающим;
  11. -способен устанавливать контакт глазами;
  12. -реагирует на голос и звуки,
  13. -в ответ на улыбку матери смотрит на её лицо.

  • ИГРЫУПРАЖНЕНИЯ:
  • -почаще общайтесь с ребенком, комментируйте каждое свое действие;
  • -успокаивайте тихим голосом,
  • -называйте по имени,
  • – выкладывайте на животик
  • -давайте крупные погремушки 10 см и более (меняйте каждые 3-4 дня), вешайте гирлянды из погремушек на расстоянии примерно 50 см.;
  • -показывайте черно-белые картинки
  • -делайте массаж, поглаживайте;
  • – пойте колыбельные;

– Игра «Хватай-ка»: малыш лежит на спине, вложите свои пальцы в ладошки малыша. Благодаря хватательному рефлексу он сожмет кулачки, чуть-чуть приподнимите его и плавно опустите. Это упражнение отлично укрепляет ручки и пальчики малыша.

  1. -учите фиксировать взгляд на предмете;
  2. -учите следить глазами за движущимся предметом;
  3. -учите прислушиваться к звукам.
  4. 2 месяца

Прибавка в весе около 700-1000 гр.,

Вырос: примерно на 3 см.

Сон: 16-20 ч. в сутки.

  • Физическое развитие:
  • -появляется “комплекс оживления” (не просто улыбка, а комплекс действий, оживляется,когда видит или слышит маму);
  • – ребенок поднимает голову и держит её несколько секунд;
  • – координирует движения головы и глаз;
  • -пытается удержать погремушку;
  • – переворачивается со спины на бочок;
  • – разжимает кулачки;

– появляется новое движение:переползание. Двигая ручками и ножками малыш переползает по кроватке.

  1. Познавательное развитие:
  2. -ребенок способен к зрительному и слуховому сосредоточению;
  3. -поворачивает голову в направлении источника звука;
  4. -вздрагивает и вслушивается при сильном звуке; вслушивается в голоса;
  5. -сосредотачивает свой взгляд на лице матери;
  6. -отслеживает движение предмета по горизонтали;
  7. -координирует действия рук и работу глаз (пытается дотянуться и ухватить предметы и следить за ними, фиксируя свой взгляд);
  8. – начинает различать цвета;
  9. – хватает себя за части тела.
  10. Эмоционально-социальное развитие:
  11. – начинает улыбатьсясмеяться
  12. -ребенок общается с матерью посредством различных звуковых сигналов, смеха, улыбки, крика или плача;
  13. -проявляет интерес к окружающей обстановке;
  14. -различает своих и чужих, реагирует на одних радостным оживлением, на других – плачем;
  15. -выражает богатую эмоциональность (радость, отчаяние, раздражение, боль, спокойствие);
  16. -на громкую музыку реагирует плачем, на танцевальную – оживлением, при звуках колыбельной успокаивается;
  17. Развитие речи:
  18. -крик становится все более ситуативным (когда голоден, что-то болит или мокрый);
  19. -появляются слабые гортанные звуки (“ах”, “ух”, “эх”);
  20. -появляются интенсивные спонтанные звуки, пытается гулить;
  21. -различает интонации обращенные к нему.

  • ИГРЫУПРАЖНЕНИЯ:
  • -Используйте различные тактильные ощущения (гладьте ручки и ножки разными тканями)
  • -Купайте в большой ванне фигурными движениями
  • – Давайте крупные погремушки, подвешивайте гирлянды из погремушек на расстоянии 15-20 см., чтобы малыш смог дотянуться до них ручками;
  • -Почаще берите на руки
  • – Рассказываете потешки, произносите звуки правильно; почаще разговаривайте; меняйте интонации и громкость голоса.
  • -Делайте гимнастику, массаж.
  • – Выкладывайте на животик (желательно перед каждым кормлением)
  • – Показывайте крупные яркие картинки, добавляйте к черно-белым цветные (картинки меняйте каждые 2-3 дня)
  • – Играйте в «Ку-Ку»
  • – Стройте разные гримасы, малышу это понравится
  • -Надевайте разные носочки, так разглядывать ножки будет интересней
  • 3 месяца

Прибавка в весе около 700-800 гр. (Общий вес 4800-5300гр)

Вырос: на 2.5-3.5 см. (общий рост 58-59см)

  1. Сон: 15-17 ч.в сутки
  2. Физическое развитие:
  3. – ребенок подтягивается на руках, пытается подняться, упирается ногами, отталкивается от опоры;
  4. – стоит и перебирает ногами, когда его поддерживают под мышками;
  5. – активно проявляется “Комплекс оживления”;
  6. –  уверенно держит головку
  7. – во время кормления хватает грудь руками и мнет;
  8. – переворачивается с живота на бочок;
  9. – выстраивается режим дня;
  10. -все пробует на зуб;
  11. – вытаскивает соску изо рта и сам ее пытается засунуть обратно;
  12. – радуется водным процедурам.
  13. Познавательное развитие:

– ребенок поворачивает голову к источнику звука и света (погремушка, колокольчик, голос мамы, яркое освещение и т.п.);

  • – видит окружающие предметы на расстоянии 30-40 см и фокусирует на них свой взгляд;
  • – пытается дотянуться до заинтересовавшего предмета;
  • – играет с погремушками, стучит ими друг об друга;
  • – следит за перемещающимися игрушками и хватает их;
  • – способен “достроить” траекторию перемещения предмета, когда он исчезает из поля зрения;
  • – исследует свое тело, дотягивается до своих ножек, ручками исследует свое личико;
  • – ищет взрослого глазами.
  • Эмоционально-социальное развитие:
  • – ребенок может спокойно 10-15 мин. обходиться без матери;
  • – проявляет признаки обиды, чувства юмора и смущения;
  • – хорошо отличает своих от чужих, адекватно реагируя на обе группы людей;
  • – узнает маму, успокаивается у нее на руках;
  • – обо всех своих потребностях сообщает звуками; агукает, произносит различные звуки;
  • – демонстрирует готовность к общению посредством зрительного контакта;
  • – любит, когда с ним разговаривают;
  • – улыбается, смеется и гулит;
  • -любит рассматривать отражение в зеркале.

  1. ИГРЫУПРАЖНЕНИЯ:
  2. -Выкладывайте малыша на животик, но не оставляйте в таком положении без присмотра.
  3. -Пойте песенки, ласково разговаривайте с ним, рассказывайте потешки, прибаутки и стишки.
  4. -Занимайтесь на фитболе (вперед-назад и из стороны в сторону)

-Игра «Достань игрушку», когда малыш лежит на животике – положите перед крохой несколько ярких погремушек, потрясите, привлекая внимание, и сделайте опору своей ладонью детским ножкам. Чувствуя поддержку малыш попытается оттолкнуться и проползти.

  • – Делайте гимнастику, массаж ладошек, стоп.
  • – Играйте с  погремушками
  • – Рассматривайте крупные картинки (желательно контрастных цветов), и меняйте их каждые 2-3 дня
  • – Делайте пальчиковую гимнастику
  • – Хвалите
  • – Если есть развивающий коврик-выкладывайте на него, и не забывайте так же заменять на нем игрушки каждые 2-3 дня;
  • – носите на ручках, устраивайте «экскурсию» по квартире и рассказывайте обо всем;
  • – Для игр используйте куклы-перчатки. Играйте с ними, озвучивайте;
  • – Надевайте специальные погремушки на браслетике то на ручку, то на  ножку. Малыш будет тянуться к ней;
  • – Повторяйте звуки за малышом, подражайте ему;
  • – Повешайте безопасное зеркальце, пусть малыш, лежа на животике, рассматривает себя в зеркальце;
  • – Купая и одевая малыша называйте части тела;
  • – используйте игрушку Неваляшку и любые предметы издающие звуки;
  • – Играйте в «ку-ку»
  • – игра «Ищем источник звука»
  • – Показывайте что как звучит
  • – Танцуйте с малышом на руках;
  • – Для тактильного восприятия используйте разные фактуры (ленты,бумагу, жесткое,мягкое,шершавое)
  • – играйте перед зеркалом;
  • – игра «Самолет» – лежа на животике на ручках летайте
  • – игра «Лифт» – поднимайте вертикально на руках вверх и вниз;
  • – стройте рожицы.
  • Игрушки для малышей вы найдете в магазине Развивайка:
  • погремушки
  • мобили
  • растяжки в кроваткуколяску
  • развивающие коврики
  • книжки Школы семи гномов 0+ (есть книжечки с крупными черно-белыми картинками)
  • книжки на картоне (плотные страницы с крупными и яркими картинками)
  • книжки с потешками и колыбельными
  • Мякиши (мягкие развивающие игрушки Российского пр-ва), в т.ч браслетики на руку и перчаточные куклы.

г. Алдан, ул. Октябрьская 2 (ТК Медведь), 2 этаж.

Магазин умных игрушек Развивай-ка.

Занятия с детьми до года: развивающие игры и упражнения по месяцам

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет.

Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность.

План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур.

Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими.

Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы.

Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов.

Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках.

Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах.

Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах.

Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале.

Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.

Занятия с детьми до года — по месяцам, развивающие методики, грудничкам

Ошибочно полагать, что в младенчестве ребенку требуется внимание лишь в физиологических потребностях и родительской любви. Развитие начинается с первых минут жизни новорожденного, поэтому важно постоянно заниматься с малышом, начиная с первого месяца его появления на свет.

Занятия с детьми до года тренируют психологическую, умственную и физическую деятельность, помогают быстрее адаптироваться к внешнему миру, укрепляют взаимоотношения и приносят массу позитивных эмоций. Задача каждого родителя не ускорить естественный рост малыша, а стимулировать его интерес к окружающей среде и желание учиться новому.

Что такое раннее развитие

По сути, ранее развитие – это нормальное развитие, каким оно должно быть. Разумеется, каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, но не стоит забывать о возрастных нормах. К ним в первую очередь относится время, когда ребенок должен уметь сидеть, стоять, ходить, бегать, а также рисовать, читать и писать.

Нужно помогать учиться малышу, приступая к занятиям своевременно, а не тогда, когда по возрасту ему уже нужно уметь, а он не умеет.

Если ежедневно уделять время на развивашки, подбирать их по возрасту, ребенок будет развиваться интенсивнее. В конечном итоге такие дети разительно отличаются от сверстников, с которыми не занимались, они сообразительнее, изобретательнее, лучше запоминают и контролируют свое тело. И речь идет о малышах в возрасте до 1 года.

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип Реальная картина
Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения. Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз. Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм.

Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.

Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.

Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки. Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки).

Возьми-отдай – в руку малышу по очереди вкладываются разные по фактуре предметы. Дайте ему возможность изучить каждый из них, после чего осторожно забирайте, одновременно предлагая другой (обмен).

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней. Это упражнение на внимание и эмоции – смех.

Попрыгун – поддерживая малыша в вертикальном положении, имитируйте прыжки. Но ни в коем случае не ставьте грудничка на ножки.

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

Имитация полета – новорожденного придерживают, в том числе под грудь, и раскачивают в воздухе на разной высоте.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Тактильные книги – их можно делать самостоятельно, использую разные ткани, пуговицы, другие мелкие предметы, которые ребенок трогает пальчиками.