ЭКО: между прошлым и будущим
Шестой Международный конгресс Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины «Современные подходы к лечению бесплодия. ВРТ: настоящее и будущее» собрал в Алматы более 600 участников из 13 стран мира и всех регионов Казахстана. Ежегодно 20 000 супружеских пар у нас в стране выставляется диагноз бесплодие. В 65 - 70% случаев им можно помочь обычными методами – либо хирургическими операциями, либо лечением с назначением соответствующих медикаментов, а в остальных случаях на помощь приходят вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ).
Врачи-репродуктологи, эмбриологи, генетики, акушеры-гинекологи, урологи-андрологи, организаторы здравоохранения и представители научно-исследовательских институтов и медицинских вузов страны обсуждали в дни конгресса актуальные вопросы, делились новостями, знакомились с новейшими разработками в области репродуктивной медицины и обменивались опытом. Также в рамках отраслевого мероприятия прошли мастер-классы по эмбриологии и оперативной гинекологии с участием известных зарубежных специалистов. А целью конгресса, как ее обозначил в самом начале президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины (КАРМ) Вячеслав Локшин, стало создание концептуальной доктрины диагностики и лечения бесплодия.
По словам специалистов, уровень развития ВРТ в Казахстане сегодня соответствует европейским стандартам, а клиники ничем не отличаются, а по некоторым аспектам, даже превосходят европейские клиники. А казахстанским пациентам с любыми формами бесплодия теперь нет необходимости выезжать за границу, так как все существующие методики внедрены в Казахстане.
Первые центры по репродуктивным технологиям были созданы у нас в стране в 1995 году, а на сегодняшний день лицензию получили уже 18 центров репродуктивной медицины, 15 из которых ведут активную работу, а 3 готовятся к открытию. Также в Казахстане существует весьма прогрессивное законодательство, регулирующее эту сферу. В 1998 году в Кодексе РК «О браке и семье» впервые появилось понятие суррогатное материнство, в 2004 году вступил в силу Закон «О репродуктивных правах», а в 2009 году Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» позволил гражданам РК де-юре осуществлять все возможности, имеющиеся в мире репродуктивных технологий. Например, в мире есть страны, где при ЭКО нельзя подсаживать более одного эмбриона, что сокращает шансы наступления беременности. В частности, это Италия, Скандинавские страны. У нас же, как и в США, число эмбрионов не ограничивается, хотя и существует рекомендация о переносе не более трех эмбрионов, но, во-первых, три – это все-таки не один, а во-вторых, рекомендация на то и рекомендация, чтобы при необходимости можно было индивидуально подойти к каждому конкретному случаю. К сегодняшнему дню успех лечения бесплодия в Казахстане достиг 40% и выше, что вполне соответствует международным стандартам. Но все ли так хорошо и гладко в этой сфере? Естественно, в ней существуют свои вопросы и проблемы, которые требуют решения, и сегодня мы посмотрим на них через призму самого популярного и распространенного метода ВРТ – экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), который в английском языке звучит как in vitro fertilization то есть «оплодотворение в пробирке».
В арсенале клиник ВРТ программы суррогатного материнства, ИКСИ, донорство, программы с замороженными клетками и другие современные технологии, но именно с ЭКО началась государственная поддержка этой сферы. Государство ежегодно выделяет более полумиллиарда тенге, которые позволяют сотням бесплодных пар пройти процедуру ЭКО и получить шанс на появление в семье ребенка. И если в 2010 году за счет государства было проведено 110 циклов, в 2011 год – 350 циклов, начиная с 2012 – 600 циклов, то в следующем, 2015 году планируется провести уже 800 циклов. Процент рождаемости после таких циклов считается высоким и составляет 32,5%. В 2010-2012 годах родилось 200 здоровых детей по программе ГОБМП на услугу ВРТ, а затрачено на нее было, соответственно, порядка полутора миллиарда тенге. То есть, вот она и первая проблема – дороговизна технологий ЭКО. Причем дорого эта процедура обходится не только государству, которое на каждый цикл закладывает 750-800 тысяч тенге, но и парам, которые проходят программу за свой собственный счет, а таких пар, кстати, большинство.
Так, по данным начальника управления здравоохранения г.Алматы Жанат Касымжановой, число пар, обращающихся к процедуре ЭКО растет по всему Казахстану и сейчас возможности ЭКО использует 12 % населения. В Алматы этот процент выше – 15% населения. При этом квота на программу в южном мегаполисе составляла в последние два года 57 пар ежегодно, в то время как в очереди стоят порядка 400 пар. Между тем, ежегодно в стране делается около 4 тысяч программ и многие пары даже не пытаются добиться квоты и рассчитывают только на свои силы и средства. И если в прайсах алматинских клиник можно найти стоимость программы ЭКО в стимулированном цикле на уровне 300 тысяч тенге, то реальные затраты намного больше.
«Наша семья потратила на ЭКО под миллион тенге, - рассказывает Айжан Крылова, - Но нам очень повезло, и беременность наступила сразу же в первой программе. Сейчас моим сынишкам уже по 7 месяцев. Я выбирала не клинику, а шла к конкретному врачу, которого мне порекомендовали и очень этому рада. Что касается государственной квоты, то чтобы ее получить, надо похлопотать и побегать, а у меня была такая работа, с которой я абсолютно не могла отпрашиваться – все очень строго и «от звонка до звонка». К тому же некоторые мои знакомые, желающие сделать ЭКО за счет государства, уже два года стоят в очереди, но она до сих пор не подошла, а мы с мужем не хотели так долго ждать. Оплатить все расходы возможно только, если и муж и жена, каждый, получают зарплату на уровне тысячи долларов и выше, или же имеют накопления. У нас накоплений не было, просто траты не были единовременными, и самой крупной была выплата 300 тысяч тенге на саму процедуру ЭКО. Все остальное выплачивалось как-то постепенно: на обследование и анализы, затем много времени у меня ушло на приведение гормонального фона в норму, далее последовала покупка дорогостоящих лекарств...Все вместе как раз и «набежало» под миллион, хотя, получив результат, которого мы так долго ждали, об этих тратах мы уже не жалеем. Но у меня есть знакомые, которые хотят пройти процедуру ЭКО, но не могут себе этого позволить, поэтому хотелось бы, чтобы государство больше финансировало эту сферу или сама процедура стала дешевле».
К тому в достаточной ли степени государство финансирует ВРТ, мы вернемся чуть позже, а пока давайте посмотрим, из чего же складывается себестоимость ЭКО. Как пояснила директор Эко-клиники «Нурай» врач акушер-гинеколог, репродуктолог Акерке Сманова: «Себестоимость складывается из высокой стоимости расходного материала, дорогих питательных сред для клеток и эмбрионов, дорогих инструментов и оборудования. Все это закупается за границей и не производится в Казахстане. Еще одна, возможно основная составляющая цены – дорогие лекарства для стимуляции яичников, для поддержания беременности. Они и в целом дорогие и, особенно, у нас в Казахстане. Некоторые наши пациенты даже специально привозят лекарства из Дубайя, России. Но при этом наши казахстанские цены на ЭКО ни в коем случае не являются высокими в международном масштабе. Во многих зарубежных странах себестоимость первого ЭКО порядка 5 тысяч евро. Просто в той же Европе, или Японии выше уровень жизни и зарплат, где-то действует система страховых накоплений и, в целом, населению такие программы по силам и по возможностям. Но я знаю, что иностранцы хотят приехать в Казахстан и открыть здесь свои клиники, но не могут, так как удивляются, как мы тут работаем с такими невысокими, по их меркам, расценками».
Также, по мнению Акерке Смановой, ЭКО не станет в перспективе дешевле, так как и оборудование, и сама программа постоянно совершенствуется, движется вперед. Практически каждые полгода появляются новые микроскопы, инкубаторы, которые лучше предыдущих, но, соответственно, и дороже. Зато благодаря новым разработкам возрастает эффективность ЭКО – 10 лет назад она достигала 25%, а сейчас 38%. Кстати, для сравнения, если кто-то считает такую эффективность низкой, отметим, что в естественном цикле процент наступления беременности составляет 25%.
Согласна с мнением о том, что технология дешеветь не будет и стоявшая еще у истоков ЭКО в Казахстане врач-репродуктолог Института репродуктивной медицины (ИРМ) Людмила Бадильбаева: «Цена программ ЭКО обуславливается затратами. Технология не дешевеет, а только дорожает, так как программы каждый раз совершенствуются. Поэтому надо рассчитывать не на то, что он станут дешевле, а на профилактику бесплодия. Прежде всего, необходимо вести здоровый образ жизни. Ранние половые связи, ведущие к воспалительным процессам, инфекциям, передаваемым половым путем, табакозависимость, алкоголь – все это факторы риска, ведущие к бесплодию. Если же говорить о мужском бесплодии, которое уже почти догнало женское и составляет сейчас порядка 49%, то оно тоже во многих случаях следствие неправильного и малоподвижного образа жизни. Подростки рано начинают курить, не занимаются спортом...Да что там подростки! У нас и дети с 5 лет часами сидят с планшетами, или за компьютерами, а родители рады, что они нашли себе занятие и не мешают взрослым. Вот от этого надо уходить, необходимо правильное воспитание подрастающего поколения».
Известно, что здоровье лишь на 10% зависит от системы здравоохранения, на 50% - от образа жизни, на 25% - от условий жизни и еще 15% приходится на генетический фактор. Также не вызывает сомнений и то, что болезнь легче и экономически выгоднее предотвратить, нежели лечить, поэтому необходимость профилактики и мер предупреждения бесплодия ставятся сегодня во главу угла.
«Частота бесплодия в браке в различных странах составляет от 8 до 29%: в Казахстане – 15%, в России – 16%, в Европе – 10%, в США – 8-15%, - поясняет президент КАРМ Вячеслав Локшин. – А причины бесплодия многогранны. Например, аборт при первой беременности. В 2000 году таких абортов в РК было сделано 17 тысяч, сейчас - 9 тысяч, но все равно это очень высокий показатель. То есть, необходима профилактика абортов. Или, скажем, возьмите ожирение. Частота бесплодия при нем в 2 раза выше, а частота эффективности ВРТ в 1,5 раз ниже, чем в обычной популяции. У мужчин ожирение тоже ведет к нарушению сперматогенеза. Среди других причин - болезни мочеполовой системы, инфекции в гинекологии, эндометриоз. Также влияет генетический фактор, социальный фактор, возраст. Женщины откладывают планирование беременности из-за карьеры, а по статистике замершая беременность у женщин старше 44 лет бывает более чем в 60% случаев. С возрастом снижается и частота наступления беременности. Внедрение ВРТ позволило расширить возрастные рамки, например, можно заморозить ооциты, но все-таки лучше решить вопрос материнства до 35 лет, так как и эффективность ВРТ снижается в зависимости от возраста».
Как отметил главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения и социальной защиты, директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Талгат Кудайбергенов, охрана репродуктивного здоровья – это всегда совокупность факторов, методов, процедур и услуг. На данном этапе существует пять приоритетных факторов: улучшение дородовой помощи, услуги по планированию семьи, ликвидация небезопасных абортов, борьба с инфекциями, передаваемыми половым путем, и улучшение сексуального здоровья. Необходимо проводить систему профилактических мер, а именно мероприятия по ранней диагностике онкозаболеваний, реализацию мер, направленных на снижение инфекционных заболеваний, профилактику врожденных пороков у детей, для чего необходимы медико-генетические консультации. Также, по мнению главного акушер-гинеколога страны, центры ЗОЖ не выработали информационного подхода к молодежи относительно сексуального здоровья. В Казахстане действует 58 молодежных центров здоровья, но наблюдается низкий уровень доверия подростков к медицинским учреждениям. Отсюда и низкий охват средствами контрацепции, прежде всего, среди молодежи. Кроме того, существует множество вопросов, требующих дальнейшего изучения. Например, количество зарегистрированных браков в Казахстане растет и при этом возрастает число женщин с бесплодием. Возможно, это происходит за счет улучшения диагностики, возможно, в связи с ростом обращаемости, а может, существуют и какие-то другие причины.
Что же касается объема государственной поддержки ВРТ в Казахстане, то на этот счет высказались гости из ближнего зарубежья. «Все, что происходит в Казахстане в области лечения бесплодия, вызывает у нашей аудитории добрую зависть, - отметил президент Российской ассоциации репродукции человека Владислав Корсак. - Ваши успехи в этом направлении значительны, и мы к ним стремимся, но пока не достигли. Тем не менее, в 2012 году в России был создан регистр, в формировании которого из 138 центров ВРТ участвовало 110. Также Россия опережает Казахстан по числу циклов на миллион населения – 438. Но потребность у нас в стране выше и европейский стандарт – 1000 циклов на миллион населения». Что касается эффективности, то у нашего северного соседа частота наступления беременности при ЭКО – 38,5%, а частота завершения наступившей беременности родами – 28 % в возрастной группе до 34 лет и снижается по мере роста возраста пациенток. В России также предусмотрено лечение бесплодия с помощью ВРТ за счет обязательного медицинского страхования, но на практике, как поясняют сами российские репродуктологи, за реализацию этого права еще надо побороться.
«Наши страны похожи, но в Казахстане быстрые темпы роста и уровень поддержки государства вызывает уважение, - считает директор харьковской клиники репродуктивной медицины им. Академика В.И.Грищенко Николай Грищенко. - Наши технологии мало влияют на демографию и даже в странах с очень развитыми ВРТ дети, родившиеся благодаря им, редко превышают 2-3 процента от общего числа появившихся на свет детей. Но индивидуальное их значение для каждой конкретной пары огромно и именно в этом аспекте надо рассматривать данный вопрос».
Действительно, согласно статистике, в РК в последние годы рождалось порядка 300 тысяч детей ежегодно и только 1200 детей из них после ВРТ, что составляет 0,3%. Тут важен именно тот шанс, та возможность, что дается парам, которые без того же ЭКО не смогли бы стать родителями. Но можно ли в такой ситуации ожидать от государства гораздо более масштабной поддержки этого направления? Ожидать кончено можно, но не зря у нас постоянно говорится о солидарной ответственности граждан за свое здоровье и пора бы уже начать привыкать к мысли, что не только на государство надо надеяться, но и самому в меру сил и возможностей беречь свое здоровье. Впрочем, репродуктологи настроены довольно оптимистично и верят, что со временем, технологии ВРТ в Казахстане станут доступны всем, кто в них нуждается. Пока же специалистам, задействованным в этой области, предстоит решить немало проблем, среди которых необходимость создания регистров всех женщин с бесплодием, женщин, прошедших ЭКО, а также регистров доноров (спермы, ооцитов, суррогатных матерей). Кроме того, планируется решать вопросы подготовки кадров, страхования врачей, принятия, по примеру российских коллег, кодекса этики врачей акушер-гинекологов и многие другие.
В следующем году ВРТ в Казахстане исполнится 20 лет и в этот юбилейный год ожидается рождение в республике 10-тысячного ребенка из пробирки. А в юбилейный год, как известно, и накопившиеся задачи решаются проще. Так что, если настоящее ВРТ в Казахстане имеет свои светлые и темные стороны, то будущее не лишено оптимизма.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.
- ПРОТОН - инструкция, состав, применение, дозировка, показания, противопоказания, отзывы
- ПРОТОМІД таблетки
- Protocol for Life Balance 5-Methyl Folate 5000 mcg50 Veg Capsules
- Противозачаточные таблетки спасают от боли при ПМС
- Противозачаточные таблетки слабее защищают полных женщин
- Противозачаточные таблетки- риски глаукомы