• Конференция: Современные педагогические технологии
  • Гумановская Елена Алексеевна
  • Организация: МДОУ детский сад № 29 «Звёздочка»
  • Населенный пункт: Тверская область, г. Кимры

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека…

Музыка – это сама жизнь» — Д.Б. Кабалевский

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.

Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др.

), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» — писал В.Г. Белинский. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме слушателя, создавая физиологическую основу для возникновения эмоций.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В.

Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н.

Комиссаровой, как совокупность составляющих его компонентов — темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Ритм  в  музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).

Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И.

Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих  дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века.

Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах.

В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений.

Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба — медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.  

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова.

До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» — рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» — хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам.

Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически.

Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее.

Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.                     

В нашей стране система ритмического воспитания  разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М.

Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б.

Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме.

Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.

) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь.

В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве.

А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения.

Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин.

Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление.

Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека — и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха.

Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать. Ритм — одно из важнейших понятий в музыке.

Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм — один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки..

Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая.

Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него.

Исполнение музыки, благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает плодотворно и успешно.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

✓ Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

✓ Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

✓ Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

Как развить чувство ритма у ребенка?

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот.

Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи.

Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса.

Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается.

Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения.

Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Когда можно начинать развивать чувство ритма?

Уже с 1,5 – 2 лет можно развивать чувство ритма ребенка в домашних условиях. В нашем клубе в группы «Танцуем с пеленок» мы набираем деток с 2 – 3 лет.

Как развивать чувство ритма в домашних условиях?

Как я упоминала выше, это шаги в ритм музыке или, проще говоря, марш, но музыка должна быть несложной для восприятия ребенка. Главное требование к музыке — в ней должны четко прослеживаться музыкальные доли, в которые ребенку необходимо шагать. В детской музыке большинство мелодий такими и является, поэтому не должно возникнуть проблем.

Второй момент — хлопки в такт. Необходимо также подобрать детскую песню и хлопать в каждый такт. Часто, когда мы сидим на концерте под впечатлением от какого-либо номера, мы начинаем хлопать в такт, когда номер еще не закончился, тем самым, не подозревая, мы вырабатываем музыкальный слух и чувство ритма. Также должно быть и с ребенком: он должен делать это автоматически, не задумываясь.

Как Вы развиваете чувство ритма на занятиях танцами?

На занятиях происходит обучение музыкальной раскладке. В основном классический вариант музыкальной раскладки — это четыре четверти. То есть мы считаем до четырех.

Если Вы видите, что все вышеперечисленные варианты пройдены, попробуйте попросить ребенка хлопнуть на каждый четвертый счет, далее на каждый второй счет, потом только на счет «один» и «три» — они считаются сильными долями в музыке.

В старшем возрасте на эти доли осуществляются все более сложные движения или акценты в хореографической постановке. На занятиях я также даю комбинации на ритм, которые дети делают без музыки: задаю детям определенный ритм, они его повторяют, усложняю ритм и смотрю за тем, как они справляются с заданием.

Такие упражнения развивают не только слух, но еще и чувство коллективизма. Конечно, на занятиях дети даже не подозревают, что у них развивается и что это очень важно: для дошкольников — это просто игра, но так и должно быть.

  1. Для малышей: напевайте ребенку и разучивайте с ним песенки, стишки, вместе издавайте различные звуки во время повседневных занятий, игр, гимнастики и т.д.

  2. Для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста: рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.

  3. Запишите ребенка в танцевальную или вокальную студию клуба «Магис Дети»!

Развитие чувства ритма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проработав много лет музыкальным руководителем в специализированном дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья, хочу поделиться опытом работы по развитию чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

По мнению К.В.Тарасовой, чувство ритма имеет три основных компонента:

  • темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
  • метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
  • ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз

Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована.

В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком.

Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

На музыкальных занятиях, для развития чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи используются упражнения и игры :

1. Для развития чувства темпа и ритма:

Упражнения с маршировкой

Следует помнить, что ни в чем: ни в осанке, ни в жесте, ни во взгляде, ни в выражении лица – не заключается столько элементов ритма, сколько имеется в маршировке, так как стопа во время прикосновения к земле неуклонно отмечает точку опоры для ритма.

В начале учебного года ведется работа над четким исполнением шага, отрабатывается координация движений общей моторики, по мере усложнения задания, в дальнейшем детям предлагается исполнить марш с атрибутами (ритмическими палочками, молоточками, флажками и т.д.).

  • Упражнения с мячами – фитболами.
  • При использовании упражнений с мячами у детей формируется правильная осанка, развивается: дыхание, координация речи и движений, общая моторика. Для этого на занятии используются:
  • — комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений под музыку
  • — игровые упражнения на координацию движения и речи
  • — звучащие стихи
  • — музыкально-ритмические композиции
  • Массаж, самомассаж тела.
  • В ритме музыки и песен детям предлагается: похлопать, пошлепать, постукать, пощипать, погладить свое тело.
  • Игры: игры с именами, приветственные игры.
  • При использовании таких игр на занятии осуществляется коррекция психических функций: внимания, памяти, слухового восприятия, коррекция моторной сферы.
  • Приветственные игрыиспользуются для создания благоприятной обстановки на занятии, заряда положительных эмоций.
  • Игра на детских музыкальных инструментах

Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. Дети играют в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, баяне, аккордеоне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

2. Для развития координации речи и движения.

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.). Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале

Вокально-двигательные разминки

Цель: сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.

Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует исполнять. Для этого мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми. Начиная с простейших заданий – игр, музыкальные упражнения постепенно усложняются, становясь все увлекательнее.

  1. Вокальные упражнения

Влияние ритма на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

  • Максименко Татьяна Олеговна
  • Организация: МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Гармония»
  • Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

В процессе изучения методики развития речи дошкольников, отметила, что теоретики и практики акцентируют свое внимание на важности развития фонематического слуха и формирования ритмических способностей.

Ими установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической звуковой культуры тормозит формирование речи в дошкольном возрасте. При несовершенном чувстве ритма замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

При заучивании стихотворений дети меняют слова, нарушают рифму, так как не слышат «пульсации» строки, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы. Как факт, в дальнейшем, слабое развитие слуховых и ритмических способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Опыт моей работы в логопедической группе показывает, что образовательно-воспитательный процесс в данном ключе необходимо выстраивать таким образом, чтобы рационально сочетать традиционные и современные методики для успешного развития фонематического и ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Традиционно положительную роль продолжают выполнять дидактические игры и упражнения на развитие ритмического чувства у детей дошкольного возраста («Послушай, как стучит сердце», «Прохлопай ритм», «Слова на ладошках» (слоговой ритм слова), «Морзянка», «Рифмовочки» и др.).

Данные игровые упражнения носят не только обучающий и развивающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом, так как направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

Кроме этого  перечисленные дидактические игры создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат сравнивать и оценивать звуки по темпу и силе удара.

Активно использую в своей работе и «звучащие» жесты, под которыми понимается игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Г. Кетман. Идея использовать те «инструменты», которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, так как подобные формы ритма есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Звучащие жесты в сочетании с ритмом музыки помогают добиться эмоциональной разрядки, снять нервное напряжение, умственную перегрузку и утомление.

Действительно, двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Использование «звучащих жестов» в речевых упражнениях, при заучивании наизусть стихотворений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в просодический мир речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторики.

Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.  В своих трудах Александрова Н. Г., Далькроз, Румер М. А., Збруева Н. П., Ветлугина Н. А.

и многие другие авторы говорят об эффективном влиянии  ритмики на гармоничное развитие ребенка, на коррекцию речевых нарушений.

Поэтому в своей практике развивающую и коррекционную работу выстраиваю в направлении от движения к речи, с успехом внедряя современные методики, такие как фонетическая ритмика, логопедическая ритмика.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающих речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают формировать фонетически правильную речь, а в сочетании с дыхательными упражнениями улучшается ритмика всего организма, развивается самоконтроль и произвольность.

  1. Содержание фонетической ритмики носит игровой характер и яркую эмоционально-положительную окраску.
  2. Обязательное условие фонетической ритмики — активное использование жестов, мимики, интонационного и ритмического языка.
  3. Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики дает положительные результаты:
  4. — активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;
  5. — улучшается фонематический слух;
  6. — нормализуется речевое дыхание;
  7. — улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
  8. — формируется умение изменять силу и высоту голоса;
  9. — уточняется артикуляция звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
  10. — повышается речевая активность детей.
  11. Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического, речевого и физического развития.

Логоритмика в своей основе — ритмичная деятельность, а ритмическая способность тесно связана с эмоциональным развитием ребенка. Проявление любой ритмичности всегда сопровождается выраженными положительными эмоциями.

  • Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  • Посредством логоритмики реализуются такие задачи, как:
  • — нормализация темпа и ритма речи;
  • — развитие слухового внимания, фонематического слуха;
  • — развитие моторики, мимики, пантомимики;
  • — формирование правильного звукопроизношения и др.

Логоритмические занятия способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания, музыкальности. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации.

Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения и упражнениям по методике «Расскажи стихи руками», которые я использую как логоритмические с обязательной расстановкой ритмических акцентов.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы, произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения и образности мышления.

Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

  1. В заключении хотелось бы отметить и тот факт, что хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: ритмического рисунка и  звукобуквенной структуры слова, просодики, развития других лингвистических способностей (словообразования).
  2. По моему мнению, комплексное воздействие данных методик на детей эффективно и дает успешную динамику речевого развития, помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей старшего дошкольного возраста.
  3. Библиографический список
  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие — М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики. — М.: ТЦ Сфера, 2014.

  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб. 2012.

  5. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 2011.    

  6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000

Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования и аппликации

Чувство ритма является одним из важных компонентов художественных способностей, об этом говорят ученые в области педагогики, психологии, изобразительного искусства — Б. М. Теплов, С. П. Ломов, Н. Л. Стариченко и др.

В художественно-эстетическом воспитании ритм выступает первоосновой, которая соединяет в единое целое, заложенное природой в личности чувство красоты. Функции ритма в художественно-эстетическом воспитании определяются выразительностью, эмоциональностью, творческими возможностями в создании художественного образа.

В научной литературе существует немало исследований, рассматривающих особенности развития чувства ритма в детском возрасте (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Б. М. Теплов и др.).

Вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников и развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства рассматриваются в работах Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулиной, Г. Г. Григорьевой и др.

Теоретическое и дидактическое обоснование использования занятий по рисованию и аппликации для развития чувства ритма представлено в исследованиях таких педагогов как Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова.

Младший дошкольный возраст является периодом, когда дети осваивают основы изобразительной деятельности.

Развитие чувства ритма в младшем дошкольном возрасте позволит успешнее решать вопросы развития детского изобразительного творчества на последующих этапах.

Это и позволило нам определить область исследования и его цель — определение педагогических условий развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста; предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1.                  Выяснить сущность понятия «чувство ритма» в изобразительном искусстве.

2.                  Раскрыть содержание работы педагогов дошкольных учреждений по развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

3.                  Определить и апробировать педагогические условия развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации.

4.                  Выявить динамику в развитии чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования явились труды ведущих педагогов в области художественно-эстетического развития дошкольников — Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений.

В соответствии с первой задачей исследования нами была изучена научная и методическая литература. Мы выяснили сущность понятия «ритм». Под чувством ритма следует понимать способность человека различать элементы ритмического рисунка. Так, например, П.

Лернер определяет ритм в изобразительном искусстве как неодинаковые повторы, отличающиеся лишь одним или несколькими признаками. Такими признаками могут оказаться цвет, очертания фигур, объемная форма, направление линий и масс, размеры форм, расстояния между формами и др.

Иначе говоря, ритм в рисовании и аппликации представляет собой чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих элементов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом.

Когда интервалы одинаковы — возникает равномерный ритм. Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве [2, с.1].

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» определены задачи и содержание работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста в области развития детского художественного творчества. В процессе приобщения детей к декоративной деятельности предлагается учить их украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).

Также в программе отражены задачи, направленные на развитие чувства ритма у детей в процессе обучения рисованию и аппликации.

Так, например, в рисовании необходимо развивать умение ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки.

Выполнение данной задачи целесообразно соотносить с соответствующими явлениями в природе (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап.»..) [3, с.114].

Детям предлагается изображать простые предметы, рисовать прямые лишний (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Выполнения подобных заданий способствует развитию чувства ритма у дошкольников.

Рассмотрим содержание задач и образовательной работы с малышами по аппликации.

Программой предлагается учить детей предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.

Развивать умение детей создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету [3, с.115]. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

На основе изучения теоретических источников и содержания программных требований образовательной области «Художественное творчество», мы определили основные направления и методику экспериментальной работы с детьми второй младшей группы по развитию чувства ритма в процессе обучения рисованию и аппликации.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МОУ «СОШ с. Кузькино» Белгородской области Чернянского района в дошкольной группе «Лучик». В исследовании приняли участие 10 воспитанников второй младшей группы.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня развития чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста.

Нами были определены показатели и критерии овладения ребенком чувства ритма в рисунке и аппликации, исходя из определения понятия чувства ритма. В качестве основного параметрабыл выделенритмический ряд. Затем мы определили критерии оценки для высокого, среднего и низкого уровня развития чувства ритма у младших дошкольников.

  • Высокий уровень — отражение четкого ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 2 балла.
  • Средний уровень — наличие незначительных отклонений в передаче ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 1 балл.
  • Низкий уровень — интервалы в чередовании элементов изображениянеодинаковы,нарушение ритмического ряда в рисунке (аппликации) — 0 баллов.
  • Детям было предложено выполнить ряд заданий (рисунков) диагностического характера: «Зашагали ножки по дорожке», «Как ходят Мишка и Зайка», «Составление ленточного узора из двух чередующихся элементов — листка и цветка», «Укрась платочек», «Укрась бабочку».

На основе анализа полученных результатов у детей экспериментальной группы были выявлены следующие урони развития чувства ритма в рисовании и аппликации: высокий уровень показали 2 ребенка (20 %); средний — 5 детей (50 %) и низкий — 3 ребенка (30 %).

На наш взгляд, результаты неплохие для данной возрастной группы. У детей со средним и низким уровнем ритмический ряд в основном был нарушен из-за недостаточно уверенного владения кистью в процессе рисования.

Однако эти дети неплохо справились с выкладыванием узора на плоскости круга, квадрата и бабочки.

На втором, формирующем этапе нами было определено содержание образовательной работы с детьми по развитию у них чувства ритма в процессе обучения рисованию и аппликации. Нами был составлен перспективный план, в котором была отражена тематика непосредственно образовательной деятельности по рисованию и аппликации с детьми младшей группы.

  1. В основу развивающей работы с детьми были положены условия гипотезы, согласно которой успешному развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации будут способствовать следующие педагогические условия:
  2. —       закрепление навыков владения карандашом и кистью;
  3. —       использование стихотворной формы, имеющей ритмическую основу в процессе выполнения изображения;
  4. —       использование игровых приемов в процессе выполнения изобразительной задачи.

В соответствии с первым условием гипотезы, особое внимание уделялось развитию технических навыков. Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка.

Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования.

В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими.

Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.

Задания по рисованию в младшей группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм.

Вначале мы учили детей проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок — самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор мы включали мазки.

Детям предлагалась самая простая композиция первых рисунков — ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Кроме полоски, дети учились располагать узор на других формах — квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр, а у круга — край и центр. Подобные задания выполнялись детьми аппликативно.

Мы использовали игровые упражнения, чтобы сделать более эффективным процесс обучения детей созданию простейших линейных форм и развитию движений руки.

Дети вслед за воспитателем сначала проводили рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д.

Соединение образа и движения в игровой ситуации способствовало ускорению процесса овладения детьми умениями изображать линии и простейшие формы.

Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные мы совмещали и в едином процессе обучения на занятии. Наглядность способствовала обновлению материально-чувственной основы детской изобразительной деятельности.

Слово помогало созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого. В соответствии с темой непосредственно образовательной деятельности мы подбирали стихотворную форму, отражающую ритм изображаемого явления.

Например, при рисовании дождика использовали такое стихотворение:

  • Дождик, дождик, веселей!
  • Капай, капай, воду лей.
  • На цветок, на листок,
  • Кап, кап, кап!
  • На дорожку на лужок,
  • Кап, кап, кап!
  • Тучка в небе синяя –
  • Капай, дождик сильный!
  • Кап, кап, кап …

Первоначально с детьми проводилась беседа, в процессе которой выясняли, о чем говорится в стихотворении, какая была музыка (веселая, грустная). Далее воспитатель рисовал на листе бумаги, прикрепленном к мольберту, тучу синего цвета и дождь. Все действия воспитателя комментировались.

Затем дети самостоятельно выполняли задание — рисовали дождик на своих листочках с изображением тучи. Дети по желанию рисовали сильный (сплошные линии) и слабый дождь (пунктирные линии). Воспитатель побуждал ребенка озвучивать рисунок — «Кап, кап, кап».

Аналогично проводились занятия и по аппликации.

По завершении второго этапа эксперимента, нами была проведена контрольная диагностика. Детям были предъявлены те же задания, но с несколько измененным сюжетом.

Полученные результаты позволили выявить положительную динамику в развитии чувства ритма в рисунке и аппликации: высокий уровень показали 3 ребенка (30 %); средний — 6 детей (60 %) и низкий — 1 ребенок (10 %). Дети увереннее работали кистью, аккуратно набирали краску.

При выполнении задания некоторые дети сопровождали свои действия словами, подкрепляющими выполнение ритмического ряда. Более четкими стали и рисунки детей. А в аппликативных работах прослеживался ритмический ряд, симметрия.

Таким образом, выдвинутые нами условия гипотезы нашли свое подтверждение. Проведенная нами работа по развитию чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию и аппликации была эффективной.

Литература:

1.                  Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. — М.: «Просвещение», 1995. — 236 с.

2.                  Лернер П. Зримая музыка ритма [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35857.php

3.                  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший дошкольный возраст, развитие чувства ритма, процесс обучения, аппликация, ритмический ряд, чувство ритма, кап, рисование, изобразительное искусство.