(!) Ссылки на тесты в интернете вы можете посмотреть в этой статье.
Там же мы перечислили необходимый минимум признаков, который должны знать все родители, чтобы вовремя приступить к более глубокому анализу проблем в различных сферах развития малыша.
Ниже мы предлагаем вариант обширного разностороннего опросника — для подробной проверки развития ребёнка. Осуществив её, вы сможете окончательно осознать свои тревоги и своевременно обратиться за помощью.
Как пользоваться представленной ниже таблицей для оценки развития детей до трёх лет:
- Найдите возраст ребёнка в строке заголовка (первая сверху).
- Прочтите список и определите, актуальны ли для ребенка утверждения, описанные в столбце его возраста.
- Если возраст вашего ребёнка отсутствует в таблице, то нужно проверять по столбцу ближайшего меньшего возраста (например, если ребенку два с половиной года, то проверяем по столбцу, обозначенному как «2 года»)
Когда следует беспокоиться?
Когда одно или несколько описанных в таблице утверждений совпадают с реальными признаками у вашего малыша.
Такое совпадение является прямым указанием на возможную задержку в развитии. Это касается любой из областей (!) И даже единственное совпадение нельзя оставлять без внимания.
Уважаемые родители!
Если у вас осталось беспокойство по поводу особенностей развития вашего ребенка, пожалуйста, без промедления обращайтесь к специалистам:
- Невролог
- Психолог
- Психиатр
- Логопед-дефектолог.
Алгоритм первых действий при подозрении аутизма у ребёнка ждёт вас здесь.
Источник: Queensland Government www.qld.gov.au. Перевод БФ «Институт раннего вмешательства» при поддержке UNICEF-Украина.
Все права защищены и принадлежат АККП ©2019
Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru
Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте.
В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию.
Обращаться с претензиями можно через контактную форму.
Сделано в iMindStudio.com
Развитие ребенка по месяцам до года — нормы развития ребенка от 0 до 1 года
Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации.
За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов.
Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента.
Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.
Что умеет ребенок к 3 месяцам
Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.
В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.
Физическое развитие:
- Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
- В положении лежа на животе опирается на предплечья;
- Рассматривает и сосет ручки;
- Перекатывается со спины на бок;
- Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.
Психоэмоциональное развитие:
- Держит контакт глазами;
- Улыбается и смеется;
- Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
- Узнает лица близких;
- Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).
Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты.
Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол.
Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.
В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
Развитие плода: проверяем, все ли в порядке?
На самых ранних этапах развития беременности, когда будущий малыш еще совсем маленький и называется эмбрионом, оценить его состояние помогает ультразвуковое исследование. С помощью УЗИ врач может убедиться, что плодное яйцо прикрепилось правильно, в нем появился эмбрион, оценить частоту сердцебиений малыша.
Обязательно сходить на УЗИ будущей маме надо при кровяных выделениях из половых путей (даже скудных), болях в животе, резкой дурноте, головокружении – все это может быть проявлениями ряда осложнений, в том числе внематочной беременности (состояния, крайне опасного для жизни женщины).
Неоднократно приходится контролировать с помощью ультразвука беременность, наступившую после проведения процедуры ЭКО (оплодотворения «в пробирке»).
Нет ли нарушений развития плода?
В 11–14 недель беременности проводится первый пренатальный скрининг – комплекс исследований для выявления нарушений развития плода, в частности, генетических аномалий.
При выполнении полного пренатального скрининга – ультразвуковое исследование, определение гормона ХГЧ и белка РАРР-А в крови будущей мамы и анкетирование беременной женщины, – рассчитывается риск наличия у малыша синдрома Дауна и/или синдрома Эдвардса.
Родители больных детишек в 99% случаев абсолютно здоровы, поэтому исследование нужно провести каждой будущей маме.
Скрининговое ультразвуковое исследование в 11–14 недель уже позволяет оценить развитие плода. Несмотря на то что малыш еще совсем крошечный – весит он всего около 50 г и рост, как правило, не больше 8 см, – у него уже заложены все органы.
Поэтому врач оценивает соответствие размера плода сроку беременности, правильность развития его органов, наличие косточек носа, нормально ли циркулирует кровь в его сердце и сосудах, обязательно измеряет воротниковую зону на шее (она увеличивается при генетических нарушениях, тяжелых пороках сердца или внутриутробной инфекции).
На этом этапе очень важно определить, правильно ли формируется плацента. Если доктор обнаружит, что что-то идет не так, то своевременная коррекция таких проблем может спасти здоровье и даже жизнь малыша.
Второе обязательное УЗИ проводится на 18–21-й неделе беременности. Это основное обследование плода в течение всей беременности.
Сам плод и его внутренние органы на этом этапе развития уже достигают тех размеров, которые позволяют их хорошо исследовать. Например, на этом сроке можно проводить УЗИ сердца плода при подозрении на пороки его развития.
Врач обязательно оценивает также состояние и зрелость плаценты и количество околоплодных вод.
На третье УЗИ всех будущих мам направляют в 30–34 недели беременности. Врач измеряет окружность головы и живота крохи, длину костей его ручек и ножек, вычисляет предполагаемый вес плода. Такое «любопытство» доктора совсем не случайно.
Эти измерения позволяют врачу убедиться в том, что малыш развивается нормально. Ведь при кислородном голодании замедляются темпы роста плода и размеры его начинают отставать от нормы для каждого срока беременности.
Также имеет значение строение плаценты – врач проверяет, нет ли в ней признаков старения. Ведь вследствие таких изменений она обычно перестает полноценно снабжать малыша кровью, а, значит, ему начинает не хватать кислорода и питательных веществ, и развитие ребенка нарушается.
Во время УЗИ оценивается количество и вид околоплодных вод, которые также могут изменяться при внутриутробном страдании плода.
Развитие плода: исследуем околоплодные воды
Для оценки состояния плода могут быть использованы исследования околоплодных вод, ведь в них накапливаются продукты обмена веществ, кислород и углекислый газ, ферменты и гормоны, анализ которых помогает оценить, как чувствует себя малыш:
Амниоскопия – это осмотр околоплодных вод с помощью специального аппарата – амниоскопа. Проводится исследование после 37 недель беременности. Оно показано при подозрении на хроническую гипоксию плода (длительную нехватку кислорода), при конфликте по резус-фактору или группе крови мамы и плода, при перенашивании беременности.
Амниоцентез – это диагностическая процедура, целью которой является получение околоплодных вод для последующего их исследования. Эту процедуру проводят:
- при подозрении на наличие генетических заболеваний у плода;
- при несовместимости крови мамы и плода по резус-фактору;
- при хронической недостаточности поступления кислорода к малышу: это чаще всего случается во время перенашивания при гестозе (осложнении второй половины беременности, при котором повышается давление, появляются отеки и белок в моче). В этом случае амниоцентез позволяет оценить степень внутриутробного страдания плода;
- при некоторых хронических заболеваниях мамы (заболевания печени, сердечно-сосудистой системы, болезни крови);
- при подозрении на внутриутробное инфицирование плода.
Амниоцентез дает возможность установить степень зрелости ребенка и решить вопрос о возможности родоразрешения.
Существует и еще несколько анализов околоплодных вод, которые помогут разобраться врачам, как себя чувствует малыш. Так, например, при подозрении на гемолитическую болезнь плода при резус-конфликтной беременности (когда разрушаются красные клетки крови малыша), для диагностики возможных врожденных заболеваний, а также для оценки зрелости плода проводят биохимический анализ околоплодных вод.
Цитологический анализ жидкости, окружающей малыша, позволяет определить степень зрелости легких плода и, соответственно, его готовность появиться на свет.
А вот при подозрении на внутриутробное инфицирование ребенка или оболочек плодного пузыря проводят бактериологические исследования околоплодных вод. Эти анализы помогают выявить различных возбудителей инфекций в амниотической жидкости, их количество и чувствительность к антибиотикам, чтобы назначить правильное и эффективное лечение.
Оценка состояния плода: считаем движения малыша
Надо сказать, что шевеления малыша в мамином животике тоже позволяют контролировать его самочувствие. Наиболее активно ребенок двигается с 24-й по 32-ю неделю беременности.
В это время частота и интенсивность его шевелений становятся важными показателями нормального развития плода.
После этого срока активность крохи начинает потихоньку снижаться, так как ему становится тесновато для свободного перемещения.
Существует несколько способов оценки «достаточности» шевелений плода. Самый распространенный метод называется «считай до десяти». Его можно проводить после 28 недель беременности.
Суть его заключается в том, что будущая мама подсчитывает шевеления плода за 12-часовой интервал времени, например, с 9 утра до 9 вечера.
Если плод совершает менее 10 шевелений – это повод обратиться к врачу для проведения обследования.
Если после 28 недель беременности мама не чувствует шевелений малыша в течение 3–4 часов, возможно, он просто спит. В этом случае ей нужно съесть что-нибудь сладкое и полежать на левом боку в течение получаса.
Если это не активизирует ребенка, стоит повторить то же самое еще раз через 2–3 часа. Если малыш продолжает находиться в затихшем состоянии, стоит обратиться к врачу.
Редкие и слабые шевеления также могут свидетельствовать о том, что ребенку не очень хорошо, например, если ему по каким-то причинам не хватает кислорода.
Для определения состояния плода врач проводит ряд дополнительных обследований.
Самое простое – это аускультация (выслушивание с помощью специальной деревянной трубочки (акушерского стетоскопа или специального аппарата, улавливающего сердцебиения плода), когда врач выслушивает биение сердечка малыша.
В норме оно делает около 120–160 ударов в минуту. Снижение частоты сердечных сокращений менее 120 или увеличение более 160 свидетельствует о неблагополучном состоянии ребенка.
Доплерометрия
Доплерометрия сосудов плаценты и пуповины (метод исследования скорости кровотока в этих сосудах) также позволяет оценить самочувствие малыша. Доктор оценивает кровоток в артериях матки, пуповины, сердца и мозга ребенка.
Это исследование позволяет определить, хорошо ли работает плацента, нет ли признаков нехватки кислорода у малыша или развития гестоза у мамы. При снижении скорости кровотока в каком-либо сосуде можно говорить о нарушениях питания плода различной степени тяжести.
Вовремя проведенное обследование позволяет выявить начальные стадии дефицита кровоснабжения.
В таких случаях лечение сможет предотвратить грозные осложнения, такие как гипоксия и внутриутробная задержка развития малыша. Доплерометрию проводят в 20–21 неделю и в 30–32 недели беременности. При наличии отклонений от нормы количество исследований, конечно же, увеличивается.
Кардиотокография (КТГ)
Это важный метод оценки состояния плода. Проводится КТГ в 33 недели беременности и позже, поскольку только на этом этапе внутриутробного развития малыша устанавливается полноценная регуляция деятельности его сердечно-сосудистой системы центрами спинного и головного мозга.
Запись сердцебиений плода проводят в течение 20–40 минут, а при необходимости исследование может быть продлено до 1,5 часов. Аппарат регистрирует и записывает частоту сердцебиений малыша.
Врач акушер-гинеколог оценивает запись сердцебиений, эпизоды урежения и резкого учащения частоты сердечных сокращений плода, и на основании этих данных делает заключение о том, насколько комфортно малыш чувствует себя в животе у мамы.
К примеру, при снижении концентрации кислорода в крови плода уменьшается и его поступление к клеткам нервной системы, что, в свою очередь, отражается на частоте сердечных сокращений. При нормальном течении беременности КТГ проводят после 33-й недели 1 раз в 10–14 дней, иногда чаще.
Если во время проведения исследований состояния плода выявляются начальные нарушения поступления кислорода к малышу, назначается медикаментозное лечение, направленное на увеличение притока крови через плаценту и обязательные контрольные обследования для проверки эффективности проводимой терапии. Если же изменения серьезные, малыш испытывает выраженный дефицит кислорода и питательных веществ и состояние его страдает, то в таких случаях принимается решение об экстренном родоразрешении.
В полном объеме
В настоящее время кроме обычного УЗИ широко применяются 3D- и 4D-исследования.
Объемные методы осмотра позволяют уточнить выраженность нарушений у малыша (если они обнаружены ранее) и наиболее понятно продемонстрировать родителям, что не так с ребенком.
Существуют, например, высокотехнологичные программы для детальной оценки сердца малыша. Кроме того, осмотр в режиме 4D по-настоящему знакомит родителей с их будущим ребеночком.
В некоторых клиниках в настоящее время предлагается услуга постоянного КТГ-мониторирования в последние недели беременности. Беременной женщине выдается мониторчик, который регистрирует изменения сердечной деятельности малыша, и эти данные по Интернету передаются лечащему врачу.
Источник фото: depositphotos.com
Как понять, что ребенок развивается правильно
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим развитием ребёнка. Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?
Ориентируемся на вопросы
Специалисты по детскому развитию утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.
Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша.
А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.
Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей.
Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.
Вопросы «кто?» и «что?»
К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки.
Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители без слов понимают, что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз.
Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.
Вопросы «где?» и «когда?»
Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее.
Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?».
Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.
Вопрос «как?»
На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?».
Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка.
Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, разрывают книги по страничкам.
Вопросы «зачем?» и «почему?»
Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей – подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.
Что делать, если малыш не задает вопросов
Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.
К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» — «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» — «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» — «потому что на улице холодно» и так далее.
Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы.
Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.
Виктория Грицук
Как определить умственное развитие ребенка
Вам понадобится
- — среднестатистические показатели умственного развития детей данного возраста:
- — данные наблюдений за ребенком;
- — игрушки и предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями.
Инструкция
Чтобы определить, насколько умственное развитие вашего ребенка соответствует норме для данного возраста, необходимо иметь среднестатистические данные. Вам поможет, например, Программа воспитания в детском саду. Там сказано, что должен знать и уметь ребенок в каждой возрастной группе. Именно этими данными оперируют воспитатели и психологи, когда проводят диагностику. Учтите, что у умственного развития есть три составные части — эмоциональная, речевая и логическая. Так или иная может быть преобладающей. Умственное развитие ребенка до года можно определить, систематически за ним наблюдая. Проявляет ли малыш интерес к окружающему миру? Реагирует ли он на раздражители? Различает ли близких родственников? Называйте полугодовалому ребенку знакомые предметы и просите показать. Проверьте соответствие речевого развития малыша его возрасту. Но если ребенок не торопится начать разговаривать, не волнуйтесь. Это еще не означает задержки речевого развития. Если годовалый малыш с интересом относится к окружающему миру, исследует все, что попадает в руки и вместо слов использует знаки — все нормально. Диагностика умственного развития детей раннего и дошкольного возраста проводится по нескольким направлениям. Проверьте знания ребенка о нем самом и об окружающем мире. Полуторагодовалый малыш должен знать свое имя и отзываться на него. В три года он уже знает свою фамилию, а в четыре — имя, фамилию и принадлежность к определенному полу. Ребенок в пять лет должен знать адрес, уметь определять время года и суток. В шесть лет он должен уже ориентироваться по часам, знать дни недели и месяцы, а о себе уметь составить связный рассказ. Этот рассказ включает не только анкетные данные, но и увлечения, кружки, где он занимается и т. д.
Определите, насколько понятлив ваш ребенок. В разном возрасте преобладают разные типы мышления. Почти у всех младших дошкольников основным являются наглядно-образное и наглядно-действенное типы. Ребенок еще не может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Не волнуйтесь, если он столкнувшись с задачей, похожей на предыдущую, не сможет сразу ее решить, а начнет экспериментировать. Малыш еще только осваивает методы исследования. Старший дошкольник должен уже предвидеть, что получится, если он сделает определенные действия. Трехлетний ребенок надевает куртку просто потому, что ее надевает мама.
Шестилетний должен объяснить, что на улице холодно, поэтому нужно одеться потеплее.
Проверьте, насколько ваш малыш умеет обобщать предметы или явления. В четыре года у него должны уже быть сформированы простейшие обобщающие понятия — «посуда», «мебель», «одежда». Создайте игровую ситуацию.
Сложите в кучу разные предметы обихода и предложите ребенку их рассортировать. Старшему дошкольнику доступны более сложные обобщения. Например, он может разложить посуду по назначению, отделив ту, в которой готовят, от чашек и тарелок.
Ваша задача — определить, насколько ребенок умеет выделять существенные признаки. Если в младшем дошкольном возрасте он еще имеет право на подобные ошибки, то у ребенка предшкольного возраста ошибки в классификации уже могут быть симптомом психического заболевания.
Если он постоянно ошибается и выделяет без специального задания несущественные признаки как основные, покажите его психиатру.
Может ли ваш ребенок сконцентрировать внимание? Помните, что дошкольник не в состоянии одновременно удерживать в сфере внимания много предметов. Обычно их количество рассчитывается по формуле «возраст минус один». То есть ребенок одновременно наблюдает за несколькими предметами, если их количество на один меньше, чем лет самому малышу. Учтите это при создании игровых ситуаций. Например, покажите четырехлетнему малышу 3 предмета в определенной последовательности. Уберите предметы и предложите ребенку их назвать в том же порядке.
У старшего дошкольника концентрацию внимания можно проверить, предложив ему найти в комнате предметы по определенным признакам. Например, это могут быть большие круги, маленькие треугольники, зеленые квадраты и т. п. Ребенок должен удерживать в сфере внимания оба признака.
Узнайте, понимает ли ребенок, зачем нужны те или иные предметы. У младшего дошкольника набор должен быть самым простым — стол, стул, чашка, куртка. Он может ответить односложно. Стул нужен, чтобы на нем сидеть. Набор предметов для диагностики индуктивного мышления старшего дошкольника довольно велик.
Ребенок уже знает об окружающем мире довольно много и умеет устанавливать причинно-следственные связи. Спросить можно обо всем, что окружает ребенка. Можно провести эксперимент, показав в магазине неизвестный предмет и спросив, для чего он может быть предназначен.
Понаблюдайте, выделит ли ребенок существенные признаки и сумеет ли их связать с предполагаемыми действиями.
Важным показателем является математическое мышление. Трехлетний ребенок должен уметь отличать наиболее яркие геометрические формы — круг и квадрат, кубик и кирпичик. Он может понять, где один предмет, а где — много.
Если малыша постепенно учат считать, то к четырем годам он должен уметь сосчитать до трех.
Старший дошкольник знает основные геометрические фигуры и тела, умеет считать до десяти и выполнять основные математические действия.
Источники:
- Программа воспитания в детском саду.
- определение умственного развития ребенка
Как понять, нормально ли развивается ребенок. Привожу проверенные нормы развития
Хотя я и не отношу себя к тревожным мамам, все равно не представляю, как можно не ориентироваться на таблицы роста и умений ребенка, особенно, если ребенок первый, и в голове множество вопросов по его развитию. Но дело в том, этих норм-огромное количество, в том числе противоречивых.
Когда я училась на педагога раннего развития, то сразу в нескольких авторитетных источниках попадались отличающиеся друг от друга нормы, иногда с разницей чуть ли не в год по одному и тому же показателю. А непроверенной информации в интернете еще больше.
Поэтому, опираясь сразу на несколько книг, хочу привести для примера таблицы со средними показателями тех или иных достижений детей в возрасте от рождения до трех лет. Мне они кажутся наиболее объективными, хотя и источник 2004 года.
Но нужно понимать, что последние 5 лет встречается все больше детей с задержкой развития, поэтому многие неврологи и логопеды уже прибавляют около года к той или иной норме. Слышала такое насчет приучения к горшку, что соответствующие сигналы ребенка могут поступать в мозг не к двум, а к 2,5-3 годам.
По речи тоже много противоречий, по сути, главное, чтобы к трем годам говорил предложениями. Ну и самое главное-нормы на то и нормы — что это совсем усредненный показатель, и даже если ребенок где-то не дотягивает-это не повод паниковать, если уже и специалисты дают разбег от полугода до года по некоторым параметрам.
Вопрос в том, что если малыш совсем не совпадает ни по какому показателю, то, возможно, все-таки следует обратиться к специалисту.
Я их использую для того, чтобы подтянуть тот или иной навык и помогать формировать те или иные умения.
Если, например, малыш может к году пить из чашки, то не стоит бояться ему эту чашку предлагать месяцев с 7-8. А то можно с поильником и до трех лет проходить)
Ориентировочные показатели развития детей от 1 года (таблица составлена на основе разработок Н.М. Аксариной, Т.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт)
Ребенок первого года жизни (по месяцам):
- 1 месяц: фиксация взгляда на лице взрослого и ярких предметах; первая улыбка в ответ на общение со взрослым; попытка удержать голову, лежа на животе.
- 2 месяц: следит взглядом за движущимся предметом, прислушивается к звукам; длительно улыбается при общении со взрослым.
- 3 месяц: слуховое и зрительное сосредоточение; комплекс оживления; случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью; хорошо удерживает голову; лежит на животе, опираясь на предплечье; начало гуления.
- 4 месяц: находит источник звука; громко смеется; захватывает подвешенную над грудью игрушку; поддерживаемый за подмышки, хорошо опирается ногами, пытаясь выпрямить их; гуление.
- 5 месяц: различает интонации; отличает своих от чужих; четко берет игрушку из рук взрослого, переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке под мышки; подолгу гулит.
- 6 месяц: свободно берет игрушку из разных положений и долго занимается с ней, переворачивается с живота на спину, пытается ползать; начало лепета; хорошо ест, снимая пищу губами с ложки.
7 месяц: играя с погремушкой, стучит, размахивает ею; хорошо ползает, ровно стоит при поддержке за обе руки; подолгу лепечет; на вопрос «Где?» Находит предмет, расположенный в одном и том же месте.
8 месяц: игрушками занимается долго, сам садится и ложится, сам встает, держась за барьер; громко повторно произносит различные слоги; по просьбе взрослого выполняет заученные движения: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания»; пьет из чашки, которую держит взрослый; ест кусочек хлеба, который сам держит в руке.
9 месяц: занимается по-разному с предметами, в зависимости от их свойств: катает, вынимает и вкладывает; переступает вдоль барьера; ходит при поддержке за обе руки; подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги; на вопрос «Где?» отыскивает предметы, находящиеся в разных местах.
10 месяц: действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий; стоит самостоятельно, ходит за каталкой; по просьбе взрослого находит и дает игрушку; отвечает на заигрывание «догоню-догоню».
11 месяц: овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамидки и т.д.; ходит при незначительной поддержке взрослым; произносит первые слова-обозначения: «ав-ав», «кис-кис», «дай», «мама» и др.; по просьбе взрослого выполняет знакомые ему действия: «Покати мяч», «Покачай Лялю» и т.д.
12 месяц: самостоятельно ходит; произносит 6-10 слов; самостоятельно пьет их чашки.
Развитие детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев
Сенсорное развитие: Различает предметы по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например, кубик к кубику.
Общие движения: Ходит длительно до 10 м. Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.
Игра: Умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает её и т.д. Переносит знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.
Понимание речи взрослых: Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.
Активная речь: Пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав» и т.д.). Легко подражает облегченным словам.
Навыки: Пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.
Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет
Сенсорное развитие: Подбирает по образцу предметы 4 основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например, 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.
Общие движения: Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 — 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.
Игра: Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.
Понимание речи взрослого: Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о событиях, знакомых без показа. Понимает содержание несложного текста по картинке.
Активная речь: Словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос: «Что это?»
Навыки: Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.
Развитие ребенка 3-го года
Сенсорное развитие: Называет 4 основных цвета, величину «большой», «маленький».
Общие движения: Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него.
Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми.
Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.
Речь: Словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки.
В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих.
(По звукопроизношению тоже существуют расхождения, например, звуки «с-сь», «з-зь» могут не появляться и до 4 лет).
Игра: В игре исполняет роль мамы, врача и т.д.
Навыки: Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.
- Если вы хотите знать, как развивать ребенка от года до трех лет без вреда для его здоровья, получить большой перечень занятий и игр — переходите по ссылке и ознакомьтесь с пособием «Раннее развитие детей от года до трех лет с комфортом для мамы» от педагога раннего развития
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы