- Доклад
- «Здоровый образ жизни школьника»
- Выполнила: учитель физической культуры
Резепова А.А.
- Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая
- в лени, тот поступает так же глупо, как и человек,
- думающий молчанием усовершенствовать свой голос.
- Плутарх
- Здоровый образ жизни школьника
Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
Актуальность проблемы
На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.
К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами.
Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.
Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано.
Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.
1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.
2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.
3.Уменьшение контроля со стороны родителей.
4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
6.Половое созревание и связанное с ним поведение.
7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.
Здоровый образ жизни школьника: основные принципы.
В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:
1.создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);
2.составление гармоничного режима труда и отдыха;
3.воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.
Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.
Правильное питание
Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:
- Прием пищи только при ощущениях голода.
- Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.
- Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.
Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.
Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.
Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
- Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
- Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
- Рациональный режим дня
Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни .
Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.
Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения.
Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.
Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни , что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.
Оптимальная физическая нагрузка
Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание
Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей.
Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д.
Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний.
Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.
Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Соблюдение гигиенических норм
В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.
Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех.
Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну – основному и ничем не заменимому виду отдыха.
Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.
Отказ от вредных привычек
Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят.
Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, – около половины достается тем, кто находится рядом с ними.
Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению.
Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
- Благоприятная психологическая обстановка в семье
- Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.
- Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.
Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.
В нашей школе проводится работа по формированию ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей.
Формы проведения данной работы разная: индивидуальные консультации, проведение «Недели здоровья» со всевозможными мероприятиями, видеоролики от вреде курения, алкоголя, наркотиках. (см. приложение 1). В школе имеются различные спортивные секции, где ведется работа по укреплению здоровья детей.
Мы создаем оптимальных внешнесредовых условий (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат) по формированию здорового образа жизни
Приложение 1.
Здоровый образ жизни школьника
Здоровый образ жизни школьника
На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России.
Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды.
Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям.
Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:
- Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном) питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
- Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
- Существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их вредном влиянии на здоровье;
- Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
- Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
Сформировать: представление об основных компонентах здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Режим дня, учебы и отдыха
Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.
Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.
Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:
- Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
- Соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
- Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы;
- Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
- Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление.
Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его.
Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.
Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Из чего состоит здоровый образ жизни школьника
Соблюдение здорового образа жизни очень важно для каждого из нас. Ведь разумно относясь к своему здоровью, мы надолго остается бодрыми, продуктивными и молодыми.
Особенно актуален этот вопрос среди школьников, ведь именно в их возрасте психика и тело еще только формируются.
В школьный период наступает половое созревание, из-за которого ребенок становится просто неуправляемым и ранимым, происходит становление личности, а также возрастает нагрузка и дополнительные занятия.
Свою лепту вносит и плохая экология, сидячий образ жизни, употребление вредных продуктов, а также зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих популярных гаджетов. Все это неминуемо приводит к проблемам с физическим и психическим здоровьем подрастающего поколения. Поэтому так важно формировать ЗОЖ у своего чада еще со школьной скамьи.
Какие же составляющие должны входить в здоровый образ жизни школьника? Ответ на этот вопрос знает Интернет-издание estet-portal.com.
1. Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня 2. Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения3. Физическая активность – главное условие отменного здоровья4.
Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов5. Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности6.
Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника
Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня
Формируя здоровый образ жизни своего сына или дочки, не забывайте о таком пункте, как правильно составленный режим дня, так как он минимизирует энергозатраты, восстанавливает организм и повышает его работоспособность, что положительно сказывается на здоровье и психическом равновесии ребенка.
Упорядочивайте расписание уроков, дополнительных занятий, отдыха и всего прочего вместе со своим чадом. Можете даже попробовать сделать это в игровой форме. Но не забывайте о том, что сделать все за один день нереально. Поэтому не отправляйте сына или дочку в несколько кружков сразу. Время отдыха должно быть равноценно времени деятельности.
Режим дня для каждого школьника индивидуален. Он зависит как от особенностей организма ребенка, так и от общей загруженности. Для того, чтобы выбрать оптимальный режим дня, составьте распорядок так, чтобы работа и отдых чередовались.
- Обычно режим дня ученика или ученицы состоит из следующих частей:
- • уроки в школе; • выполнение домашних заданий; • питание; • физические упражнения;
- • отдых;
- Подписывайтесь на нас в Instagram.
• свободное время.
Здоровый образ жизни школьника сложно представить без качественного сна. Ведь это естественное физиологическое состояние восстанавливает организм маленького человечка, который за весь день активной умственной деятельности выматывается.
К тому же, во время сна запускаются механизмы, которые способствуют правильному росту и развитию ребенка. Поэтому проследите, чтобы Ваше чадо спало не 10 часов в сутки.
А для того, чтобы сон был эффективным, обеспечьте в детской комнате соответствующую атмосферу: поставьте кровать с ортопедическим матрасом и хорошей подушкой, проветрите помещение и поддерживайте оптимальный температурный режим.
Также очень важно, чтобы ребенок перед сном не смотрел телевизор и не засиживался допоздна за компьютером. В противном случае сон окажется некачественным, самочувствие ухудшиться, появиться быстрая утомляемость, а концентрация внимания упадет.
Поскольку большую часть времени школьник сидит за партой и письменным столом, а занятия физкультурой не дают достаточной физической нагрузки, которая нужна для отменного здоровья, необходимо, чтобы ребенок обязательно вел подвижный образ жизни.
Поэтому привейте своему чаду любовь к спорту. Приучите его по утрам делать зарядку, после школы посещать спортивную секцию, будь то футбол, хоккей, плавание или айкидо, а в свободное время подольше гулять и играть в подвижные игры на свежем воздухе.
Являясь неотъемлемой частью здорового образа жизни школьника, активные физические нагрузки способствуют росту ребенка, нормализуют обмен веществ, а также дисциплинируют.
Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов
Многие дети после посещения школы часто болеют простудными заболеваниями и гриппом, что нарушает принятый распорядок дня. Связано это с тем, что их иммунитет ослаблен нехваткой витаминов и стресса.
Поэтому в период разгула эпидемии так важно повышать сопротивляемость организма к вирусам и эпидемиям. Для этой цели прекрасно подходит закаливание.
- Популярными закаливающими процедурами являются следующие:
- • обтирание; • купание в проруби; • контрастный душ;
- • хождение босиком.
При закаливании очень важно, чтобы температура воды или воздуха снижалась постепенно. Резкое ее снижение может обернуться серьезными последствиями в виде переохлаждения, простудных заболеваний и даже воспаления легких.
Но подходить к такой процедуре необходимо тщательно. Ведь закаливание может, как принести пользу, так и навредить. Поэтому, прежде чем приступить к оздоравливающим процедурам, необходимо проконсультироваться с врачом.
Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности
Здоровый образ жизни школьника сложно представить и без правильного питания. Ведь оно играет огромную роль для подрастающего организма. Проследите, чтобы в рационе Вашего ребенка были те продукты, которые нужны ему для роста, развития и достаточной энергии, нужной для повседневной деятельности.
Количество приемов пищи школьника должно быть не 4-5 раз в день.
Питание должно быть полноценным и сбалансированным, а также соответствовать возрасту ребенка. В рационе обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы.
Калорийность продуктов должна покрывать энергозатраты растущего организма. Но следует помнить о том, что как ее избыток, как и ее недостаток приносит вред здоровью.
Курение, употребление алкоголя, наркотики и прочие вредные привычки никак не вписываются в понятие «здоровый образ жизни». Ведь они задерживают рост и развитие, а также приводят к различным заболеваниям и даже летальному исходу.
Поэтому оградите своего ребенка от вредных привычек. Пропагандируйте здоровый образ жизни и рассказывайте своему чаду, чем может закончиться курение, распивание спиртных напитков и прочие вредные привычки. Также оградите школьника от рекламы и фильмов, где фигурируют вредные привычки.
Если Вы будете действовать совместно с учителями, социальными педагогами и медиками, неокрепший ребенок не возьмется за сигарету, бутылку пива или шприц.
Сформировать здоровый образ жизни школьника не так и сложно. Главное – все делать комплексно. Также важна регулярность. Если ребенок будет заниматься зарядкой только раз в неделю, обливаться холодной водой периодически, а здоровое питание чередовать с чипсами, гамбургерами и прочей не полезной пищей, он наверняка получит проблемы со здоровьем.
- Только при условии постоянного соблюдения ЗОЖ и комплексного подхода, ребенок будет правильно расти и развиваться, а его энергии хватит на напряженную ежедневную деятельность.
- Насколько безопасна гомеопатия для детей и стоит ли ее применять
- Вам может быть интересно: Идеальный живот за 5 минут в день.
Формирование здорового образа жизни школьника
Формирование здорового образа жизни у школьника «Здоровье-это вершина, которую каждый должен покорить сам» (восточная мудрость)
Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.
Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает:
- правильное питание
- занятие физическими упражнениями
- закаливание
- соблюдение режима дня
- соблюдение норм гигиены
- отказ от вредных привычек.
- Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.
- Правильное питание школьника должно быть:
- соответствующим возрасту;
- желательно четырехразовым;
- сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу;
- полностью обеспечивать энергетические затраты организма.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной работы, семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни ( как он относится к своему здоровью ). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % .
Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства.
Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.
И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить.
Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно.
Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня.
Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты:
-
учебные занятия в школе;
-
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
-
сон;
-
питание;
-
занятия физическими упражнениями;
-
отдых;
-
занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.
А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости.
Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.
- Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
- Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время.
Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность в сне составляет:
- в 10-12 лет – 9-10 часов,
- в 13-14 лет – 9-9,5 часов,
- в 15-16 лет – 8,5-9 часов.
- Питание
- Народная мудрость гласит:
Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.
- «Какова еда и питье – таково и житье».
- «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».
Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Ребенок — младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка.
- Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.
Здоровый образ жизни школьника
Все предметы / Педагогика / Теория воспитания / Здоровый образ жизни школьника
Здоровый образ жизни школьника
На сегодняшний день наблюдается закономерное снижение уровня здоровья детей школьного возраста. Данный факт обусловлен двумя обстоятельствами:
- неблагоприятное влияние образовательной среды;
- низкий уровень культуры здоровья школьников.
Неблагоприятное влияние образовательной среды выражается в следующих обстоятельствах:
- школьники испытывают избыточную информационную нагрузку, обусловленную умственной работой на уроках в школе и выполнением домашних заданий ($1$ класс — $28$ часов в неделю, $3$ класс – $39$ часов, $6$ класс – $48$ часов, $10-11$ класс – $56$ часов);
- несбалансированная организация учебного процесса и режима в школе, выраженная в построении расписания без учета физиологической динамики умственной работоспособности школьников в течение учебного дня и недели;
- игнорирование индивидуально-типологических особенностей детей, так как в учебной деятельности используются типовые задания и алгоритмы их выполнения;
- сниженная двигательная активность учеников;
- авторитарно-репродуктивный характер системы обучения, когда учителя не интересуется мнение ученика и его отношение к изучаемому материалу.
Замечание 1
Состояние здоровья детей обусловлено во многом их собственным отношением к нему. При этом сегодня отсутствует целенаправленное воспитание в семье и в образовательных учреждениях культуры здоровья.
Низкий уровень культуры здорового образа жизни отражается на различных сторонах жизнедеятельности, в частности:
- отсутствие представлений о типологических осо¬бенностях своего организма не позволяет ребенку построить правильный режим жизни, соответствующий его особенностям;
- низкий уровень мотивации на здоровую жизнедеятельность, так как в школе не создается представление о правильных жизненных приоритетах и их расстановки;
- отсутствие знаний о здоровом образе жизни и способах его достижения, так как здоровому образу жизни как целостной системе не учат ни на одном из уровней образовательной системы.
Безусловно, обучаться здоровому образу жизни необходимо в течении всей жизни, но основы здоровьесберегающего образования необходимо получать в процессе общего образования.
Здоровьесберегающий подход в учебной деятельности
В современной школе базовой формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Его организация определяет позитивное и негативное влияние образовательной среды на здоровье школьника.
Определение 1
Целесообразная здоровьесберегающая организация урока подразумевает выбор форм и средств обучения, не наносящих вреда здоровью детей и способствующих его развитию.
Замечание 2
Следует отметить основные моменты, которые необходимо учитывать педагогу при организации учебного процесса:
- санитарно-гигиенические условия проведения урока, включающие проветривание класса, рациональное освещение в помещении, чистоту кабинета, состояние рабочих мест;
- четкая постановка цели и задач урока и их усвоением детьми;
- выбор форм и методов ведения урока, соответствующих возрасту ребенка;
- выбор оптимального ритма и темпа ведения урока;
- смена видов деятельности на уроке.
- мотивация учебной деятельности, при которой началом мыслительной деятельности является не принуждение, а желание ученика решить проблему;
- привлечение как можно большего числа органов чувств детей: слуха, осязания, зрения, обоняния, что обеспечивает повышенную мозговую активность и прочное запоминание материала;
- правильное соотношение образной и логической подачи учебного материала, что связано с доминированием правого или левого полушария мозга.
- создание условий для творчества в учебе;
- включение эмоционально-чувственной сферы в процесс познания;
- дифференциация и индивидуализация обучения на основе личностных особенностей и состояния здоровья ребенка;
- создание на уроке ситуаций успеха для учеников. Так как постоянные неудачи в учебе оказывают отрицательное влияние на здоровье и развитие детей;
- видение утомления учащихся на начальной стадии, снятие напряжения от статичной позы, профилактика нарушений зрения и осанки;
- стиль общения учителя и общая психологическая атмосфера урока.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.