Зависимость от компьютерных игр – одна из форм игромании, которая проявляется в виде навязчивого и неконтролируемого увлечения компьютерными играми. В группе риска находятся дети и подростки.

Известно множество трагических последствий данного заболевания. В 2005 году девочка из Китая умерла от истощения организма после многодневной игры в WOW.

Это далеко не единственная смерть, к которой привело тяжелое заболевание – зависимость от компьютерных игр. «Гейминг» является причиной развития психических отклонений.

В России и США зарегистрированы случаи, когда подростки после нескольких дней за компьютером путали игру с реальностью, в результате от их рук погибли несколько человек.

Важно! На сегодняшний день игровая зависимость официально признана врачами всего мира психическим заболеванием и включена в Международную классификацию болезней.

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения игровой компьютерной зависимости подвержены подростки и дети в возрасте от 12 до 23 лет. Болезненное пристрастие к игре формируется постепенно, симптомы проявляются ни сразу, поэтому на ранних стадиях отличить заболевание от обычного развлечения удается далеко не всегда.

Сегодня компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Дети с ранних лет играют в компьютерные игры и посвящают этому большую часть своего времени. Но для некоторых это увлечение перерастает в непреодолимую страсть. Игроманы могут подолгу ничего не есть и не спать, их перестает радовать повседневная жизнь, единственной ее целью становится очередная игровая сессия.

Очень важно выявить заболевание на ранних стадиях, чтобы избежать серьезных последствий для психики и физического здоровья. Существует ряд признаков, которые помогут родителям отличить обычное увлечение ребенка от прогрессирующего заболевания:

  • Потеря контроля времени;
  • Нарушение распорядка дня;
  • Отсутствие сна;
  • Отказ от приема пищи или постоянная еда за компьютером;
  • Агрессия и раздражительность при вынужденном прерывании игры;
  • Ухудшение памяти;
  • Пренебрежение личной гигиеной;
  • Потеря интереса к другим увлечениям кроме компьютерных игр;
  • Снижение успеваемости в школе или институте;
  • Отчужденность и замкнутость;
  • Безразличие к реальной жизни – сосредоточенность на виртуальном мире.

Если вы наблюдаете у своего ребенка более 3-х из перечисленных симптомов – вам стоит обратиться к специалисту для консультации. Вероятно, у ребенка развивается зависимость от компьютерных игр. При более запущенной форме заболевания симптомы будут очевидны и последствия не заставят себя долго ждать.

Вы уже не сможете оторвать ребенка от компьютера. Без игры он будет замыкаться. Депрессивное состояние станет для него нормой. На этой стадии развиваются всевозможные психические отклонения, происходит социальная и умственная деградация.

Компьютер есть почти в каждом доме. В школе информатика у детей начинается с ранних классов. Полностью огородить ребенка от современных гаджетов практически невозможно, да и нужно ли?

Почти все дети любят проводить время за компьютером, но почему у некоторых из них развивается зависимость? Что служит причиной развития этого заболевания? На самом деле конкретного ответа на этот вопрос не существует. Есть целый комплекс факторов, влияющих на формирование пристрастия к играм, их можно разделить на две большие группы:

  1. Внешние факторы (обстановка в семье, компания друзей, жизненные обстоятельства)
  2. Внутренние факторы (темперамент, характер, самооценка и другие личностные особенности.)

Рассмотрим подробнее некоторые особенности характера, которые делают ребенка предрасположенным к развитию компьютерной игромании:

  • Неуверенность в себе;
  • Замкнутость;
  • Высокий уровень тревожности;
  • Депрессивность;

Компьютерные игры и интернет дают ребенку то, чего ему не хватает в реальной жизни. Так если подросток не общается со сверстниками, у него нет друзей, он сможет компенсировать этот недостаток в сети. Если ребенок не получает должно внимания в семье – это еще более усугубит ситуацию.

Зависимость может подогреваться в коллективе. Многие дети играют в командные сетевые игры, таким образом, даже когда ребенок находится не за компьютером, а в реальном мире, он продолжает общаться с друзьями об игре. Тем самым, уделяя этому все больше своего внимания, времени и сил.

Игры с каждым годом делают все более «продвинутыми». Все для того, чтобы играя, человек чувствовал себя максимально приближенно к реальности. Дети увлекаются играми гораздо чаще взрослых. На сегодняшний день на одного взрослого игромана приходится 20 несовершеннолетних подростков.

Погружаясь в игру, ребенок утрачивает лучшие человеческие качества и интерес к реальной жизни. Он уже не способен видеть мир, таким как прежде.

Безобидная на первый взгляд игра за компьютером приводит к очень серьезным последствиям. Нарушения происходят во всех сферах человеческой жизни. Погрузившись в игру человек не способен полноценно функционировать на социальном уровне. Возможно развитие психических отклонений и проблемы со здоровьем.

Нарушается система морально-нравственных ценностей. У игромана отсутствуют даже незначительные жизненные цели, кроме прохождения очередного уровня в игре.

Виртуальная жизнь начинает доминировать над реальным миром. При запущенной форме зависимости игроман может путать игру с реальностью. Известны случаи, когда игроманы меняли внешность и паспортные данные, чтобы быть похожими на своих персонажей в игре.

Постоянное просиживание за компьютером приводит и к физиологическим проблемам:

  • Нарушение осанки;
  • Рассеивается внимание;
  • Снижаются умственные способности;
  • Ухудшается память и зрение;
  • Бессонница и потеря аппетита;

Ученые из Бергенского университета (Нидерланды) в 2017 году провели исследование связи между зависимостью от компьютерных игр и физическим здоровьем. Две группы испытуемых (с проблемой игровой аддикции и без пристрастия к играм) отвечали на вопрос: “были ли у них проблемы с каждым фактором здоровья”. На диаграмме ниже, представлено соотношение ответов “НЕТ, ТАКИХ ПРОБЛЕМ НЕ БЫЛО”

Выводы вполне очевидны…

Зависимость от компьютерных игр делает человека социальным «инвалидом». Игроман отвлекается на внешний мир только по мере необходимости, и времени в игре будет проводить все больше. К нарушениям в социальной сфере можно отнести:

  • Снижение трудоспособности у взрослых и падение успеваемости у школьников и студентов;
  • Полная потеря работы и отсутствие интереса к образованию и труду;
  • Размытие границ дозволенного, склонность к преступным действиям;
  • Развитие комплекса неполноценности;
  • Отсутствие жизненных целей и интереса к общению с другими людьми;
  • Потеря навыков коммуникации;

Самое страшное – это возможные психические отклонения, которые развиваются на фоне нарастающей тревоги и депрессии вне игры.

Важно! Исследования Американской ассоциации психиатров (APA) выявили суицидальные наклонности у 30% детей и подростков, проводящих за компьютерными играми более 4-х часов в день.

К сожалению, в государственных медицинских учреждениях на сегодняшний день к данному заболеванию по-прежнему относятся скептически. Врачи работают лишь с серьезными психическими последствиями. Но есть альтернативное решение.

При государственной поддержке на базе Наркологической клиники «Вита» создана эффективная программа лечения страдающих от игровой зависимости. Первым шагом для вас может стать бесплатная и анонимная консультация со специалистом по телефону горячей линии. Наша служба поддержки работает в режиме 247.

Детская игровая зависимость

Игры во дворе уже перестали увлекать детей, как это было 10-20 лет назад. Сейчас все чаще родители сталкиваются с проблемой детской компьютерной зависимости. Увлечение виртуальными играми нередко возникает уже в дошкольном возрасте, а у младших школьников носит массовый характер. Справиться с игроманией у ребенка проще, если между ним и родителями сохранены доверительные отношения.

Типы компьютерных игр

Компьютерные игры различаются по жанру, сложности сюжета, вовлеченности игрока. Головоломки, логические и текстовые игры не несут большой эмоциональной нагрузки, поэтому вероятность развития патологического влечения к ним низка. Причиной зависимости становятся:

  • Аркады. Обладают простой графикой и простым звуком. Могут привлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 9-10 лет слишком однообразны, быстро надоедают.
  • Экшн-игры. В эту группу входят так называемые стрелялки и драки (шутеры и файтинги). Они основаны на использовании героем физической силы, требуют проявления злости и агрессии. Возможность открытого проявления злости и агрессии провоцирует зависимость.
  • Ролевые игры. Перевоплощение в героя погружает ребенка в виртуальный мир, а отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами способствует формированию зависимости.

Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация

Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.

Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения. Игромания формируется на базе одного из четырех типов воспитания:

  • Травмирующий. Ребенок находится в позиции агрессора или жертвы – «нападает» на воспитательные приемы родителей либо подвергается насилию (моральному, физическому) со стороны взрослых. Зависимость от игр, алкоголя, наркотиков позволяет ему уйти от реальности, перестать исполнять роль.
  • Требовательный. При таком типе воспитания к ребенку предъявляют завышенные требования и многого ожидают от него. Возникает сильное эмоциональное напряжение и тревога, которые требуют выхода. Во время игры происходит отвлечение от сложной ситуации и выплеск накопившихся эмоций.
  • Лицемерный. В семье, где родители часто лгут друг другу и детям, ребенок испытывает чувство унижения и стыда. У него возникают проблемы самоидентификации, отсутствуют ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Эта растерянность в реальном мире компенсируется целостностью личности игрового героя.
  • Непоследовательное. В таких семьях родители не могут договориться о методах воспитания, часто меняют требования к ребенку. У него возникает эмоциональный дискомфорт, растерянность (не понятно, что делать, чтобы не злить родителей). В игре же существуют четкие правила, соблюдение которых приводит к желаемому результату.

Признаки игровой зависимости

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями. К признакам детской игромании относят:

  • эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса
  • требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера
  • невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры
  • пренебрежение правилами гигиены
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры
  • подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть
  • частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками

Детская игровая зависимость, как правило, не требует медикаментозной терапии и вмешательства врачей. Помощь специалистов нужна в случаях, когда помимо игромании имеются эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, депрессия) или другие зависимости, например токсикомания или алкоголизм.

Большинству родителей удается справиться с проблемой самостоятельно или с привлечением семейного психолога для консультаций. Зависимость от компьютерных игр возникает из-за эмоциональных проблем ребенка, ощущения психического дискомфорта и предрасполагающих к увлечению играми условий.

Поэтому лечение должно заключаться в выстраивании гармоничных отношений в семье и замене компьютерных игр на другие увлечения.

Коррекция стиля воспитания

Здоровое развитие личности ребенка происходит в условиях демократичного воспитания. В семьях, где оно практикуется, игровая зависимость у детей и подростков встречается крайне редко.

Чтобы у ребенка не возникало желания «сбежать» в виртуальную реальность, общение с родителями должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности.

Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей. В детях поощряется ответственность и самостоятельность.

Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка.

Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается.

В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.”

Организация времени

Чтобы не провоцировать протест ребенка, уменьшение количества игрового времени нужно осуществлять постепенно, заменяя его другими видами активности. Важно правильно организовать режим дня и окружающее пространство.

Оптимальное время для компьютерных игр зависит от возраста. До 6 лет лучше не позволять ребенку играть вообще, с 6 до 10 лет игровые периоды должны увеличиваться с 20 до 60 минут в день, в 10-12 лет – 1-2 часа в день (не ежедневно, с перерывами).

При введении ограничений рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • говорите о том, что вы расстроены пристрастием ребенка к играм, но не используйте обвинения и оскорбления в его адрес
  • объясните необходимость введения временных ограничений для игр (например, «это нужно, чтобы сохранить твое здоровье»)
  • сократите количество часов для компьютерных игр, но позвольте ребенку выбрать, когда именно он будет играть, составьте план игрового времени
  • не допускайте, чтобы плановое время для игр было увеличено: не поддавайтесь на уговоры, обиды, не начинайте торги
  • в конфликтных ситуациях оставайтесь спокойным и последовательным
  • обязательно введите новые увлечения в жизнь ребенка, спрашивайте, чем ему хочется заниматься, или вспоминайте, о чем он мечтал раньше – футбол, танцы, бокс (что-то еще)

Выводы

Детская игровая зависимость формируется на основе нервной напряженности, неуверенности, страхов и других эмоциональных нарушений, большинство из которых спровоцированы деструктивным стилем воспитания.

Ключевые проявления игромании – тяга к компьютерным играм, снижение интереса к другим сферам жизни, подавленность и раздражительность при запрете на игры.

Лечение игровой зависимости у детей заключается в создании и поддержании демократического стиля воспитания, разумном ограничении игрового времени и введении новых увлечений.

Компьютерная зависимость

В России проблема компьютерной зависимости считается малоразработанной, но актуальной, что, прежде всего, связано с распространением игровых залов, с последствиями их посещений, а также с отсутствием какой-либо работы с зависимыми людьми.

В последнее время наблюдается стремительный рост компьютерной зависимости. Одной из особенностей компьютерной зависимости является поражение лиц всех возрастов. Так, у детей игровая зависимость чаще всего сопровождается депрессией. Для лечения компьютерной зависимости нет единственно верной методики, что усугубляет искоренение этой проблемы.

Поэтому, для снижения количества зависимых игроков старшего поколения, следует, прежде всего, обратить внимание на детей. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка. Дети начинают играть с 4 — 7 лет – возраст, когда начинает формироваться личность человека. Это становление ядра личности.

А уже к 8 годам практически каждый современный ребенок осваивает компьютер. И начинается игра. Детям до 7 лет компьютер противопоказан. В этом возрастном периоде ребенок сильнее идентифицирует себя с игровым образом, и у мозга нет защитных механизмов и способности быстро «возвращаться» в реальность.

Тем не менее, не смотря на все запреты, зачастую родители не только позволяют проводить ребенку младшего возраста большое количество времени за компьютером, не контролируя его действия при этом, но и восхищаются, глядя на то, как быстро осваивает компьютер их ребенок. Но освоить компьютер – это не главное.

Дети очень хорошо обучаются, схватывают многие знания на лету, особенно те, которые им интересны. Это всего лишь свойство детской психики – пластичность. Это взрослому человеку сложно. Потому что сформированная психика трудно меняется. Поэтому освоение компьютера для ребенка нехитрое дело, в отличие от взрослого.

Чем хуже он будет адаптироваться в жизни, тем больше у него будет желание покинуть реальный мир, уйти в компьютерное пространство, где у тебя все хорошо получается, где все прекрасно и понятно. Кроме того, существует ряд особенностей дошкольного возраста, которые способствуют возникновению девиантного поведения.

К основным таким особенностям можно отнести так называемую «тревогу отделения» в 3-х летнем возрасте, дефицитные телесные контакты в детском возрасте и др. Таким образом, профилактику компьютерной зависимости необходимо проводить уже в дошкольном возрасте, когда влияние внешних факторов минимально.

В России практически нет научных исследований и публикаций на тему профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Но и в тех, которые существует, очень много противоречий: нет единого понимания природы данного расстройства.

В связи с этим изученную литературу по данной теме можно разделить на два подраздела: с медицинской стороны данную проблему рассматривают такие ученые, как Бухановский А.О. и Быковская Е.В.; с точки зрения психологии данная проблема рассмотрена в трудах Зайцева В.В.

, Шайдулиной А.Ф., Коц А.А.

Для выделения ряда профилактических мер по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, прежде всего, целесообразно выделить причины, способствующие появлению компьютерной зависимости у детей:

  1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
  4. Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предшествующей. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка.

  1. Уделяй внимание тому, сколько времени ребенок проводит за компьютерными играми каждый день. Обратите внимание на состояние ребенка до игры, во время игры и после игры.
  2. Пронаблюдайте за играми, в которые он играет, и сравните их с реальной жизнью дошкольника.
  3. Проанализируйте игры, в которые играет ребенок. Есть ли в них что-нибудь полезное для него?
  4. Задайте себе вопрос, зачем нужны компьютерные игры, почему он в них играет. Постарайтесь дать честный ответ и обдумайте его!
  5. Следите за поведением ребенка, манерой общения.
  6. Убедитесь в том, что игры не создают в его жизни ни каких преград: не влияют на его общение с родителями и сверстниками.
  7. Если ребенок не увлекается компьютерными играми так же сильно как его сверстники, более того, если игры ему не интересны, то это не значит, что он хуже своих сверстников. Компьютерные игры лишь малая часть того, с чем ребенку еще предстоит столкнуться в его жизни.
  8. Постарайтесь, что ребенок больше времени проводил в семье, помогая родителям и близким, уделяя должное внимание различным видам игровой деятельности и своему здоровью, они ему очень пригодятся ему в будущем.
  9. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей ребенка.
  10. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у детей, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
  11. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) — повод и основание в виртуальный мир.
  12. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.
  2. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.
  3. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.
    Зависимость от компьютера осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом аддикции.
  1. Не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении;
  3. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  4. Расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  5. Забывание о домашних делах, обязанностях по дому, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
  6. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  7. Готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  8. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером; Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

Еще одна болезнь современных пользователей — туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для ребенка.

Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.

По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, ребенок начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры.

Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.

Отмечается, что дети, проводящие много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Компьютерная зависимость как социально-психологическая проблема современности имеет свои социальные источники и причины, характеристики и свойства. Поэтому, для уменьшения последствий в подростковом возрасте необходимо проводить профилактику уже в дошкольном возрасте.

Отвечала на вопросы психолог центра к.п.н., доцент Авдонина И.Е.

Подростковый гейминг накрыл Россию

Число зависимых от компьютерных игр подростков выросло из-за пандемии коронавирусной инфекции. С началом учебного года к психологам и психиатрам стали обращаться встревоженные родители.

Они заметили, что некоторые школьники с трудом входят в учебный процесс, они рассеяны, а их руки непроизвольно двигаются.

Подросткам понадобится время, чтобы вернуться из жизни в виртуальных мирах в жизнь обычную.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России в мае 2020 года проводил масштабный опрос подростков. Почти 70 процентов из них сообщили, что не выходили из дома в период режима самоизоляции.

У 46,7 процента школьников увеличилось время использования компьютера и гаджетов. Депрессивные состояния были замечены у 42,2 процента, головные боли – у 26 процентов, нарушение сна – у 55,8 процента опрошенных.

Школьники жаловались на подавленное состояние и резкие перепады настроения в течение дня.

Согласно исследованию института образования РАНХиГС, треть учащихся испытывали перед началом учебного года страх или апатию.

С началом обучения проблема не ушла. Российские эксперты в области игровой зависимости у подростков утверждают, что за последние полгода заметно выросло число обращений от людей, чьи близкие – не только дети, но и мужья и жёны – стали жертвами увлечения компьютерными играми.

– На прошлой неделе на консультацию ко мне родители отправили 20-летнего студента. Весной он стал всё больше времени проводить за виртуальными играми и не посещал университет. В сентябре начался новый семестр, он пришёл в вуз и обнаружил, что давно уже отчислен.

Но его это не беспокоит, он снова вернулся к игре, – рассказывает врач-психотерапевт Игорь Егоров. – По своему опыту скажу, что игровой зависимости подвержены и взрослые люди, но у подростков и молодёжи студенческого возраста проблема выражена наиболее ярко.

Пять лет назад в Петербурге старшеклассник зарезал мать за то, что она запретила ему играть в компьютерную игру. По словам Егорова, если сценарий игры предполагает жестокость, игрок всё это время проводит в агрессивной среде и испытывает ненависть и раздражение уже в реальной жизни.

По мнению врача-психотерапевта Игоря Егорова, если сценарий игры, в которой игрок проводит чрезмерно много времени, предполагает жестокость, он начинает испытывать агрессию уже в реальной жизни. Александр Рюмин/ТАСС

– Когда кто-то его потревожит, он может взорваться в этом изменённом состоянии ярости. Подростки в принципе нестабильны, но если у него были невыявленные психозы, игровая зависимость может спровоцировать психоз, – поясняет врач.

Компьютерная «ломка»

Однако мнения специалистов, занимающихся проблемой игровой зависимости подростков, расходятся. Одни настаивают на том, что лечение должно проходить строго в условиях стационара, чтобы избежать попыток самоубийства, другие уверены: всё наладится само собой, если спокойно поговорить с человеком и дать ему время.

Доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П.

Сербского Минздрава России Лев Пережогин убеждён в том, что геймерство – одна из самых распространённых среди подростков форм интернет-зависимости.

Если у подростка есть сложности в общении со сверстниками и родственниками, а также в учёбе, он начинает замещать реальный мир виртуальным, где у него всё хорошо, и постепенно становится зависимым.

– За последние 20 лет, с тех пор как были опубликованы первые посвящённые интернет-аддикции клинические исследования Кимберли Янг, число интернет-пользователей в мире выросло с 70 миллионов до как минимум 3,6 миллиарда человек в 2017 году (по данным компании Cisco Inc.), а это половина человечества.

Как следствие, выросло и число зависимых, поэтому в 2013 году Американская психиатрическая ассоциация включила интернет-зависимость в число состояний, требующих дальнейшего изучения для включения в основной список психических расстройств.

По различным данным, распространённость интернет-зависимости в разных странах неодинакова: от 0,8 процента от общего числа подростков в Италии до 8,8 процента – в Китае.

Китай – единственное государство, в котором интернет-зависимость официально признана психическим расстройством и включена в национальную классификацию.

В России статистика не ведётся, но мы можем предполагать, что число зависимых среди детей школьного возраста составляет несколько процентов, а число злоупотребляющих интернетом в несколько раз выше, – рассказал Лев Пережогин.

В Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского проводили исследования проблемы. В них участвовали 220 несовершеннолетних в возрасте от 9 до 17 лет, обратившихся с 2013 по 2016 год за психотерапевтической помощью из-за интернет-зависимости.

Геймерство – одна из самых распространённых среди подростков форм интернет-зависимости, которая со стороны может выглядеть совершенно безобидно. Станислав Красильников/ТАСС

– Зависимые всё больше и больше времени проводят за компьютером. Как следствие, у таких детей может снизиться успеваемость, появляются конфликты с учителями и одноклассниками. Их эмоциональное состояние переменчиво.

В реальной жизни они всё чаще не могут испытать естественного чувства радости, удовольствия. Скука… скука… Им становится совершенно неинтересно то, что происходит вокруг.

Часто зависимые дети, лишённые возможности играть, непроизвольно имитируют движения рук, характерные для работы с клавиатурой или сенсорным телефоном, – отмечает учёный.

– Число обращений за помощью начало резко расти в сентябре, когда дети вернулись в школу и стали испытывать значительные трудности во время традиционных уроков, от которых они отвыкли.

Поэтому и возникают симптомы астении и депрессии, на которые справедливо обратили внимание коллеги.

А у некоторых ребят, у которых успели сформироваться зависимость от компьютера и мобильных устройств и игровая зависимость, появились симптомы абстиненции, – поясняет эксперт.

Эксперты не советуют самостоятельно лечить ребёнка.

«У интернет-зависимости наблюдается синдром отмены – то, что на жаргоне называют “ломкой”. И если у большинства детей и подростков такой период протекает неделю – две, то у некоторых, увы, он может растягиваться на месяцы».

Лев Пережогинруководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков НМИЦ ПН им. В. П. Сербского Минздрава России

Симптомы абстиненции могут быть различными: от лёгких раздражительности и невнимательности, беготни по дому в поисках спрятанного компьютера или гаджета, истерик с битьём посуды до тяжёлых депрессий, самоповреждения и суицидальных попыток. Угадать, как именно абстиненция будет протекать у ребёнка, родители обычно не могут.

Как правило, лечение включает в себя психотерапию и приём психотропных препаратов и проводится в условиях клиники. Оно длится несколько месяцев, иногда больше – нужно исправить семейные отношения и вернуть ребёнка в полноценную среду сверстников.

Воз зовёт играть

Карантин был стрессом для всех, но особенно тяжело его пережили подростки, у которых задача возраста – найти значимые контакты со сверстниками, понять себя через сравнение с другими, отдалиться от родителей, говорит специалист по когнитивной психологии и психологии видеоигр, научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Морозова. По её мнению, плохое состояние вернувшихся в школы детей – следствие пережитой травмы, а не гейминга. Дрожать руки могут не из-за имитации работы на клавиатуре, а из-за сильного волнения при общении с другими.

– Видеоигры за последние полгода стали спасением для человечества.

Всемирная организация здравоохранения поддержала инициативу крупных игровых и стриминговых компаний (Blizzard, Riot Games, Twitch) под названием #PlayApartTogether: они проводили игровые онлайн-события, делали распродажи видеоигр. Этим действием ВОЗ сказала: «Игры – это хорошо.

Оставайтесь дома и играйте, чтобы общаться с другими». И это притом что именно Всемирная организация здравоохранения настаивает, чтобы игровую зависимость признали болезнью, несмотря на огромную критику научного сообщества, – отмечает Морозова.

«Почему ВОЗ стала призывать играть в видеоигры? Во-первых, современные видеоигры чрезвычайно социальны, они стали площадкой для поддержания контактов и пережили пик популярности в последнее полугодие. Во-вторых, ВОЗ понимает, что игры дают яркие положительные эмоции. С момента появления видеоигр люди использовали их для нормализации эмоционального фона».

Ольга Морозоваспециалист по когнитивной психологии и психологии видеоигр

– Когда мы исследуем детей и взрослых, мы видим, что у испытуемых при гейминге снижается стресс, они начинают смотреть в будущее оптимистичнее. Сами исследуемые говорят, что чувствуют себя лучше. Люди, играющие 2–3 часа в день, отличаются более хорошим самочувствием, чем те, кто совсем не играет.

Согласно исследованиям европейских коллег, те подростки и дети, кто занимается геймингом, реже думают о смерти, чем те, кто вообще не играет.

В ходе многочисленных исследований не обнаружено никакой связи между геймингом и лишним весом или падением успеваемости, – говорит Морозова и добавляет, что точно доказано лишь то, что игры ухудшают качество сна.

Специалисты также разделяют понятия проблемной игры и игровой зависимости. Для постановки последнего диагноза человек должен терять контроль над своей игровой деятельностью, отдавать приоритет геймингу в ущерб другим хобби и занятиям и не отказываться от увлечения даже при наступлении негативных для здоровья последствий.

Даже если вы видите, что у вашего ребёнка тяга к видео- или компьютерным играм переходит черту нормальности, необходимо действовать аккуратно, а не радикально, посоветовавшись со специалистами. Craig Mitchelldyer/AP/TASS

– Обязательные условия для постановки диагноза – врач знает, что симптомы длятся не менее 12 месяцев и человек реально от них страдает, но не в силах справиться сам.

Если симптомы длятся меньше года, то оставлять в его карте болезни диагноз «игровая зависимость» врач не имеет права, так как, возможно, это частный кризис.

Человек может увлечься видеоиграми в сложный для себя период и бросить их, когда жизнь наладится, – говорит Ольга Морозова.

Действительно зависимыми были признаны меньше 1 процента от всех геймеров, которых до пандемии было 2,5 миллиарда человек во всём мире. Признаки проблемной игры демонстрировали 8 процентов геймеров в США в возрасте от 8 до 18 лет, 5 процентов – в Австралии.

В Германии всего 1,2 процента от общего количества учащихся девятых классов отвечают критериям проблемной игры. В Голландии среди всей молодёжи в возрасте 13–20 лет насчитывается 5 процентов проблемных геймеров.

Исследований о том, как изменились эти показатели – и количество геймеров, и число зависимых – за время пандемии, нет.

– Если говорить о реальных историях, то мои знакомые-практики рассказывали, что стало больше случаев, когда клиенты приходят за помощью, потому что их близкие зависимы от игр. Но в беседе выясняется, что основания для таких подозрений шаткие.

Просто восприятие проблемы усугубилось: родители видят, что ребёнок много времени проводит за играми, и приходят к выводу о зависимости, но других симптомов у детей нет, – отмечает Морозова. По её словам, тревожиться стоит, если выяснится, что человек не хочет играть и страдает, но не может прекратить.

– Это не значит, что он зависим от игры, но, возможно, находится в пограничном состоянии, в группе риска, помощь специалиста была бы кстати.

Правовых основ борьбы с игроманией тоже нет, чаще всего этот вопрос поднимали в США.

Между 2002 и 2010 годами в 13 штатах Америки были выдвинуты законы, призванные запретить продажу жестоких видеоигр детям. Все они опирались на тезис о том, что такие видеоигры негативно сказываются на поведении несовершеннолетних. И все они были отвергнуты судом.

В 2011 году Верховный суд США встал на защиту видеоигр как свободы слова, он также постановил, что страхи перед жестокими видеоиграми сильно преувеличены.

Судья Антонин Скалиа писал: «Существующие исследования не доказывают, что жестокие видеоигры заставляют несовершеннолетних вести себя агрессивно, [вместо этого они] показывают максимум связь между потреблением жестоких развлечений и небольшими эффектами в реальной жизни…»

Американские исследователи приводили в качестве доказательств то, что за последние 20 лет подростковая преступность упала на 80 процентов, а доля потребления жестоких игр стремительно росла.

Некоторые учёные даже склонны полагать, что, возможно, видеоигры способствовали снижению такой преступности, так как несовершеннолетние стали проводить меньше времени на улице и перестали попадать в криминальные компании.