Заикание или логоневроз является распространенным нарушением речи. К сожалению, в настоящее время данное нарушение у детей не только не исчезает, а приобретает широкое распространение.

22 октября отмечается Международный день заикающихся людей.

Какие причины стоят за данным недугом, как распознать заикание и предотвратить и каким образом можно помочь ребенку, если он уже им страдает, вы узнаете из нашей статьи.

Неопровержимые факты о заикании

Речь детей с заиканием отличается от речи окружающих повторением или продлением отдельных звуков и слогов. Невозможно не заметить данный недуг у ребенка. Появившись однажды, заикание крепко закрепляется в речи ребенка и без помощи малышу может остаться на всю жизнь.

Причины заикания

Если спросить у родителей заикающегося ребенка, что послужило началом заикания у ребенка, большинство ответит, что испуг. Но ведь почти все маленькие дети чего-то пугаются, но не у всех возникает заикание. Хочется «открыть глаза» на причины заикания у ребенка. Одной причины не бывает, как правило, их несколько.

Инфекционные заболевания во время беременности, плохие условия труда у будущей матери плохо отражаются на здоровье малыша. Ослабленная нервная система ребенка даже на незначительные трудности может отреагировать неврозом, в том числе и речевым.

Тяжелые роды нередко приводят к травмам ребенка. Если во время родов повреждена шея новорожденного, значит, может нарушаться кровоснабжение головного мозга и в будущем стать причиной заикания.

У часто болеющих детей сильно истощаются резервы организма. Нервная система ребенка становится подвержена патологическим нарушениям, в том числе это может отразиться на речи и привести к заиканию.

Если у мамы или папы есть недуг, скорее всего, и в речи ребенка начнут появляться запинки. У малыша речь развивается во многом по подражанию. Даже если никаких органических причин у малыша для возникновения заикания нет, но он ежедневно слышит неплавную речь, ребенок будет ее копировать.

Каждый ребенок индивидуален. Тип высшей нервной системы разный. Так, у меланхоличных людей нервная система очень ранимая и на стрессовую ситуацию может отреагировать речевым неврозом.

В раннем и дошкольном возрасте дети часто падают. С горки неудачно скатился или поднимался самостоятельно по лестнице и упал вниз головой. Травмы головы будут предрасполагающим фактором к возникновению заикания.

Удивительно, но факт, что ускоренное речевое развитие, также как и его задержка приводят к заиканию. При ускоренном речевом развитии малыша родители могут переоценить возможности ребенка и начать его «загружать» ненужными знаниями.

Ребенок не успевает перерабатывать информацию, но пытается высказать свои мысли, при этом путает звуки и не может воспроизвести сложные слова, поэтому возникает заикание.

При задержке речевого развития объем полученной информации не находит «выхода» и даже короткие слова проговариваются с трудом. Такой дисбаланс и вызывает заикание.

Первостепенной причиной является нарушение взаимодействия нервных процессов в головном мозге. Сильный испуг, грубое отношение взрослых к ребенку, ссоры родителей в присутствии малыша вызывают истерику ребенка и судороги, в том числе и речевые. Ослабленная нервная система очень часто реагирует на психотравмирующие ситуации заиканием.

Проявления заикания

Неправильно воспринимать заикание только лишь как речевое нарушение. Это расстройство разных систем. Расскажем основные признаки заикания.

Особенности речевого развития

Физические особенности

Психологические особенности

Вопросы и ответы, которые помогут преодолеть заикание

Оказывается, чтобы говорить без запинок, необходимо тренировать речевой выдох. Помогать контролировать дыхание может собственная ладонь, которую необходимо положить между грудной клеткой и животом. Развитие диафрагмального дыхания помогает удлинить речевой выдох.

Безусловно, развитие слуха на речевые звуки благотворно влияет на развитие всей речевой системы. Начинать необходимо с распознавания звуков музыкальных инструментов, звуков природы с постепенным переходом на речевые звуки.

Напротив, логопеды рекомендуют развивать артикуляционный аппарат ребенку. Чистая речь добавит уверенности малышу, а крепкие мышцы губ, щек и языка помогут справиться с судорогами.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.

Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.

Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Заикание

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

«Что? Что вы там говорите? Не понимаю»: как живут люди с заиканием

В фильмах и книгах заикание героя, как правило, делают изюминкой: вспомните Эраста Фандорина или даже профессора Квиррелла. А как живут люди с таким нарушением в реальной жизни? И как правильно общаться с заикающимся собеседником? На эти вопросы отвечает наш блогер Дарья Маланина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я заикаюсь. Да, для человека, который любит разговаривать, общаться, травить байки и выступать перед аудиторией, мне повезло по полной программе: плохой слух, картавость, неточное выговаривание некоторых звуков, да ещё и заикание. Ну, герои не ищут лёгких путей.

Как я заикаюсь

Моё заикание трансформировалось в течение жизни. Когда я только начала заикаться, это были звуки «к», «п», «д», «а», а ещё слова, которые начинаются с сочетания двух и более согласных («здравствуйте», «проходите»).

Особенно для меня были проблемны «к» и «п». Сейчас сложно описать собственную речь, но по ощущениям это не похоже на то заикание, которое обычно изображают в книгах.

То есть, я не говорю вот так: «Это д-два, — сказал Эраст Петрович, — мы п-пройдем в то з-здание и п-поймаем п-преступника».

Когда меня стопорит, я как будто не могу вытолкнуть из себя тот или иной слог или слово. Губы, челюсть, язык, весь рот, даже гортань напрягаются и не хотят его выталкивать, а когда это всё-таки получается — я будто бы с трудом проговариваю это слово. Когда так происходит длительное время, я даже физически устаю, это такая борьба с самой собой, со своим речевым аппаратом.

С чего это началось

Мне кажется, после того, как меня укусила собака.

Мне было семь-девять лет, от укуса остались шрамы на лице (сейчас уже зажили), ну и, естественно, я очень испугалась, ещё долго бежала мимо того места, где была собака, исключительно галопом и с бешено колотящимся сердцем. Хотя мама говорит, что начала я заикаться гораздо позже, чем меня укусили, поэтому это не точно. Так или иначе, примерно лет тринадцать я заикаюсь.

В какие моменты?

Есть такой стереотип: человек заикается, когда нервничает или боится. У меня же это довольно хаотично: я могу сильно бояться выступать с докладом — и при этом вообще не заикаться. А могу чувствовать себя абсолютно в безопасности и заикаться очень сильно, с трудом выталкивая из себя каждое слово. Если начать вспоминать и анализировать, то получится вот так:

  • когда устала или не выспалась и с трудом контролирую свою речь;
  • когда слишком расслаблена (иронично, да);
  • когда тороплюсь — у меня начинает сбиваться дыхание (очень неудобно, иногда что-то действительно нужно сказать как можно быстрее, а тебя именно в этот момент начинает стопорить);
  • когда нужно как-то поиграть голосом, что-то отыграть, например, когда что-то рассказываю.

Но ни один из этих сценариев — не гарантия заикания. Такой хаос довольно сильно выбивает из колеи: никогда не знаешь, как поведёт себя твой речевой аппарат.

Ощущение, что в моей голове сидит человечек и бесконечно подбрасывает монетку: будем мы сегодня заикаться или не будем

Было бы, пожалуй, легче, если бы я точно знала, что вот в такой-то ситуации я буду заикаться. А тут бесконечная русская рулетка: то ли я говорю, и речь моя льётся чистым потоком незамутнённой красоты и прелести, то ли начнётся очередной эпизод передачи «Сдохни или умри».

Что чувствую, когда заикаюсь

Физически — напряжение. В горле и груди как будто формируется такой твёрдый, напряжённый столб. Напрягается корень языка, сильно напрягаются губы, трудно дышать. Я, кстати, читала, что заикание связано как раз с ритмом дыхания.

То есть, обычный человек, не заика, делает вдох, а на выдохе произносит слова. А заику коротит, и он пытается говорить на вдохе. Пожалуй, да, на меня это похоже.

Ещё замечала, что если в этот момент держу кого-то за руку, то сильно её сжимаю, но в то же время если держу какой-то предмет — это наоборот может помочь, я начинаю его вертеть, и тем самым вымещаю напряжение.

Эмоционально — по-разному, зависит от ситуации. Могу вообще не замечать, когда, например, общаюсь с тем, кто спокойно воспринимает мое заикание и привык к этому. В более стрессовых ситуациях это обычно злость на себя, досада, раздражение, желание извиниться перед собеседником за то, что отнимаю его время, чувство вины перед ним за то, что не могу нормально всё сформулировать.

Когда приступ заикания начинается во время выступления, я обычно злюсь на себя, и в голове такая красная лампочка «позорище, позорище, позорище, хватит позориться, уйди уже с глаз долой». Если я в хорошем настроении, могу начать иронизировать над этим.

Какие сложности из-за заикания были в школе

На самом деле, я не помню, чтобы меня дразнили именно из-за заикания, меня дразнили из-за тугоухости. Но было несколько случаев в школе, которые сильно врезались мне в память:

1. Я тогда только-только начала заикаться, это была ещё начальная школа. У нас проверяли технику чтения. Раньше я была лучшей в классе, потому что научилась читать ещё до школы и очень это любила. Но настали тёмные времена: меня вызывают в коридор, я начинаю читать и, естественно, сильно заикаюсь.

Вижу отметки в столько-то слов карандашом на полях книжки, понимаю, что катастрофически не успеваю прочитать даже до своего предыдущего результата, паникую, напрягаюсь ещё больше, заикаюсь сильнее.

Учительница начинает гладить меня по руке, говорит: «Успокойся, не надо волноваться, всё хорошо, не бойся». Меня это только сильнее злит: просто отстаньте от меня и дайте хоть как-то закончить этот кошмар!

В класс я тогда вернулась очень расстроенной. Рухнули мои представления о себе как о лучшей в коллективе по чтению.

2. Нам на музыке сказали прочитать дома и рассказать какие-то сказки, легенды, мифы, связанные с музыкой.

А я тогда очень увлекалась мифами Древней Греции и принесла на урок книжку с ними, чтобы прочитать миф об Орфее и Эвридике. Прочитать я так и не смогла, только несколько строчек, потом меня отправили на место.

Кажется, одноклассники смеялись, но это могло дорисовать моё воображение, потому что я в тот момент готова была сквозь землю провалиться.

Да и вообще было много таких вот эпизодов: любая необходимость прочитать или сказать что-то вслух связана для меня с пускай небольшим, но стрессом

Я любила и люблю выступать со стихами вслух, но это каждый раз рулетка: могла выступить хорошо, а могло заклинить. Постоянное осознание такой возможности давило эмоционально.

Сильный страх перед выступлениями у меня не сформировался, но некоторая застенчивость после того, как мне несколько раз разные люди дали понять, что мое чтение вслух можно разобрать только если держать перед глазами текст (наверное, тут дело даже не столько в заикании, сколько в том, что я говорю не очень внятно) — появилась застенчивость. Думаю, в частности заикание и то, какой оно делало мою школьную жизнь, сделало меня более зажатой, чем я могла бы быть.

Как реагируют окружающие

В основном мне везёт на адекватную реакцию: большинство либо не замечают, либо тактично делают вид, и мы общаемся абсолютно спокойно, не делая акцента на заикании. В семье меня на эту тему дразнят, но это у моих родителей фишка такая. (Нет, мне это не нравится)

Самое для меня неприятное — когда человек пытается успокоить, мол, не нервничай, всё хорошо, чего ты так боишься. Верю, что делается это из лучших побуждений, но не могли бы вы закрыть свою варежку, уважаемый?

Как я говорила, мое заикание очень редко связано со страхом и нервами в том смысле, в каком это обычно воспринимается. Часто я заикаюсь просто потому, что Луна сегодня в Сатурне, поэтому это просто навязывание мне своей трактовки моих эмоций.

Плюс мне дают понять, что мое заикание заметно настолько, что собеседник счёл нужным начать меня успокаивать, а от этого мне тоже не сильно хорошо. Но это — я.

Кем-то такое поведение будет восприниматься как приятная забота и попытки создать комфортную атмосферу в общении, здесь всё индивидуально.

Ещё один индивидуальный момент: если человек договаривает за меня слово или фразу, которую я не могу выговорить, я обычно испытываю смесь смущения («блин, так сильно заикаюсь, что ему аж догадываться пришлось, ужас»), облегчения и благодарности («я больше не доставляю собеседнику неудобств, фух, слава богу, этот неприятный момент пройден, беседа идёт дальше»), но многие другие заикающиеся люди отмечали, что им такое неприятно и вызывает раздражение.

На мой взгляд, лучшая стратегия в общении с человеком, который заикается — не обращать внимания, общаться так, как если бы это был человек с обычной, свободной речью.

Если человек с заиканием начинает извиняться за то, что доставляет неудобства, сказать: «Ничего страшного, всё хорошо, глупости какие, я даже не заметил». И было бы здорово говорить: «Ты отлично разговариваешь, я все прекрасно понимаю, мне с тобой интересно» (если это дружеская беседа).

Заикающиеся люди за всю жизнь предостаточно слышат, как плохо они говорят, и сами, переживают, поэтому услышать альтернативное мнение им (мне — точно) очень приятно.

А ещё какие трудности

Я привыкла и научилась жить с заиканием, тем более, сейчас оно стало меньше, и я даже не знаю, видно ли, что я заикаюсь. В бытовом взаимодействии с людьми (условные продавцы в магазинах) я уже почти не обращаю внимания на свою особенность. Да, я заикаюсь, придётся вам потерпеть.

Неприятнее говорить по телефону. Это для меня изначально стресс, потому что я плохо слышу, а по телефону не могу читать по губам и вынуждена мириться с искажениями от плохой связи.

К этому добавляется вот такой фактор: когда когда мы с собеседником видим друг друга, по моему лицу можно понять, что я начала заикаться, нужно просто подождать, пока это пройдёт.

По телефону человек этого не видит, и часто начинается: «Что? Что вы говорите? Вы вообще там?» Это усиливает напряжение.

Самые неприятные ситуации — когда мне нужно отстоять свои интересы в каком-либо конфликте. От адреналина я начинаю запинаться, получается невнятное блеянье

Такие моменты я просто тихо ненавижу. Знаю, что сказать, знаю свои аргументы, знаю, что я права, но вместо того, чтобы ясно и чётко изложить свою позицию, начинаю заикаться и произвожу, наверное, достаточно жалкое впечатление. Кажется, что собственное тело, собственный язык тебя предает.

Ещё неприятно, когда я пытаюсь рассказать что-то весёлое. Анекдот, весёлая байка, шутка всегда веселее, если рассказывать её в определенном темпе (достаточно быстром) и с некоторым актёрским отыгрышем. В моей биографии есть несколько абсолютно позорных попыток рассказать анекдот, в течение которых я ужасно заикалась, и в итоге никто не смеялся. Больше никогда, как говорится.

Ещё бывают грустные моменты упущенных возможностей. Когда общаешься с человеком, хочешь вставить шутку или замечание, которые уместны вот именно сейчас, в это мгновение, но тут тебя начинает стопорить, и ты с трудом можешь выговорить даже слово. Каждый раз ужасно обидно.

Что я делаю, чтобы не заикаться

Здесь всё очень индивидуально, каждому человеку помогают свои способы. Мои — такие:

  • Отбивать ритм. То есть, я начала заикаться — начала стучать пальцем по столу. Без какого-то определенного ритмического рисунка, просто «тук, тук, тук, тук, тук». Каждый удар пальцем — это слово. Первые несколько секунд или минут речь подчиняется такому ритму, а потом уже можно его убрать, и она сама будет идти нормально.
  • Просто остановиться, сделать глубокий медленный вздох, замедляя дыхание и сердцебиение, и продолжить говорить, но уже медленнее и спокойнее.
  • Наоборот, если я чувствую, что слишком расслаблена, расхлябана — снова остановиться, сделать глубокий вздох и усилием воли сосредоточиться, собраться.
  • Замедлить речь. Я вообще выработала привычку (точнее, она сама выработалась) говорить медленно. До заикания я трещала как сорока, мне даже замечания делали, что ничего не понятно. Теперь я говорю неторопливо и с паузами, потому что так меньше риск начать заикаться. Быстрой моя речь делается, если я чем-то сильно увлечена.
  • Быстро просканировать тело, выявить, где оно напряжено и усилием воли расслабить эти области. Например, я часто замечаю, что когда я заикаюсь у меня напряженно скрещены лодыжки.
  • Если стоишь — перенести тяжесть тела с ноги на ногу. (Способ из фильма «Король говорит»). Когда я выступаю, то никогда не стою столбом: я переношу вес с ноги на ногу, могу начать слегка прохаживаться, жестикулировать — это всё отвлекает от заикания.
  • Вертеть что-то в руках, не давать рукам сжиматься в кулаки, не сплетать пальцы.

Если вы заикаетесь — ребята, я с вами. Я понимаю, как это бывает тяжело и неприятно, понимаю, сколько стресса это добавляет в жизнь.

Мне тоже знакомо это ощущение холодной и напряжённой, липкой спины, когда ты осознаёшь, что всё ближе и ближе момент, когда тебе придётся что-то говорить, и ты начнёшь заикаться.

Мне знакомо чувство стыда за себя перед собеседником и злости, когда тебя начинают дразнить.

Я с вами, держитесь. Вы классные. Ваше заикание не делает вас хуже. Вы крутые, сильные и смелые, потому что снова и снова говорите. Пусть это сопряжено со стрессом, потому что привыкли к своему заиканию, научились с ним жить и не боитесь его.

Если вы не заикаетесь, но в вашем окружении есть человек, который да — закройте, пожалуйста, рот. Я серьёзно. Проявите тактичность и не комментируйте заикание вообще никаким способом.

Остальное (заканчивать фразы или нет, выражать сочувствие или нет) — вещь сугубо индивидуальная, это нужно выяснять с каждым заикающимся человеком, но в базе постарайтесь общаться с человеком с заиканием так же, как общались бы с любым другим.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock / Everett Collection

Строгие родители, детские травмы и другие мифы о причинах заикания

Более 1% взрослого населения на Земле страдают заиканием. Среди известных людей, в разное время излечивших эту болезнь, — король Англии Георг VI, британский премьер-министр Уинстон Черчилль, актеры Брюс Уиллис, Жерар Депардье, Василий Лановой.

Врачи на их примерах стараются доказать: с заиканием можно бороться, его можно исправить, особенно если с походом к врачу не затягивать.

ТАСС рассказывает о том, что врачам известно об этой болезни, как с ней можно справиться и какие утверждения о заикании не более чем мифы. 

Миф 1. Заикание — это не болезнь, и лечить ее не надо. Достаточно силы воли, чтобы не заикаться

Неправда. Заикание — это речедвигательный невроз, он входит в международную классификацию болезней и относится к эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрасте. И как любую болезнь, заикание должен лечить врач. 

Миф 2. Если человека напугать, он начнет заикаться 

Каждый из нас когда-нибудь пугался лая собаки, выстрела петарды, у каждого в жизни были стрессы, многих воспитывали строгие родители и учителя, но далеко не у всех испуг и стресс привели к заиканию.

«Есть определенные условия, которые вызывают изменения в головном мозге: это может быть гипоксия (нехватка кислорода) плода во время беременности, родовая травма, травма головы в детстве, — рассказывает врач-психиатр, заведующий отделением логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРиН) Иван Орлов. — В результате этих изменений нарушается взаимодействие между структурами, связанными с речью».

Сильный испуг — не причина заикания, стресс лишь дает ему проявиться, дает обнаружить себя. Но часто заикание возникает и без всяких эмоциональных потрясений

Иван Орлов

заведующий отделением логоневрозов ЦПРиН

Гипноз — это метод воздействия на психику, его действительно иногда используют для коррекции заикания, однако врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, включающий медицинские, психологические и педагогические методы. 

«Запинки в речи — это лишь то, что мы видим на поверхности, но под этим явлением часто скрываются очень серьезные психологические и личностные проблемы, — объясняет психиатр Иван Орлов.

— Для решения серьезной проблемы необходим комплексный подход, применение отдельных методик чаще всего малоэффективно.

Лекарства подбираются врачом индивидуально в каждом конкретном случае и служат для создания оптимального функционального состояния мозга к дальнейшим нашим воздействиям».

На эту тему

Поэтому одни лишь таблетки, выписанные врачом, не помогут вылечить заикание, а вот в процессе комплексной терапии могут быть назначены, и этого не нужно пугаться. 

Миф 4. Заикание — это приобретенный дефект речи. Он не передается генетически

На самом деле наследственный фактор имеет большое значение. Степень риска возникновения у ребенка заикания возрастает, если у близких родственников оно есть. Причем сыновья заикающихся людей больше подвержены болезни, чем дочери. Соотношение заикающихся мужчин и женщин примерно 4 к 1. 

Правда: заикание чаще всего возникает в детстве

Во взрослом возрасте заикание проявляется довольно редко.

Если заикаться начал взрослый человек, никогда за собой этого не замечавший, ему нужно как можно скорее обратиться к врачу и пройти обследование. Причиной, вызвавшей заикание, может оказаться серьезное заболевание мозга

 Как правило, первые запинки в речи появляются у человека в возрасте двух-пяти лет, когда идет активное формирование речи. 

Правда: после лечения заикание может вернуться 

Лечение заикания может помочь полностью избавиться от него. Но ни один врач не может гарантировать, что при определенных условиях болезнь никогда не вернется. 

«Если обратиться к статистике заболевания, — говорит врач Иван Орлов, — то мы увидим , что у детей распространенность заболевания в районе 5%, в то время как у взрослых — 1%, значит, можно предположить, что болезнь прошла.

Во взрослом возрасте справиться с заиканием сложнее, хороший результат требует очень продолжительной серьезной работы и высокой мотивации. По статистике нашего отделения, практическое восстановление речи и значительное улучшение после лечения возникает у 90% пациентов.

Но нередко симптомы возвращаются, в основном после каких-либо эмоциональных потрясений».

Правда: публичные выступления помогают вылечить заикание

Тренировка публичных выступлений является важнейшим аспектом в лечении, поскольку направлена на преодоление страха речи, который испытывают многие заикающиеся. Публичное выступление — самая сложная задача для заикающегося, это для него сильный стресс, и в этих условиях он учится контролировать себя.

Риск возникновения у ребенка заикания увеличивается, если у близких родственников оно есть. А если заикаются оба родителя, этот риск возрастает стремительно. Причем сыновья заикающихся людей больше подвержены болезни, чем дочери

Иван Орлов

заведующий отделением логоневрозов ЦПРиН

Например, в клинике патологии речи и нейрореабилитации врачи практикуют «стендап-шоу»: когда люди, проходящие терапию, заранее готовят шутки для выступлений, потом собираются в актовом зале и по очереди выступают перед другими пациентами.

«Стендап — это очень интересная и современная форма публичного выступления, более сложная. Выступающему необходимо придумать шутку и донести ее до зрителя, при этом во время выступления контролировать речь и демонстрировать актерское мастерство. Задача довольно сложная, но чем сложнее задачи мы даем нашему мозгу, тем лучше мы его развиваем».

Идея организовать стендап-шоу для пациентов возникла у Ивана Орлова после того, как он увидел по одному из каналов выступление стендап-комика с заиканием Льва Марсела. 

«Я к нему обратился через соцсеть с предложением стать ведущим проекта «Стендап ЦПРиН», и он охотно согласился. Такие занятия помогают нашим пациентам получить практику публичных выступлений, обрести уверенность в себе, что повышает эффективность лечения заикания». 

Карина Салтыкова

Заикание и его формы

Одно из самых распространенных на земле расстройств — заикание — заключается в нарушении координации речедвигательных актов. Поэтому человек либо не может начать слово, либо судорога возникает во время произнесения слова и тогда звуки растягиваются, либо эти расстройства комбинируются.

Заикание встречается в основном в школьном возрасче. У взрослых людей оно почти всегда продолжает заикание, начавшееся в 2-3-летнем возрасте, т. е. в момент становления речи.

Прежде заикание рассматривалось как однородное расстройство: дескать, существует такая болезнь под названием заикание. Если и делили заикание на формы, то в зависимости от того, каков характер судорог речевой мускулатуры. Так как заикание считали единым заболеванием, то всех заикающихся и лечили одинаково.

Сейчас подобный взгляд представляется безнадежно устаревшим. С тех пор как в 1973 году впервые были выделены две основные формы этой патологии (М. И. Буянов с соавторами), появилось множество работ, показывающих неоднородность заикания, его различное клиническое содержание, прогноз и т. д. Естественно, что роль семьи и школы в отношении разных форм заикания тоже различна.

Заикание — это симптом разных расстройств, и тактика в отношении этого симптома в каждом конкретном случае должна быть различной. Заикание может возникать в рамках самых разнообразных заболеваний, но чаще всего оно встречается при логоневрозе и при неврозоподобном речевом синдроме.

Что такое логоневроз?

Логоневроз — это невроз с преимущественным поражением речи, т. е. это особая болезнь. Особенно часто неврозы встречаются у детей и подростков.

В силу незрелости и хрупкости их психики, несформированности систем защиты от психических нагрузок, стрессов дети и подростки легче поддаются тем воздействиям, которые для более зрелых и взрослых людей проходят бесследно.

В одних случаях под влиянием психической травмы (обычно шоковой или субшоковой) речь вначале отнимается, а потом восстанавливается, но уже с заиканием. В других — под влиянием психической травматизации (в основном хронической) постепенно формируется страх речи, а вследствие его и заикание.

Поэтому, когда ребенок волнуется, боится говорить, он заикается; если не волнуется, говорит превосходно.

Стало быть, заикание психогенного происхождения всегда непостоянно, оно возникает лишь при волнении, связанном с речью, и может достигать такой степени, что ребенок умолкает, это, как уже отмечалось, называется мутизмом. Таким образом, логоневроз складывается из разных по происхождению психогенных видов заикания, страха речи (логофобия), мутизма и других симптомов. Обычно к признакам невротического поражения речи примыкают и невротические нарушения сна, аппетита, настроения, общее чувство дискомфорта и т. д.

Логоневроз сказывается и на развитии личности школьника. У одних детей под влиянием длительного невроза речи нарастают робость, нерешительность, застенчивость и другие астенические черты. У других — усиливается отгороженность, молчаливость, стремление избегать общения — это псевдошизоидные свойства личности.

Третьи становятся очень возбудимыми, раздражительными, драчливыми, злобными — это возбудимый вариант невротического формирования личности.

Четвертые переполняются навязчивыми сомнениями, тревожной мнительностью, чувством незавершенности действий и другими симптомами тревожно-мнительного варианта затянувшегося невроза.

В 4 года, когда речь у девочки уже сформировалась и она говорила безо всяких отклонений, на нее напала собака, прокусив ей ногу. Собаку принялись ловить, чтобы узнать, больна она бешенством или нет. Лишь через неделю выяснилось, что собака здорова. За это время девочка уже заболела неврозом.

Дело осложнялось тем, что бабушка и мать постоянно внушали девочке, чтобы она меньше общалась с собаками, так как они «бешеные». Эти знания в данной ситуации принесли ей вред. После укуса собаки девочка стала жить одним только тревожным ожиданием: придется ли ей принимать уколы от бешенства?

От потрясения у девочки отнялась речь, исчез сон, она постоянно плакала, выглядела грустной, почти ничего не ела и молчала. Затем она стала говорить, но говорила с сильным заиканием. Через 2-3 недели острота переживаний уменьшилась, нормализовались сон и аппетит, улучшилось настроение. Девочка была бы уже здоровой, если бы не заикание.

Оно было очень непостоянным: то пропадало, то возникало. Но тут девочка услышала рассказ о том, что некая бешеная собака укусила какого-то ребенка, и все прежние печальные воспоминания оживились. Стоило девочке услышать разговор о собаках, как она вся съеживалась, бледнела, начинала сильно заикаться, нервничать, раздражаться, испытывать страх, в том числе и страх речи.

Так повторялось несколько раз. Потом заикание несколько стихло, и лишь через 5 лет оно возобновилось. На этот раз после того, как учительница при всех обругала девочку, а в это время одноклассники беззаботно смеялись над нашей будущей пациенткой. Как и в дошкольном возрасте, заикание сопровождалось плохим настроением, страхом речи, чувством общего эмоционального напряжения.

Чем больше девочка думала о своей речи, тем сильнее было заикание. Чем больше она отвлекалась от печальных дум, тем меньше заикание проявлялось, а временами вообще исчезало. Девочке было легко говорить по телефону, но стоило встретиться с собеседником (особенно незнакомым), заикание становилось таким сильным, что лишало ее возможности разговаривать.

Когда девочку спрашивали, где у нее возникали судороги, она всегда показывала на горло: в этом месте будто перехватывало дыхание, будто комок подкатывался, нечем было дышать от страха и от тревоги. В знакомой обстановке девочка зачастую говорила безо всякого дефекта. Девочка очень переживала свою речевую неполноценность.

Она просила мать полечить ее у специалиста, порой плакала от горя: ну, кому я такая нужна? Почему все говорят нормально, а я маюсь от заикания?

Когда девочку привели к логопеду, тот проверил правильность произнесения ею звуков и приказал внимательно следить за своей речью, более четко говорить, контролировать дыхание и т. д.

В глубине души не веря логопеду, девочка все же принялась выполнять его рекомендации, но очень скоро заметила, что чем больше она следует советам специалиста, тем хуже говорит.

Она давно уже обнаружила, что ей нельзя фиксировать свое внимание на речи, нужно как можно меньше думать о заикании, и тогда оно уменьшается или вообще проходит. Логопед же ей говорил все наоборот. Раздосадованная на специалиста, больная еще больше замкнулась в себе, перестала верить в свое излечение

Шли годы. Заикание становилось все более выраженным. Особенно оно усилилось в 15-летнем возрасте, когда появилось слишком обостренное переживание своего дефекта («раньше я воспринимала свое заикание на 100 рублей, хотя оно было на копейку, теперь же я бы его сравнила с миллионом») и панический страх собак.

Дело в том, что наша пациентка всегда боялась собак, видя в них причину своих несчастий. Однажды она вечером возвращалась домой, и на нее набросилась соседская собака. Больная понимала, что собака домашняя, что она ее не укусит, однако устрашающий вид дога ее перепугал — заикание усилилось.

Настроение было постоянно сниженным, появились мысли о самоубийстве — «коль я такая несчастная, то зачем жить дальше? Все равно меня ничего путного не ожидает».

В состоянии затянувшегося невроза с преимущественным поражением речи больная была консультирована нами. Мы диагностировали у нее невротическое формирование характера, требующее стационарного лечения. Пройдя курс терапии, девочка выздоровела.

Как же ее лечили?

Ее отвлекали от дефекта речи, проводили сеансы внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии, внушали веру в себя, веру в излечение и т. д. Лечение носило характер коллективной психотерапии (о психотерапии мы расскажем позже).

Совершенно иной подход к детям с невроподобным речевым синдромом (иначе неврозоподобным логосиндромом ).

В роду 13-летнего паренька почти все мужчины говорили очень быстро и невнятно (кстати сказать, заикание — болезнь преимущественно мужская: девочки страдают ею в 5-6 раз реже; объясняют это тем, что девочки болтливее мальчишек и поэтому их речевой аппарат более крепок; впрочем, это мнение справедливо не всегда). Точно так же говорил и наш пациент.

Со времени становления речи произносимые им слова порой невозможно было разобрать. Мать повела сына к логопеду, который диагностировал тахилалию (чересчур быструю речь) и дислалию (невнятную речь), посоветовал подождать, пока дефекты речи сами по себе не пройдут. В 5 лет на фоне врожденных речевых недостатков появилось заикание.

Оно возникало на высоте тахилалии: если ребенок следил за темпом речи, старался говорить медленнее и четче, заикания не было. Когда же темп речи ускорялся, ребенок начинал захлебываться от напора слов и на высоте этого плохо контролируемого нарастания скорости произнесения слов появлялось и усиливалось заикание.

Больной не обращал на это никакого внимания, он настолько привык к своим дефектам, что нисколько не переживал их. Чтобы мать перестала делать ему замечания касательно темпа речи, он говорил: «Следить за скоростью речи мне куда труднее, чем говорить с заиканием.

От заикания никто инвалидом не стал, не умер, мой отец и дед говорили очень плохо, но стали профессорами, ничего со мной не будет, если я буду заикаться. Когда надоест заикаться, научусь следить за темпом речи и сам избавлюсь от заикания».

В 17-летнем возрасте пациент влюбился. Его подруга твердо заявила парню: «Мне стыдно с тобой ходить в гости, ты говоришь очень невнятно, давай-ка избавляйся от заикания». Эти слова произвели на юношу куда более сильное впечатление, чем уговоры всех родственников и педагогов, вместе взятых: он обратился к логопеду, принялся усиленно заниматься и уже через 2-3 недели говорил вполне прилично.

Еще один пациент стал заикаться в 11-летнем возрасте после того, как попал в автомобильную катастрофу. У него было сильное сотрясение мозга, сопровождавшееся раздражительностью, возбудимостью, плаксивостью, нарушением памяти и другими остаточными явлениями.

Он и до этого говорил весьма быстро, но после сотрясения мозга темп речи резко усилился. Причем темп зависел от степени возбужденности больного: стоило ему с кем-то поспорить, поругаться, как он немедленно возбуждался, следом за этим нарастал темп речи и соответственно заикание.

Помимо этого, у него были сильнейшие головные боли, головокружение, плохая переносимость жары, духоты, езды в транспорте.

По поводу заикания и тахилалии пациент уже в 14-летнем возрасте обратился к логопеду, тот послал его к детскому психиатру. Врач назначил лечение, направленное на снятие чрезмерной возбудимости, раздражительности, истощаемости. Когда эти симптомы были ликвидированы, исчезла и тахилалия, а вследствие этого и заикание.

Таким образом, общим для пациентов с неврозоподобным речевым синдромом является непсихогенный характер патологии речи, т. е. это не невроз ( невроз всегда психогенен ), а нечто похожее на невроз — неврозоподобное расстройство.

Все лица с подобными нарушениями не переживают свой дефект, они относятся к нему равнодушно. Конечно, если их спросить, хотят ли они избавиться от заикания, то, если эти пациенты не слабоумны, они ответят утвердительно, но сами палец о палец не ударят без напоминания со стороны следить за речью.

Здесь заикание порой очень сильно выражено, а переживаний по этому поводу нет.

Стоит ли заставлять ребенка избавляться от неврозо-подобного заикания, если он сам не считает нужным это делать? Мы отвечаем на этот вопрос таким образом: а стоит ли отбирать у младенца спички, который, не ведая, что творит, может спалить весь дом? Сравнивать эти две совершенно разные ситуации нельзя: от заикания никто не погибал, а от пожара люди гибнут. Ясно лишь одно: нужно испробовать все способы давления на ребенка с целью заставить его активно лечиться от заикания. Если же это не получается, то нужно на время оставить его в покое.

Если стержнем большинства форм, логоневроза является логофобия, то стержнем неврозоподобного речевого синдрома является тахилалия — она причина причин, на нее и направлено все лечение.

Чтобы снять тахилалию, нужно принимать соответствующие препараты и обязательно следить за речью (в отличие от лечения пациентов с логоневрозом).

Больных логоневрозом лечат психиатры и лечат в основном психотерапевтическими методами, лиц же с неврозоподобными нарушениями речи лечат в первую очередь медикаментозно с обязательными занятиями у логопеда.

Какова тактика педагогов и родителей в том и другом случае? В общих чертах я ее уже описал.

При логоневрозе необходимо максимально щадящее отношение к ребенку, необходимо всячески отвлекать его от речевого дефекта; при неврозоподобном же нарушении речи следует быть более строгим, требовать от больного выполнять правила речи, следить за ее темпом.

Если же будем делать все наоборот, то принесем только вред. Если же ко всем будем относиться одинаково, то кому-то поможем, кому-то нет, а кого-то сделаем тяжким инвалидом.

Результат излечения зависит не только от правильной квалификации нарушения речи, не только от адекватного лечения и продуманных занятий с логопедом, но и от личностных особенностей пациента.

Если он инфантилен, незрел, если у него нет стремления вылечиться, если ему все трын-трава, то даже от самого разумного лечения не будет пользы.

Вот тут-то велика роль педагогов и родителей в уменьшении черт личностной незрелости такого ребенка. Но это уже разговор на другую тему.

Всегда ли возможно деление заикания на невротическое и неврозоподобное? Почти всегда, но ведь возможны и смешанные формы (они чаще встречаются в подростковом периоде), тогда лечить труднее: две болезни более тяжелы, чем одна.

Все ли больные излечиваются от заикания? Я бы ответил так: все, кто хотят избавиться от него и прилагают к этому усилия, от заикания избавляются.

Те же, кто только на словах, а не на деле намерен излечиться, тот будет заикаться до тех пор, пока не начнет прилагать усилия для собственного излечения.

Дети с логоневрозом выздоравливают быстрее, чем дети с неврозоподобным речевым синдромом, так как в последнем случае меньше критика своего состояния и больше наплевательского отношения к здоровью.

Многим больным заикание приносит даже своеобразную выгоду, прикрывая их малую информированность, ограниченность, примитивность интересов. Такой больной в глубине души сознает: вылечат его от заикания, а ему и сказать будет нечего.

А что делать, если заикание тяжелое и больной при всех своих усилиях не может от него избавиться? Запастись терпением, настойчивостью и юмором.

Многие люди, страдающие нарушениями речи, охотно прибегают к помощи письма. Среди писателей поэтому довольно много заикающихся людей.

Один из самых известных из них — англичанин Уильям Сомерсет Моэм (1874-1965), который с раннего детства страдал тяжелым неврозоподобным заиканием, из-за чего не мог общаться с людьми. Моэм все же поступил в медицинский колледж, успешно закончил его, но работать врачом не смог: при попытке начать разговор он начинал сильно заикаться и порой не мог выговорить ни слова.

Еще подростком Моэм заметил, что если он напишет что-либо важное для него, то после этого чувствует себя спокойнее и даже меньше заикается.

Это чувство облегчения от письменной речи каждый раз возникало, когда будущий писатель изливал на бумаге свою душу.

Вероятно, это и способствовало тому, что этот художественно одаренный человек все больше стал увлекаться литературой и скоро стал профессиональным писателем.

Спокойное и порой юмористическое отношение к своим расстройствам спасает многих больных от ухода в себя, от фиксирования на своих переживаниях и ощущениях.

Лечение заикания всегда должно быть комплексным: некомплексное лечение бессмысленно. Комплексность означает, что на заикающегося действуют медики, логопеды, педагоги и, конечно, родители. Если хотя бы одно звено не срабатывает, помочь больному очень трудно.