Определение показателя воздухопроницаемости в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Три изготовителя школьной формы — Sky Lake, «Жанна-Мир детства» и МПШО «Смена» — при пошиве используют материалы, не соответствующие требованиям к воздухопроницаемости.
Особенно это критично, когда речь идет о брюках, которые напрямую соприкасаются с кожей ребенка и при этом не обеспечивают достаточной вентиляции.
В плотно застегнутом пиджаке или жакете из такой ткани ребенок тоже будет чувствовать себя некомфортно.
Ведь если кожа ребенка не дышит, и происходит перегрев или переохлаждение организма, это приводит к частым простудным заболеваниям.
Экспертиза школьной формы
Проверили школьную форму и на наличие свободного формальдегида. В половине образцов это токсичное вещество обнаружено не было, в остальных находится на уровне намного ниже допустимых значений. И хотя его количество находится на уровне гораздо ниже допустимого максимума, присутствие этого токсичного вещества уже является показателем того, что изделие может быть небезопасно для здоровья.
Ирина Тихмянова, представитель Союза потребителей «Росконтроль»: «Согласно техническому регламенту ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (п. 4 ст. 12), школьная форма подлежит обязательной сертификации.
То есть, прежде, чем поступить в продажу, она должна пройти испытания в аккредитованной лаборатории, где проверяются все необходимые показатели, в том числе, токсичность, гигроскопичность, воздухопроницаемость и так далее.
По итогам успешного прохождения испытаний производитель получает сертификат соответствия. В случае обнаружения нарушений, можно предположить, что производители просто купили поддельные сертификаты, и никакие испытания не проводились.
Такая ситуация, к сожалению, не только со школьной формой, но и с другими детскими товарами».
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, максимальный процент синтетических волокон, допустимый в составе ткани, из которой изготавливается школьная форма — 30% для блузок и рубашек и 55% — для костюмов, пиджаков, брюк, юбок и сарафанов. К синтетическим волокнам относятся: полиэфир (лавсан); полиамид (нейлон, капрон) — ПА, полиакрилонитрил (акрил) — ПАН, эластан (лайкра) и другие химические волокна.
В составе всех образцов, которые по итогам испытаний не соответствуют требованиям к гигроскопичности, более 70% синтетических волокон (полиэстера). Экспертиза «Росконтроля» наглядно продемонстировала взаимосвязь между наличием синтетики в составе ткани и ее безопасностью для здоровья ребенка.
Оптимальными по составу можно считать школьную форму двух производителей: «Старт» и «Перемена».
Что же делать, если форма, выбранная администрацией школы, где учится ваш ребенок, не соответствует всем необходимым критериям безопасности?
Игорь Доренков, юрист НП «Росконтроль»: «Cтатья 38 федерального закона «Об образовании» позволяет школам устанавливать только требования к крою, фасону, цвету формы. Причем обычно это указывается в уставе школы.
Данный факт означает, что школа никак не может обязать родителей покупать своему ребенка форму определенного производителя.
Соответственно, если ваша школа требует, чтобы вы надели на своего ребенка форму, которая сделана недобросовестным производителем — смело отказывайтесь и купите качественную форму, которая будет соответствовать школьным правилам относительно цвета и фасона».
Школьная форма, юбка «Перемена» | 9,1 / 16,8 | 112 / 185 | |
Школьная форма, брюки Sky lake | 6,7 / 0,8 | 45 / 73 | |
Школьная форма, сарафан МПШО «Смена» | 9,2 / 13,7 | 60 / 73 | |
Школьная форма, брюки «Наша форма» | 10 / 32 | 101 / 145 | |
Школьная форма, юбка «Старт» | 10,8 | 101±2 | |
Школьная форма, брюки «Жанна-Мир детства» | 1,3 / 1,7 | 125 / 92 | |
Школьная форма, юбка Gulliver | 6,3 | 156 | |
Школьная форма, брюки Acoola | 4,8 | 123 | |
Школьная форма, брюки МПШО «Смена» | 7,5/16,3 | 20±1/100±2 |
Подпишитесь на полезные статьи
Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов питания и бытовой техники. Коротко и по делу.
Результаты тестов в вашем мобильном
Лучшие продукты, список покупок с удобным интерфейсом, отзывы, рейтинги, гиды покупателей
Скачать приложение
Какие школьные принадлежности опасны для здоровья ребенка
В предзнаменовании нового учебного года родители начинают активно подготавливать ребенка к школе, обеспечивая его всеми необходимыми школьными принадлежностями.
Однако неверно выбранные вещи для учебы могут вызвать у ребенка аллергические реакции, кожные воспаления и даже онкологические болезни.
Разберем, на чем в первую очередь нужно акцентировать внимание при выборе канцтоваров, и какие учебные принадлежности лучше обходить стороной.
Пенал
При изготовлении некоторых детских пеналов применяются такие вредные вещества, как фталаты, содержащиеся в ГСМ (горюче-смазочные материалы), кадмий добавляется в краски, а также опасный для организма свинец. Такие компоненты присутствуют в составе некачественного пенала. Основным материалом, из которого изготавливается такие пеналы, является поливинилхлорид.
Дело в том, что в некоторых странах не существует нормативных документов на изготовление пеналов и любых других канцтоваров. Если нет нормативных документов, то в рецептуру предмета может входить по большому счету все, что угодно. Недобросовестный производитель может пользоваться этой дырой в законе, и канцелярские принадлежности будут очень вредны для детей .
Если пенал яркого цвета, липкий и от него исходит неприятный химический запах, то такой пенал лучше обойти стороной. Маркировка поливинилхлорида может обозначаться треугольником с цифрой три внутри. Или же латинской буквой «V». Если на пенале имеются данные обозначения, то пенал сделан из этого материала.
Хорошим альтернативным вариантом ПВХ пеналов являются пеналы, изготовленные из тканей. Они безвреднее, при их производстве применяются натуральные ткани, а также более простые красящие пигменты, не выделяющие опасных соединений.
Ручка для ребенка
Ручки бывают разных видов. Шариковые, капиллярные, гелевые, масляные.
- Шариковая, пожалуй, является наиболее предпочтительным вариантом. Что касается самого корпуса, лучше, если он будет толстым и с гранями, которые предотвращают проскальзывание ручки промеж пальцев при письме.
- Капиллярная ручка отличается крайне тонким стержнем. Младшему школьнику будет писать ей весьма проблематично. Эти ручки больше предназначены для черчения или же для ИЗО.
- Гелевую ручку можно выбрать ребенку со сформировавшимися навыками письма. Поскольку подача чернил не контролируемая, могут оставаться кляксы, в том числе и на пальцах. Поэтому дети могут постоянно пачкать себя и одежду.
- Ручки на масляной основе достаточно удобны. Но расход чернил будет более высок по сравнению с остальными ручками. Желательно приобретать ручку с резиновой вставочкой, которая будет компенсировать давление на саму ручку и пальцам будет более комфортно.
Для изготовления корпуса ручек иногда применяется и ПВХ. Если ребенок любит грызть ручки, то химические вещества могут оказаться во рту и вызвать раздражение.
Рекомендуется выбирать ручку, изготовленную из прозрачного пластика. Если пластиковая ручка непрозрачна, при производстве были добавлены определенные красители, сам пластик подвергался вторичному нагреванию и переработке.
Поэтому количество опасных веществ в этом случае возрастает.
Есть также ручки с запахом, например, жвачки, клубники, лимона и т. д. Родители должны помнить, что если ребенок аллергик, то эти запахи могут вызывать аллергические реакции. Кроме того, некоторые дети так и норовят слизнуть ароматные чернила, поэтому с этим стоит быть осторожнее.
Фломастеры для детей
Геморрой в 79% случаев убивает пациента
В небезопасных фломастерах (в красящем пигменте) присутствует бензол, содержащийся в автомобильном бензине, толуол — в растворителях, уайт-спиритах, а также хлороформ, применяющийся в составах для растворения смол.
Если на пачке с фломастерами указано, что они сделаны из того же поливинилхлорида, при этом отсутствует сертификация, не указан подробный состав, то такие фломастеры лучше не покупать. Кстати, производитель может не указывать состав, опять же, потому что законодательство соответствующей страны просто не обязывает этого делать.
Лучше отдавать предпочтение фломастерам, корпус которых изготовлен из полипропилена, а содержимое красящего стержня выполнено на водной основе. На упаковке с фломастерами должно быть указано, что продукт сертифицирован и они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Краски для рисования
Иногда в красках, которые также как и другие канцелярские принадлежности не прошли сертификацию или же завезены нелегальным путем, может содержаться такое вредное вещество, как анилин. Это яд, который используют для уничтожения сорной травы.
Хороший вариант — медовая полусухая акварель. Практически натуральный продукт.
Также на красках, гуаши, в частности, может быть указан такой состав: вода очищенная, органические пигменты и метилцеллюлоза, которая придает краске консистенцию. То есть, как и в предыдущих красках, присутствуют только безвредные компоненты. Такие краски можно с уверенностью покупать ребенку для рисования.
Приобретать нужно краски, прошедшие сертификацию, с указанием производителя и состава. Если же состав размыт или не переведен на русский язык, такие краски лучше не приобретать.
Пластилин
Часто пластилин изготавливают из нефтепродуктов. На упаковках даже может быть пометка, запрещающая материал брать в рот и грызть. Поэтому такой пластилин изначально может быть вредным.
В состав пластилина должен входить пчелиный воск, натуральные, наполнители и высококачественные красители.
Тетради
Если говорить о тетрадях, то нужно обращать внимание на такой нюанс, как белизна листов. Если цвет тетрадных листов будет очень белый с глянцевым блестящим отблеском, это будет оказывать отрицательное влияние на зрение.
Ребенок будет постоянно напрягать глаза для прочтения написанного. Тетрадные листы должны быть близки к цвету айвори, а их разлиновка — не быть столь ярко выраженной. Важна также и толщина листов.
Очень тонкие листы будут рваться, а паста от ручки будет проявляться на соседнем листе.
К сведению родителей
Также стоит обратить внимание родителей на то, что школьные принадлежности иногда может закупать фонд класса либо фонд школы. Но у вас всегда есть возможность самостоятельно выбрать то, что нужно вашему ребенку. Не обязательно полагаться на то, что хотят закупить массово неизвестно где. И на этом часто кто-то пытается заработать. Безопасность должна быть превыше всего.
Какие школьные принадлежности опасны для здоровья ребенка
В статье будет рассказано о том, на что нужно делать акцент при покупке принадлежностей, а что лучше не трогать.
Перед новым учебным годом родители ребёнка начинают усиленно готовить его к походу в школу. Для этого каждому школьнику необходимы принадлежности, которые он будет использовать в процессе учёбы. При этом стоит помнить о том, что ошибочно выбранные вещи способны стать причиной возникновения аллергии или других воспалений, вплоть до онкологических болезней.
Пенал
Необходимо знать, что нередко при изготовлении пеналов используют вредные вещества. Эти вещества можно встретить в огромном количестве в некачественных материалах. В основном при производстве пеналов используют поливинилхлорид. В рецептуре пенала не прописано из чего он может быть изготовлен, поэтому производитель может положить в него всё что пожелает. Поэтому, очень внимательно смотрите за тем, что покупаете ребёнку.
Если у пенала очень яркий цвет, а при этом от него исходит неприятный запах, то в этом случае лучше не покупать его. Поэтому хорошей альтернативой будут пеналы из ткани, ведь они более экологичны.
Ручка
- Шариковый экземпляр с толстым корпусом и гранями, благодаря которым ручка не выскальзывает из рук, будет являться самым наилучшим решением.
- У капиллярной ручки толстый стержень и школьнику будет трудно ей писать. Они больше подходят для черчения или рисования.
- Гелевой ручкой может пользоваться школьник, который уверенно владеет приёмами письма. Очень часто дети пачкают ей свою одежду, так как подача чернил не контролируема.
- Стоит отметить удобство ручек на масляной основе. Однако расход чернил у них очень высок, и они не подойдут для длительного использования.
Необходимо знать, что для изготовления корпуса применяется ПВХ. Поэтому, если ребёнок часто грызёт ручки, то вредные вещества попадают в рот, а после будет раздражение. Наилучшим вариантом будет ручка из прозрачного пластика. Помните, что ручки других цветов имеют в своём составе красители, а сам пластик вторично нагревался и перерабатывался.
Именно это обстоятельство способствует увеличению опасных веществ в несколько раз.
Если у ребёнка есть предрасположенность к аллергии, то не стоит ему покупать ручки с ароматами. Ведь они могут способствовать возникновению серьёзных аллергических реакций. Кроме того, есть дети, которые не откажутся лишний раз лизнуть ароматную ручку, что конечно нельзя делать.
Фломастеры для детей
В красящем пигменте некачественных фломастеров имеется бензол, который содержится в автомобильном бензине.
Внимательно осмотрите упаковку, если там чётко указано, что они изготовлены из поливинилхлорида, нет следов сертификации, а также отсутствует подробное описание состава, то от покупки таких фломастером можно смело отказываться. Стоит знать, что законодательство разных стран имеет различные требования, поэтому некоторые производители этим широко пользуются и не пишут состав.
Наилучшим вариантом будет полипропиленовый корпус, а содержимое стержня будет иметь водную основу. Смотрите за тем, чтобы на упаковке была надпись о том, что продукт полностью сертифицирован.
Краски, которыми можно рисовать
Нужно знать о том, что в состав красок, которые не смогли пройти сертификацию, а также в тех образцах, завезённых незаконно, может присутствовать очень вредное вещество – анилин. В основном его используют, чтобы полностью уничтожить сорную траву.
Наиболее приемлемым вариантом служит медовая акварель, выпускаемая в полусухом виде. Этот продукт практически на 100% является натуральным.
Стоит знать, что в составе красок и гуаши может быть указан следующий состав: очищенная вода, пигменты органического происхождения и метилцеллюлоза, именно наличие её в составе способствует приданию краске необходимой консистенции. Таким образом, этот состав полностью безвреден для ребёнка, и именно такие наборы нужно покупать малышам.
Ещё раз следует напомнить о том, что покупать краски можно в том случае, если они прошли сертификацию. На упаковке должна быть информация о производителе и полный состав.
Запомните, что если текст очень трудно читаем, либо краски иностранного производства, но без цены. То в этом случае необходимо удержаться и не покупать их, пусть даже внешне они очень красиво и выглядят.
Пластилин
Зачастую его изготавливают из нефтепродуктов. На упаковках с таким пластилином можно найти особую отметку, которая свидетельствует о том, что данный продукт категорически нельзя брать в рот. Именно поэтому недоверие к такому продукту возникает уже изначально.
Наилучшим вариантом считается тот пластилин, в составе которого можно обнаружить пчелиный воск, присутствуют натуральные наполнители и красители, имеющие очень высокое качество.
Тетради
При выборе тетрадей очень внимательно смотрите за белизной листов. Если листья очень белые и просматривается глянцевый отблеск, то это будет сказываться негативным образом на зрении. Ребёнок будет вынужден постоянно напрягать свои глаза, для того, чтобы прочитать уже написанное.
Цвет тетрадных листов должен быть очень схожим с цветом айвори, при этом разлиновка не должна очень сильно выделяться. Не стоит упускать и ещё один критерий — толщина листов.
Ведь слишком тонкие листы будут постоянно рваться, а паста после использования ручки будет проступать на следующем листе.
Не упускайте момент, когда происходит массовая закупка школьных принадлежностей. Хотя у каждого родителя есть прекрасная возможность выбрать для своего ребёнка именно то, что ему необходимо, а не полагаться на выбор других. Не известно, какого качества школьные принадлежности будут приобретаться, и кто-то на этом будет стараться неплохо заработать.
Помните, что безопасность ребёнка в руках родителей. Именно они смогут максимально обезопасить его, покупая действительно хорошие принадлежности для школы.
Опасные школьные принадлежности: проверьте, нет ли их в рюкзаке вашего школьника!
Здоровье » Акушерство и гинекология » Мать и дитя
Наверняка родители знают, каким должен быть рацион школьника, и как правильно подобрать для него парту и стул. Но оказывается, что и школьные принадлежности могут быть совсем небезопасными. Как не растеряться в мире ручек и рюкзаков и выбрать подходящие?
Немного о рюкзаках и их материалах
Рюкзак должен быть не только легким и правильно распределяющим нагрузку. Дело в том, что в состав современных ярких ранцев входят поливинилхлорид и винил, содержащие опасные фталаты, а иногда и свинец.
Если эти материалы часто контактируют с кожей, то нарушается обмен веществ, могут развиться диабет или астма. Поэтому специалисты советуют выбирать рюкзаки из натуральных материалов.
В идеале — из льна и хлопка. Или безопасных синтетических — полиэфира и нейлона.
А вот от красивых и ярких рюкзаков с блестящими вставками и наклейками лучше отказаться, так как при их производстве нередко используются опасные вещества.
Эксперт: Школьные учебники должны быть понятны детям
Ланч-боксы и фталаты
Пластиковые контейнеры для детей иногда изготавливают с использованием винилового пластика с содержанием фталатов. Боксы для детей — не исключение.
Фталаты делают пластик гибким и прочным, однако они не безопасны. Ученые доказали, что использование таких ланч-боксов провоцирует разные заболевания. Фталаты легко проникают в еду и напитки, так как имеют высокую летучесть.
Такие привычные и не безопасные мелки
Во многих марках школьных карандашей и мелков содержится асбест. Это такой волокнистый минерал, вызывающий рак легких.
Конечно, в детских канцтоварах его немного, однако это не означает, что нужно подвергать опасности детские организмы. Специалисты советуют покупать мелки из пчелиного воска.
Сколько весит школьный ранец?
Маркеры с содержанием бензола
Во многих фломастерах, особенно любимых детьми за яркий цвет, содержится бензол. Это очень опасное вещество, провоцирующее развитие лейкемии, нарушений в работе почек и печени.
Длительное вдыхание паров бензола приводит к головокружению, сонливости и головной боли. Однако сегодня есть безопасные маркеры, разработанные на основе других веществ — их и нужно выбирать для детей.
Некоторые школьные принадлежности приносят ребенку пользу во время занятий, но губят детское здоровье. Поэтому к выбору мелков, маркеров, рюкзаков и других принадлежностей родители должны отнестись внимательно.
Важно читать состав изделия и не выбирать те, что содержат опасные вещества.
Это поможет детям вырасти здоровыми и жизнерадостными, а их родителям — быть уверенными, что со своей задачей выбора качественных канцтоваров они справились.
Школьные тесты на наркотики — нужны ли они?
topnews.ck.ua
Куратор: Елена Андреева
Школьные принадлежности могут таить опасность
Безобидные школьные принадлежности, учебники, портфели и прочие атрибуты учащихся. Казалось бы, разве могут эти предметы нанести ребёнку вред?
В 75% школьных товаров выявили содержание химикатов, провоцирующих серьезные заболевания – фталатов.
Об этом в новом докладе Центра здоровья, окружающей среды и справедливости заявил сенатор Чарльз Шумер.
Анализ химического состава товаров показал наличие высокого уровня ядовитых фталатов. И обнаружили это специалисты в таких вещах, как школьные ранцы, коробки для завтраков, игрушки Человека-паука и других предметах, ежедневно используемых детьми.
Эксперты высказывают обеспокоенность долгосрочными контактами с подобными ядовитыми предметами. Токсичные соединения очень опасны для детей и могут серьёзно навредить здоровью.
Кроме того, возникает вопрос, как фталаты могли попасть в состав продукции, предназначенной для детей?
Опасность использования таких товаров трудно переоценить, ведь токсины могут вызывать синдром гиперактивности, астму и некоторые врожденные дефекты.
В своём докладе по поводу этой проблемы высказался соавтор исследования Майкл Шаде: «К сожалению, мы сами наносим вред своим детям. Мы производим опасную продукцию, продаём и покупаем её, не задумываясь о ценности человеческой жизни, тем более жизни ребёнка».
Сенатор Чарльз Шумер согласился с учёным и выступил с предложением о принятии закона о химической безопасности, с помощью которого можно было бы контролировать содержание токсических веществ в товарах.
«Школьные принадлежности должны облегчить нашим детям процесс обучения, а не навредить их здоровью. Тем более вызывает ужас завтрак ребёнка, с любовью упакованный мамой в ядовитую коробку», — добавил сенатор.
Сью Роу из нью-йоркской ассоциации учителей заявила, что её организация надеется, что этот доклад инициирует принятие новых законов, запрещающих или по крайней мере ограждающих потребителей от токсичной продукции. Также она призвала родителей обращать пристальное внимание на состав детских товаров.
Эксперты говорят, что узнать о наличии фталатов можно при подробном изучении этикетки. Если символ рециркуляции содержит цифру 3, букву V или аббревиатуру «ПВХ», высока вероятность, что при производстве использовались вредные для здоровья химикаты.
Фталаты, накапливаясь в организме человека, могут негативно влиять на его гормональный фон, затормаживать психическое развитие и нарушать работу эндокринной системы. Эти процессы, к сожалению, необратимы.
[1], [2], [3]
Школьные тетради опасны для психического развития подростков
Тетради с таким обложками в школах рекомендуют не приносить на уроки Тетради с таким обложками в школах рекомендуют не приносить на уроки.
Психологи бьют тревогу. Современные тетради могут нанести вред здоровью детей.
Модные тетради с изображением скелетов, черепов, вампиров и полуобнаженных дам негативно влияют на психику учеников. Чтобы привлечь внимание школьников, производители канцелярских товаров с каждым годом все больше поражают больным воображением.
Если раньше добрые мишки и красивые куклы были главным украшением тетрадей, то теперь истекающие кровью супергерои и автоматы с пистолетами стали привычным делом.
Навязанные западной киноиндустрией образы ученики принимают на «ура». Оказывается, каждая тетрадка несет смысл. Школьники уверены, что «яркие и веселые» тетрадки поднимают настроение. Богдан Шестаков — ярый фанат «Пиратов Карибского моря». Джек-Воробей его любимый герой, а потому и тетради он выбирает только те, которые связаны с его любимыми персонажами.
«Я выбрал эту тетрадь потому, что с ней интересней, она такая красивая, не как обычные тетради. Тетради без рисунков скучные. А эти веселят даже», — считает Богдан Шестаков.
Но представители старшего поколения не оценили любовь детей к ультрамодным тетрадкам. Наоборот, они признаются, что не всегда в силах совладать ситуацией. Запретить в школе «черепа и полуобнаженных дам» они не могут, но в силах были научить учеников надевать обложки на жуткие тетради.
Изображения черепов доставляют ученикам радость.
«Такого рода рисунки и обложки плохо влияют на психику. Во-первых, там не те тона, не те рисунки.
Ребенок вместо того, чтобы сосредоточиться на уроках, отвлекается на яркие картинки, что в свою очередь отражается на успеваемости.
Производителям надо задуматься, не стоит выпускать тетради, негативно влияющие на здоровье детей. Мы, педагоги, категорически против. Может, стоит запретить их выпускать в продажу», — считает Феруза Ангаралиева, педагог.
«Ничто так не успокаивает, как автомат Калашникова», «Водитель, опасайся мест, откуда появляются дети» или «Таких, как мы, не клонируют» — вот такие надписи сегодня украшают школьные тетради и дневники.
На что только не идут производители канцтоваров, чтобы привлечь внимание учеников. Следует отметить, что им это удается. Все жуткие пираты, черепа, одноглазые куклы и страшные монстры раскупаются детворой.
Но такое положение дел уже давно беспокоит психологов. Они призывают родителей быть внимательнее к выбору любимых чад. Оказывается, если ребенок в магазине канцтоваров тянется к тетрадям, не вызывающим положительных эмоций, это своего рода звонок. Значит, ребенок переживает какие-либо проблемы, о которых родители не в курсе.
«Это повод для родителей посмотреть, что там такое с ребенка лезет. Если ему хочется рисовать войнушки, стрелялки и страшных монстриков, значит, у него внутри агрессия бурлит и не находит выхода. И, вполне возможно, через эти рисунки и фильмы они реализуются. Во всем нужна мера и, естественно, разумность родителей», — полагает Наталья Ким, психолог.
Производители тетрадей стараются быть всегда в тренде и выпускают для учеников обложки с киношными образами и агрессивными надписями. Правда, в погоне за прибылью они, видимо, забывают, что детская психика страдает от таких школьных принадлежностей.
На сегодняшний день в ряде регионов России власти решили взять в ситуацию в жесткие руки и запретили такие надписи на тетрадях. Их казахстанские коллеги тоже не остались в стороне и провели проверку торговых точек. Однако южноказахстанские правоохранительные и надзорные органы пока никак не выразили своего отношения к жутким тетрадям.
Вредна ли школа для здоровья? Чем вредна школа
О том, что с поступлением в школу на ребенка падает огромная, временами непосильная нагрузка, говорят много и давно. Еще 20 лет назад страна распевала: «Загружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института…»
Но в последние годы тема эта стала звучать все чаще. Согласно данным Минсоцздравразвития. 70% детей перед приемом в первый класс относительно здоровы, а к моменту окончания школы 45-50% уже имеют хронические заболевания. Причин тому специалисты называют несколько, а самые важные из них -неподвижный образ жизни и стрессы.
В младшей школе дефицит двигательной активности у детей составляет, по подсчетам физиологов. 35-40%, а в старшей — уже около 80%. Посудите сами: в старшей и средней школе общее время занятий, включая уроки, факультативные занятия и домашнюю работу, составляет в среднем 9,5 часа.
Прибавьте сюда неизменные 1,5 часа перед телевизором — и в итоге 11 часов в день подросток проводит без движения.
Другая, не менее серьезная причина ухудшения здоровья детей связана с тем, что медики называют «стрессом ограничения времени», в котором ребенок ежедневно находится на протяжении долгих 11 лет. Во время опросов самым частым ответом на вопрос «что тебя беспокоит?» у школьников был «не хватает времени».
Почему так происходит?
Что говорят по этому поводу законы? Разве допускают они столь серьезные нагрузки на детский организм?
«Если сравнивать реальные нагрузки и принятые нормативы Санитарных норм и правил, которые регламентируют учебную и внеучебную нагрузку школьников, — говорит Марьяна Безруких, д. б. н., директор Института возрастной физиологии, — то, разумеется, перегрузка есть и в школе, и занятиями вне школы.
Хотя, надо иметь в виду, что эти нормативы прописаны «в часах», и никак не учитывается адекватность нагрузок возрасту, их интенсивность, информационная насыщенность и т. п. А ведь, как правило, уже с первого класса у малышей бывает не четыре, а пять (иногда и шесть) уроков, которые в расписании обозначены как факультативы или занятия по выбору, но обязательны для всех.
И домашние задания задаются буквально с первых дней, а на приготовление уроков уходит не менее 1,5 часа».
Особенно тяжело учиться в тех школах, в которые так стремится отдать своих детей большинство родителей. Речь идет о «специальных», с углубленным изучением разных предметов, в лицеях и гимназиях.
«Рабочий день у этих детей в основной и старшей школе, — рассказывает Марьяна Безруких, — не меньше 12-14 часов. Фактически дети не гуляют, не отдыхают, у них нет времени на чтение, занятия спортом и т. п.
Нередко малыши занимаются и музыкой, и иностранным языком, и спортом, все рассчитано по минутам, а уроки — вечером, когда нет сил.
Исследования, которые ведутся в нашем институте, показывают, что уроки дети готовят, как правило, вечером, когда они утомлены и эффективность работы очень низка. Многие дети не только пропускают прогулки (а они должны гулять не меньше 2,5 часа в день, а еще и недосыпают (1,5-2 часа)».
Учебная нагрузка старших школьников в среднем составляет 50,5 часа в неделю, тогда как у взрослых рабочая неделя по закону не должна превышать 41 час.
Но дело даже не только в том, что учеба занимает слишком много времени. А еще и в том, что в это время в детскую голову пытаются вложить как можно больший объем информации. Чем дальше, тем больше появляется знаний, которые нужны образованному человеку.
И школа идет по самому простому пути — просто «подклеивает» новые знания к старым, не меняя самой формы преподавания.
«Существующая система обучения, — комментирует Марьяна Безруких, — это система репродуктивного знания, то есть зазубривания, порой бессистемного заучивания — самая затратная по времени и силам. И самая неэффективная.
В процессе обучения не учитываются ни возрастные, ни индивидуальные особенности развития ребенка, его познавательной деятельности. А ведь это главное условие сохранения физического и психического здоровья».
Еще недавно считалось, что вся беда в том, что в классе много детей. Но, как показывают современные исследования европейских ученых, оптимальное количество учеников в классе — 25 человек. При этом у ребенка появляется достаточно контактов с другими, а дети на самом деле идут в школу не за знаниями, а именно за контактами.
Но вот учителя при возрастающем потоке информации работают по старинке, то есть стоя перед классом и рассказывая предмет. У большинства из них нет навыков действительно интерактивного общения, творчества, исследовательской работы, причем с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Например, мало кто понимает, что чтение и письмо на скорость приносят один вред.
Физиологи давно говорят о том, что такое форсирование приводит к обратному результату: формирование этих важных навыков замедляется. И это уже не говоря о том, что у ребенка пропадает охота и читать, и писать. Возможно, причины в том, что педагогическое образование не предполагает серьезного изучения возрастной физиологии детей.
Учителя хорошо знают свой предмет и не знакомы с особенностями ребенка этого возраста.
«Разговаривая с родителями, — рассказывает Марьяна Безруких, — я вижу, как они усугубляют ситуацию. Например, заставляют даже младшеклассников дополнительно заниматься с репетиторами. Это происходит уже с первого класса! Многие родители бывают слишком жесткими с детьми.
Например, мама первоклассницы жалуется: «Дочь скатилась с «квадратиков» на «черточки» (в их школе специально не ставят оценок в первом классе, но маму это не останавливает), поэтому в наказание я запрещаю ей брать с собой в школу игрушки…
» Это настоящая родительская безграмотность!»
Первые признаки напряжения и перегрузки:
- резкое ухудшение почерка;
- появление «нелепых ошибок»;
- повышенное беспокойство;
- вялость, сонливость или, наоборот, повышенная возбудимость, особенно перед сном;
- отсутствие аппетита;
- резкая смена настроения (от смеха к слезам);
- беспокойный сон;
- появление страхов (любых);
- жалобы на головные боли, боли в животе, усталость;
- снижение массы тела (ребенок худеет);
- синяки под глазами.
Уже несколько лет продолжается реформа школы. Некоторые из изменений видны всем: например, внедрение ЕГЭ, споры о котором не утихают. Или обещанный переход на 12-летнюю систему образования, вызывающий не меньше обсуждений.
Другие касаются подготовки учителей — так, уже совсем скоро учителям будет дана возможность не реже, чем раз пять лет, проходить учебу, повышать квалификацию, для этого разрабатывается система бюджетных сертификатов.
В марте Госдума планирует рассмотреть закон «Об образовании», касающийся всех ступеней образования. Министерство образования и науки РФ разработало проект «Наша новая школа», который сейчас активно обсуждают педагоги.
В нем речь идет и об изменении подготовки учителей, и о внедрении новых технологий в обучение — интерактивные доски и парты, дистанционное образование, электронные дневники…
Что же касается уменьшения нагрузки на школьника, здесь решения пока не найдено.
Врачи настойчиво ведут разговоры о здоровьесберегающих технологиях обучения, о том, что надо обязательно увеличивать количество часов физкультуры, а помимо нее внедрять в занятия двигательные, активные элементы. Кроме того.
образовательные программы обязательно надо тестировать на предмет их безопасности для здоровья детей. потому что некоторые «продвинутые» методики наносят вред.
Не так давно на популярном педагогическом портале появилась информация о возможных переменах в средней школе: что в недалеком будущем в первой половине учебного дня дети будут изучать три обязательных предмета (бесплатно), а во второй половине — все, что не входит в обязательную программу и оплачивается дополнительно (труд, музыка, физкультура и т. д.). Информация вызывала бурную реакцию и не была подтверждена официальными организациями. Но она спровоцировала дискуссию о том, надо ли отделять «серьезные» и «второстепенные» предметы по времени. «Ни в коем случае, — считает Марьяна Безруких, — заниматься такими предметами, как математика, русский, физика, несколько часов подряд очень трудно. Даже взрослому трудно так переключаться с одной серьезной мыслительной деятельности на другую. Поэтому необходимы перерывы в виде той же физкультуры или музыки!»
Что же делать нам, родителям? Во-первых, — и самое главное — не нагнетать обстановку и не усиливать и без того сложное состояние перегрузки школьника.
Не спешите с учебой, отдавайте в школу не раньше, чем в шесть с половиной лет — по мнению медиков, до этого времени мозг еще не готов к систематической учебе.
Прежде чем вести ребенка на занятия в секцию или нанимать ему репетитора, посоветуйтесь с врачом, с психологом и с учителем. Помните, что ребенка ни в коем случае нельзя лишать «благословенного безделья» — времени, когда он может вообще ничем не заниматься.
И, наконец, старайтесь как можно больше свободного времени проводить вместе — гуляйте, занимайтесь спортом, играйте, рассказывайте друг другу истории. Чем более любимым и нужным будет чувствовать себя ребенок дома, тем легче будет ему учиться.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы