13.09.2019
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи.
Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи.Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения.
Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности, учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно.
Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
- Основными элементами режима дня школьника являются:
- -учебные занятия в школе и дома; -активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; -регулярное и достаточное питание; -физиологически полноценный сон;
- -свободная деятельность по индивидуальному выбору.
- Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.
У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
- в 7-10 лет – 10-11 часов;
- в 11-14 лет -9-10 часов;
- в 15-17 лет – 9-8 часов
- Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
- Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
- При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
- Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе.
Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий.
Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
- Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
- Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
- Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
- Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
- Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
- Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье.
Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника.
При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку.
Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Режим дня детей раннего возраста: количество снов по месяцам, продолжительность бодрствования и как правильно рапределить нагрузку в течения дня
- →
- →
0-12 месяцев
Сколько нужно спать малышу для полноценного развития? После того, как родилась Ника, я и моя жена Татьяна забыли о хорошем ночном сне. Частые ночные пробуждения, короткие дневные сны и постоянные качания стали привычными в нашем доме. Нас хватило ненадолго и, бесконечно уставшие и желающие выспаться, стали искать помощь. Так случилось наше знакомство с Татьяной Холодковой, консультантом по детскому сну. Она помогла наладить режим дня и сон Ники. После проделанной работы, у Ники появился четкий режим, и она стала хорошо спать. Я решил поделиться советами, которые помогли нам определить, сколько должна спать Ника, и правильно составить ее режим дня.
Время чтения статьи: ~ 8 минут
Сколько должен спать ребенок в сутки?
Примерный Режим дня ребенка в 1 год
Режим дня детей раннего возраста: советы для крепкого сна
Сколько должен спать ребенок в сутки?
Количество и качество сна сильно влияют на выносливость грудничка. Если он мало спит или спит с частыми пробуждениями, то все время бодрствования ребенок будет вялым. И в таком состоянии вряд ли у него появится желание осваивать новые двигательные навыки.
Поэтому маме нужно следить за количеством и продолжительностью дневный и ночного снов малыша. За ориентир берем возраст грудничка.
Дисплазия ТБС у детей до года
Признаки, лечение и профилактика
Количество и качество сна сильно влияют на выносливость грудничка. Если он мало спит или спит с частыми пробуждениями, то все время бодрствования ребенок будет вялым. И в таком состоянии вряд ли у него появится желание осваивать новые двигательные навыки.
Поэтому маме нужно следить за количеством и продолжительностью дневный и ночного снов малыша. За ориентир берем возраст грудничка.
Количеством снов по месяцам:
- в 0-3 месяца малыш спит каждые 40-60 минут;
- в 3-6 месяцев ребенок спит 3-4 дневных сна;
- в 6-9 месяцев у грудничка 3-2 сна. Обычно, в 9 месяцев днем он начинает спать 2 раза;
- в 12-18 месяцев начинается переход на один дневной сон.
Сколько должен спать ребенок в часах:
- в первый месяц днем 8-10 часов, ночью 6-8. Всего в сутки — 16-18 часов;
- в 1-2 месяцев днем 6-7 часов, ночью 8-11. Всего в сутки — 14-18 часов;
- в 3-4,5 месяцев днем 4-6 часов, ночью — 10-11. Всего в сутки — 14-17 часов;
- в 4,5-6 месяцев днем 3-4,5 часа, ночью — 10-11. Всего в сутки — 14-15 часов;
- в 6-9 месяцев днем 3-4 часа, ночью — 10-11. Всего в сутки — 13-15 часов;
- в 9-12 месяцев днем 2-3 часа, ночью — 10-12. Всего в сутки — 13-14 часов;
- в 12-18 месяцев днем 1,5-3 часа, ночью 10-12. Всего в сутки — 12-13 часов.
Сразу оговорюсь, что данные значения приведены в качестве ориентира. Не нужно забывать, что каждый ребенок индивидуален. Для подбора подходящей продолжительности дневных и ночного снов нужно анализировать поведение ребенка во время каждого пробуждения. А дальше либо увеличивать, либо уменьшать время сна в зависимости от состояния и настроения малыша.
Примерный режим дня ребенка в 1 год
Для того, чтобы грудной ребенок хорошо спал, ел и мог полноценно развиваться, нужно четко структурировать его день. В пример приведу режим дня ребенка в 1 год с двумя дневными снами. Думаю, что по аналогии мамы без труда сделают режим для малышей, которые днем спят больше снов.
Режим дня годовалого ребенка с двумя дневными снами:
- подъем утром в 6-8 утра. Позже просыпаться не рекомендуется, иначе в ночь уйдете поздно. После завтрак и прогулка.
Важно зафиксировать утренний подъем, чтобы ребенок привыкал просыпаться в одно и тоже время.
Для этого ставьте будильник, и не игнорируете его, даже если ночь была с частыми пробуждениями. Приучайте и себя, и ребенка начинать день в заданный час. Тяжело? Значит не так уж и сильно хотите наладить сон малыша.
- первый сон организуйте, примерно, через 150-180 минут после ночного. Уложите малыша на балконе или в затемненной детской комнате с открытыми окнами. Прохлада, темнота и свежий воздух — отличные условия для здорового сна;
- после пробуждения создайте условия для активного бодрствования. Откройте шторы, включите свет и громко разговаривайте. Дайте малышу поактивничать на полу 30-40 минут. В это время как раз хорошо проводить гимнастику и занятия на фитболе из моего онлайн-курса «9-12 месяцев». А после покормите. Когда приблизилось время второго сна, заменяйте активность на спокойные игры. Так вы настроите грудничка на предстоящий сон;
- через 3,5 — 4,5 часа после пробуждения укладывайте ребенка на второй дневной сон. Второй сон нужен качественный, длинный и сладкий. Идеальное для него место — кроватка;
- после сна игры, физическая и эмоциональная активность, прогулка, ужин и подготовка к ночному сну;
- в 18:30 — 20:30 уход на ночной сон. В это время начинает вырабатываться мелатонин, гормон отвечающий за качество и продолжительность сна. А дети буквально растут во сне. Поэтому он нужен долгий и крепкий.
Для того, чтобы грудной ребенок хорошо спал, ел и мог полноценно развиваться, нужно четко структурировать его день.
Массаж и сон в режиме дня грудного ребенка
Связаны ли массаж и сон? Моя практика показывает, что да. На основе результатов опроса в Инстаграм можно выделить детей, на которых массаж:
- влияет положительно, и сон после массажа становится крепче. Это отметили около 50% родителей;
- никак не влияет. Сон таких малышей не зависит от физической активности;
- влияет негативно, и ребенок начинает спать хуже. В этом случае нужно делать массаж до 12 часов дня или не делать совсем, так как сон в грудном возрасте важнее.
Если массаж мама ходит делать в поликлинику или приглашает специалиста на дом, то время сеанса может оказаться неудачным. В результате грудничок вялый или сонный из-за сбившегося режима.
Когда же мама сама занимается с ребенком по онлайн-курсу «Малышовый фитнес», она пробует разные отрезки времени, пока не найдет подходящий. В это время малыш бодр и хорошо реагирует на физическую активность.
В онлайн-курс входит массаж, гимнастика и упражнения на фитболе. Весь комплекс можно делать за один раз или разбить на части и заниматься в течение всего дня.
Во время всего курса мама может задавать вопросы по развитию ребенка неврологу, ортопеду и педиатру. Если она сомневается в том, что правильно выполняет упражнения, может прислать видео с занятием.
В течение 48 часов мама получает подробный комментарий по технике упражнений.
Режим дня детей раннего возраста: советы для крепкого сна
Для здоровой атмосферы в доме с грудничком важно, чтобы малыш крепко спал и давал родителям высыпаться. Для того, чтобы ребенок хорошо спал нужно:
- отслеживать время бодрствования ребенка. Если грудничок перегуливает и укладывается спать позже, то вырабатывается гормон стресса — кортизол. Из-за него сон становится коротким или требует помощи в продлении;
- наблюдать за ребенком и вовремя замечать признаки усталости. Когда малыш устает, он зевает, меньше двигается, смотрит в одну точку, просится на руки, сосет палец, трет глаза или уши. После их появления укладывайте его спать;
- организовывать спокойное бодрствование перед сном. За 20-60 минут до приглушить свет и разговаривать тихим спокойным голосом. В это время можно почитать книгу, порисовать, послушать спокойную музыку или сделать расслабляющий массаж перед сном;
Количество и качество сна сильно влияют на выносливость грудничка. Если он мало спит или спит с частыми пробуждениями, то все время бодрствования ребенок будет вялым.
И в таком состоянии вряд ли у него появится желание осваивать новые двигательные навыки.
- настроить ребенка на сон с помощью одинаковых действий. Понаблюдайте, какие манипуляция нравятся малышу и составьте ритуал на сон. Например, читаете сказку, поете колыбельную, закрываете шторы и желаете всем спокойное ночи. Выделите на эти действия 10 минут перед дневными снами и около 20 минут перед ночным. В самым раннем возрасте на ритуал должно уходить не более 5-7 минут. Проводите его 1 раз перед дневным или ночным снами;
- обеспечить оптимальные внешние условия для крепкого сна. К ним относится температура в пределах 18-22 градуса и влажность — 50-60%. А также проветривание комнаты перед сном, наличие темных штор и подходящей одежды для сна;
- убрать лишние вещи из кроватки. В идеале в кроватке малыша должен быть матрас и простынь Мягкие игрушки, подушка и бортики могут спровоцировать синдром внезапной детской смерти. Что это такое и как обезопасить от него ребенка я писал в статье «Синдром внезапной детской смерти (СДВС)»;
- планировать все эмоциональные и физические нагрузки в первую половину дня, почти сразу после пробуждения и до начала спокойного бодрствования;
- качественно проводить время с грудничком, уделяя ему внимание, чтобы он не требовал маминых объятий ночью;
- следить затем, чтобы ребенок плотно ел днем, а не доедал необходимые ему калории ночью.
Подведем итоги:
- режим дня грудного ребенка зависит от его возраста, количества снов по месяцам и кормлений. Важно не превышать допустимое время бодрствования, чтобы грудничок не переутомился. Своевременное укладывание спать — залог хорошего сна;
- режим дня ребенка в 1 год должен иметь четкую структуру. Обязательно нужно фиксировать время утреннего подъема не позднее 8 утра. Укладывать малыша на ночной сон желательно до 20:30 вечера. С 18:30 до 20:30 активно вырабатывается мелатонин, который помогает сделать сон крепче;
- если грудничок плохо спит, начните вести дневник сна. В нем необходимо фиксировать все сны: их начало, конец и продолжительность. Также стоит записывать время кормлений, и как проходит бодрствование. Через несколько дней проанализируйте записи и начните исправлять «слабые места»;
- обычно сон после массажа становится более крепким или не имеет никакой зависимости. Если же ребенок начал плохо спать после массажа и ЛФК, то занятия стоит отменить. Для грудничка крепкий сон важнее. Однако чаще всего сон малыша страдает от неверного выбранного времени занятий. На онлайн-курсе «Малышовый фитнес» мамы не зависят от расписания поликлиники или приходящего специалиста. Они сами выбирают оптимальное время для массажа и гимнастики. В случае, когда малыши не могут выдержать весь комплекс за раз, они разбивают его на части и проводят в течение дня.
Подробнее о массаже и ЛФК
Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Было полезно? Расскажите другим мамам:
Режим грудного ребенка: все, что нужно знать о режиме от рождения до 2-х лет
- «Нет ничего хуже, чем неизвестность» — это выражение справедливо для родителей и для детей. Даже если сейчас вам кажется, что нет ничего скучнее, чем соблюдать режим дня, знайте:
- — режим дня делает родительство проще – вы можете спланировать дела, привлечь помощь и выделить время на свой отдых;
- — благодаря предсказуемому порядку действий, родители испытывают меньше напряжения и усталости;
- — дети любят режим, их успокаивает предсказуемость – определённый порядок дает детям ощущение безопасности, снижает стресс;
- — режим дня укрепляет нервную систему ребенка и обменные процессы;
- — режим позволяет настроить работу «внутренних часов организма»;
- — режим – самый действенный инструмент для налаживания сна.
Исследователи выяснили, что 72% детей в возрасте от 0 до 5 лет с регулярным ритуалом сна ложились спать раньше, быстрее засыпали, реже просыпались, имели большую продолжительность сна*
Как меняется режим ребенка?
Режим дня грудничка меняется несколько раз в течение первого года жизни. Малыш рождается с неразвитым хаотичным сном, не различает день и ночь.
О режиме дня по часам речь не идет, ребенок живет в своем ритме сна и бодрствования. Постепенно малыш растет, крепнет его нервная система и выносливость, он выдерживает большие периоды времени без переутомления.
Структура сна ребенка меняется, становиться все больше похожей на сон взрослого.
Время бодрствования растет вместе с малышом.
— Дети проводят 2/3 времени во сне с несколькими периодами сна и бодрствования. Цикл сна длится примерно 40-50 минут (в зависимости от возраста) и повторяется циклично.
— Между 3-м и 4-м месяцем жизни ребенка формируются циркадные ритмы. Малыш начинает реагировать на свет/темноту, внешние сигналы (например, ритуалы), что помогает ему различать время сна и бодрствования.
- — Именно в этот период происходит консолидация сна вокруг ночи – дети спят больше ночью и меньше днем; формируются первые проблески режима дня по часам.
- С ростом ребенка количество ночного сна возрастает, а количество дневного сна уменьшается:
- — Новорождённые: 4-6 дневных снов
- — 6-9 месяцев: 3 дневных сна
- — 9-15/18 месяцев: 2 дневных сна
- — 15/18 месяцев – 4 года: 1 дневной сон
- Для вашего удобства все самые важные моменты в каждом возрасте, мы поместили в таблицу:
Возраст | СОН: важные моменты в каждом возрасте |
0-3 мес |
|
3-4 мес | — появляется «окно сна», стоит зафиксировать время ночного укладывания — дневные сны остаются «неорганизованными» |
4-5 мес | — стабилизируется ночной сон – время отхода ко сну и время пробуждения — фиксируется утренний сон – через 1,5 часа после пробуждения, 2 дневных сна |
5-6 мес | — первый режим, время начала ночного сна в интервале 19:00 – 20:30 — стабилизируется дневной сон |
6-8 мес | — следуйте режиму дня, следите за условиями сна — для детей на грудном и искусственном вскармливании разделите еду и сон |
9-12 мес | — возможен отказ от 3-го дневного сна, отказ от ночных кормлений — пик разлуки с мамой + освоение новых навыков сбивает сон |
1-2.5 года | — 2 дневных сна консолидируются в 1 сон, время дневного сна остается неизменным — вся еда предлагается до чистки зубов – еда в постели вредная привычка! |
С чего начать выстраивать режим?
Все малыши разные – с разным темпераментом, темпом развития, особенностями здоровья и индивидуальной потребностью во сне. Именно поэтому нормы сна и бодрствования имеют такие широкие границы, а распорядок дня, который идеально подходит одному малышу, совсем не подойдет другому.
Задача родителей быть наблюдательными и подобрать именно тот режим, который будет подходить вашему ребенку. Не забывайте менять режим, когда малыш из него вырастет
Но как же выстроить режим, который подойдет именно вашему ребенку? Предлагаем не торопиться, не подгонять ребенка под таблицы, а действовать постепенно и вдумчиво.
Ниже 6 простых шагов, которые помогут вам выстроить комфортный режим дня ребенка.
1. Ведите записи.
Прежде чем менять сложившийся режим сна и бодрствования грудного ребенка, мы рекомендуем вести записи о том, как проходит день или пользоваться приложением-трекером. В череде похожих дней и без записей трудно вспомнить, сколько спал ваш ребенок, во сколько он ел или заснул, как часто просыпался.
Записи позволят лучше проанализировать ситуацию, понять хватает ли ребенку сна, следить за прогрессом, поделиться своими наблюдениями с врачом или консультантом по сну.
В течение нескольких дней подробно записывайте все важные моменты дня вашего ребенка:
- время пробуждения утром
- время подготовки ко сну, включая все ритуалы перед сном
- как долго малыш засыпает
- время начала и продолжительность дневного и ночного сна
- количество пробуждений
- а также другие события дня: кормления, прогулки, игры, поход в туалет, плач.
2. Зафиксируйте время подъема утром.
Готовиться к хорошему ночному сну важно с утра. Чтобы ночь прошла идеально, начинайте подготовку с восходом солнца!
Самым правильным временем для начала дня будет промежуток между 6:00 и 7:30 утра. Если малыш спит слишком долго утром, это негативно повлияет на весь расклад дня, а также на время отхода на ночной сон.
Как это не ужасно звучит, будите ребенка, если он спит после 7:30 утра. Обратите внимание, что подъемы до 6:00 утра считаются слишком ранними.
Если малыш просыпается слишком рано утром – это сигнал к тому, что предложенный режим ему не подходит, а сна недостаточно.
3. Следите за временем бодрствования.
Разберитесь, какое время бодрствования (ВБ) выдерживает ваш ребенок. Это знание помогает правильно выстроить режим и не пропустить признаки усталости, увлекшись делами.
Понимание минимального, комфортного и максимального времени бодрствования помогает эффективно спланировать время родителей или хотя бы понимать, сколько времени есть в распоряжении от одного сна до другого.
Например, мама знает, что ребенка нужно будет укладывать уже через 10 минут, она не начнет готовить сложное блюдо, требующее ее внимания.
Знание времени, которое малыш выдерживает без сна, помогает и лучше распознавать сигналы ребенка. Особенно, если он плохо показывает признаки усталости или мама еще не научилась понимать эти признаки.
Важно проверять время бодрствования каждые 2-3 недели и корректировать режим. Спрашивайте себя каждые несколько недель «а не подрос ли мой малыш, не изменилось ли его ВБ?»
Если посмотреть на таблицу норм бодрствования, то мы увидим, что границы норм достаточно широкие. Помните, что время бодрствования на протяжении дня распределено неравномерно – самое короткое ВБ перед утренним сном, самое длинное ВБ перед ночным.
Для вашего удобства все самые важные моменты в каждом возрасте, мы поместили в таблицу:
Ориентируйтесь по нижней границе нормы, если: | Ориентируйтесь по верхней границе нормы, если: |
|
|
4. Сформируйте правильный ритм бодрствования.
Все ваши активности в течение дня имеют большое значение для качественного дневного и ночного сна.
В первой половине дня выходите на улицу, чтобы ребенок получил ежедневную дозу солнечного света. Это необходимо для формирования циркадных ритмов и выработки «гормона сна» мелатонина.
Важно, чтобы ребенок не слишком уставал в течение дня. Сильное переутомление навредит сну, а перевозбужденному малышу очень сложно успокоиться и уснуть. Но, в тоже время, малышу нужно накопить «правильную» усталость.
Именно поэтому выстраивайте все время, которое ребенок бодрствует в правильной последовательности: 1) после сна выбирайте активную деятельность, 2) потом переключайте ребенка на спокойное бодрствование, 3) проводите ритуал подготовки ко сну и 4) сон.
Активное бодрствование – это не только, физическая нагрузка, но и умственная нагрузка, освоение нового, включая новые навыки.
Примеры активного бодрствования:
- прогулка,
- тренировка любого нового навыка (ползанье, ходьба, рисование пальчиковыми красками, сортер или пирамидка),
- новые люди или люди, которые редко приходят,
- физическое взаимодействие с мамой или другими близкими – щекоталки, тисканье, массаж, гимнастика
- участие во «взрослых» бытовых делах
- Как активное бодрствование влияет на сон?
- — Физическая нагрузка удлиняет фазу глубокого сна
- — Отработка новых навыков днем способствует их фиксации
- — Ребенок получает необходимую дозу солнечного света и серотонина, который переходит в мелатонин в темноте
- — Физическая нагрузка «сжигает» накопленные гормоны стресса
Спокойное бодрствование – это любая привычная деятельность. Например, чтение, перебирание, переливание, кинетический и обычный песок, крупа.
Как спокойное бодрствование влияет на сон?
- Постепенно снижает мышечное напряжение
- Создает предсказуемость, уменьшая тревожность
- Эмоциональная близость и физический контакт с мамой «утоляют» потребности в контакте, принятии и укрепляют привязанность
- Переключает на внутренние ощущения больше, чем на мир вовне
Классная идея для спокойного бодрствования – это сенсорная коробка. Большая коробка или тазик, наполненный песком, крупой, шариками и мелкими предметами. Периодические меняйте наполнение коробки, ребенок может долго в ней копаться, перекладывать предметы, трогать песок или крупу.
5. Выберите время для подготовки ко сну – ритуалам.
По вечерам в любом доме обычно суета. Вся семья в сборе, все хотят есть и общаться, шум и свет. От этого малыш может перевозбудится. И уложить его спать будет сложно. Чтобы этого избежать, начните подготовку ко сну постепенно, минимум за полчаса до сна:
- — закройте шторы, приглушите свет во всем доме (включите нижний свет в доме и тусклый светильник в спальне)
- — выключите музыку, телевизор, компьютер, отложите телефон (помимо шума, они излучают еще и лучи синего спектра, которые губительны для мелатонина)
- — включите «белый шум» (запись, специальное устройство или игрушку с белым шумом)
- — сделайте расслабляющий массаж малышу
- — искупайте его в теплой ванне
- — почитайте книгу, расскажите сказку или спойте колыбельную
Такие ритуалы помогут малышу переключиться от бодрствования, расслабиться и настроиться на сон. Перед дневным сном используйте сокращенную версию ритаулов. Важно, чтобы ритуал нравился не только малышу, но и маме.
Еще больше идей для ритуалов перед сном вы найдете в нашем генераторе ритуалов http://zasypalki.spimalysh.ru
6. Найдите идеальное время укладывания на ночной сон – «окно сна»
Время, когда мелатонин «гормон сна» накапливается в крови в достаточной для засыпания концентрации, мы называем «окном сна». Если распознать «окно сна» и уложить малыша в это время, его сон будет долгим и качественным.
У большинства детей «окно сна» нужно искать ранним вечером, в промежутке от 18:30 до 20:30 часов. Длится оно недолго, 15-20 минут.
От рождения до 3/4 мес: пока синтез собственного мелатонина не установился, ребенка можно укладывать в 22-23:00 часа.
Начиная с 3/4 месяцев: важно вычислить «окно сна» вашего малыша и укладывать в этот момент, начиная всю подготовку ко сну за 30-40 минут до этого времени.
Как найти «окно сна» малыша?
Найти окно сна несложно. Главное — отложить все домашние дела вечером и включить наблюдательность. Малыш будет показывать ранние признаки усталости – тереть глаза, зевать, замирать, терять интерес к игре, просить грудь или бутылочку.
Бывает, что малыша не показывают ранние признаки усталости. Тогда «окно сна» можно найти методом подбора – двигать время вечернего укладывания на 15 минут раз в 3 дня и аккуратно анализировать, как прошла ночь.
*Mindell J.A., Li A.M., Sadeh A., Kwon R., Goh D.Y.T. Bedtime Routines for Young Children: A Dose-Dependent Association with Sleep Outcomes // Sleep. 2015; 38 (5): 717-722 https://academic.oup.com/sleep/article/38/5/717/2416930/Bedtime-Routines-for-Young-Children-A-Dose
Почему необходимо соблюдать режим дня и насколько он важен
Почему надо соблюдать режим дня и насколько он важен
Необходимость соблюдения режима дня очень велика, как для взрослых, так и для детей — в каждый из периодов дня человек ощущает себя по-разному. И для того чтобы всё было сбалансировано нужен строгий распорядок дня.
Важность режима
Для того чтобы ребёнок рос здоровым и нормально развивался режим дня крайне необходим и подбирается он в зависимости от возрастных показателей. Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке.
Учёными было выяснено, что на утренние часы выпадает наибольший пик физического подъёма. Отсюда следует, что утром лучше всего проводить занятия спортом, что-либо учить и развивать. И для того, чтобы ничего не упустить подъём должен быть до восьми часов утра.
Поэтому если выложите спать своего ребёнка уже после 9 вечера, то просыпаться он будет, соответственно, тоже позже. Причём он будет не отдохнувшим и малоподвижным.
Вот почему в режиме дня является ключевым моментом время, отведённое на сон, игнорировать которое в столь юном возрасте категорически непростительно.
Правила режима дня
Система пищеварения человека тоже функционирует по своим биологическим часам. Вот почему надо соблюдать режим дня, чтобы нагрузка на её органы ложилась равномерно. Поэтому для приёма пищи должны быть свои определённые часы.
С утра, ещё сонному организму нужно энергетическое питание, но завтрак должен быть лёгким для усвоения. Завтрак вашего ребёнка должен быть в пределах 7-8 часов утра. И если он плохо ел или не успел до конца доесть, рекомендуется через три часа устроить ещё один завтрак.
К середине дня необходимость в питательных элементах увеличивается в разы, особенно если малыш находился на свежем воздухе и был физически активен. В составленном по всем правилам режиме каждый пункт дополняется следующим.
На смену часам подвижности приходит отдых и новое занятие, что способствует равномерному распределению нагрузок на организм ребёнка в ходе всего дня. Но вот если день малыша был бессистемен, он к вечеру тратит все свои силы, а отсюда капризность и лишние стрессы, и неполноценный сон.
А вот родителям строгий режим дня их крохи единственный шанс уделить время и себе, домашним хлопотам. Когда ваш ребёнок ходит в детский садик, то во время выходных, стоит придерживаться расписания, которое заведено в дошкольном учреждении.
Режим ребенка зависит от родителей:
- Живите по времени, не отступайте от режима без крайней необходимости. Ребенок может перевозбудиться и пропустит послеобеденный сон. Хорошо настроиться на сон помогает постоянный ритуал: переодевание в пижаму, высаживание на горшок, любимая игрушка на подушке, колыбельная песня, или сказка.
- Когда ребенок проснулся, постарайтесь, чтобы он не валялся и не играл в постели. Иногда, особенно в выходные, родители спят дольше обычного и график ребенка из-за этого ломается. Это неправильно. Надо принять важное правило: вся семья живет по графику, а не только малыш. В таком случае включается в работу принудительная синхронизация – биоритмы ребенка подстраиваются под график жизни взрослых членов семьи. И в самом деле, жить в одном биоритме и означает быть семьей.
Стоит обратить внимание на то, чтобы обстановка вокруг была привычной, укладывать ребенка надо приблизительно в одно и то же время, не стоит отходить от обычного ритуала подготовки ко сну. Наберитесь терпения, так как до трех лет малышу требуется час для того, чтобы заснуть.
Ребенку будет намного легче адаптироваться к детскому саду, если домашний и детсадовский режим будут совпадать. Поэтому как можно раньше начните приучать ребенка жить по такому же распорядку дня, как в детском саду.
Дома
Подъем, утренний туалет 6.30-7.30
В дошкольном учреждении
Прием детей, самостоятельная деятельность | 7.00-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8,20 |
Самостоятельная деятельность | 8.20-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) |
Консультация для родителей "Режим дня для ребёнка — нужен или нет?"
Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость.
Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше. Но это взрослые.
А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?
Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.
Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.
Мнение психологов: «Родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок — это «плохо», это жизнь «в рамках»,«отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому.
Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д.
Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего
совпадает с их распорядком. Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня — основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым.
Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге — утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям.
Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели. Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково.
Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут и в школу.
Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план».
Преимущества соблюдения режима дня:
1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);
- 2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет — подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;
- 3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;
- 4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;
- 5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (школа);
- 6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;
7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате». Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.
Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз.
Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С
физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать.
В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя.
При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы.
Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч.
Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить — он сам просыпается бодрым, веселым.
У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять.
День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна,
прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как
не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или,
напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, а после 5 лет — 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15-15 часов 30 минут.
Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Рекомендации о режиме дня в выходные дни: *Нерациональная организация деятельности и отдыха детей в семье ведет к нарушению многих важнейших процессов в распорядке их жизни в целом.
*В выходные и праздничные дни, во время летних отпусков нужно заниматься с детьми утренней гимнастикой и закаливающими процедурами. Известно, что закаливание водой будет эффективно только при условии непрерывности и систематичности проведения процедур.
* Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную активность, познавательные возможности.
*Ребенок дошкольного возраста должен гулять до 3-4 часов в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий.
*При сокращении объема двигательной активности, что приводит к отставанию в развитии движений, физических качеств, которое в дальнейшем может быть трудно преодолимо, нужно больше внимания уделять спортивным играм (бадминтон, городки), упражнениям: катанию на велосипеде, самокате, на коньках (роликах), лыжах, простейшие туристические походы.
*Нужно уделять внимание режиму питания детей, обратить внимание на увеличение и сокращение интервалов между приемами пищи.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста.
В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекции и других неблагоприятных внешних факторов.
*Правильный подбор продуктов — условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.
Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память.
Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
*Сон — важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности.
Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития. Привычка спать днем формируется у детей с раннего возраста.
Если ребенка не приучили спать днем, то это приводит к значительной нагрузке на нервную систему, а это не проходит бесследно для здоровья и развития.
*Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством.
Укладывание — наиболее сложный и ответственный процесс в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания.
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина будет способствовать глубокому сну.
*Для обеспечения спокойного ночного сна следует выполнять несколько правил:
- Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания.
- За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.
- Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.
- Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна.
- Пройти в спокойном темпе 30 минут — это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.
- Полезны перед сном оздоровительные процедуры — теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38оС, 8-10 минут),
- Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы не сгибалась в области шеи.
Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и ночной спокойный сон ребенка.
Очень важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции.
Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.
Примерный распорядок дня дома ребенка в 7 лет:
7.00- 8.00
Пробуждение, утренняя зарядка, завтрак, водные процедуры, умывание. 8.00- 9.10
Завтрак.
9.10-10.00
Игры и занятия дома.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы