Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.
- Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
- Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
- Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
- Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
- Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
- При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
- Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
- Научной базы по введению такого прикорма не существует.
- Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
- При первых пробах кроха может давиться пищей.
- Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.
О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.
Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.
Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.
Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.
- Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
- Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
- Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.
Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.
Педагогический прикорм вводят так:
- мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
- кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
- когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
- как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
- малыш ест продукт или выплевывает;
- если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
- в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
- далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
- Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
- Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
- Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
- Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
- Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
- Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
- Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
- Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.
Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.
К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.
Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.
Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.
Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.
Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.
Оценить статью можно здесь
Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась
Педагогический прикорм: хорошо забытое старое
Столько вопросов в последнее время про особенности педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?
Чтобы было проще понять для себя этот процесс – объясню все в этой статье.
Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.
Прикорм – что такое?
- Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
- Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
- ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
- Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.
Виды прикорма
В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.
- Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
- Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
- Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.
Подробнее о педиатрическом прикорме>>>
- Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
- Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.
Что такое педагогический прикорм
Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.
При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.
- Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
- Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
- Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
- Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм – это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь. Это, конечно, очень кратко.
Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом в виде пюре.
Главнейший плюс такого подход – ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни + хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.
Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.
Основными целями педагогического прикорма являются:
- приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
- научить пользоваться столовыми приборами;
- научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
- сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.
Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.
По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.
Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.
После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.
Плюсы и минусы этого типа прикорма
Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.
Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.
Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:
- Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.
Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.
- Ощущение и следование сигналам своего организма. Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому. Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.
- При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).
- Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.
- Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.
Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.
Самое лучшее, что можно сделать – это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.
В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.
- Ребёнок учится жевать и глотать в благоприятный для этого период. Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа – научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.
- В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.
- Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.
- Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы об этом прочитали.
- В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.
- Подробнее о курсе смотрите здесь>>>
- Приучать к правилам поведения за столом;
- Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
- После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
- Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
- Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
- Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.
Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.
Когда вы только начнете прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!
- Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.
- Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,
- как ребенок кушает кусочки,
- как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.
- Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.
- Гораздо проще вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.
- Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!
- :
Людмила Шарова
Педагогический прикорм: схема и правила
Педагогический прикорм отличается от традиционного детского прикорма. Здесь нет детских пюре и каш, специальных таблиц с подробным описанием продуктов и объемов порций, которые должен получать ребенок. Что же такое педагогическое питание, как его вводить и что давать малышу, пояснила нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.
— Анастасия Ивановна, какие особенности имеет педагогический прикорм?
— Педагогический прикорм (или естественный прикорм, предприкорм) — это такое питание, когда малыш пробует взрослую пищу за общим столом с родителями.
|
|
— Можно ли сочетать педагогический прикорм с кормлением грудным молоком или смесью?
— Можно, но не в один прием пищи. Лучше разделять кормления, чтобы у ребенка не было путаницы — ест он или знакомится с едой, и чтобы отследить реакцию его организма на тот или иной продукт.
Педагогический прикорм
Плюсы
|
Минусы
|
— Педагогический и педиатрический прикорм — существенна ли разница?
— Педиатрический прикорм начали вводить в XX веке детям, которых вскармливали смесью. Поскольку эта система для всех одна, под конкретного ребенка подстроиться сложно.
К тому же педиатрические прикормы постоянно меняются в зависимости от потребностей времени и пересматриваются Всемирной организацией здравоохранения. Цель педиатрического прикорма состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки перевести ребенка на общий стол.
Для этого минимальные дозы, с которых начинается такой прикорм, очень быстро увеличиваются, и рацион постоянно расширяется.
Педагогический прикорм более лоялен и близок к естественному порядку вещей. Мама точно знает, что пробует ее ребенок, не слишком жестко ориентируясь на его возраст. Предприкорм может растянуться по времени до года — мама всегда учитывает индивидуальные особенности малыша.
«Перед введением педагогического прикорма многие мамы ходят на консультацию к врачу, чтобы перестраховаться и не навредить ребенку».
— Каковы правила педагогического прикорма?
— Они зависят от того, на каком питании находится ребенок. Если это искусственное вскармливание, с предприкормом могут возникать проблемы — у смеси есть точные дозировки и интервалы между кормлениями. На грудном вскармливании с педагогическим прикормом проще, мама уже подстраивается под ребенка.
Как вводить педагогический прикорм
С чего начать педагогический прикорм
|
Продукты и блюда, которые не дают с семейного стола
|
С введением педагогического прикорма ребенок учится фиксировать себя вертикально, вырабатывает координацию движений — тренируется брать и класть кусочки в рот или ложечкой, кормить взрослого и заодно общается с мамой.
— Существует ли универсальная схема педагогического прикорма?
— Каждая семья ориентируется на свой рацион и пищевые привычки. То есть родители будут давать ребенку те продукты, которые употребляют сами.
— Допустимы ли игры с едой во время педагогического прикорма?
— Мнения расходятся. Некоторые специалисты считают, что еда с игрой помогает заинтересовать ребенка. Как нутрициолог я не рекомендую играть с едой — либо нужно обсудить с мамой возраст малыша и то, что она подразумевает под этим процессом.
Ребенок должен понимать свои потребности, и если он голоден, то ему надо поесть. Мама должна определить для себя, разрешать или не разрешать малышу игры с едой.
Если позволять это, то ребенок должен быть под присмотром, чтобы не подавился, не испачкался, не обжегся, не порезался.
— К каким последствиям ведет неправильный педагогический прикорм?
— Неправильным здесь может быть позднее введение прикорма. Педагогический прикорм предшествует педиатрическому. Ребенок готовится принимать пищу, которую едят взрослые люди.
Если родители сразу вводят педиатрический прикорм, то чаще сталкиваются с поведением «хочу — не хочу», «буду — не буду», то есть ребенок может быть не готов к тому, что ему дают в ложке.
Если бы раньше ему предложили педагогический прикорм, то отторжения продуктов бы не возникло.
— А если ребенок отказывался пробовать и педагогический прикорм?
— К этому нужно относиться спокойнее: не взял — значит, не взял. Предприкорм позволяет подстраиваться под малыша. Не хочет какой-то продукт — есть другие варианты. Ведь цель — не накормить, а познакомить ребенка с новой пищей, вкусами, текстурами.
— Совместимы ли вредный рацион семьи и педагогический прикорм?
— Семья может продолжать есть вредную еду, но если планируется предприкорм, маме придется отдельно готовить полезную пищу для ребенка. Если такой возможности нет, лучше не начинать педагогический прикорм, чтобы не навредить детскому здоровью.
— Как вызвать пищевой интерес, если ребенок абсолютно игнорирует еду с общего стола?
— Появление пищевого интереса — вопрос индивидуальный. Самое главное — это личный пример родителей. Если в работе организма нет физиологических нарушений, то интерес рано или поздно придет.
Нужно чаще появляться на глазах у ребенка с едой и самим получать удовольствие от приема пищи. У кого-то пищевой интерес проснется в пять месяцев, у кого-то в семь, но это в любом случае произойдет. Малыш не будет просто сидеть за столом, не принимая участия в происходящем.
Он увлечется процессом, и задача предприкорма — совместить приятное с полезным.
Педагогический прикорм вводят, чтобы познакомить ребенка с разными видами продуктов, их консистенцией, а также постепенно подготовить его пищеварительный тракт к новой пище. Можно давать полезные продукты со стола в минимальном количестве, поскольку цель предприкорма — не накормить, а дать попробовать, приучить ко взрослой еде, научить держать кусочки и ложку, развить моторику рук. Если ребенок отказывается от одного продукта, надо предложить ему замену или выбрать другое время, поскольку негативная реакция на пищу может появиться, например, при прорезывании зубов или по другим временным причинам. Начинать педагогический прикорм лучше, когда у ребенка ничего не болит и он в хорошем настроении. Нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Педагогический прикорм — что это такое?
Это словосочетание появилось в обиходе родителей не так давно. Так педиатры называют введение в рацион ребенка «взрослой» пищи, в добавление к грудному молоку.
Польза педагогического прикорма заключается не столько в «прикорме» как таковом, ибо основной пищей малыша должно оставаться материнское молоко, сколько в его «педагогичности» — положительном влиянии на развитие: ребенок учится вести себя за столом, бережно относиться к пище. Повторим, все необходимые питательные вещества ребенок получает из материнского молока, педагогический прикорм — не кормление! В чем педагогика такого кормления?
Уместность введения педагогического прикорма определяется по возросшему активному пищевому интересу ребенка — наблюдая за маминой трапезой, малыш пытается подражать ей, интересуется кусочками, которые она берет с тарелки и отправляет в рот. Обычно интерес такого рода возникает в возрасте около 6 месяцев.
Зарубежные педиатры выделяют следующие признаки готовности ребенка к введению педагогического прикорма:
- ребенок хорошо держит головку и умеет сидеть,
- умеет совершать жевательные движения,
- интересуется едой,
- может держать во рту ложку,
- утрачивает «выталкивательный» рефлекс,
- начинают прорезаться зубки.
Педагогический прикорм довольно странно смотрится со стороны — малыш выпрашивает у мамы кусочки, а она — иногда! — оделяет его. Что же происходит на самом деле?
Знакомство с новой пищей при педагогическом прикорме следует начинать с так называемых микродоз. Микродоза (или микропроба) — это кусочек такого размера, который умещается в щепотке из указательного и большого пальцев мамы, или на кончике чайной ложки. Если речь идет о жидкости, то микродоза — один глоток, на дне чашки или стакана.
Когда мама ест и ребенок проявляет интерес («заглядывает в рот»), ему можно дать до трех микродоз в течении трапезы. Помните — он не ест, а лишь пробует.
Введение педагогического прикорма никоим образом не должно влиять на частоту и продолжительность кормлений грудью и может совмещаться с ним. Напоминаем — не следует кормить малыша, пусть он только присутствует за столом и ест, когда захочет.
- Нельзя давать малышу в руки кусок, от которого он сможет откусить слишком много.
- Микродозы мягких продуктов формирует мама.
- В руки ребенку можно давать лишь твердые, от которых он не сможет откусить слишком много — твердое яблоко, сушка, морковка и т.п. Но и в этом случае мама должна следить за процессом «откусывания» и, если малыш все-таки ухитрится откусить лишнее, помочь ему освободить рот.
- Не стоит беспокоиться о «взрослом» содержании в блюдах соли, сахара, специй. Все съеденное мамой отражается на составе её молока, так что в организм малыша эти вещества все равно попадут, тем более, что суть педагогического прикорма как раз и заключается в постепенной, начиная с одной микродозы, адаптации пищеварительной системы ребенка к взрослой пище. Разумеется, это справедливо лишь для вменяемых матерей, избегающих в период кормления грудью гастрономического экстремизма вроде китайской или мексиканской кухни.
- Микропробы следует давать в течении 3 — 4 недель, пока ребенок не перепробует многие или все употребляющиеся в семье продукты и научится пить из чашки. Затем количество пищи можно постепенно увеличивать. При этом важно сохранять пищевой интерес ребенка и до 8 — 11 месяцев не потакать его «пристрастиям», которые обязательно выявятся. Если ребенок съел 3 — 4 ложки и просит еще — нужно, невзирая на просьбы, дать что-нибудь другое.
Принято недооценивать способности ребенка к учению в возрасте 6 — 12 месяцев, тем не менее, «педагогическим» такой вид прикорма назван обоснованно. Чему же учится ребенок?
Сидя на коленях мамы, ребенок наблюдает за всеми присутствующими за столом и перенимает их отношение к пище, манеру поведения, способы обхождения с посудой и столовой утварью. До года малыш может есть из маминой тарелки, в дальнейшем — из отдельной.
Если кормление ребенка превращать в отдельную процедуру, если он никогда не видел, как едят другие — в будущем весьма вероятны трудности с введением прикорма, вплоть до отвращения ко всей пище, кроме определенного вида детского питания. Поэтому есть при ребенке нужно с аппетитом, не оставлять еду на тарелках и не выбрасывать ее.
Пролитое или рассыпанное следует сразу демонстративно убрать, приучая ребенка к аккуратности. Не позволяйте малышу играть с едой, если он не проявляет желания есть, отвлекается, устал — лучше убрать его из-за стола. Все это сформирует правильное отношение к пище, ребенок должен понять её ценность и «особый статус» предмета, к которому все должны относиться уважительно.
Все взрослые за столом должны демонстрировать, что играть с едой нельзя.
К 8-11 месяцам малыш должен научиться владеть ложкой и пить из чашки. В начале «обучения» под рукой нужно держать много чистых ложек, так как они часто падают. Ничем не отвлекайте ребенка, когда он за столом — картинки, игрушки и телевизор подождут.
Ребенок выплевывает или пытается отрыгнуть кусочки, но не глотает их
Такое явление обычно продолжается одну-две недели. Маме необходимо сохранять спокойствие: рано или поздно ребенок станет «плеваться» меньше и меньше и, в конечном итоге, научится глотать. Все это время нужно брать его за общий стол.
Ребенок проявляет интерес к пище, но игнорирует воду
Необходимую жидкость малыш получает из материнского молока, интерес к питью, к маминой чашке обычно появляется после года. Введение прикорма не приводит к увеличению потребности в жидкости.
Ребенок балуется и играет за столом
Если «отлучение от стола» не помогает — на протяжении 3-5 дней берите ребенка за стол, но ничего ему не давайте. При соблюдении прочих рекомендаций это так подстегнет пищевой интерес, что по прошествии срока у ребенка не будет и мыслей об играх за столом — все вытеснит « А что это у вас там? Дайте попробовать!»
Необходимо соблюдать следующие меры:
- полностью исключить из рациона матери все возможные аллергены,
- начинать прикорм с заведомо гипоаллергенных продуктов,
- вводить в один день не более одного продукта и следить за реакцией ребенка на него в течении трех дней,
- каждую микропробу «запивать» грудным молоком,
- полностью отказаться от педагогического прикорма на период обострения аллергической реакции у матери.
Может, сейчас Вам кажется что педагогический прикорм — это не для слабонервных, однако, уверяем Вас — оно стоит того. Счастье видеть, как годовас кушает сам с ложки любую пищу, предложенную мамой, а после обеда вокруг чисто и ничего не разбросано. Желаем и вам испытать это замечательное чувство.
Педприкорм: что это и с чего начать, схема введения продуктов | Педиатрический прикорм при грудном вскармливании
Основное преимущество педагогического прикорма — его простота. Мама не тратит время на приготовление отдельных блюд. За общим столом малыш привыкает к культуре принятия пищи, чувствует себя членом семьи.
Главный минус — необходимость пересмотреть рацион всей семьи. Далеко не все родственники согласятся на «диетический» стол с простыми блюдами. Из меню придется исключить жирное, острое, соленое, жареное, приправы, фастфуд и продукты с химическими добавками.
Обратите внимание: кроха получает именно ту еду, к которой тянется.
Слову «педприкорм» чуть больше двадцати лет. Организовать педприкорм несложно, достаточно соблюдать несколько правил:
- Малыш получает педприкорм, сидя на коленях у мамы за общим столом, никаких отдельных кормлений. Мама дает кусочки той же еды, которую ест вся семья;
- Малыш получает свою порцию, только если он активно просит еду;
- Порция каждого продукта в первый месяц не должна превышать размер горошины. Еда дается в естественном виде, кусочком, не перемолотая;
- Весь период педприкорма малыш получает грудное молоко в полном объеме.
Считается неправильным ставить на стол отдельные продукты только для малыша.
И если ребёнок выбирает ароматную котлетку или торт с розами, нельзя заменять заинтересовавший его продукт «детским меню».
Разжевать и проглотить кусочек для 6-7-месячного крохи не так-то просто. Первые дни малыш может давиться едой. Именно поэтому первые дозы должны быть минимальными, размером с рисовое зернышко.
Если кроха подавился, не пугайте его резкими движениями или криками: от испуга он может резко вдохнуть и втянуть крошку еще глубже. Наклоните малыша вперед и вытащите еду изо рта своими пальцами.
Если малыш продолжает кашлять, в наклоне поднимите его ручки вверх, это усилит выдох и поможет крошке вылететь из горла.
Как и в традиционном (педиатрическом) прикорме, на первом этапе ребенку выдают порцию монопродукта. Маленький кусочек творога, кусочек одного овоща, горошина каши без подливы или соуса. Это необходимо, чтобы вовремя определить причину негативной реакции, если вдруг какой-то продукт не подойдет малышу.
Если все нормально, из сочетаний знакомых малышу продуктов можно готовить новые блюда. Ближе к 8 месяцам порцию можно увеличить до 30-50 грамм, к году — довести до 150 грамм еды в одно кормление.
Как способ привлечь внимание малыша к еде, стимулировать пищевой интерес у малоежки, педагогический прикорм незаменим. Главное, чтобы еда на общем столе соответствовала возрасту ребенка.
Для здорового малыша возможность попробовать полезные продукты из тарелки мамы будет интересным опытом, расширяющим вкусовые привычки и постепенно приучающим к обычному питанию семьи.
Главное — соблюдать меру и делать все вовремя.
Прикорм? Проще простого! Педагогический или естественный прикорм
Очень много вопросов возникает у молодых родителей относительно прикорма – когда? что? сколько? как? Ещё больше вопросов и проблем возникает при попытках придерживаться принципов традиционного прикорма, описываемого во многих книгах о детях и продвигаемого большинством педиатров. Вопросы эти и проблемы, возникающие у разных родителей, невероятно схожи между собой в сути. Ошеломляющее недоумение у меня вызывает эта ситуация: почему, сталкиваясь с теми же проблемами и последствиями традиционного прикорма, что и тысячи родителей перед нами, мы не делаем выводов?! Почему продолжаем с тем же упорством свои попытки управлять питанием ребёнка, вкладывая в этот процесс колоссальное количество времени, усилий и нервов, при этом методично подавляя то гармоничное естественное отношение к питанию, которое является врожденным у каждого ребёнка?…
Опытным путём я пришла к тому, что способ, который можно встретить в некоторых источниках под кодовым названием «педагогический прикорм» — оптимальный. Название «педагогический прикорм» мне не нравится, тем более, что я узнала о нём уже тогда, когда успешно перешли на общий стол оба моих карапуза.
Поэтому я скорее буду говорить о естественном знакомстве со взрослой едой, инициатором и исполнителем которого является сам ребёнок.
За отправную точку возьмём грудничка, примерно до полугода сосущего только грудь. В районе полугода (на практике в 5-9 месяцев) у малыша появляются признаки готовности к расширению рациона:
— исчезает выталкивающий рефлекс. Этот рефлекс в первое полугодие жизни призван уберечь ребёнка от неподходящей ему еды. Ребёнок воспринимает только сладкое и жидкое. Всё остальное при попадании в рот усиленно выталкивается языком.
Так вот, малыш, старательно выталкивающий кашку язычком и его мама, усердно собирающая её ложечкой с его подбородка и вливающая обратно в рот – прекрасная иллюстрация неготовности к прикорму :-))) Когда внутренние органы ребёнка достаточно зрелы для знакомства с плотной пищей, выталкивающий рефлекс у него исчезает и замещается…
— жевательными движениями! Вполне логично, что естественная потребность знакомиться со взрослой едой поставляется Природой в комплекте с возможностью это делать. Кроме жевательных движений деснами эта возможность также включает
— вертикальное положение тела (т.е. ребёнок уже сидит) и способность самостоятельно брать еду – т.н. «пальчиковый захват». Это значит, что малыш уже не просто гребёт жменей всё, что видит, а сосредоточенно захватывает между большим и указательным пальцем частички еды и
— кладёт их себе в рот! Один из признаков готовности к прикорму – это интерес к еде. Для ребёнка естественно участвовать в семейных трапезах с самого рождения – мама и папа кушают из тарелок, малыш – из груди. Постепенно он начинает заинтересовываться цветом, формой, движениями, сопровождающими питание родителей.
Сначала еда интересует его точно так же как обои или деревья, позже появляется пищевой интерес, т.е. ребёнок стремится именно пожевать и проглотить, а не просто попробовать на вкус.
Пищевой интерес – один из самых явных сигналов о готовности к прикорму – вернее, это уже и есть прикорм в самом гениальном и естественном его виде!!!
Ребенок интересуется едой = берет и кладёт в рот = жуёт и глотает = тянется за следующей порцией = останавливается, когда чувствует, что хватит
Всё это он делает сам!!!
От нас зависят только условия:
— возможность для подражания. Пищевой интерес активизируется подражанием – ребёнок видит, как это делают его родители и повторяет.
— наличие еды. Идеальный вариант, когда первые прикормы происходят из маминой тарелки.
Во-первых, малыш будет лезть именно в неё – подражание, однако ? Во-вторых, в возрасте первых прикормов ферментативная система малыша ещё очень бедна, поэтому мама передаёт ему с молоком нужные ферменты.
Отсюда понятно, что мама даст только те ферменты, которые на данный момент выработались у неё самой на съеденные продукты, а значит продукты, которые мама не ела, малышу переварить будет нечем. И кушать их нет смысла.
Конечно, в маминой тарелке лежит еда, которую ребёнку можно, т.е. – что-то отварное или печеное, сырые или приготовленные овощи-фрукты, в общем, полезная еда. То, что ребёнку нельзя, мама может скушать в то время, пока ребёнок спит.
Не надо ожидать, что ребёнок будет (или должен (!)…) кушать много. Этого не будет. И это нормально. Во-первых, помним, что на первом году жизни грудное молоко удовлетворяет всем потребностям ребёнка, на втором году – примерно 60-80% пищевых потребностей покрывается грудью.
Целью первых прикормов не является насыщение, поскольку пока из объёма, попадающего в животик, перевариваются считанные проценты, остальное проходит транзитом.
Задачи прикорма такие: знакомство с привычным меню семьи, адаптация ферментативной системы именно к этим продуктам и блюдам, постепенная тренировка желудочно-кишечного тракта по перевариванию плотной пищи.
По мере решения этих главных задач растёт и удельный вес прикормов, использованных по назначению, т.е. усвоенных организмом ребёнка. Происходит это примерно к полутора годам, а примерно к трём годам ребёнок полностью готов питаться исключительно взрослой пищей.
Во-вторых, ребёнок, как существо с невероятной жаждой жизни и сильнейшим инстинктом самосохранения, никогда не оставит себя голодным!!! Голодный ребёнок будет есть траву и шкурки от бананов и уж никак не станет отбиваться от попыток накормить его чем-либо более вкусным.
Мужественные попытки заботливых родителей втолкнуть еду в неголодного ребёнка приводят к психологическим травмам любимого чада, замещению естественного чувства голода искусственным аппетитом или вообще полным отсутствием оного, уничтожают гармоничное чувствование количественных и качественных потребностей своего организма.
Большинство из нас, взрослых, уже давно не чувствуют своих истинных потребностей, зато хорошо знают какие из внутренних органов болят, сколько лишнего веса и других радостей цивилизации…
Выводы: ребёнок изначально ест за общим столом тогда, когда ест мама.
Замещать отдельные грудные кормления прикормами не нужно и даже вредно – ведь малыш запивает еду молоком с ферментами, позволяющими эту еду переварить.
Доводить прикорм до какого-то табличного объема – излишне. Ребёнок будет сам регулировать количество съеденного – он чувствует свои потребности и возможности, а таблица – нет.
- Преимущества описанного подхода:
- — естественность.
- — удобство – никаких отдельных готовок, натужных попыток всё это скормить, никаких ещё более натужных и неестественных попыток полностью заменить отдельное грудное кормление прикормом.
— никакого насилия над ребёнком – он всё регулирует сам – так, как нужно именно ему! Отсюда нормальное здоровое отношение к питанию, нормальный здоровый аппетит, нормальное здоровое чувствование своих потребностей, а не какого-то среднестатического ребёнка из книжки.
Успехов!
Марина Ерко http://garmoniya.info
Соавтор, рецензент врач — педиатр Данковская Татьяна. Если вы врач или психолог и знаете, что улучшить, дополнить, исправить в этой статье, прочтите это.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы