Это интересно

Пищевая аллергия в детском возрасте

В чем причины пищевой аллергии, каковы факторы риска, и какое питание выбрать в случае аллергической реакции.

Аллергия у детей

Пищевая аллергия: что это и каких продуктов избегать?

Как не спутать аллергию с непереносимостью, правда ли опасен глютен, и другие важные вопросы о пищевой аллергии.

Аллергены

Мировая карта аллергопровокаторов для путешественников

Объясняем, как выбрать место для отпуска, что взять с собой от аллергии и какой картой аллергенов воспользоваться

Аллергены

Проявления аллергии на коже

Рассказываем, почему изменения на коже могут быть проявлением аллергической реакции — и что с этим делать.

Симптомы

Меры по спасению аллергиков на период самоизоляции

Что делать, если вы оказались в самоизоляции наедине с поллинозом

Как справиться

Аллергический ринит у взрослых

Аллергический ринит у взрослых: механизм развития, аллергены. Как проявляется болезнь и какие средства используются для лечения?

Симптомы

Поллиноз дома и на улице: как выжить в любой ситуации

Что такое поллиноз, как не перепутать его с ОРВИ и когда обращаться ко врачу

Как справиться

История. Взрослый с аллергией на домашних животных

Рассказываем все об аллергии на животных: почему появляется, какие питомцы могут ее вызвать и как с недугом справляются реальные люди

Аллергены

Крапивница: что это такое

Крапивница: что это такое, как развивается. Симптомы, диагностика и лечение аллергической крапивницы.

Симптомы

Зодак при беременности

Какие риски несет прием Зодака® при беременности. Почему проблема назначения противоаллергических препаратов актуальна во время беременности? Возможные варианты решения данной проблемы.

Инструкции

Аллергический кашель

Как распознать аллергический кашель, чем он может быть опасен. Лечение и профилактика кашля при аллергии.

Симптомы

Перекрестная аллергия

Что такое перекрестная аллергия, и на какие продукты она формируется. Принципы подходов к ее лечению. Таблица распространенных перекрестных реакций.

Всё об аллергии

Самые удивительные аллергии в мире

Многим кажется удивительным, как у человека может развиться аллергическая реакция на такие безобидные вещи, как, например, морковь, пушистый щенок или шерстяной плед.

Аллергены

Аллергия или психосоматика

Что провоцирует психосоматические реакции в виде аллергии. Как выявляют причину возникновения и ставят диагноз.

Всё об аллергии

Инсектная аллергия

Рассказываем, какие насекомые вызывают аллергию, чем она опасна и как оказать первую помощь.

Аллергены

Лекарственная аллергия

Рассказываем, что такое лекарственная аллергия, какие препараты вызывают ее чаще всего, как лечить аллергию на лекарства и когда нужно срочно вызывать скорую помощь

Аллергены

Аллергия на пыльцу березы и других деревьев

Березовые слезы: как быть, если у вас аллергия на самое распространенное в наших широтах дерево?

Аллергены

Распространенные аллергены на рабочем месте

Что на рабочем месте чаще всего вызывает аллергию и как бороться с этими раздражителями.

Аллергены

Аллергия или непереносимость: в чем отличие и что делать

Объясняем все различия между аллергией и пищевой непереносимостью: что это, почему появляется и как лечится.

Гипоаллергенный рацион: что есть и как готовить

Общая информация по диете для аллергиков. Список разрешенных продуктов, а также, наоборот, наиболее распространенных продуктов-аллергенов.

Как справиться

Как правильно организовать гипоаллергенный быт

Рассказываем, как правильно организовать домашнее пространство, если вы склонны к аллергии

Как справиться

Антигистаминные препараты

Одно из направлений в борьбе с аллергией – прием антигистаминных препаратов. Чем отличаются антигистаминные препараты разных поколений, каковы показания к назначению?

Как справиться

История. Аллергия путешественника

Важная информация об аллергии в путешествиях и чек-лист для аллергиков по подготовке к походу.

Аллергены

Все, что нужно знать о полных и неполных аллергенах

Аллергены могут отличаться тем, как они взаимодействуют с антителами. Объясняем, что это значит для нашего организма

Аллергены

Аллергия у детей — виды, симптомы, лечение

Каковы возможные причины развития аллергии у детей, какие симптомы аллергии наиболее типичны для раннего возраста, и как их распознать? Все ответы в этом материале.

Аллергия у детей

Аллергия в самоизоляции: что нужно знать

Бытовые аллергены и их опасность для организма. Советы по правильной уборке в самоизоляции.

Аллергены

Аллергия на детскую смесь

Перечисляем продукты, которые могут вызвать аллергию, рассказываем, почему она развивается и что делать, если у ребенка есть признаки иммунной реакции.

Аллергия у детей

7 полезных привычек для контроля пищевой аллергии

Пищевая аллергия – гиперреакция иммунитета, когда собственная защита организма перестаралась с ответом на обычный продукт или вещество. За последние 20-30 лет количество людей, страдающих от аллергии, увеличилось в несколько раз и, к сожалению, эта цифра все растет. Но можно ли контролировать ее? Здравсити расскажет о 7 полезных привычках, которые помогут контролировать пищевую аллергию.
 

Пищевая аллергия: распространенность и возможные последствия

Чаще всего, аллергенами могут стать: лекарства, пыльца растений, шерсть или перхоть животных и, конечно, продукты питания.

Выраженность и проявления аллергии варьируется: от слезотечения, заложенности носа и чихания до развития реакций, представляющих угрозу для жизни. Например, при анафилактическом шоке счет идет на минуты, если отсутствует квалифицированная помощь.

На сегодняшний день, нет лекарства от аллергии. Рекомендации врачей сводятся к отказу от пищи, которая может стать причиной реакции. Но иногда не все так просто и легко. Расскажем о 7 полезных привычках, которые помогут контролировать аллергическую реакцию.
 

1. Пищевой дневник

Аллергия может развиваться на множество продуктов. Среди них можно выделить: аллергенные и гипоаллергенные. Как показывает практика, на вычисление аллергена может уйти время: от нескольких недель до месяцев.

Ускорить и облегчить этот процесс поможет ведение пищевого дневника. Врачи советуют записывать все, что оказалось у вас на тарелке и описание последующей реакции организма. Отмечать нужно все ингредиенты, входящие в состав блюда, в этом вопросе важна каждая мелочь. Анализ поможет предположить тот или иной аллерген.
 

2. Внимательное изучение этикеток продуктов

Многим кажется, что это очевидный способ избежать аллергенов в продуктах. Но не все так просто. Состав готовых продуктов не всегда отображается на коробке полностью, в них  могут присутствовать следы или остатки аллергенов.

Например, на упаковках шоколадных батончиков можно встретить надпись «может содержать следы орехов», хотя шоколад молочный без добавок. Объяснить это можно производством продуктов на общем оборудовании, через которое происходит распространение аллергенов. Врачи советуют избегать покупки продуктов с пометами «может содержать остатки/следы …».

Врачи выделяют чуть менее 160 пищевых аллергенов, но производители обязаны указывать наличие лишь нескольких, которые вызывают более 90% случаев пищевой аллергии. И эти реакции наиболее тяжелые при аллергии на:

  • белок коровьего молока;
  • яйца;
  • рыбу и морепродукты;
  • ракообразных и моллюсков;
  • лесные орехи и арахис, которые нередко становятся причиной самых тяжелых аллергических реакций;
  • глютен;
  • сою.

Все аллергены, которые могут содержаться в пищевых продуктах, на этикетках имеют разное обозначение. Например, «молоко», «сухое молоко», «белок куриного яйца» и др. Но могут быть и более завуалированными: «сыворотка», что указывает на содержание молока, «лецитин» — белок сои, «мука» — указывает на содержание глютена.

Ну и, пожалуй, самый распространенный и одновременно опасный способ – «может содержать остатки/следы …».
 

3. Исключение перекрестного контакта

Соблюдение товарного соседства, гигиенических правил при приготовлении блюд поможет снизить перекрестный контакт, то есть гипоаллергенный продукт может контактировать с аллергеном. И в нем остаются мельчайшие частицы аллергена, но этого достаточно для развития реакции.

Прямой контакт может иметь множество путей. Например, с целью экономии, некоторые рестораны быстрого питания из чизбургера убирают сыр, превращая его в гамбургер. Но контакт остальных продуктов с сыром уже произошел, на бургере остались частицы аллергена.

Есть и косвенный контакт продуктов, например, при использовании одной посуды или кухонных приборов при приготовлении, поэтому нужно придерживаться простых советов:

  • Полностью убрать из дома продукты, которые могут вызывать аллергию: их не должно быть ни в холодильнике, ни на полках шкафов и др.
  • Тщательно соблюдать правила гигиены: для каждой группы продуктов должен быть свой нож и разделочная доска.
  • Зонирование кухни: где можно, а где нельзя готовить пищу с содержанием аллергенов.
  • Приготовленные блюда нужно держать закрытыми.

 
4. Контролировать перекрестную реактивность

Некоторые белки могут иметь схожую структуру. Иммунитет воспринимает их как одинаковые и запускает аллергическую реакцию. Например, у людей с аллергией на моллюсков реакция развивается и на другие продукты этой группы.

Перекрестная реактивность у различных групп продуктов варьируется. Например, при аллергии на белок коровьего молока, в 90% случаев развивается реакция на козье и другие виды. А при аллергии на арахис, вероятность перекрестной реакции на другие орехи лишь 5%.
 

5. Контроль и своевременное распознавание симптомов

Людям, страдающим от аллергии нужно уметь распознавать ее симптомы и, тем более, признаки опасных для жизни реакций. Например, анафилаксии. От этого может зависеть жизнь. Обычно пищевая аллергия проявляется:

  • зудом, покраснением кожи, сыпью;
  • зудом глаз, слезотечением;
  • насморком, чиханием, заложенностью носа, кашлем;
  • появлением одышки и хрипов;
  • тошнотой, изжогой, диареей, болью в животе и другими диспепсическими расстройствами;
  • нарушением частоты сердечных сокращений, головокружением, обморочными состояниями, снижением артериального давления и потерей сознания;
  • страхом.

6. Знать правила оказания первой помощи

При тяжелых реакциях нужно знать и уметь оказывать первую помощь.

И если аллергия серьезная, контакт с аллергеном проявляется анафилаксией, то и близкое окружение должно владеть навыками первой помощи: знать алгоритм действий: удалить аллерген, уложить больного на кровать, промыть слизистые проточной водой, держать под рукой антигистаминные препараты, адреналин (посоветуйтесь с лечащим врачом) и иметь в записной книге смартфона быстрый номер скорой помощи.
 

7. Средства оказания первой помощи при себе

Первая помощь при анафилаксии – введение адреналина (если у больного нет противопоказаний. Обязательно обсудите порядок оказания первой помощи с лечащим врачом).

Важно ввести его как можно скорее после действия аллергена, так удается уменьшить отек горла, стабилизировать дыхание и нормализовать давление.

В аптеках можно купить специальные инжекторы, шприц-ручки для оказания первой помощи.

Использовать адреналин нужно при появлении следующих симптомов после контакта с аллергенами:

  • нарушения дыхания;
  • затрудненного глотания за счет отека горла;
  • упорного кашля;
  • нарушения частоты сердечных сокращений;
  • появления крапивницы, сыпи и отека кожи.

Пищевая аллергия у детей

  1. Намазова-Баранова Л.С. Аллергия у детей: от теории к практике. М.: Союз педиатров России. 2010–2011. 668 с.

  2. Muraro A, Werfel T, Hoffmann-Sommergruber K, Roberts G, Beyer K, Bindslev-Jensen C, Cardona V, Dubois A, duToit G, Eigenmann P, Fernandez Rivas M, Halken S, Hickstein L, Høst A, Knol E, Lack G, Marchisotto MJ, Niggemann B, Nwaru BI, Papadopoulos NG, Poulsen LK, Santos AF, Skypala I, Schoepfer A, Van Ree R, Venter C, Worm M, Vlieg-Boerstra B, Panesar S, de Silva D, Soares-Weiser K, Sheikh A, Ballmer-Weber BK, Nilsson C, de Jong NW, Akdis CA; EAACI Food Allergy and Anaphylaxis Guidelines Group. EAACI food allergy and anaphylaxis guidelines: diagnosis and management of food allergy. Allergy. 2014 Aug;69(8):1008-25.

  3. Prescott S., Allen K.J. Food allergy: riding the second wave of allergy epidemic. Pediatr. Allergy & Immunology. 2011; 22 (1): 156–160.

  4. Fiocchi A, Brozek J, Schünemann H, Bahna SL, von Berg A, Beyer K, Bozzola M, Bradsher J, Compalati E, Ebisawa M, Guzman MA, Li H, Heine RG, Keith P, Lack G, Landi M, Martelli A, Rancé F, Sampson H, Stein A, Terracciano L, Vieths S. World Allergy Organization (WAO) Diagnosis and Rationale for Action against Cow»s Milk Allergy (DRACMA) Guidelines. World Allergy Organ J. 2010 Apr;3(4):57-161.

  5. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Боровик Т.Э., Макарова С.Г., Яцык Г.В., Скворцова В.А., Турти Т.В., Вишнева Е.А., Алексеева А.А., Рославцева Е.А., Звонкова Н.Г., Лукоянова О.Л., Сновская М.А. Под редакцией: Баранова А.А., Намазовой-Барановой Л.С., Боровик Т.Э., Макаровой С.Г. Пищевая аллергия. М.: Педиатръ, 2013. Сер. Болезни детского возраста от А до Я.

  6. Koletzko S, Niggemann B, Arato A, Dias JA, Heuschkel R, Husby S, Mearin ML, Papadopoulou A, Ruemmele FM, Staiano A, Schäppi MG, Vandenplas Y. Diagnostic approach and management of cow»s-milk protein allergy in infants and children: ESPGHAN GI Committee practical guidelines. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2012 Aug;55(2):221-9.

  7. Макарова С.Г., Лаврова Т.Е., Вишнева Е.А., Турти Т.В., Акоев Ю.С., Петровская М.И. Первичная профилактика как эффективный ответ на эпидемию аллергических болезней. Педиатрическая фармакология, 2015, т. 12, №1, с 67-74.

  8. Клиническая диетология детского возраста. Руководство для врачей. 2-е издание.  Под редакцией Т.Э. Боровик, К.С. Ладодо. / Москва, МИА, 2015 г.,  718с.        

  9. Организация лечебного питания детей в стационарах (пособие для врачей) / Под ред. А.А.Баранова, К.С.Ладодо. М.: «Эвита-проф». 2001. 239с.

  10. Макарова С.Г., Намазова-Баранова Л.С., Новик Г.А., Вишнева Е.А. , Петровская М.И., Грибакин С.Г. К вопросу о продолжительности диеты при аллергии на белки коровьего молока. Как и когда снова вводить в питание ребенка молочные продукты? Педиатрическая фармакология. 2015, т 12, №3. С. 345-353.

  11. Boyce JA, Assa»ad A, Burks AW, Jones SM, Sampson HA, Wood RA, Plaut M, Cooper SF, Fenton MJ, Arshad SH, Bahna SL, Beck LA, Byrd-Bredbenner C, Camargo CA Jr, Eichenfield L, Furuta GT, Hanifin JM, Jones C, Kraft M, Levy BD, Lieberman P, Luccioli S, McCall KM, Schneider LC, Simon RA, Simons FE, Teach SJ, Yawn BP, Schwaninger JM. Guidelines for the Diagnosis and Management of Food Allergy in the United States: Report of the NIAID-Sponsored Expert Panel. Nutr Res. 2011 Jan;31(1):61-75.  

  12. Eigenmann P.A., Atanaskovic-Markovic M., O»B Hourihane J., Lack G., Lau S., Matricardi P.M., Wahn U., Muraro A., Namazova Baranova L., Nieto A., Papadopoulos N.G., Réthy L.A., Roberts G., Rudzeviciene O., Wickman M., Høst A.

    Testing children for allergies: why, how, who and when: an updated statement of the European academy of allergy and clinical immunology (EAACI) section on pediatrics and the EAACI Clements von Pirquet Foundation. Pediatr Allergy Immunol.

    2013 Mar;24(2):195-209.

  13. Soares-Weiser K, Takwoingi Y, Panesar SS, Muraro A, Werfel T, Hoffmann-Sommergruber K et al. The diagnosis of food allergy: a systematic review and meta-analysis. Allergy 2014;69:76–86.

  14. Боровик Т.Э., Макарова С.Г., Бушуева Т.В., Сергеева С.Н.. Оценка клинической эффективности смеси на основе высокогидролизованного казеина в диетотерапии тяжелых форм непереносимости белков коровьего молока у детей/ Педиатрическая фармакология 2012.-том 9.-№1. с 45-48.

  15. Макарова С. Г., Намазова-Баранова Л. С., Вишнева Е. А., Геворкян А. К., Алексеева А. А., Петровская М. И. Актуальные вопросы диагностики пищевой аллергии в педиатрической практике. Вестник РАМН. 2015; 1: 41–46.

  16. Canonica GW, Ansotegui IJ, Pawankar R, Schmid-Grendelmeier P, van Hage M, Baena-Cagnani CE, Melioli G, Nunes C, Passalacqua G, Rosenwasser L, Sampson H, Sastre J, Bousquet J, Zuberbier T; WAO-ARIA-GA2LEN Task Force: Allen K, Asero R, Bohle B, Cox L, Blay F, Ebisawa M, Maximiliano-Gomez R, Gonzalez-Diaz S,  Haahtela T, Holgate S, Jakob T, Larche M, Matricardi PM, Oppenheimer J, Poulsen LK, Renz HE, Rosario N, Rothenberg M, Sanchez-Borges M, Scala E, Valenta R. A WAO — ARIA — GA²LEN consensus document on molecular-based allergy diagnostics. World Allergy Organ J. 2013 Oct 3; 6 (1):17.

  17. Matricardi PM, Kleine-Tebbe J, Hoffmann HJ, Valenta R, Hilger C, Hofmaier S, Aalberse RC, Agache I, Asero R, Ballmer-Weber B, Barber D, Beyer K, Biedermann T, Bilò MB, Blank S, Bohle B, Bosshard PP, Breiteneder H, Brough HA, Caraballo L, Caubet JC, Crameri R, Davies JM, Douladiris N, Ebisawa M, EIgenmann PA, Fernandez-Rivas M, Ferreira F, Gadermaier G, Glatz M, Hamilton RG, Hawranek T, Hellings P, Hoffmann-Sommergruber K, Jakob T, Jappe U, Jutel M, Kamath SD, Knol EF, Korosec P, Kuehn A, Lack G, Lopata AL, Mäkelä M, Morisset M, Niederberger V, Nowak-Węgrzyn AH, Papadopoulos NG, Pastorello EA, Pauli G, Platts-Mills T, Posa D, Poulsen LK, Raulf M, Sastre J, Scala E, Schmid JM, Schmid-Grendelmeier P, van Hage M, van Ree R, Vieths S, Weber R, Wickman M, Muraro A, Ollert M. EAACI Molecular Allergology User»s Guide. Pediatr Allergy Immunol. 2016 May; 27 Suppl 23:1-250.

  18. Деев И.А., Петровская М.И., Намазова-Баранова Л.С., Макарова С.Г., Зубкова И.В., Маянский Н.А.. sIgG4 и другие предикторы формирования толерантности при пищевой аллергии у детей раннего возраста. Педиатрическая фармакология. 2015, т 12, №3. С. 283-295.

  19. Ronald A Simon, Scott H Sicherer, Anna M Feldweg. Allergic and asthmatic reactions to food additives. www.uptodate.com. Dec 09, 2014.

  20. Venter C, Patil V, Grundy J, Glasbey G, Twiselton R, Arshad SH, Dean T.Prevalence and cumulative incidence of food hyper-sensitivity in the first 10 years of life. Pediatr Allergy Immunol 2016: 27: 452-458.

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Профилактика аллергии у детей

Аллергия — это слово знакомо всем и каждому. Сейчас уже практически невозможно встретить человека, в семье которого, или в окружении не было бы людей страдающих от аллергии.

По исследованиям последних десяти лет, в развитых странах отмечается выраженный рост заболеваемости аллергией. В настоящее время аллергические заболевания занимают второе место после острых инфекционных заболеваний (ОРЗ).

Особенно остро эта проблема касается детей, за последние 5 лет количество детей, страдающих аллергическими заболеваниями, увеличилось почти в 3 раза.

На первом году жизни каждый третий ребенок страдает аллергическим заболеванием.

Атопический дерматит, одно из наиболее распространенных кожных заболеваний у младенцев и детей, начинается обычно в течение первых 6 месяцев жизни и нередко продолжается и во взрослом возрасте. Его еще называют: экзема, диатез, нейродермит.

Для атопического дерматита характерны наследственная предрасположенность к аллергии, изменения высыпаний с возрастом, склонность к хроническому рецидивирующему течению. Атопический дерматит может быть связан с работой желудочно-кишечного тракта, в частности с незрелостью ферментативной системы. В таком случае он проходит в среднем до трех лет.

Но примерно у половины детей с атопическим дерматитом с возрастом могут развиваться другие аллергические заболевания.

Аллергический ринит — заболевание слизистой оболочки носа, основой которого является аллергическое воспаление. Состояние ребенка похоже на простуду, но без температуры: прозрачный насморк или заложенный нос, зуд в полости носа, повторяющееся чихание.

На фоне аллергического ринита тяжелее протекают и инфекционные заболевания, из-за того, что слизистая носа воспалена и не может выполнять защитные функции. Для таких детей характерны частые ОРЗ, длительные, тяжело поддающиеся лечению насморки.

Аллергический ринит является фактором риска для развития бронхиальной астмы.

Бронхиальная астма тяжелое хроническое заболевание, характеризуется периодически возникающими приступами затрудненного дыхания или удушья.

Иногда такой диагноз ставят даже в тех случаях, когда у ребенка отмечается длительный сухой приступообразный кашель, который усиливается по ночам или при пробуждении.

Бронхиальная астма относится к болезням с наследственной предрасположенностью и, как правило, развивается у детей, в семейном анамнезе которых отмечаются больные с аллергическими заболеваниями.

С возрастом у детей, как правило, появляются новые аллергические заболевания, а предыдущие могут или проходить, или сохранятся. Такое явление называется атопическим маршем. Атопический марш означает то, что «диатез» у детей может служить начальной стадией для развития других, более тяжелых форм аллергии – прежде всего, бронхиальной астмы.

На вероятность развития любого аллергического заболевания влияние оказывают наследственность и факторы окружающей среды. Так, если родители здоровы, то риск составляет от 10 до 20%, если у одного родителя есть аллергическое заболевание, то риск возрастает до 45-55%, а если аллергия есть у обоих родителей, то в 60-80% случаев ребенок будет иметь аллергическое заболевание.

По-наследству передается склонность к аллергическим заболеваниям, а не само заболевание. Так, если кто-то из родителей болеет атопическим дерматитом, или у него была аллергическая сыпь на цитрусовые, то у ребенка возможны и другие аллергические заболевания.

И наоборот, если у кого-то из родителей бронхиальная астма, то ребенок не обязательно будет болеть именно астмой, хотя шансы иметь бронхиальную астму высоки.

Всем известно, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Вот именно этим и занимается профилактика.

Основная задача профилактики – снизить риск возникновения аллергии или, по-возможности, уменьшить и отсрочить ее клинические проявления.

Профилактику аллергических заболеваний у детей нужно начинать не то что до рождения, а в идеале, даже до зачатия. Особое внимание нужно уделить трем основным моментам: состоянию здоровья мамы, ее питанию и бытовым условиям.

Если будущая мама имеет какое-то аллергическое заболевание, особенно если это бронхиальная астма, то она еще до беременности должна быть осмотрена аллергологом. Врач определит, в каком состоянии находится заболевание – в ремиссии или обострении. При обострении, необходимо будет пройти курс лечения. Лучше, если беременность наступит в состоянии ремиссии аллергического заболевания.

Во время беременность будущая мама так же должна наблюдаться аллергологом, чтобы вовремя отслеживать изменения, проводить необходимые обследования, при необходимости, скорректировать лечение.

Многие мамы бояться принимать лекарства во время беременности, переживая, что это может навредить малышу.

Но обострение заболевания более опасно для здоровья малыша, чем адекватное лечение, которое может получать мама.

Важно соблюдение гипоаллергенной диеты, особенно во второй половине беременности. Не имеет значения, какой формы аллергия у беременной женщины. Даже если не было именно пищевой аллергии, стоит ограничить продукты с высокой аллергенной активностью: цитрусовые, мед, клубнику, орехи, шоколад, помидоры, ананасы, копчености, икру, консервы, рыбу, морепродукты, курицу.

После рождения ребенка одним из важнейших профилактических мероприятий является грудное вскармливание. Если мама кормит ребенка грудью хотя бы до 6 месяцев, то это снижает риск развития бронхиальной астмы у ребенка в 2 раза.

При высоком риске аллергических заболеваний, если мама сама страдает каким-то аллергическим заболеванием, то ей необходимо соблюдать более строгую гипоаллергенную диету для кормящих мам, которая предполагает:

  • исключение цельного молока и творога;
  • ограничение кисло-молочных продуктов;
  • исключение облигатных пищевых аллергенов (мед, орехи, шоколад, кофе, какао, яйца, морепродукты, цитрусовые, красноокрашенные овощи и фрукты, острые, пряные блюда, копчености, готовые продукты с консервантами, красителями, ароматизаторами и усилителями вкуса);
  • ограничение сладкого.

Если же грудного молока не хватает или его нет вообще и необходимо назначение смеси, то она должна быть подобрана врачом, с учетом состояния здоровья ребенка.

Кроме того необходимо исключить контакт ребенка и с другими аллергенами, т.е. наладить гипоаллергенный быт. Основные бытовые аллергены, с которыми нужно бороться:

  • домашняя пыль, особенно книжная, лучше убрать открытые книжные полки
  • споры плесневых грибов – чаще всего грибковые колонии находятся в ванной, туалете, кухне, в цветочных горшках.
  • клещи домашней пыли, которые размножаются в постельных принадлежностях, матрасах.
  • продукты жизнедеятельности тараканов
  • бытовая химия, аэрозольная косметика
  • табачный дым

Постель ребенка не должна содержать кокосовой стружки (часто бывает в матрасах), пера, пуха, шерстяных вещей (одеяло), морских водорослей, гречишной шелухи (частый компонент подушек).

Влажную уборку необходимо проводить ежедневно, в отсутствие ребенка дома (в комнате). К сожалению, большинство домашних животных плохие соседи аллергику.

Частички шерсти, пуха, эпидермиса, корма для рыбок или птичек – все это сильные бытовые аллергены.

Более подробные рекомендации о методах борьбы, вы можете прочитать в статье «Аллергены вокруг нас».

Важная роль в профилактике аллергии отводится разумной вакцинации, которая должна выполняться на фоне полного здоровья, с терапией сопровождения, которую назначит врач.

На первый взгляд, выполнение этих рекомендаций кажется не самой простой задачей, но на карту поставлено детское здоровье. Именно правильные действия родителей могут снизить риск возникновения аллергических заболеваний у детей.

Если заболевание все же развилось (как правило, сначала это кожные проявления аллергии), то необходима консультация аллерголога и назначение лечения, для того чтобы предотвратить переход аллергии в более серьезные формы.