Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок начинает совершать действия, не укладывающиеся в общепринятые нормы поведения. В данном случае речь пойдет о детском воровстве — сложной и животрепещущей теме.

Вопреки распространенному мнению, подобное случается не только в неполноценных семьях. Часто бывает, что заботливые мать с отцом стараются дать своим детям все, чего бы они не пожелали. Но выясняется, что сыну или дочери все равно чего-то не хватает.

Что предпринять родителям, столкнувшимся с проблемой детского воровства?

Если ребенок ворует: наиболее распространенные причины детского воровства

Родителям, уличившим своего ребенка в воровстве, сложно понять, почему они покупают ему самые современные и дорогие игрушки, но все равно периодически находят у него вещи других детей. Столкнувшись с этим впервые, многие списывают произошедшее на случайность, а при повторном случае ситуация обычно оправдывается детской невнимательностью. Но при многократном нахождении у малыша чужих вещей родители понимают, что имеют дело с самой настоящей проблемой, и стараются найти выход из сложившихся обстоятельств.

Как бы отвратительно не выглядели попытки малыша безнаказанно присвоить чужое, взрослым следует учитывать, что воровство — вполне нормальное явление в развитии ребенка.

Познание окружающего мира детьми происходит поэтапно: нравственные установки и правила поведения в обществе изначально закладываются в семье.

Для того чтобы малыш понял, что воровать нехорошо, он должен сначала попробовать это сделать.

Важно выявлять причины неправильного поведения малыша, поскольку маленькие дети всегда действуют согласно определенной мотивации.

Ребенок 2-4 лет может не понимать, какие вещи принадлежат ему, а какие нет. Очень часто за детскими кражами стоит обычное любопытство: ребенок подобного не совершал, и ему интересно посмотреть на реакцию взрослых. Родителям обязательно нужно проводить с крохой беседы, вместе разбирать различные жизненные ситуации, объяснять границы «своего» и «чужого».

Дети постарше уже имеют представление о личной собственности, и совершают поступки вполне осознанно. Но причины воровства могут быть различными. Детское воровство способно сигнализировать не только об упущениях в воспитании, но и быть своеобразным криком о помощи.

Распространенными причинами воровства у детей дошкольного и школьного возрастов являются:

Детские кражи часто встречаются в семьях, где ребенка балуют, позволяя ему делать и получать все, что только захочется.

  • Желание произвести впечатление.

Причиной воровства у детей старше 7-и лет может являться низкая самооценка. В подобных случаях ребенок старается выделиться среди сверстников, повысить собственную значимость единственным по его представлениям верным способом. Нередко так совершаются кражи «на слабо».

  • Проблемы во взаимоотношениях с другими детьми.

Дети могут воровать, желая отомстить обидчику, или же находясь под чужим влиянием (ребенка могут запугивать в школе старшие дети, шантажируя его и вымогая вещи и игрушки).

Какие меры могут предпринять родители?

Желание присвоить собственность другого малыша, несомненно, является негативным побуждением. Важно своевременно выявить эту черту в ребенке и принять меры по ее пресечению.

Обычно родители начинают бороться с воровством чада из-за беспокойства о его будущем. Кому-то не хочется испытывать стыд уже сейчас, ведь дети, замеченные в воровстве, становятся излюбленной темой обсуждения педагогов и сверстников.

Конечно, вряд ли кто-то сможет назвать вором двух- или трехлетнего кроху с несформированными понятиями об общественных нормах поведения.

Тем не менее если малыш взял чужую вещь, родители не должны улыбаться, шутить и относиться к проступку снисходительно («ничего страшного, в детском саду много игрушек!»).

В этом случае взрослым необходимо выразить свое разочарование поступком ребенка и объяснить ему, что украденную вещь обязательно нужно вернуть владельцу и извиниться.

Если малыш взял чужую игрушку из-за того, что она ему очень понравилась, лучшим вариантом станет покупка аналогичной игрушки. Ребенок усвоит, что не стоит совершать поступки, за которые его будут отчитывать, ведь для получения желаемого вполне можно обратиться к родителям.

Бывает, что любознательный ребенок не может преодолеть желания заглянуть внутрь игрушки, чтобы узнать, как она устроена.

Осознание того, что за поломку собственной игрушки его поругают, способно побудить его к использованию чужой вещи для этих целей.

Поэтому родителям имеет смысл пересмотреть свое отношение к потребностям малыша, и в дальнейшем стараться не препятствовать ему удовлетворять любопытство. Возможно, стоит иногда разрешать крохе разбирать свои старые игрушки.

Иногда причиной воровства становится желание ребенка привлечь внимание вечно занятых взрослых. После таких детских оплошностей многие родители стараются проводить с детьми больше времени, разговаривают с ними, пытаясь понять мотивацию.

Однако в результате чадо получает установку, что добиться внимания взрослых, которого ему так не хватало, можно посредством совершения плохих поступков.

Ребенок готов выслушивать целые лекции о плохом поведении и его последствиях, лишь бы момент воспитания продлился как можно дольше.

Если выяснилось, что малыш совершил кражу, чтобы произвести впечатление на своих сверстников, родителям следует обсудить с ним тему дружбы и объяснить, что он вряд ли утвердит авторитет в коллективе через воровство.

Можно устроить детский праздник дома, организовать пикник на природе, чтобы взаимоотношения ребенка и его друзей сложились естественным образом. Маме и папе также стоит обратить внимание на таланты крохи, своевременно выявить и развивать их.

Это поможет ребенку повысить самооценку и добиться уважения в глазах окружающих.

Сложнее всего перевоспитанию поддаются баловни семьи. Избалованного ребенка на воровство обычно толкает вера во вседозволенность.

Ответственность за происходящее в данной ситуации полностью ложится на неправильно воспитывающих чадо родственников, в круг которых входят не только родители, но и дяди, тети, дедушки и бабушки.

Взрослым следует научиться рационально оценивать потребности своего малыша, и не потакать всем его прихотям. Целесообразным будет согласование единой системы предъявляемых ребенку требований, которой должны будут придерживаться все взрослые родственники без исключения.

Если же малыша вынуждают воровать старшие дети, беседу необходимо проводить не только с ним, но и с родителями виновных, а также с воспитателями или учителями. Важно, чтобы тонкая грань взаимопонимания в семье не была нарушена, и ребенок всегда мог обратиться за помощью и советом к своим близким.

Помните: цель воспитательной беседы — создать у ребёнка яркое, хорошо ему запомнившееся представление о морально-нравственных ценностях. Поэтому разговор должен быть спокойным, взвешенным, подкрепленным убедительными аргументами.

Психологическая помощь детям

Если окруженный заботой и лаской ребенок даже после проведения воспитательных бесед продолжает приносить в дом чужие вещи — это серьезный повод для беспокойства. Возможно, малыш страдает клептоманией. Для этого редкого психического расстройства характерно появление у человека болезненного влечения к воровству.

Однако не стоит спешить с выводами. Такой серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт. Поэтому если малыш проявляет склонность к воровству, взрослым имеет смысл задуматься о необходимости обращения за профессиональной медицинской помощью.

Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Содержание:

  • Феномен детского воровства
  • Почему дети воруют?
  • Кражи детей разного возраста
    • Дошкольный возраст
    • Школьный возраст
    • Подростковый возраст
  • Ошибки родителей
  • Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
    • Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
    • Если ребёнок украл деньги
  • Как отучить ребёнка красть: советы психолога
  • Профилактика детского воровства

Феномен детского воровства

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Советы психолога: истерики у ребенка в 2, 3, 4, 5 лет

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Советы психолога: ребенок не хочет учиться в школе

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им.

Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д.

Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб.

Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Если ребёнку вовремя не объяснить, что не всё в мире принадлежит ему, то можно столкнуться с тем, что он таскает шоколадки из магазина или берёт без спроса деньги из вашей сумки. Наш блогер Марианна Юдина рассказала, как себя вести, если вы заметили, что ребёнок ворует.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Столкнувшись с этой проблемой, родители начинают паниковать. Насколько это серьёзно? О чём говорит склонность ребёнка к воровству: об ошибках в воспитании или о психических отклонениях? Давайте разбираться. Широко распространено мнение, что детское воровство — проблема неблагополучных семей. Но ведь к вам это не относится! У вашего ребёнка есть всё необходимое.

«Уже в который раз я замечаю, что в моём кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, — рассказывает мама 10-летнего Андрея. — Сначала я думала, что это мне так только кажется.

Ну, мало ли, забыла, не рассчитала покупки — всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот я уже записываю все расходы, а деньги всё равно неведомым образом исчезают.

Спрашивала у ребёнка — говорит, что не брал».

Мысль, что ваш ребёнок — вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Вы лихорадочно пытаетесь найти ответы на вопросы «что делать, если ребёнок ворует деньги?» и «как отучить ребёнка воровать?».

Причины воровства у детей разного возраста:

В 2-3 года

В этом возрасте ребёнок ещё не способен понять, что такое собственность, и поэтому считает, что всё в мире «принадлежит» ему.

На прогулке или в гостях ребёнок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать её нельзя.

Он сам, без помощи взрослых, не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.

В 4-7 лет

Дети 4-7 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было заботиться о себе, чтобы выжить.

  • Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны как раз для старших дошкольников
  • В этом возрасте ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.
  • Например, у ребёнка не складываются отношения со сверстниками — в детском саду, в школе, во дворе — и он может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить ими друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал.

В 8-11 лет

У детей постарше — от 8 до 11 лет — воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на своё «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Не в силах противостоять своему «хочу», ребёнок ворует деньги у родителей, родственников или близких людей. Ему трудно справиться с соблазном, хотя он знает, что воровать нехорошо и испытывает стыд за свой поступок.

В 12-15 лет

То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка 12-15 лет — уже осознанный шаг, а иногда и того хуже — вредная привычка. Но если подросток ворует, это ещё не значит, что всё потеряно. Нельзя забывать, что мотивы воровства могут быть самыми разными.

Прежде чем решать, что делать, если подросток ворует, постарайтесь понять причины. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подросткового воровства характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе.

Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?

Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.

«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»

Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время.

А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности.

Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.

Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок.

Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких.

К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.

Виды и причины детского воровства

  • «Истинное» воровство (клептомания). Встречается редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием, с ней работает врач-психиатр.
  • Воровство как средство привлечения внимания. Часто детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребёнок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом — демонстрацией негативного поведения.
  • Воровство как следствие отсутствия чётких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем, что ребёнок просто не знал, что, например, деньги из маминой сумки брать нельзя. Или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра — нет), ребёнок может взять деньги, не считая это нарушением семейных правил.
  • Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребёнок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.
  • Воровство для «подкупа» сверстников. Если ребёнок начал воровать деньги, чтобы покупать подарки и сладости одноклассникам — это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.
  • Воровство «по принуждению». Ребёнок ворует деньги и отдаёт их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз.

Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:

  • Навешивать на ребенка ярлыки, клеймить, называя его «вором», иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит — значит, я действительно такой!
  • Обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство — сор, который не следует выносить из избы.
  • Обращаться к ребёнку со словами: «Как ты мог?», «Как тебе не стыдно?», «У тебя совесть есть?» и тому подобное.
  • Сравнивать его с другими детьми и с собой в детстве: «Вот я никогда…».
  • Возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), этим вы только закрепите поступок в его сознании.
  • Допускать ситуации, провоцирующие воровство.

Что делать, если ребёнок ворует и врёт?

«Я нашла видеоигру в шкафу своего сына. Боюсь, что он купил её на деньги, которые тайком вытащил у меня из кошелька. Сам он ни в чём не признаётся. Ребёнок ворует деньги и врёт. Что же мне делать?» — спрашивает мама 12-летнего Карена.

В случае, когда вина ребёнка не доказана, лучше промолчать. Не пойман — не вор. Но если вы уверены в вине ребёнка на 100%, сначала спокойно поговорите с ним. Именно спокойно — без криков и обвинений. Выясните, почему он так поступил. Обязательно узнайте, с кем общается ребёнок. Вполне вероятно, что он попал в плохую компанию.

Накажите ребёнка, но не ремнём, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.

Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?

Проблему воровства, как и любую другую, легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание?

  • Стройте общение на доверии, чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниям и опытом. Помните, что многие ситуации могут казаться подростку безвыходными и что он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
  • С ранних лет приучайте ребёнка к мысли, что деньги трудно зарабатывать, что их следует тратить с умом и что если они ему нужны, то он всегда может попросить у вас.
  • Постарайтесь определить склонности ребёнка и подобрать ему хобби, которое увлечёт и займёт значительную часть свободного времени.
  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребёнок знает ПИН-код, смените его.
  • Давайте ему средства на небольшие расходы.

Если проблема воровства не обошла стороной вашу семью и ребёнок начал воровать у родных, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными. Коррекция детского воровства должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, а не наказывать его.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Kittyfly)

Детское воровство — причины и профилактика

ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО – ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» — говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои. 

Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 — 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей. Причиной того, что ребенок взял чужое чаще всего бывает непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Возраст 4-7 лет — возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности.

Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности.

Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя.

Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

Можно условно выделить три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Каковы же причины детского воровства?

1. Неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви.

Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны.

Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять  его действия (если есть пусть даже небольшой повод).

Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия  в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники.

В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной — а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. — всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка.

При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты — это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали.  Он украл, чтобы отомстить обидчику. «Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил» — рассуждает ребёнок.

В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает.

Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где  игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года.

Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).

Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия — «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка  часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание  на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются.

 Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо  хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.

  Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «Хочу» совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их.

Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное — и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и  рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.  Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

  • Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
  • Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка.
  • Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
  • Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него «ярлыки», предсказывая ему криминальное будущее.
  • Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  • Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
  • Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.
  • Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
  • По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  • Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
  • Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
  • Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое».

Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.

Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д.

Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению.

Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности.

По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям.

Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать.

Кражу в этих условиях совершить труднее.

Подготовлено по материалам интернет-сайтов педагогом-психологом Н.Ю. Рубанец

Детское воровство: почему это происходит в хороших семьях?

Например, эта девочка, которая мечтала о платье и телефоне, но боялась даже сказать об этом маме, предпочитая лазить по карманам в раздевалке. После того, как обсудили все варианты с мамой, девочка стабильно стала получать карманные деньги, а также появилась возможность свободно обсуждать, что хочет, о чем мечтает, дело наладилось.

Одна девочка тащила из школы всякие сувенирчики, мама встревожилась, пришли ко мне на прием.

Мы поиграли с ней в игру – она выбрала себе 5 предметов, я тоже выбрала, мы начали обмениваться друг с другом, а потом я просто стащила самый ценный. Обсудили с девочкой, что она чувствует при этом.

Поговорили о вреде воровства, что есть стыд, страх разоблачения. А уже потом о том, какие есть способы получить желаемое, если разговариваешь и договариваешься.

С мальчиком, который воровал, чтобы угостить друзей, чтобы привлечь внимание, прорабатывали, как иначе можно подружиться, как проявить себя в компании. Как только начинает получаться, воровать уже необходимости нет.

Еще один пример. В семье был предпочитаемый ребенок – мальчик, более успешный, мама его поощряла, замечала, а дочку – скорее нет. Она стала то и дело что-то воровать, пытаясь так привлечь к себе внимание, как по-другому осуществить это желание она не понимала.

Когда с мамой обсуждали, ей стало очевидно, что ребенком ситуация в семье воспринимается как несправедливость. Также бывает при рассмотрении происходящего, что родители понимают, что ребенок игнорируется, приоритетна работа или супружеские отношения. Это создает почву для воровства.

И тогда, конечно, больше работаем с самими родителями.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда оказывается, что ребенок ворует деньги у родителей или бабушек-дедушек. Из-за сильных чувств злости, недоверия и стыда за ребенка родители возмущаются, и тогда прояснить становится еще сложнее, а ведь важно поговорить, выяснить, может подросток и вовсе в беду попал, бывает, что вымогают деньги во дворе или в школе».

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Я бы посоветовала родителям воспитывать детей, больше уделять им внимания. У нас родители настолько заняты сейчас, работают от зари до зари.

Важно занимать детей, секции, кружки какие-то, чтобы были интересы у ребенка, чтобы дети занимались тем, что надо, а не придумывали себе что-то… Вот младшие школьники почти всегда под присмотром, их даже из школы так просто не отпускают.

А дети постарше начинают ходить-бродить одни, компании появляются, так это все и начинается.

Родителям, конечно, важно ребенку пояснять, что взять чужое у одноклассника или в магазине – это не просто шалость, это преступление, по которому предусмотрена ответственность. Кстати, если ребенок начинает таскать деньги из кошелька у мамы или бабушки, про это тоже нужно говорить, ведь это точно так же чужая собственность».

Ольга Сергеева, психолог: «Родители, когда воспитывают ребенка, прививают ему понятие «свое-чужое». Почти все дети, пока у них не появилось это понимание, притаскивают что-то домой. А где-то к 6-7 годам ребенок, даже если очень хочет чего-то, начинает себя удерживать и способен сделать это, опасаясь нарушения запрета.

Обязательно нужно защищать и право ребенка на обладание своей собственностью (игрушками, вещами) перед другими детьми, даже братьями и сестрами. Иначе получается двойная мораль, уважение к чужой собственности так не воспитаешь.

Разумный родитель внимателен, замечает чужое и выясняет, откуда взялось. Предлагает вернуть вещь или возместить ущерб, напоминает правило «чужое брать нельзя». При этом стоит помнить, что излишнее пристыживание дает противоположный эффект – ребенок становится нечувствительным к стыду.

Если эпизод с кражей произошел, ни в коем случае не стоит его замалчивать, спускать на тормозах, но одним «так нельзя» тут не обойтись, нужно понять, что руководило ребенком, какая потребность, и перестроить, прежде всего, собственное родительское отношение.

Если понять сложно, приходите к психологу, обычно 1-2 консультаций достаточно, чтобы разобраться с причинами поведения ребенка, и придумать, как помочь ему».