Отъезд любимого ребёнка на учёбу рождает массу тревоги у всех участников: маме страшно, что дитя будет голодать-холодать, папе страшно, что тот учиться не будет. Самому новоиспечённому студенту страшно вообще всё. Как подготовить ребёнка к отъезду и жизни вдали от родителей, рассказывает практикующий психолог Катерина Дёмина.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

С самого раннего детства все функции регулирования жизни человека возложены на мать или её заместителя: все эти бесконечные переодевания, гуляния, кормления, а также волшебные «поцелуй, где болит», «пожалей, мне грустно», «мне скучно, бес» и прочие укладывания спать, хотя все вокруг веселятся.

В норме основная задача воспитания — постепенное перекладывание заботы о себе на самого владельца.

То есть мы предполагаем, что к трём годам ребёнок уже умеет чувствовать позывы сходить на горшок, в пять лет может понять, что он голоден, и сварганить себе простейшую еду, отличает «мне страшно» от «меня тошнит от мороженого», в школе сам следит, чтобы портфель был собран, уроки сделаны и хоть одна чистая рубашка была в наличии. Да, и отличает чистую рубашку от грязной.

В действительности мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь

В прямом смысле: откуда берётся еда на столе, какими заклинаниями грязная одежда за ночь превращается в чистую, почему болит голова или живот… Гиперопека и тревожность родителей приводит к тому, что до 12-13 лет детей водят и возят всюду буквально «за руку», единственной обязанностью объявлена учёба.

Девочки в меньшей степени, мальчики практически поголовно не умеют готовить, стирать, выбирать продукты в магазине, заботиться о своём здоровье. Поэтому первоочередная задача в подготовке к отъезду из родительского дома, на мой взгляд, — не знание предметов, а навыки саморегуляции, самообслуживания и самоподдержки.

Это три главных навыка Само-, которые необходимо привить детям до их отъезда из родного дома.

1. Саморегуляция

Для начала спросите себя: я различаю понятия «чувствую/ощущаю»? Что вы отвечаете на вопрос «Как ты?», а что — на вопрос «Как ты себя чувствуешь?». В нашем языке первый вопрос предполагает ответ о психическом состоянии, а второй — о физическом. Как ты сегодня? Мне хорошо, или грустно, или я озабочен, или в тревоге, или мне весело, я счастлив.

Большинство подростков оперирует понятиями «норм» и «хреново»

И дальше, как принято, следуют различные советы, как выйти из состояния «хреново» и вернуться в состояние «норм». Хотя, согласитесь, хреново потому, что не сделал домашку, а вспомнил об этом сейчас, или хреново, потому что любимая девушка порезала себе вены и сейчас в больнице, — это разные хреновости.

Так что первейшая наша обязанность — научить ребёнка различать свои эмоциональные состояния, правильно их называть, отличать эмоции от физиологии. То есть, грубо говоря, не пытаться заливать тоску вином, не соглашаться идти на каток, когда кашляешь, «чтобы развеяться, а то ты что-то грустная».

Она не грустная, она после болезни слабая. В идеале — не путать гастрит с приступами паники. Девушки должны знать, что такое ПМС, чтобы не впадать в панику «ой, никто меня не любит, погибаю» каждый месяц.

Все без исключения обязаны хорошо знать средства контрацепции и до «от зубов отскакивает» выучить правила безопасного секса.

Очень важно, чтобы к моменту отъезда из дома молодой человек был ознакомлен с функционирования своего организма в медицинском смысле. Чтобы вопросы медсестры на первом осмотре в студенческой поликлинике не ставили его в тупик.

«Мам! Я чем болел? А травмы головы были? А откуда у меня этот шрам на пузе? Они спрашивают, какие прививки. А у нас в роду психи были? Шучу, шучу, это не врач, это ребята интересуются».

Для девочек важная информация: болели они краснухой или нет, и когда, это на случай внезапной беременности.

Вообще, посвящайте ребёнка в тонкости его жизни, например: «Когда ты заболеваешь, у тебя в первый день очень высокая температура, помогает ибупрофен/парацетамол в таком-то виде, потом тебя обычно рвёт, потом ты лежишь пластом сутки, потом всё в порядке». Казалось бы, всё это происходило с ним не раз и не два, но дети не фиксируют и никак не обрабатывают эти события. Есть мама — она позаботится. Девочки обычно в курсе, мальчики обычно никак вообще.

Связь между «поздно лёг — с утра в глаза как песок насыпали» неочевидна, её надо устанавливать.

Менее известные закономерности типа «если выпить жидкость из пузырька, на котором написано яд, рано или поздно почувствуешь недомогание», «сожрал два чебурека и шаурму возле вокзала — три дня не отходил от туалета», как оказалось, требуют экспериментального подтверждения на большом массиве данных. Одного раза явно недостаточно.

2. Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечёсаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял.

Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьёзного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама.

Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет.

И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар».

  • Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей
  • Мы так зациклены на учёбе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом.

Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — всё это подросток может и должен делать сам.

Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями.

Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men’s Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провёл на помойке».

На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни.

Кроме того, очень важно научить ребёнка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — ещё час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

3. Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребёнок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки?

Хорошо, если вы имеете хотя бы базовые представления о типах личности.

Потому что одному человеку, чтобы отдохнуть, надо выйти в люди, сменить обстановку, поглазеть и пошататься среди огней и звуков (экстраверты), а другому — побыть одному в тишине и поразбираться в шкафу (интроверты).

Кто-то нуждается в объятиях, чае с печенькой и теплом пледе, а кому-то необходимо время от времени совершать небольшой подвиг, чтобы получить аплодисменты и восхищение.

(Находим в сети книжки «Пять языков любви», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Проект Счастье», изучаем, подсовываем детям. Мальчикам можно подсовывать выжимки и краткое содержание).

Вы знаете это о своём ребёнке? А он знает? Мои трое детей представляют собой практически 3D-модель: одной необходим порядок, тишина и общение с близкими подругами, другой — очень много событий и занятий, третьему — обожающая публика и кто-то нуждающийся в его заботе рядом. И я потратила довольно много времени, чтобы они научились себе эти источники энергии находить.

К сожалению, если девочек ещё как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге

Максимум, что им разрешено культурной традицией — агрессивно жаловаться на жизнь. Всё. При этом о других заботиться можно и даже желательно. Но обращать внимание на своё самочувствие, настроение, желания — это фи, это так немужественно.

Итак, что мы получили в результате

Главная задача нас как родителей — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в современной среде. Он должен уметь обращаться с деньгами, заботиться о своём здоровье, внешнем виде, окружающем пространстве.

Хорошо, если молодой человек имеет представление о психологии — как своей, так и вообще людей. Это все гораздо важнее баллов ЕГЭ по математике, обществоведению и химии. Но почему-то этому не учат в школе.

Придётся нам самим.

Хочется вас как-то успокоить и поддержать, сказать, что всё будет хорошо, дети вырастут, их жизнь, так или иначе, наладится. Да, им будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвём себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде.

Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно. Зато как они гордятся своими достижениями! И как ощутимо прибывает у них сил, когда удаётся что-то преодолеть, справиться с трудностями, суметь. Не лишайте их этих побед, этих будущих воспоминаний, этих звёздочек на фюзеляже.

Иначе им останется хвалиться только виртуальной жизнью.

Иллюстрации: iStockphoto (painterr). iStockphoto (Koldunov, max-kegfire, RyanKing999, andreipugach)

Все о воспитании детей читайте по этому тегу.

Как понять, готов ли подросток к самостоятельной жизни

Лиана Хазиахметова

Физическое развитие детей проходит с разной скоростью, и то же самое относится к их мозгу. После окончания школы многие подростки уезжают из родительского дома, но не все справляются с этим вызовом. Дети перестают следить за питанием, не могут организовать самостоятельную учебу в колледже или университете, впадают в депрессию или, наоборот, пускаются во все тяжкие, гуляя ночи напролет.

Как понять, готов ли ребенок уехать из дома? Нейропсихолог Уильям Стиксруд и специалист по обучению Нед Джонсон в книге «Самостоятельные дети» приводят 10 вопросов, ответы на которые помогут понять готовность подростка к взрослой жизни.

Самостоятельные дети

1. Берет ли он на себя ответственность за свою жизнь?

Кто инициировал поиск учебного заведения (если ребенок уезжает поступать)? Если вы собирали за ребенка документы, писали за него сочинения, письма, скорее всего, он не готов.

Некоторые дети настолько защищены, что к семнадцати годам не очень понимают, как самостоятельно заботиться о себе, — они даже не представляют, что для этого нужно. Можете ли вы отправить своего ребенка жить в нерегулируемой среде, если он никогда не задумывался о том, чтобы постирать свои вещи или приготовить еду?

Нед Джонсон однажды занимался с ребенком, который понятия не имел, что такое сито. «Оно похоже на дуршлаг», — сказал Нед. Парень тупо уставился на Неда.

«Ну, знаешь, — продолжил Нед ободряюще, — когда варишь спагетти, после того как они сварились, ты перекладываешь их в дуршлаг, чтобы слить воду. Это такая металлическая штука с дырочками внизу». «Я не готовлю. Никто в моей семье не готовит», — ответил парень.

«Ух ты, наверное, вы часто ходите по ресторанам», — сделал вывод Нед. «Да нет, — ответил мальчик, — у нас есть домработница».

Очевидно, наличие домработницы не лишает права посещать колледж или университет. Но в этом случае ребенок рос с уверенностью, что для него все должны делать другие люди. Когда он поступил в Университет Джорджии, все пошло не так.

Нед встретил этого юношу во время осенних каникул в День благодарения, и мальчик объявил, что все в колледже «такие тупые, просто кучка идиотов». Он вылетел к концу первого семестра. У него вообще не было чувства ответственности за свою жизнь.

Это же он не сам ушел, то есть его неудачи были чьей-то виной.

2. Ваш ребенок адекватно себя воспринимает?

Знает ли он, что именно ему дается тяжело и как это на него влияет? Признаёт ли он, что, когда спит меньше восьми часов, становится раздражительным? Известно ли ему, что в состоянии стресса ему поможет пробежка? Понимает ли, когда работает лучше всего и когда ему нужно отдохнуть? Знает ли, с чем ему может понадобиться помощь во время учебы? Вы можете сказать, что даже многие взрослые не сумели бы ответить на эти вопросы. Но для того, чтобы ваш ребенок успешно освоился в университетской среде, жизненно необходимы базовый уровень самовосприятия, готовность заботиться о себе и умение модерировать или менять поведение, если это необходимо для его же собственного блага.

3. Достаточно ли у вашего ребенка саморегуляции, чтобы жить самостоятельно?

Может ли он ложиться и вставать сам и чувствовать себя отдохнувшим? Если его сосед по комнате не ложится до четырех утра, сможет ли он придерживаться собственного распорядка? Может ли он регулировать использование гаджетов и игры? Если он курит или употребляет алкогольные напитки, знает ли он, когда остановиться? Если ответ на любой из этих вопросов «нет», лучше задуматься о том, чтобы отложить обучение до тех пор, пока ваш ребенок не разовьет в себе более высокий уровень самоконтроля.

4. Есть ли у вашего ребенка адекватная мотивация к учебе?

Может ли он отказаться от веселья, когда надо делать домашнее задание? Просит ли поддержки, когда нужно? Сдает ли в срок рефераты и приходит ли вовремя на встречи? Может ли работать над проектом несколько часов?

Как ребенок справляется с учебой? Источник

Нед встречался с Джоэлем два раза в неделю в течение первого года обучения в старших классах школы. Отец мальчика объяснил, что Джоэль не хочет выполнять никаких заданий, кроме занятий с репетитором, поэтому Нед должен просто попытаться эффективно использовать время, которое они проводят вместе.

Джоэль нацелился на университет, где учились все члены его семьи. Он прекрасно знал математику, но испытывал сложности со словарным запасом. Каждую неделю он спрашивал Неда: «Как думаете, я могу получить 700 баллов?» Нед отвечал: «Да, конечно. У тебя может получиться. Тебе просто нужно несколько минут каждый день заниматься лексикой, и постепенно ты достигнешь желаемого».

«Хорошо, — отвечал Джоэль, — дайте мне какие-нибудь задания». На следующем уроке он появлялся (как предупреждал Неда отец мальчика), не выполнив домашнюю работу, и снова спрашивал: «Как думаете, я смогу получить 700?» Похоже на «День сурка».

Он постепенно добился прогресса, главным образом потому, что родители поддерживали его и он посещал занятия Неда дважды в неделю. Но когда он поступил в университет, то оказался сам по себе и не закончил даже первый семестр.

Стоит ли удивляться?

Слишком часто родители несут своих детей на руках все 42 километра марафона, а затем ставят на ноги, когда финишная черта уже видна.

Когда дети пересекают ее, все обнимаются и поздравляют их. Но это не дети достигли финиша. Это не их заслуга — и они это знают.

Вы не обретете чувства контроля над своей жизнью, избегая тяжелой работы или получая незаработанные призы. Это чувство возникает в результате усердия и целеустремленности. Большинство людей гордятся своими шрамами.

Мало кто из бегунов хвастается, за какое время бежит марафон, но они с удовольствием рассказывают о мозолях, судорогах и о том, как однажды еле доползли до финиша… но все же доползли.

Мы становимся сильнее от того, во что вкладываемся и чего достигаем сами.

5. Может ли ваш ребенок самостоятельно справляться с повседневными делами?

Назначает ли он сам встречи и приходит ли на них вовремя? Занимается ли сам стиркой своих вещей? Умеет ли выбирать, с кем общаться? Может ли следить за важными вещами, такими как кошелек и ключи? Многие первокурсники звонили своим родителям, когда не могли попасть в общежитие. Но что могут поделать мама и папа на расстоянии сотен, если не тысяч километров? Может ли ваш ребенок решить проблему самостоятельно? Или, еще лучше, просто не терять ключи?

6. Может ли ваш ребенок регулировать или снимать стресс здоровыми способами?

Все испытывают стресс. И каждый ищет способ его облегчить. Если у вашего ребенка нет здоровых способов снять стресс, он найдет нездоровые. В студенческих городках было бы гораздо меньше пьянства и курения, если бы студенты больше спали, делали физические упражнения и медитировали.

7. Не перегорел ли ваш ребенок?

Нед видит много измученных детей, которые чувствуют себя так, будто бегут по вечной беговой дорожке. Его ученица Элейн сказала: «Когда я думаю о том, что все, чем я занималась в старших классах, было ради оценок и баллов, я чувствую, что потратила впустую четыре года своей жизни. У меня не было ничего веселого».

Учеба в университете может принести еще больше стресса. Источник

Многие встревожены или в депрессии, и при попадании в нерегулируемую среду их состояние лишь усугубится.

У одних разовьются расстройства пищевого поведения, у других — злоупотребление алкоголем, чтобы выпустить пар или нанести себе вред. И родителей не будет рядом, они не увидят, что происходит.

У вашего перегоревшего ребенка есть здоровые механизмы выживания? Знает ли он техники управления стрессом? Умеет ли устраивать себе перерыв время от времени?

8. Обладает ли ваш ребенок достаточными навыками в обучении для уровня того учебного заведения, которое вы выбрали?

Студенты университетов должны уметь читать, понимать и запоминать информацию из текстов на уровне университета со скоростью, позволяющей им завершать чтение, рефераты, задачи и другие задания в срок.

Кроме того, они должны уметь планировать, организовывать и расставлять приоритеты в своих многочисленных задачах и адекватно готовиться к экзаменам.

Многие дети поражены объемом работы и резким повышением планки в учебе.

9. Если вашему ребенку понадобится академическая поддержка, попросит ли он о ней и воспользуется ли ею?

Многие ученики старших классов с нарушениями обучаемости, СДВГ и расстройствами аутистического спектра неохотно пользуются предложенными им специальными условиями, такими как дополнительное время для сдачи тестов или возможность прослушивать аудиокниги. Эта практика волшебным образом не исчезает в университете. Многие ученики возмущены или смущены тем, что им предлагают помощь или занятия с репетитором, чтобы улучшить навыки письма, поэтому они отказываются от репетитора и от дальнейших усилий.

10. Обладает ли ваш ребенок достаточными социальными навыками, чтобы ориентироваться в сложной социальной среде?

Уязвимым в социальном плане студентам бывает очень трудно одновременно решать новые академические задачи и соответствовать социальным требованиям общежития и вызовам самостоятельной жизни. Многим детям, не умеющим общаться с окружающими, будет особенно сложно.

Возможно, они хорошо учатся самостоятельно, но сумеют ли они наладить дружеские отношения и разрешать конфликты со своими друзьями и соседями по общежитию? Смогут ли разобраться в водовороте студенческих вечеринок и попоек, а также противостоять опасности подсесть на такие развлечения?

Когда родители ответят на эти вопросы честно, многие из них решат, что их ребенок не готов жить отдельно… по крайней мере, сейчас. Что же делать? В книге «Самостоятельные дети» подробно описано, как прививать детям самостоятельность.

Если кратко: нужно давать им возможность самостоятельно разбираться с проблемами, но при этом быть готовым помочь в сложный момент. Самостоятельная жизнь — это то, что нужно заработать. Прежде всего здоровым отношением к себе и окружающим.

Обложка поста: unsplash.com

Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка

Маленький ребенок целиком зависит от взрослых людей. Нет более беспомощного существа, чем новорожденный человек. Но ребенок растет и приобретает навыки самостоятельной жизни. Чем старше ребенок, тем он самостоятельнее.

Однако понятие «самостоятельность» — это не только умение завязывать шнурки и гладить одежду. Это тонкое сочетание психологической готовности и навыков самообслуживания.

Детская самостоятельность

Все родители стараются прививать ребенку навыки самостоятельной жизни. Мы учим детей самостоятельно одеваться, следить за своими вещами, вести школьный дневник и контролировать школьную ситуацию. Кажется, что наш ребенок такой же, как все. При необходимости мы всегда поможем, подскажем, поддержим, пожалеем.

В первый раз родители задумываются над детской самостоятельностью, когда дети уезжают из дома. Это может быть небольшая экскурсия на каникулах, соревнования или конкурсы, отдых в лагере или детском санатории. Именно в этот момент возникает ряд вопросов:

  • бытовые ежедневные ситуации: сможет ли правильно одеться, приготовить себе чай, постирать носочки;
  • психологический комфорт: сумеет ли наладить отношения с другими детьми.

В голове родителей масса проблем: вдруг что-то заболит, чего-то испугается, потребуется помощь. Можно сойти с ума от проигрывания всех возможных ситуаций.

Можно просто оставить ребенка дома и продолжать растить инфантильного человека, можно начать курс ежечасных «лекций» по правилам поведения вне дома.

Но только ни один из этих методов не будет эффективным за несколько дней до предполагаемого отъезда.

Естественно, что в подобных ситуациях родители жалеют, что не начали раньше учить детей трем главным навыкам самостоятельной жизни:

  • саморегуляции,
  • самообслуживанию,
  • самоподдержке

Каждый из этих навыков содержит целый ряд разнообразных умений. Главное их отличие кроется в приставке «само», т.е. ребенок должен все делать сам.

Саморегуляция

В детской Школе искусств проходил экзамен. Родители и дети очень волновались и справлялись с эмоциями как могли: репетировали, разговаривали и даже пили успокоительные.

Внимание привлекли мама с сыном, которые обсуждали что-то постороннее, не культивируя ситуацию. Прозвучала их фамилия, и мальчик твердо вошел в кабинет. Мама волновалась, но старалась не показывать виду.

После того как ребенок вышел, мама задала сыну два вопроса:

  • Как все прошло?
  • Как ты сам?

На первый вопрос ребенок рассказал об экзамене, что он сыграл произведение, и его игру прокомментировали члены жюри. На второй вопрос ребенок пожал плечами и с улыбкой сказал: «Не знаю, даже не понял.

Вначале волновался, но сел за фортепиано, взял первый аккорд и все ушло. Осталась только музыка. Мне кажется, я в одном месте ошибся, но экзаменаторы не обратили на это внимания».

Мама выслушала и сказала: «Молодец, если оценку снизят, значит, ошибку заметили».

Эта ситуация заставила задуматься над важным моментом в воспитании: субъективность и объективность. «Как все прошло» – это значит объективность восприятия: как сыграл, что сказали, что ответил. «Как ты сам» — означает восприятие себя самого: что чувствуешь, ощущаешь, боишься. Ребенок должен уметь оценивать внешнюю ситуацию и собственные ощущения, как физические, так и психические.

Саморегуляция входит в процесс эмоционального воспитания детей. С раннего возраста ребенок должен учиться понимать причины своего эмоционального состояния.

Взрослые должны задавать ему вопросы и добиваться ответов на них:

  • Почему ты плачешь?
  • Почему тебе грустно?
  • Что нужно сделать, чтобы настроение поднялось?
  • Расскажи о своих ощущениях (физических). Где болит? Какая боль? Когда это началось?
  • Расскажи о своих чувствах. Что ты чувствуешь? В какой момент тебе стало обидно (неприятно, стыдно и т.д.).

Приемы формирования навыков саморегуляции

  • Учите ребенка правильно называть эмоции. Он не должен путать страх с волнением, а боль с обидой. А для этого всегда четко выражайте свои эмоции сами.
  • Устанавливайте причинно-следственные связи. Это для взрослых очевидно, что от того, что ребенок поздно лег спать, у него с утра плохое настроение, а вашему сыну это непонятно. Объясняйте ребенку, приводите примеры из его собственной жизни.
  • Рассказывайте детям о них самих: чем болели, что их беспокоило, как волновались в сложных ситуациях.
  • Учите ребенка навыкам самоконтроля: дыхательная гимнастика, счет до пяти, упражнения на расслабление. Это поможет ребенку держать под контролем свои эмоции.

Процесс формирования саморегуляции требует терпения. Саморегуляция не появляется однажды и навсегда, над ней нужно работать всю жизнь.

Самообслуживание

Из чего состоит день ребенка? Проснулся, умылся, оделся, позавтракал, побыл в школе или детском саду, сделал уроки или другие занятия, выполнил домашние поручения (убрал в комнате, полил цветы, поиграл с маленьким братом или погулял с собакой). А, возможно, день построен по-другому: разбудили, подняли, отругали, что плохо умылся, одели, отвели, забрали, переодели, вместе с ребенком сделали уроки.

В первом случае ребенок максимально все сделал сам. Его навыки самообслуживания соответствуют возрасту. Конечно, родители помогли с вечера приготовить одежду, накрыли стол для завтрака, проверили уроки. Но все, что возможно, ребенок сделал сам.

Во втором случае за ребенка сделали все взрослые. Действия ребенка ограничиваются подачей ног или рук или перемещением собственного тела из комнаты в комнату. Естественно, что воспитанный таким образом ребенок не станет сам делать уроки, и вообще не будет их делать без контроля родителей.

Часто можно услышать от родителей фразы типа: «Не делай без меня уроки», «не лезь к пылесосу». Мама студента готовит сыну даже гарниры, раскладывая по контейнерам: гречка, макароны, рис. Очевидно, что родители сами воспитывают людей, непригодных к самостоятельной жизни.

Истинная забота о ребенке заключается в том, чтобы он умел заботиться о себе.

Самоподдержка

Помните лозунг всех времен и народов: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Скажите его своему сыну или дочери- подростку и посмотрите, насколько они поймут смысл.

Что вы делаете при возникновении проблем? Вы их решаете. Как? Как получится: звоните знакомым, просите помочь, ищите варианты решения проблем.

Что делает ребенок, если сталкивается с трудностями? Он идет к родителям. При этом мамы и папы сразу устремляют все силы на решение проблем детей. Часто они делают то, что могли сделать сами дети.

Мы звоним родителям одноклассников насчет уроков, когда сын мог бы сам позвонить одноклассникам, мы пришиваем пуговицу на школьную форму, хотя с этим справится любой ученик, мы бежим убирать велосипед с улицы, потому что пошёл дождь, хотя это вполне под силу ребёнку.

Конечно, в сложных ситуациях нужно оказывать помощь и поддержку, но только если ребенок сделал все, что мог. Решать проблемы нужно вместе, а не вместо. Это важная аксиома, которую родитель должен усвоить.

Если ребенку тяжело психологически, то успокойте его, обнимите, подскажите и направьте на самостоятельные действия. Иногда ребенка нужно оставить на какое-либо время в одиночестве. Часто бессознательно ребенок находит способы саморегуляции, а затем приходят и варианты решения проблем.

Делаем выводы

Маленький человек вступает в самостоятельную жизнь мелкими шагами. Сначала он какое-то время пребывает в детском саду и школе, затем уезжает в санаторий или лагерь, а потом уезжает от родителей в другой город для учебы.

Адаптация, психологический комфорт и жизненные успехи ребенка во многом зависят от его самостоятельности, помните об этом.

Светлана Садова

Насколько мой ребенок самостоятелен?

Быть может, ваш ребенок вполне взрослый и самостоятельный человек, способный полностью о себе позаботиться. Или остается несносным сорванцом, за которым нужен присмотр? Узнайте, насколько самостоятелен ваш ребенок, пройдя этот тест.

Пройти тест

Как стать самостоятельным: советы для взрослых и подростков

Добрый день, уважаемые читатели!

Инфантилизм в наше время – явление повсеместное. В 20 лет Александр Македонский вступил на престол и возглавил свой первый военный поход. Его бы очень удивили современные молодые люди, до 30 лет живущие с родителями и не способные самостоятельно о себе позаботиться. Читайте дальше и вы узнаете, как стать самостоятельным и независимым. Разберем рекомендации для подростков и взрослых людей.

Самостоятельный человек – какой он

Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, давайте составим портрет самостоятельного человека. Самостоятельность в глобальном смысле – это умение обеспечить себя всем необходимым для счастливой жизни. Человек, обладающий этим качеством, является автономной, независимой единицей.

Самостоятельный человек способен обеспечить себя материально, создать комфортные условия для жизни, поддерживать стабильно позитивный эмоциональный фон, самостоятельно принимать ответственные решения.

Многие люди, читая описание самостоятельного человека, представляют себе этакого отшельника, презирающего людей. Но это совсем не так. Самостоятельные люди охотно взаимодействуют с другими индивидами и делают это весьма успешно. Чем человек самостоятельней, тем проще ему строить отношения.

А все потому, что иметь с ними дело – одно удовольствие. Они не тянут на себя одеяло, не стремятся сесть кому-то на шею, не используют хитрости и манипуляции. За счет привычки опираться на себя во всем, они стойко переносят любые трудности. Рядом с ними ощущаешь себя как за каменной стеной. Я считаю, что все люди должны стремиться к самостоятельности и независимости.

В процессе воспитания ребенок становится самостоятельным постепенно. К концу первого года жизни можно заметить у малыша первые признаки самостоятельности.

А вот самое органичное время для развития этого качества наступает в возрасте 15–16 лет. Но даже если вы уже значительно старше, не отчаивайтесь.

Вы все равно можете избавиться от инфантилизма и зависимости, следуя специальным рекомендациям. Главное – захотеть этого.

Как стать самостоятельным: советы для взрослых

Здоровый взрослый человек, который не способен о себе позаботиться, – печальное зрелище. К счастью, такие глобальные проблемы с самостоятельностью встречаются нечасто. Обычно есть несколько сфер, в которых человек чувствует себя неуверенно и не может полностью на себя положиться. Следующие советы помогут вам разобраться с ними и встать на путь полной независимости.

Перестаньте считать, что вам все что-то должны

Это самая вредная установка, мешающая гармоничному развитию и личностному росту. Вместо того чтобы сосредоточиться на прокачке собственных ресурсов, человек занимается выбиванием несуществующих долгов из тех, кого назначил своими должниками.

Родители не обеспечили собственным жильем? Государство не дает никаких льгот? Работодатели не хотят брать на работу без опыта? Надо предъявлять претензии и качать права до посинения. Печально, но многие люди тратят годы на такую борьбу, пока их жизнь приходит в запустение.

Прямо сейчас примите мысль, что вам никто ничего не должен, за исключением случаев, закрепленных документально и законодательно. Например, сантехник, которому вы заплатили деньги, обязан починить кран, а друг Коля, которого вы попросили за спасибо, не должен. Няня, услуги которой вы оплатили, обязана сидеть с вашими детьми, а старенькая мама имеет право отказаться.

Осознав эту простую истину, вам станет гораздо проще выстраивать отношения с людьми и научиться опираться на себя.

Будьте благодарны

Второй этап на пути к самостоятельности – выражение благодарности. Теперь вы знаете, что близкие люди помогают вам не потому, что должны, а по собственной доброте и отзывчивости. Нужно обязательно благодарить их за это, желательно не только словами. Так вы научитесь отличать свое от чужого и правильно делить границы.

Очень полезно время от времени благодарить судьбу за все, что у вас есть. Люди привыкли фокусироваться лишь на своих бесконечных “хочу”, не замечая то хорошее, что уже имеют. А ведь этого хорошего могло и не быть. Миллионы людей во всем мире мечтают о вещах, которые для нас обыденны.

Предлагаю вам освоить медитацию благодарности.

Составьте список сфер, в которых вы недостаточно самостоятельны

Нужно иметь представление о том, с чем вам придется работать. Самостоятельность – это не абстрактное качество, которое берется из ниоткуда. Оно формируется долгой и упорной работой сразу на нескольких фронтах.

Я составила список сфер, в которых взрослые люди чаще всего бывают недостаточно самостоятельными:

  1. Быт. Мужчины чаще испытывают проблемы с организацией комфортного быта, чем женщины. Оно и понятно, ведь девочек с малых лет приучают к уборке, готовке, стирке и глажке, а мальчиков почему-то обходят стороной. В итоге многие из них, когда вырастают, не в состоянии сами создать себе комфортные условия для жизни.
  2. Материальное благополучие. Здесь ситуация обратная. Львиная доля представительниц прекрасного пола считает, что содержать их должен мужчина. Поэтому многие женщины и не стремятся к карьерному росту. Но что они будут делать, если этого мужчину так и не встретят? Вопрос открытый.
  3. Психологический комфорт. Многие люди упорно не хотят брать на себя ответственность за свои эмоции и состояния. Когда им грустно, одиноко, страшно и некомфортно, виноваты непременно окружающие.
  4. Досуг. Здесь аналогично. Если вам скучно с самим собой и вы ждете, когда кто-то вас развлечет, проблема в вас.
  5. Принятие решений. Наверное, у всех есть такая знакомая, которая не может выбрать кофточку в магазине, не посоветовавшись с целым списком подруг. Или заказать блюдо в ресторане, не заглянув в тарелку каждому присутствующему. Это мелочи, конечно, но человека характеризуют очень хорошо.

Изучите эти пункты и отметьте, в каких из них вам нужно стать более самостоятельным. Затем по каждому пункту определите конкретные действия.

Например, вы решили работать над повышением самостоятельности в быту. Каких навыков вам не хватает для этого? Разработайте план по их развитию. Не беритесь за все сразу, а действуйте поэтапно.

нашу статью о том, что такое целеустремленность. Вы узнаете, как всегда добиваться поставленных целей и как развить это качество в ребенке.

Полюбите самостоятельность

Сделайте самостоятельность образом жизни. Для этого нужно проникнуться любовью и уважением к своему созидательному началу. Подумайте о том, как много вы теряете, когда перекладываете на других свои обязанности.

Во-первых, вы ставите себя в зависимую и слабую позицию. Делегируя опеку над собой, человек добровольно отказывается и от части прав. Например, живя на деньги родителей, ему придется смириться с тем, что они будут вмешиваться в его жизнь. Это закономерно и естественно.

Во-вторых, бесконечно пользоваться чужими ресурсами не получится. Рано или поздно ваши благодетели захотят сбросить с себя этот груз. И вам волей-неволей придется начать все делать самостоятельно, только в максимально стрессовой и некомфортной обстановке. Поэтому лучше слезть с иглы заранее.

В-третьих, когда человек находится в роли вечного должника, страдает его самооценка и уверенность в себе. Он может не осознавать этого, но коллективное бессознательное не обманешь. Зависимость и слабость – качества, которые не способствуют самоуважению.

Сделав выбор в пользу самостоятельности и независимости, вы подниметесь сразу на несколько ступеней в личностном развитии. И сможете в полной мере осознать тот кайф, когда ощущаешь себя полноправным творцом и хозяином жизни.

Используйте любую возможность проявить самостоятельность

Выделите один день в неделю, когда сознательно будете делать все сами и отказываться от любой помощи. Так вы будете постепенно привыкать к самостоятельности.

Пришли в гипермаркет в первый раз? Не просите помощи у консультанта, постарайтесь найти нужные товары сами. Купили новую технику? Самостоятельно настройте ее с помощью инструкции, а не поручайте знакомым.

Казалось бы, это мелочи, которые не оказывают влияния на нашу жизнь. На самом деле именно из таких привычек и складывается характер.

Развивайте критическое мышление

Независимость в суждениях порождает независимость в действиях. Учитесь самостоятельно делать выводы, опираясь на разные источники информации. Никогда не верьте слепо тому, что слышите или о чем читаете.

Критическое мышление – своеобразный фильтр, через который должна проходить вся информация, попадающая в ваш мозг. Чтобы развить его, нужно больше читать, интересоваться событиями, происходящими в мире, общаться с образованными людьми.

Не стесняйтесь прилюдно выражать сомнения в чем-то, задавать уточняющие вопросы, не соглашаться с чужими суждениями. Но никогда не опускайтесь до грязных споров и разборок. Формируйте свое мнение по каждому вопросу и уважайте право других людей на их личные взгляды. Даже если они отличны от ваших.

Не бойтесь быть белой вороной

Желание слиться с толпой и не отсвечивать выдает неуверенных в себе людей, зависимых от чужого мнения, внутренне закрепощенных. Если рефлексируете страх быть не таким, как все, начните постепенно от него избавляться.

Не бойтесь оказаться единственным некурящим или непьющим человеком в компании. Вежливо, но твердо отказывайтесь от мясных блюд в гостях, если вы вегетарианец. Не стесняйтесь своих музыкальных вкусов, даже если они не модные.

Если люди неуважительно относятся к вашим особенностям и не готовы принять вас такими, какие вы есть, без сожаления прощайтесь с ними. Уважайте себя, свое время и внимание, тратьте их только на тех, кто этого заслуживает.

Тратьте только те деньги, которые заработали

Откажитесь от использования кредитных карт и не берите деньги в долг. Людям несамостоятельным это крайне противопоказано. Учитесь ответственно подходить ко всем тратам, ведите учет расходов и доходов. Формирование этих привычек – первый шаг к финансовой независимости.

Проводите время вдали от цивилизации

Отлично тренируют самостоятельность вылазки на природу на несколько дней. Соберите компанию друзей и отправляйтесь в поход или сплав. Там вам придется самостоятельно делать то, что обычно за вас делают достижения технического прогресса: добывать огонь, готовить еду, обустраивать жилище.

Вернувшись домой, вы сможете ощутить, насколько комфортна и беззаботна ваша жизнь. Появятся силы на новые дела, которые вы сможете делать сами без чьей-либо помощи.

Практикуйте такие поездки хотя бы пару раз в год. Это не только отличная тренировка характера и духа, но и несравненная польза для здоровья.

Как стать самостоятельным: советы подросткам

Лучшее время для манифестации независимости – подростковый возраст. Чтобы вам не пришлось к концу третьего десятка применять вышеперечисленные советы, заложите основы своей самостоятельности и независимости в 15–16 лет.

Найдите подработку

Лучший способ почувствовать себя взрослым самостоятельным гражданином – начать зарабатывать деньги. Пусть для начала это будут небольшие суммы, но ваши личные кровные. Найдите работу в свободное от учебы время и начните зарабатывать.

Такая подработка поможет сформировать правильное отношение к деньгам. Пока вы живете на средства родителей, то понятия не имеете, каким трудом они зарабатываются. Обменяв собственные силы и время на деньги, вы будете более бережно их использовать. Пропадет желание совершать импульсивные покупки, к каждой трате вы будете подходить более осознанно.

Еще один неоспоримый плюс подработки – накопление собственных материальных ресурсов, которыми вы сможете распоряжаться самостоятельно. Когда деньги вам дают родители, они имеют право потребовать отчет об их использовании. Свои же средства можно тратить по личному усмотрению и никого не ставить в известность.

Самостоятельно обустройте свою комнату

Пока у вас нет отдельного жилья, которое вы можете оформить по предпочтениям, обустройте хотя бы свою комнату. Переставьте мебель, украсьте стены постерами или картинами, добавьте частичку творчества в дизайн интерьера.

Если решите внести какие-то глобальные изменения (переклеить обои, поменять мебель), предварительно обговорите этот вопрос с родителями. Объясните им, что для вас важно иметь дома личное комфортное пространство. Уверена, они пойдут вам навстречу.

Научитесь обслуживать себя в быту

Формируйте бытовые навыки, которые будут необходимы во взрослой жизни. Ключевые из них:

  1. Поддержание порядка. Ваша комната всегда должна быть чистой и аккуратной. Кроме того, вы должны вносить вклад в поддержание чистоты во всей квартире: мыть полы, посуду, вытирать пыль, раскладывать по местам вещи.
  2. Уход за вещами. Стирайте, гладьте и ремонтируйте свою одежду самостоятельно. Не забывайте ухаживать и за обувью: чистить, смазывать кремом, менять набойки.
  3. Приготовление пищи. Научитесь готовить несложные блюда, чтобы не зависеть от других членов семьи.

Заведите питомца

Самый эффективный способ почувствовать себя взрослым и самостоятельным – начать заботиться о ком-то. Когда у вас появится маленький пушистый друг, который на 100 % зависит от вас, вы в полной мере сможете понять, что такое ответственность.

Но имейте в виду, что этот совет подействует, только если вы всю опеку возьмете на себя. Будете кормить питомца, развлекать, убирать за ним, выгуливать, следить за его здоровьем. Если же вы будете вспоминать о нем, только когда скучно и хочется поиграть, то никакого эффекта не будет.

Научитесь решать проблемы

В 15–16 лет человек оказывается на пороге взрослой жизни. Он в состоянии уже сам решать многие вопросы. В следующий раз, когда столкнетесь с какой-то не очень серьезной проблемой, попробуйте решить ее самостоятельно, не вмешивая родителей.

Помню, в 10 классе я купила в магазине обувь, которая оказалась мне мала. Примерив туфли дома и убедившись, что носить их никак не смогу, я попросила маму вернуть их в магазин. На что получила категоричный отказ. “Ты уже большая, можешь это сделать сама”, – сказала мама. Поначалу я обиделась, а потом решила использовать эту ситуацию как вызов.

Собравшись с духом, я пришла в магазин и дрожащим голосом прошептала кассиру, что хочу оформить возврат. “Без проблем”, – сказал он и вручил мне бланк заявления. Когда все закончилось, я испытала невероятное облегчение и гордость за себя. До сих пор благодарна маме за то, что она помогла мне выйти из зоны комфорта.

Посещайте госучреждения без родителей

Во взрослой жизни вам частенько придется взаимодействовать с различными бюрократическими инстанциями: паспортным столом, налоговой службой, управляющей компанией и т. д. Начните посещать подобные места без родителей. Естественно, только те, где это допускается. Можете начать с районной детской поликлиники.

К примеру, вам нужно пройти медосмотр. Запишитесь на прием по телефону или через интернет, придите к назначенному времени, займите очередь. Затем выполните все необходимые процедуры, пообщайтесь с врачом и заберите справку. На словах все действия кажутся очень простыми, но в реальности вы можете испытать сильный страх и волнение.

Это нормально. Не стесняйтесь своих реакций и не бойтесь выглядеть глупо. Все-таки вы пока еще ребенок. Первый раз всегда самый волнительный и некомфортный, зато потом будет намного проще. Пройдя квест под названием “поликлиника”, можете переходить к более сложным.

Отправляйтесь в лагерь на каникулы

Самостоятельность – это не только умение зарабатывать деньги и обслуживать себя в быту. Это еще и способность устанавливать контакты, находить общий язык с разными людьми, проявлять себя в коллективе. Лагерь – идеальное место, где можно научиться этому.

Попросите отправить вас в детский лагерь, желательно подальше от дома. Там вы сможете оценить все прелести самостоятельной жизни вдали от родителей.

Вы будете учиться сосуществовать на одной территории с другими детьми, улаживать конфликты, проявлять индивидуальность и многое другое.

Как правило, отдых в лагере оставляет после себя самые теплые и приятные воспоминания, даже несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Заключение

Повзрослеть никогда не поздно! Ни в 15, ни в 30, ни в 45 лет. Вернее, поздно, конечно. Но лучше уж так, чем навсегда остаться зависимым, несамостоятельным инфантилом. Поймите, чем раньше вы повзрослеете, тем больше шансов на счастливую и полноценную жизнь.

Самостоятельность дарит невероятное чувство свободы. Вы буквально избавляетесь от всех цепей, сковывающих вас, и становитесь у руля своей жизни. Ради этих ощущений стоит постараться.

Пишите в х, что значит для вас быть самостоятельным и легко ли вам это удается. Давайте вместе составим своеобразную статистику.

«Я сам!» Как помочь подростку стать самостоятельным: советы психолога

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка успешным и состоявшимся в жизни, помочь ему обрести самостоятельность и воспитать в нем навыки самоорганизации.

Подростковый период — как раз то время, когда закрепляются основные социальные роли, начинает появляться чувство и образ взрослости, тенденции к самостоятельности. Становление в обществе происходит в своеобразной борьбе за независимость, где ребенок утверждается и познает себя в социуме.

Как могут в этом помочь близкие, рассказала психолог филиала «Тропарево-Никулино» семейного центра «Доверие» Виктория Стальнова.

Предоставляйте больше выбора. Чувство уверенности, способность полагаться на себя, анализировать ситуацию и способы поведения — это одни из немногих черт автономности, которые помогут развивающемуся ребенку справляться с жизненными ситуациями и добиваться успехов. Даже при планировании таких вопросов, как что приготовить на ужин, предоставляйте своему ребенку право выбора.

Помните о важности личного пространства. Несомненно, образ родителей и взаимодействие с ними становится достаточно значимым в подростковом возрасте.

Но важно помнить, что ребенку нужно личное пространство для получения навыка выстраивания границ в общении. Постарайтесь освободить от излишнего контроля свое чадо. Если у ребенка есть отдельная комната, то при входе в нее стоит постучать.

Также не стоит настаивать на откровенных разговорах: ребенок поделится секретами, когда посчитает нужным.

Ребенок должен понимать, что вы ему доверяете. Выстраивая общение, помните, что вы ведете беседу уже со взрослым человеком, желающим высказать мнение и поступить по-своему.

Когда вы не контролируете ребенка на каждом шагу, общение становится более доверительным, он приобретает самостоятельность и реализует ее в своем окружении.

Держите у себя в голове мысль, что ребенку можно доверять и он не совершит чего-то ужасного, и тогда интерес поделиться с вами будет исходить уже от него.

Поощряйте самовыражение ребенка. Благоприятные отношения с родителями, значимым окружением помогают проявлять свои истинные качества, отстаивать позицию, принимать осознанные решения.

Поощрение выбора и теплые эмоциональные отношения с ребенком помогают ему самовыражаться в интересующей деятельности, чувствовать уверенность в своих действиях, проявлять ответственность и коммуникабельность в близком социальном окружении.

Если вдруг подросток решил надеть костюм самурая или покрасить волосы в синий цвет, то ваша критика может породить неуверенность в себе. Вместо этого попробуйте найти с ним альтернативное решение.

Ваши утверждения должны быть последовательными. Дети негодуют, когда точка зрения родителя быстро меняется.

Как в таких условиях может сформироваться такое важное качество, как целенаправленность в деятельности? Каждое ваше утверждение должно носить структурированный характер, чтобы смысл доносился целиком. Общение в семье ориентирует на приобретение собственных идей и взглядов на жизнь.

Такие ориентиры не должны стать противоречивыми и контролирующими со стороны родителей, взаимодействие и помощь ребенку помогут ему стать самостоятельным, достичь успеха в социальной жизни.

Никогда не поздно. Даже если ребенок зависим от вашего мнения, не выражает самостоятельного интереса к каким-либо делам или не знает, как действовать в сложившихся с ним ситуациях, не стоит отчаиваться.

Квалифицированные специалисты столичных семейных центров предлагают пути решения. Во многих центрах действуют подростковые клубы, где проходят тренинги, в том числе на выработку социальных навыков, помогают улучшить адаптацию.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы