Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья.
Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его.
Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.
Приучаем к труду сызмальства
Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним.
Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло.
Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди.
Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.
Приучаем к труду правильно
Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви.
Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку.
Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.
Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей».
Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев.
Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.
Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка.
Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках.
Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.
Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы.
Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями.
Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.
Приучаем к труду с удовольствием
В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру.
Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.
Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый.
Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка.
Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной.
Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.
Приучаем к регулярному труду
Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому.
Например, вы можете поручить ему — кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель.
Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.
Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные.
Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей.
Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него.
А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.
Приучаем к осознанному труду
Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать.
Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может.
Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п.
Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится.
Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.
Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания.
Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п.
Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить.
Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!
Учитываем индивидуальные особенности ребенка
Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо.
Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых.
Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.
Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом.
Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы.
Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.
Несколько советов родителям
- Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
- Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
- Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
- Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
- Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
- Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
- Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
- Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!
Как воспитать в ребенке трудолюбие?
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- подросток
Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало помогать маме и папе?
Когда начать
Трудолюбие — желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства.
В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.
Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует самостоятельность, уверенность и желание преодолевать препятствия.
А что если позже?
Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.
С чего начать?
В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно пробудить желание ребенка любое дело делать наилучшим образом.
Способ, идеально подходящий для малышей — это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.
Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.
Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, герой книги или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.
Ставим задачи правильно
Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, — в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», — постарайтесь использовать более мягкие формы.
Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» — эта форма понятнее, яснее и доступнее.
Собственный пример
Один из самых лучших учителей — это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому — это тяжкий труд или наказание.
Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата.
Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение.
Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.
Соизмеримость
Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится.
Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой.
Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.
Обязанности
Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть обязанности не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.
Родительская опека
Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.
Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!
Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.
Совместный труд
Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» — с гордостью рассказывают дети.
Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.
Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!
Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках
Анжела Воропай
Насколько мой ребенок самостоятелен?
Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.
Пройти тест
Секреты воспитания: как воспитать трудолюбивого человека
- без труда не выловишь и рыбку из пруда;
- дело мастера боится;
- делано наспех — и сделано насмех;
- есть терпенье, будет и уменье;
- кто любит труд, того люди чтут.
Народное творчество — отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!
8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке
Принцип 1. Начинаем с малого
Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.
Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают.
Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку.
Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.
Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).
Принцип 2. Самообслуживание
Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку — прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.
Самообслуживание — первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.
Принцип 3. Задачи по силам
Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.
Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.
Принцип 4. Лови момент
В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.
Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте.
Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным.
И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.
Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.
Принцип 5. Регулярность
Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.
Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.
Принцип 6. Не торопите
Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.
Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.
Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь — дальше будешь.
Принцип 7. Труд в радость
Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.
Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.
Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение
Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.
Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.
Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели — воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.
Подведём итоги:
- С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
- Самообслуживание — первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
- Не отнимайте инициативу.
Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
- Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол — всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
- Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.
Друзья, любовь к труду — качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью.
Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.
Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!
Как воспитать трудолюбивого ребенка
Трудолюбие – это одно из ключевых качеств здоровой и счастливой личности. Любовь к труду помогает легче и быстрее справиться с жизненными трудностями. И привить её с малых лет в процессе воспитания в силах семья. Именно взрослые, в частности родители, способны дать ребенку пример. И хорошо, если он будет положительный.
Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду
Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.
Детский труд – это основа воспитания. Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим.
Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему. Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи.
Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.
Приучаем к труду, чем раньше, тем лучше
Практика – это основа воспитания ответственности и формирования правильных привычек, таких как трудолюбие. И чем раньше родители начнут заниматься этим вопросом, тем лучше.
То, что основные навыки и привычки закладываются в детстве, знает каждый. Но есть ещё несколько причин, по которым следует приучать ребенка к труду с ранних лет.
- В каждой семье есть свои правила и устои. И чем раньше малыш начнёт принимать участие в домашнем труде, тем скорее он научится заботиться о братьях, сёстрах, родителях и других членах семьи.
- Труд повышает выносливость, укрепляет детский организм, требует физического и умственного напряжения. Он также способствует всестороннему развитию.
- Только начиная трудиться самостоятельно, ребёнок учится ценить то, что делали и делают для него родители. Чем скорее он станет трудолюбивым, тем раньше начнёт проявлять уважение к окружающим.
- Если у ребёнка появляются свои трудовые обязанности – заправить постель, помыть посуду, убрать игрушки, сделать уроки – он становится инициативнее, настойчивее и ответственнее. Такой малыш никогда не бросит начатое дело.
- Труд – это также воображение и работа мысли. Поэтому прежде чем что-то сделать, ребёнок размышляет, как и с помощью чего он в состоянии справиться с поставленной задачей.
Большую роль в формировании детского трудолюбия играют родители и их оценочные суждения. Взрослым стоит замечать и отмечать то, что сделал ребёнок. При этом не нужно ругать, а тем более применять физическое наказание, если он старался, но все же не получилось. Главное в этом вопросе – желание и стремление, которые легко уничтожить.
Личность, приученная к труду с малых лет, вырастит выносливой, ответственной, самостоятельной, трудолюбивой, заботливой.
Средства для правильного воспитания трудолюбия
Трудовое воспитание ребенка в семье помогает в моральном и физическом развитии. Только выработав трудовые навыки, дети становятся дисциплинированными и уверенными в своих силах. И здесь всё зависит от формы воспитания.
Трудовая деятельность зависит от полезных задач, имеющихся средств и поставленных целей. Определённым особенностям и девочки, и мальчики учатся тогда, когда наблюдают за взрослыми.
Один из самых главных навыков – самообслуживание развивают у детей раннего возраста. Однако малыши ещё много не знают и не умеют, даже если и стараются.
Поэтому родителям желательно быть благосклонными, спокойными и терпеливыми. Только таким образом они добьются от ребёнка хорошего результата.
Для того чтобы ребенок скорее понял, что такое самообслуживание, важно постоянно заставлять его совершать одни и те же действия, внимательно следить за исполнением и учить его аккуратности, опрятности и чистоте.
Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется обязанностей по самообслуживанию: убирать постель, одеваться, самостоятельно чистить зубы.
Дошкольникам также в процессе воспитания полезно приобретать способности, помогающие справиться с хозяйством. Это такие задания как уборка со стола и протирание пыли, уборка игрушек.
Даже если результат не был положительным, обязательно хвалите и поощряйте. Однако нужно показать, в чём была ошибка, и как правильно сделать в следующий раз.
Не забывайте и о развитии трудовых способностей и навыков в природе. Такого рода деятельность (экологичное воспитание) отлично воспитывает в ребёнке волю, выносливость и наблюдательность.
У детей обязательно должны быть свои обязанности: кормление рыб и птиц, уход за цветами и животными, выращивание зелени на подоконнике.
Немаловажен и ручной труд. Он формирует такие качества как эстетический вкус, терпение и усидчивость. Отличное решение – поделки из подручных средств.
Психологи выделяют несколько основных форм трудового воспитания:
- дежурства – так вырабатывается ответственность не только перед собой, но и перед членами семьи. Например, малыш может каждый день накрывать на стол;
- коллективный труд – такая форма подходит для детей старшего возраста. Особенно хорошо, когда в семье есть двое и больше воспитанников. Так они учатся трудиться в команде;
- поручения – этот метод помогает развить чувство ответственности. Это индивидуальные задания, которые ребёнок должен выполнить самостоятельно.
Пусть малыш помогает по своим возможностям
Не забывайте о том, что у трёхлетнего и семилетнего ребенка разные способности и возможности. Поэтому в каждом возрасте у малыша свои обязанности.
Не ругайте двухлетку за то, что он не убирает постель – ему это просто недоступно. Лучше похвалить его, что он самостоятельно надел на себя майку, что-то подал или помог донести легкий пакет.
«Скучная» работа в форме игры
Больше всего на свете дети любят играть и не любят когда их «воспитывают». Не лишайте их такой возможности, поскольку труд легко превратить в игру. Так и интереснее, и продуктивнее.
Если кроха отказывается собирать игрушки, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? Предложите спасти посуду от нашествия пыли или грязи.
Подавайте ребенку пример
Дети подражают родителям, поэтому следите за своим поведением и поступками. Глупо говорить о том, что нужно мыть за собой посуду, если родители сами этого не делают.
Вместо голословного воспитания лучше показать радость от труда на собственном примере. Если родитель ненавидит свою работу, с ворчанием исполняет домашние обязанности, то такое отношение перенимают дети. Подробнее узнать об этой закономерности можно в статье «Счастливая женщина – хорошая мама».
Поэкспериментируйте и подайте ребенку не свой пример, а пример его любимого мультипликационного персонажа. Скажите малышу, что Человек-паук или Белоснежка всегда убирают за собой игрушки и не забывают чистить зубы.
Ставьте лёгкие и чёткие задачи
Маленькие с трудом понимают, что от них хотят. Именно поэтому все просьбы и задания им желательно доносить в корректной и простой форме, иначе не будет никакого результата.
Распределяйте обязанности и планируйте
Ребенку важно знать и понимать, что в семье у каждого есть свои обязанности. Поэтому в целях воспитания заранее объясните, что от него требуется.
Например, поручили каждый день убирать постель, раз в неделю вытирать пыль, каждый вечер собирать портфель. Если не будет системности, не получится ничего добиться.
Для привития навыка трудиться систематически подойдет составление письменного плана простых задач на каждый день. Он сработает лучше, если малыш напишет его своей рукой и по мере выполнения каждого пункта будет его вычеркивать.
Приучаем к осознанному и регулярному труду с помощью сказки
Дети любят мультики, но в современных интерпретациях не так много морали. Поэтому родителям полезно наблюдать за тем, что смотрят их дети.
Сказка – это отличный способ приучить ребёнка к труду. Расскажите придуманную историю, в которой все герои трудятся и получают от этого только радость.
Если в прочитанной сказке окажется, что кто-то получил неожиданное вознаграждение, не приложив к этому усилий, объясните, что чудеса, конечно, случаются, но у тех, кто планомерно и систематически совершает определенные действия намного больше шансов прийти к намеченному результату, чем у того, кому просто повезло.
Как в воспитании учесть индивидуальные особенности ребенка
Каждый ребенок уникален и со своими особенностями. Их обязательно учитывать при воспитании и прививании любви к труду.
Некоторые дети в силу своего возраста застенчивы. Они болезненно воспринимают критику, поэтому с ними стоит быть осторожными и не делать много замечаний.
Есть также дети, которые по своей природе медлительны, хотя многие думают, что это лень. Также внимательно отнеситесь к такому тревожному сигналу, как длительное отсутствие настроения, плаксивость, низкая самооценка и неверие в свои способности. Такое поведение может указывать на наличие депрессии, которая проявляется в подростковом возрасте.
Отдельного внимания заслуживают слишком активные и возбуждённые дети, которые способны делать не больше 1-2 дел в день. Если ребенок не может концентрироваться на выполнении задачи более 2-3 минут и быстро отвлекается необходимо исключить у него такое заболевание как синдром дефицита внимания и гиперактивность.
При воспитании учитывайте пол. Девочки берут пример со своих матерей, а мальчики стараются подражать поведению отца.
Трудовая деятельность девочки должна быть правильно организованной и ненавязчивой. Она делает то же, что и мама: готовит и накрывает на стол. Особенности воспитания девочек, мы уже рассматривали в другой статье.
Мальчик же, наоборот, в процессе трудовой деятельности в большей степени взаимодействуют с отцом. Поэтому ему интересно работать в гараже или в мастерской. О том, как из мальчика воспитать настоящего мужчину читайте здесь.
Консультация психолога в воспитании трудолюбия: как не отбить охоту помогать
Родители не так часто обращаются к клиническим психологам. И это опрометчиво. Ведь специалист окажет помощь в налаживании семейных отношений.
На консультациях каждый психолог даёт свои советы. Но есть ряд общих рекомендаций, которыми руководствуются практически все специалисты.
- Если с ранних лет не приучать к труду, вырастет обыкновенный потребитель, неприспособленный к взрослой жизни. Только совместная трудовая деятельность исправит ситуацию.
- Не переусердствовать в процессе воспитания – вот главное правило. Поэтому не слишком нагружайте маленького ребёнка. Иначе вы добьетесь обратного эффекта.
- Не забывайте: трудовая деятельность – это не наказание. Воспитанник должен это понимать, а иначе труд у него будет ассоциироваться с обидой и гневом.
- Объясняйте детям с ранних лет – труд не бывает зазорным, даже если речь идет об уборке кошачьего туалета или мытье унитаза. Также не разделяйте строго женские и мужские обязанности, иначе это воспитает в ребёнке неверные приоритеты.
- Ребенок должен с детства понимать, что можно, а что нельзя. В противном случае в доме не будет приятной семейной обстановки и порядка.
Только родители на личном примере способны привить трудолюбие. При этом важно не упустить нужный момент и отказаться от криков, наказания, угроз и скандалов. Как это сделать, читайте в одноименной статье. Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы