В период, когда многие вынуждены работать удаленно, особенно нелегко родителям, поскольку им в домашних условиях приходится эффективно выполнять одновременно рабочие и родительские обязанности.

Зачастую сконцентрироваться мешают громкие звуки, которые создают дети.

О том, как минимизировать царящий на фоне шум и гам, DELFI Woman рассказывает руководитель студии детского развития Montessori Studija Алина Лебедева.

Продолжение статьи находится под рекламой

Реклама

Любому ребенку требуется родительское внимание. Количество необходимого внимания определяется возрастом, темпераментом ребенка, а также видом психологической привязанности.

  • Но помимо этих трех факторов, на которые повлиять невозможно, есть и другие, а именно — количество и качество тех занятий, которые есть для ребенка в открытом доступе.
  • В одной из своих предыдущих статей я описала более 20 увлекательных занятий для детей дошкольного возраста, которые помогут не только занять ребенка, освободив тем самым время и внимание родителей, но также помогут развить такие навыки как концентрация внимания, координация, мелкая моторика и интеллектуальные способности.

Foto: Shutterstock

Чтобы развивающая среда «работала» и по-настоящему увлекала ребенка, проявите терпение и наблюдательность. Обеспечьте среду теми развивающими пособиями, которые подходят ребенку по возрасту и с которыми он способен наиболее долго продуктивно заниматься.

Упражнение тишины

Помимо создания увлекательных развивающих материалов, в Монтессори педагогике есть еще один секрет, который мог бы сильно помочь родителям. А именно: мы учим детей соблюдать и любить тишину с помощью специального упражнения, которое так и называется: «упражнение тишины». Это упражнение знают и любят педагоги по всему миру.

Регулярно практикуя это упражнение, ребенок не только учится соблюдать тишину. У него также улучшаются способности к регуляции поведения, самоконтролю и развиваются волевые качества. Упражнение тишины также отличный способ релаксации, так как обеспечивает отдых для центральной нервной системы.

Как и в любом другом упражнении, успех достигается не сразу. На начальном этапе можете делать упражнение коротким, например одну минуту. Затем, когда навык ребенка окрепнет, увеличьте время до двух, трех, пяти минут и более.

Упражнение тишины можно практиковать и как ежедневный ритуал, например, перед завтраком, либо можете устраивать его спонтанно посреди дня.

Вы можете делать его каждый раз, когда чувствуете, что ребенок ведет себя громче, чем хотелось бы. Урок тишины поможет ему успокоиться.

В таком случае важно не превращать упражнение в наказание, а преподносить его как действие, которое вы оба совершаете с радостью и увлеченно.

Суть упражнения состоит в том, что мы не издаем никаких звуков и по возможности не производим никаких движений. Вместе с ребенком мы замираем и концентрируем свое внимание. При этом важно, чтобы в окружающей обстановке не было никакого шума. Советую выключить телевизор, звук на телефоне, и прикрыть окно, особенно если живете на шумной улице.

Разнообразие упражнений

Foto: Shutterstock

Есть много способов проводить упражнение тишины — его можно делать лежа или сидя, с открытыми, или с закрытыми глазами, наблюдая за чем-либо, или просто прислушиваясь к окружающему миру.

Детям, которым трудно усидеть на месте, особенно детям до 3 лет рекомендуется проделывать упражнение лежа. При этом можно закрыть глаза. Объясните ребенку правила игры и договоритесь, что дотронетесь до него, когда можно будет двигаться и разговаривать.

Детки постарше во время упражнения уже могут сидеть — на полу или на стуле. Можно закрыть глаза, или оставить их открытыми. Если ребенку трудно сосредотачиваться, возьмите какой-либо предмет, за которым он сможет наблюдать. Прекрасно подойдут песочные часы.

Ребенок не только будет смотреть на пересыпающийся песок, но он также будет осознавать, сколько времени еще осталось до конца упражнения. В качестве предмета для наблюдения можно также использовать прозрачную вазу с водой, в которую вы можете капать пипеткой чернила или краску.

Подобное зрелище, как правило, завораживает ребенка.

Ребенку, у которого хорошо получается концентрироваться, можно давать задание прислушиваться к звукам окружающего мира и затем обговорить с ним, что каждый из вас слышал, будь то пение птиц за окном, капли дождя или лай соседской собаки.

Учимся говорить тихо

Foto: Shutterstock

После того, как упражнение тишины закончилось, мы не начинаем сразу громко разговаривать и шуметь. Обратитесь к ребенку шепотом, договоритесь разговаривать и вести себя тихо.

Детям в дошкольном возрасте трудно регулировать громкость голоса. Бывает, что ребенок вообще не умеет говорить тихо, и тогда мы можем его этому научить. Расскажу один простой и действенный способ, который уже много лет использую в работе.

Вам понадобится считалочка. Если у ребенка уже есть любимая считалочка — замечательно. Если нету, вспомните свою любимо считалку из детства или найдите что-то интересное в интернете. Например:

  1. Тише, мыши, кот на крыше,
  2. А котята еще выше.
  3. Кот пошел за молоком,
  4. А котята кувырком.
  5. Кот привел без молока,
  6. А котята ха-ха-ха.

Сначала учим считалку. Это также отличное упражнение для развития речи, о котором уже упоминала в предыдущей статье. Первый раз мы вместе произносим считалку обычным голосом.

Следующий раз договариваемся произносить громче. Можем сделать еще один более громкий раз — наши голоса будут уже близки к крику.

Затем также постепенно произносим считалку тише — делаем голос тише с каждым разом, пока не дойдем до шепота.

Таким образом ребенок учится понимать, что такое говорить громко и тихо, учится контролировать громкость голоса и произвольно переходить на шепот.

Совет

Foto: Shutterstock

Обращаясь к ребенку с просьбой вести себя тише, делайте это тихим голосом. Для этого, возможно, придется перейти в другую комнату или подойти к ребенку поближе.

Можно также дотронуться до его плеча, тем самым обратив на себя большее внимание. Да, это потребует немного больше времени и усилий, чем громкая команда, зато и эффект вы произведете больший.

Останьтесь возле ребенка еще несколько секунд, поговорите с ним тихим голосом и мягким движением передвиньте некоторые из его вещей, тем самым показав пример тихого и бережного поведения.

Тайная сила тихони. 12 советов школьникам-интровертам

Психология

Тайная сила тихони. 12 советов школьникам-интровертам

11 сентября 2018 18 453 просмотра

Татьяна Бурцева

Первые дни нового учебного года, даже если ты ходишь в свою школу уже не первый год, — испытание для всех. Но интроверты сильнее реагируют на раздражители, и приспособиться к любой ситуации им сложнее.

Считаешь себя тихоней? Думаешь, что ты интроверт? Наверняка школьные стрессы и драмы изматывают? Абстрагироваться от этих потрясений без ущерба для своего «я» все-таки можно. Вот несколько советов из книги «Тайная сила», которые всегда помогут в школе.

Тайная сила

«Ты что такая тихая?», или Кто такие интроверты?

Психологи делят людей на интровертов и экстравертов. Интроверты обычно не против шумных компаний, но им нравится быть в одиночестве. Они умеют общаться, но немногословны и предпочитают лишний раз не высказываться. Они наблюдательны. Больше слушают, чем говорят. У экстравертов все наоборот: они лучше чувствуют себя среди людей, толпа дает им энергию.

Быть интровертом — значит обладать богатым внутренним миром и ценить его. Интроверт — тот, кто чаще смотрит «вглубь себя».

Объясни близким друзьям, почему в школе ты иногда уходишь от всех или перестаешь участвовать в разговорах. Расскажи им об интровертах и экстравертах. Если твои друзья — экстраверты, расспроси их о том, чего им не хватает в общении с тобой.

Знай свои потребности

Находи тихие уголки и свободные минутки, чтобы «подзарядить батарейки». Если ты предпочитаешь общаться с одним или двумя друзьями, а не с большой компанией, это совершенно нормально! Найди тех, кто чувствует то же, что и ты, или понимает тебя, и тебе станет намного легче.

Улыбайся

Улыбка не только располагает к тебе окружающих — улыбаясь, ты сам чувствуешь себя счастливее и увереннее. Это биологический феномен: когда мы улыбаемся, мозг получает сигнал, что все хорошо.

Найди «своих»

Может быть, тебе интересно общаться с ровесниками-спортсменами или с теми, кто увлекается программированием. А возможно, для тебя просто важно, чтобы человек был хороший. Завяжи дружбу с теми, кто тебе нравится.

Найди то, к чему лежит душа

Лучший способ выжить в школе — увлечься чем-то. Подумай о том, что важно именно для тебя. Сконцентрируйся на одном-двух проектах, которые тебе действительно небезразличны. Если ты робкий человек, истинное увлечение воодушевит и придаст сил для борьбы со страхом. Увлечение — сильный союзник.

Расширяй зону комфорта

Все мы можем в той или иной степени «переступать через себя», преодолевать наши комплексы ради своих увлечений или важного дела. Если тебе предстоит что-то действительно пугающее, например, выступление на публике, тренируйся и готовь себя к этому постепенно, маленькими шажками. Начни с выступлений перед родными или самыми близкими друзьями, а затем по чуть-чуть увеличивай аудиторию.

Отвечай на уроке в числе первых

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Решай, когда и с чего начать

Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пиши конспекты

Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем

Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Не молчи

Вовсе не обязательно разговаривать со всеми или высказываться при каждом удобном случае. Но когда ты почувствуешь себя комфортно, попробуй все-таки поделиться своими мыслями с другими. Возможно, тебе будет удобнее поговорить с кем-то один на один. Или попробуй общаться письменно: разошли письма или создай чат.

Работай в группе не только в школе

Учись работать в группе не только в школе, но и во внеклассное время. Запишись на курсы или мастер-класс по интересному предмету. Стань волонтером — это отличная возможность поучаствовать в деле, которое тебе небезразлично.

По материалам книги «Тайная сила».

Обложка поста: pixabay.

Ваш ребенок тихоня и над ним издеваются? Научите его постоять за себя

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • -Не оставлять ребенка наедине с проблемами
  • -Не оставлять ребенка наедине с проблемами
  • -Помочь ребенку стать крепким и сильным
  • -Научить детей располагать к себе
  • -Позволить ребенку насладиться детством
  • -Научить делиться собственными переживаниями
  • -Гармоничное развитие ребенка
  • -Научить давать отпор

Дети-самое дорогое, что есть у нас и нам нужно позаботиться о том, чтобы они могли постоять за себя. Как научить их самостоятельно решать конфликты, возникающие как в школе, так и в детском саду? Вот некоторые приемы воспитания и достаточно простые советы, которые помогут вашим детям постоять за себя.

Не оставлять ребенка наедине с проблемами

Помощь и поддержка родителей всегда необходимы ребенку. От родителей требуется участие в жизни детей. Если даже ребенок не просит вас об этом, вы сами должны помочь ему справиться с неожиданными трудностями.

Если ребенок еще маленький и не понимает, что нужно поделиться с родителями, вы сами должны отслеживать все конфликты. Нужно всегда быть в курсе событий, знать, что происходит у ребенка в школе или детском саду. Ведь ребенок только начинает взаимодействовать с другими людьми и нужно подсказать ему как правильно это сделать.

Детские проблемы взрослым кажутся безобидными, но дети воспринимают их серьезно. Без поддержки они могут испытывать беспомощность и страх. Именно поэтому важно показать им, что папа и мама оберегают и защищают их, чтобы они чувствовал их поддержку.

Учить договариваться с другими детьми

Чтобы разобраться с конфликтной ситуацией и предотвратить ее, ребенка нужно научить договариваться и взаимодействовать с другими детьми. Это может показаться очень просто, но это не так. Родители должны помнить, что дети достаточно легко обучаются. Они могут научиться выходить из сложившейся ситуации мирным путем.

Но учить ребенка применять грубую силу-не всегда правильно, ведь всегда найдется кто-то сильнее. А это может закончиться очень плохо. Конечно, детей можно отдать в различные кружки боевых искусств, но необходимо объяснить им, что использовать свои знания можно только в качестве самообороны.

Помочь ребенку стать крепким и сильным

Ребенка нужно учить быть выносливым, сильным, крепким. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Например, их можно отдать на фигурное катание, плавание, гимнастику. Спорт поможет ему быть выносливым. Также, ребенок получит хорошее физическое развитие. А ведь если дети видят, что ребенок находится в хорошей физической форме, у них не будет повода приставать к нему.

Научить детей располагать к себе

Очень важно научить ребенка располагать к себе других детей, например, можно делиться пищей. Маленький ребенок с удовольствием будет угощать других детей, и они станут в ответ тоже делиться своей пищей. А это даст отличную возможность завести друзей.

Самый простой способ сплотить детей-это пригласить их на День рождения, где ваш ребенок будет всех угощать.

Позволить ребенку насладиться детством

Ребенку нужно позволять просто бегать во дворе и общаться, играть с другими детьми. Ребенок должен быть счастлив.

Современные дети слишком заняты, ведь кроме школы, многие посещают различные кружки, секции. Родителям нужно немного ослабить давление и позволить ребенку просто радоваться.

Научить делиться собственными переживаниями

Эмоциональная связь с ребенком является важным аспектом его общения с родителями. Это очень повлияет на то, что в будущем ваши дети будут делиться с вами своими проблемами и переживаниями.

Чтобы сблизиться со своим ребенком, нужно постараться стать значимым человеком в его жизни. Только после этого он начнет доверять свои секреты и тайны. Достигнуть этого проще всего путем совместного прочтения художественной литературы.

Сначала родители должны читать малышу, потом он сам научится и будет читать самостоятельно. Если родитель с ребенком будут вместе переживать за героя, то это очень их сблизит. Именно через такое чтение происходит эмоциональное сближение ребенка с родителями.

Гармоничное развитие ребенка

Важно постараться научить ребенка всему необходимому. Нужно постараться выявить врожденные таланты и предпочтения ребенка и развивать его в этом направлении. Дети будут получать от этого удовольствие. Ребенок будет радостным, позитивным, физически крепким и смелым.

Научить давать отпор

Если ребенка обижают в школе-научите его давать отпор. Здесь требуется индивидуальный подход, при котором учитываются особенности ребенка. Ребенок может быть смелым и решительным или же тихим и робким. Если в самом раннем детстве стараться переделать скромного и тихого малыша, то он может замкнуться. Это приведет к проблемам с психикой. Действовать нужно аккуратно.

Не обязательно сразу отдавать ребенка в спортивную секцию. Важно дать ребенку возможность отдохнуть. Для этого нужно хотя бы на время забрать его из той среды, где ему плохо, и провести совместный отдых. Нужно в игровой форме научить ребенка, как постоять за себя.

Ребенок-тихоня в детском саду: как помочь ему адаптироваться?

Каждый человек индивидуален: кто-то испытывает постоянную потребность в общении с окружающими, а другие больше погружены в свой внутренний мир и лучше чувствуют себя в одиночестве.

Детей, которым некомфортно находиться в большом коллективе и которым сложно сходиться с новыми людьми, обычно называют «тихонями» или «домашним ребенком».

Эти особенности делают их неповторимыми, но в то же время могут вызвать несоответствие с ритмом и жизнью группы, что может привести к дискомфорту и нежеланию посещать детсад. Насильно характер ребенка изменить нельзя, да это и не нужно. Важно помочь малышу приспособиться к новому для него миру.

Первая сложность, с которой может столкнуться ребенок-интроверт, это неумение жить по правилам большого коллектива – придерживаться распорядка сна, питания, прогулок, выполнять требования воспитателя на занятиях. Быстрее привыкнуть к ним можно, если дома заранее научить малыша основным правилам самообслуживания (мыть руки, одеваться, есть, убирать постель), придерживаться похожего распорядка (хотя бы в питании).

Также хорошей подготовкой будет обыгрывание различных ситуаций, которые могут возникнуть в детском саду, дома – с куклами или членами семьи.

Например: «что делать, если кто-то отнимет у тебя игрушку?», — «Вежливо попрошу вернуть, а если мне ее не вернут, подойду к воспитателю».

«Что делать, если во время похода в библиотеку / океанариум /зоопарк с группой тебе захотелось в туалет?», — «Подойду к воспитателю и попрошу отвести меня туда». Так ваш ребенок столкнется с меньшим списком нестандартных ситуаций, которые выходят за рамки его опыта.

Если ребенку сложно сходиться с детьми или он быстро теряет интерес к общей игре, постепенно расширяйте его круг общения: знакомьтесь с новыми ребятами на детских площадках, приглашайте друзей с детьми или соседей в гости, чаще ходите в места с большим скоплением детей. На праздники попробуйте организовать общие игры, занятия или конкурсы, они помогут детям быстрее сблизиться.

У некоторых детей повышенную чувствительность вызывают слишком шумные звуки – повышенные интонации, смех, крики, гам. У кого-то они провоцируют стресс, у других – апатию или раздражение. Если такое происходит, договоритесь с воспитателем, чтобы в момент особенно активных шумных игр ребенок один или с товарищем смог поиграть в отдалении – собрать конструктор или мозаику.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас.

Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша.

Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!

Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас

Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми

Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка

Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом

Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику

В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой.

Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу.

Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение

Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!

Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор

Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений

Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов

Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

>h3>Способ 13 — проявляйте внимание.

Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат.

Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу.

Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно.

Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине.

Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными ми, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов.

Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить.

Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений.

Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.
Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Как воспитать тихоню — «Ваше все»

  • DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
  • ― не требуют много времени и внимания, за которыми не нужно постоянно присматривать;
  • ― не нуждаются в эмоциях и нравоучениях, поэтому родители не тратят психические и душевные силы;
  • ― посидят одни столько, сколько потребуется маме, чтобы, например, сходить за пакетом молока в ближайший магазин;
  • ― не попытаются в это время вылезти в окно, чтобы посмотреть, кто сигналит на улице, или разобраться, как же устроен пульт телевизора;
  • ― не носятся, не катаются на велосипеде или роликах по квартире, не кричат, бесконечно не спрашивают, где и почему, не включают музыкальные игрушки и даже не путаются под ногами;
  • ― послушно терпят, когда их причесывают или стригут.

Задумывались ли вы, что бывают дети, которые:

  Сколько комплиментов получают в свой адрес родители таких детей: «Какой спокойный ребенок», «Какой смышленый», «Вам так повезло с ребенком»! Их обожают воспитатели в садике и педагоги в школе. Они являют собой образец для подражания, потому что со всем согласны, выполняют поручения без лишних вопросов, а уж как стараются…

Да, ребенок-тихоня — это отдушина, мамина и папина услада, объект зависти, мечта многих родителей.

Кто обладает таким характером?

  1. Таким характером природа наделила деток-флегматиков. Узнать их просто. Они спокойны, терпеливы, настойчивы, говорят неторопливо, практически без мимики и жестов. Информацию усваивают медленно, но она хорошо закрепляется у них в памяти.

Решения принимают не сразу, обдуманно и впоследствии их не меняют. Начатое дело доводят до логического конца, равномерно распределяя силы. Миролюбивы, всячески уходят от конфликта, избегают риска. Устойчивые взгляды помогают им уверенно идти по жизни.

Чтобы переубедить флегматика, необходимы весомые аргументы, которые он тщательно проверит на правдоподобность.

  У флегматика свой темп жизни, поэтому родные должны приспособиться и воспринимать его таким, каким его наделила природа. Если поторопить малыша-флегматика, реакция станет еще более замедленной.

  2. Таким может быть ребенок в состоянии хронической усталости. Первые признаки — быстрая утомляемость, раздражительность, сонливость, забывчивость, снижение работоспособности.

При этом дети жалуются на головные и суставные боли, сильную усталость после физической нагрузки, снижение памяти и внимания, нередко отмечаются признаки респираторного заболевания.

Вышеперечисленные симптомы неизбежно приводят к изменениям в поведении ребенка.

  3. Тихоней ребенок может стать в результате психологической травмы. Вред, причиненный психике ребенка, провоцирует изменения и в его поведении. Однако данная тема слишком сложна и требует отдельного рассмотрения.

  4. Подобная жизненная позиция или стиль поведения вырабатывается вследствие неправильного воспитания.

Как дети становятся тихонями

  1. Когда родители занимают активную позицию, всегда готовы прийти ребенку на помощь, например, застегнуть пуговицу или молнию, завязать шапку, ограничивают его свободу под прикрытием заботы («Сынок, осторожно, недалеко дорога», «Туда не ходи», «Здесь грязно, а тут деткам вообще нельзя ходить»).

  Сначала они помогут нарисовать картинку, решить задачку, потом — выбрать профессию, устроиться на работу и подобрать спутника жизни. Такие родители изо дня в день растят послушного ребенка, который безоговорочно подчиняется, не проявляя ни малейших признаков инициативы.

  Родители формируют культ личности ребенка, подчеркивая, что он самый лучший, а за пределами семьи его так не оценят.

  2. В семье с «культурой быта» или интеллигентной семье, где родители слишком рано начинают прививать ребенку хорошие манеры.

— «Сынуля, не кричи громко. Хорошие мальчики так себя не ведут», «По квартире не бегают. Что подумают соседи?» — так приучают к тишине.

— «Доченька, игрушки просить нехорошо. Это невежливо» — так воспитывают скромность.

  1. — «Анюта, не приставай к незнакомым людям с расспросами, это нехорошо» — подобные фразы формируют ненавязчивость.
  2. — «Нужно спросить, можно ли взять конструктор поиграть», — таким способом ребенка приучают спрашивать разрешения.
  3. — «Отдай машинку мальчику и отойди, он ведь меньше тебя», «Он же твой брат, отойди, пусть покатается» — так воспитывают уступчивость.

  В таких семьях тишину, такт и покой возводят в культ. Много внимания уделяется аккуратному обращению с вещами и игрушками, идеальному порядку в доме.

  Один из излюбленных приемов таких родителей — пробуждение чувства вины. В умелых руках подобное орудие действует так же результативно, как угрозы.

Например, можно сказать просто: «Миша, хватит шуметь, я не слышу телевизор». А можно воззвать к чувствам ребенка: «Мишенька, ты же знаешь, что мне нельзя нервничать, а ты шумишь.

Если я буду расстраиваться, то опять заболею». Результат достигнут.

  Неплохо действует метод высмеивания результатов и ошибок: «Как умничать, так ты умеешь, а как написать контрольную по математике, так мозгов не хватает», «Вот дылда вымахала, а слушаться не научилась».

  Так не спеша, под прикрытием интеллигентности родители растят пассивного, нерешительного и бездеятельного, а главное, удобного ребенка.

  3. Забитые дети встречаются в неблагополучных семьях, где процветает физическое насилие, у родителей, придерживающихся деспотичного стиля воспитания. Такой тип тихони в отличие от первых двух вызывает не приятные впечатления, а скорее ощущение тревоги. Неизвестно, чего ждать от такого ребенка.

  4. У эмоционально закрытых, сдержанных родителей вырастают такие же дети.

Важное правило для родителей, воспитывающих тихонь, — соблюдать эмоциональную отстраненность, дистанцию, общаться по делу, без сюсюканья, с минимальным количеством объятий и поцелуев.

Как спасти ребенка

  1. Научить общаться.

  Организовывать семейные ужины, во время которых все члены семьи будут делиться новостями, обсуждать проблемы и интересные события.

  Лучше начать с занятий в домашней обстановке. Проработать диалог-знакомство, предложения поиграть, обговорить игры, в которые можно играть. Только затем можно приступать к практическим занятиям на улице. Главное — помнить: важно количество подходов.

Какие бы результаты ребенок не показал, не останавливаться на достигнутом, расширять круг знакомств, поддерживать регулярные отношения с уже знакомыми детьми. Ловкость и сноровка придут с опытом, поэтому не следует сразу оставлять ребенка в большой компании, чтобы он еще больше не замкнулся.

В случае неудачи, нападок учителей и других взрослых малыш должен чувствовать родительскую поддержку.

  Можно доверить малышу делать покупки в магазине («Солнышко, купи молоко и что-нибудь вкусненькое»). В магазине неизбежно завяжется разговор с продавцом, а это лишний опыт.

  Можно устраивать ролевые игры с куклами. Например, мишка будет знакомиться и прощаться с лисичкой. Лисичка будет отказывать мишке в дружбе, потому что не хочет играть. Собачка соберется домой и станет прощаться, договариваясь о встрече на завтра.

  Важно научить ребенка смотреть в глаза собеседнику. Игра в гляделки (кто кого пересмотрит), которая так забавляет в детские годы, закрепит этот навык.

  2. Поощрять стремление к самостоятельности, познанию нового, даже если, по мнению родителей, они при этом теряют время.

  3. Всячески поощрять шумные игры, физическую нагрузку, даже если они противоречат собственным представлениям об уютном доме.

  4. Выстраивать общение на доверии. Таким образом, вы воспитываете в нем самостоятельность и ответственность, а убиваете зачатки неуверенности в себе и страха.

  5. Как можно чаще показывать ребенку свою любовь — именно она помогает выстоять в моменты жизненных неурядиц и повышает самооценку. Простых вещей: объятий, поглаживаний, слов, напоминающих о любви родителей, и мягкого взгляда достаточно, чтобы ребенок каждый день ощущал родительскую любовь.

  6. Не забывать хвалить по делу, признавать достоинства и заслуги.

  7. Ориентировать ребенка на успех. Давать задания по силам, в процессе выполнения задачи напоминать, что у него все получится, а по окончании подводить итоги.

  8. Посещать спортивные секции. Активные занятия помогают расслабиться, раскрепоститься.

Не рекомендуется

  1. Указывать на недостатки ребенка.

  2. Сравнивать результаты ребенка с результатами других детей.

  3. Читать нравоучения.

  Перекрикивать друг друга, прыгать, бегать, шуметь — пусть у наших ненаглядных малышей останутся эти невинные шалости! Пройдет совсем немного времени, они повзрослеют, разлетятся по своим гнездышкам, и родителям так будет этого не хватать, а тишина томительно давить. Как говорится, послушных детей не бывает.