Очень много спорных вопросов в отношении разделения близнецов: «Разделять или нет?», «Если разделять, то когда лучше?», «Как это сделать мягко и безопасно по отношению к близнецам?».
В России и СНГ не принято разделять близнецов, как следствие — очень мало практических рекомендаций.
Поэтому как психолог и мама близнецов делюсь авторской методикой «Как подготовить близнецов к разным классам в школе», которая основана на личном опыте, пожеланиях взрослых близнецов и психологическом образовании.
Этот путь мягкий и безопасный, так как базируется на принципе постепенности. При этом методика раскрывает личность каждого из близнецов, лидерские качества, самостоятельность и помогает сократить соперничество и конкуренцию.
Зачем разделять близнецов?
По опыту общения с родителями могу сказать, что близнецы (двойняшки, тройняшки), которые практически не расстаются, замыкаются друг на друге и испытывают сложности с самоидентификацией.
Те же самые выводы получили из ответов самих близнецов при анкетировании. Нужно понимать, что близнецам в будущем необходимо разойтись и выстроить свою индивидуальную жизнь в социуме.
Но к этому нужно готовить своих «рожденных вместе» детей, и чем раньше, тем лучше.
На мой взгляд, оптимальное время разделения — это начальная школа. В детском саду это сделать сложнее: отрыв ребенка происходит не только от семьи, но и от соблизнеца, который порой ближе мамы с папой. Также школа является социальной средой, где ребенок начинает оценивать себя и свои способности, получает обратную связь от учителей и одноклассников.
Примерно к шести годам у ребенка появляется необходимость в социализации, которая обусловлена психической природой человека.
Дети в этом возрасте уже могут отстаивать свою точку зрения, строить планы на ближайшее будущее и контролировать поведение, готовы усваивать социальные нормы.
Если до шести лет ребенку достаточно было семьи и узкого круга общения, то здесь уже возникает необходимость в расширении. Подготовка близнецов к индивидуальной социализации и постепенный переход помогут сделать это наиболее экологично.
Подготовку разделения можно разбить на четыре главных этапа.
1. Первый этап — с рождения до трех лет
С самого рождения всячески подчеркивать индивидуальность и отличия близнецов: разная одежда, игрушки, кроватки, своя посуда и т.п. При этом близнецы начинают воспринимать друг друга по отдельности и понимать, что отличаются друг от друга. Тем самым мы как родители закладываем фундамент для формирования самоидентификации — «я», а не «мы».
Если же следовать принципу «все одинаковое, чтобы никому не было обидно», дети привыкают к общим потребностям и предпочтениям и уже не понимают, где их личное, а где общее. Поэтому психологи рекомендуют уделять особое внимание отличию близнецов.
Семьям с разновозрастными детьми необходимо больше времени проводить совместно — для сплочения детей. С близнецами же, наоборот, нужно выделять время для разделения, чтобы они имели возможность побыть с самими собой, с родителями и социумом.
Приведу пример, к чему мы пришли в своей семье. Благодаря индивидуальному подходу наши тройняшки выбирают не только разные цвета, но даже абсолютно разные фасоны и образы в одежде, которые соответствуют их внутренней энергетике. Так у нас появились любимые предпочтения по игрушкам, интересам и увлечениям.
2. Второй этап — с трех до пяти лет
Ближе к трем годам у детей формируется «я»-концепция, они начинают отчетливо представлять и выделять себя как личность. Поэтому с трех-четырех лет можно начать водить на разные секции и группы развития, чтобы близнецы привыкали к раздельному пребыванию.
Как показывает мое дипломное исследование, 85% близнецов имеют разные интересы и способности, но большинство из них посещают секции совместно. Разные секции помогают приобрести близнецам опыт раздельности в социуме, проявить себя как индивида, развивают лидерские качества. При этом «рожденные вместе» начинают осознавать, что рядом нет никого, есть только я и мои желания.
С этого же времени рекомендуется нахождение с родителями по одному, например, взять одного из близнецов в магазин, второго оставить дома с другим родителем. Они уже могут поболтать с родителями, рассказать, что хотят.
К этому мы пришли после случая с одной из дочерей. В три с половиной года она не захотела ходить в садик, плакала при входе в группу, хотя до этого все было прекрасно.
Мы обратились с ней к детскому психологу, оказалось, что она не хочет в садик по причине того, что хочет быть одна с мамой дома. После этого я начала по возможности оставлять по очереди каждую с собой дома или брать на работу.
Позже они сами распределили очередность и ждали этого момента.
3. Третий этап — с пяти до шести лет
В пять-шесть лет, когда дети становятся более осознанными и приближается время школы, необходимо начать говорить близнецам о разных классах в школе.
Это один из самых важных моментов в психологической подготовке, так как психика человека всю новую и непривычную информацию воспринимает критически.
Наверное, вы замечали, что на новую информацию мы часто говорим «нет», а позже, обдумав, уже принимаем другое решение.
4. Четвертый этап — с шести до семи лет
Близнецов настоятельно рекомендую отдавать на подготовительные курсы при школе в разные группы. Если решите отдавать в разные школы, тогда отдавать в разные школы. После них дети уже будут готовы пойти в разные классы. Для них это будет привычная ситуация.
Подготовительные курсы в этом случае больше не для знаний, а для психологической готовности: привыкнут к режиму занятий, к обстановке в школе. В первом классе не будут тратить энергию на адаптацию.
При этом привыкнут к нахождению в разных классах и встретят новых друзей.
При такой глубокой и поэтапной подготовке ваши близнецы спокойно и радостно пойдут в первый класс. Хочу отметить как психолог, что все рекомендации — это карта, на которой каждый может проложить свой индивидуальный маршрут, подходящий именно их семье. Главное, знать и понимать, что в воспитании близнецов существуют особенности, которые впоследствии повлияют на всю их жизнь.
От редакции
Родителям, у которых больше одного ребенка, периодически приходится выступать в роли арбитра или третейского судьи. Как разобраться в причинах ссор между братьями и сестрами и восстановить мир, подскажет статья психолога Виктории Сандо: https://psy.systems/post/pochumu-vashi-deti-ssoryatsya.
Сертифицированные коучи IEA Галина и Ефим Шабшай, авторы книги «Как развить в ребенке харизму и гениальность», предлагают различные тактики общения, игры и упражнения, раскрывающие детские дарования: https://psy.systems/post/galina-i-efim-shabshaj-kak-razvit-v-rebenke-xarizmu-i-genialnost.
Дисциплина или вседозволенность — вот важный выбор, который возложен на родителей и всех взрослых, которые участвуют в воспитании ребенка. Почему как чрезмерная требовательность, так и полное попустительство одинаково ведут к проблемам, объясняет психолог Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/disciplina-ili-vsedozvolennost-chto-vedet-k-uspexu.
Близнецы в школе – счастье или испытание
Школьный путь близнецов, как и любых школьников, складывается по-разному. Кто-то легко и уверенно идет по этому пути, кто-то — с трудом преодолевая препятствия. Кто-то постоянно побеждает, кто-то терпит одну неудачу за другой. Успех в учебе зависит от многого.
Но может ли он зависеть от того, близнецы ли ученики? Есть ли какие-то особенности в учебе близнецов? Постараемся ответить на эти вопросы. У близнецов, как и у всех детей, к началу школьного возраста складывается так называемая внутренняя позиция школьника. А именно: у детей появляется стремление учиться, ходить в школу, быть учениками.
Они хотят заниматься тем, что, в отличие от игры, очень важно, значимо общественно. Кроме того, будущие первоклассники, хотя и слышат о школе постоянно и готовятся к ней на протяжении практически всего дошкольного детства, имеют о школе смутное представление, а потому проявляют живой интерес к ней. Они с любопытством ждут, когда начнется их новая жизнь.
Так что, как правило, дети приходят в школу с желанием. В первое время это желание поддерживается самой новизной учебной деятельности. Первоклассники занимаются учебой как новой игрой. Им все в школе интересно. Им нравится «играть» в учеников и выполнять правила школьного распорядка, нравятся школьные принадлежности и учебники.
Им нравится, когда взрослые уважительно относятся к тому, чем они занимаются. Но этот эффект новизны рано или поздно исчезает. Первоклассники вдруг обнаруживают, что занимаются не игрой в школу, а учатся, то есть трудятся.
Труд этот нелегок, он требует напряжения сил и воли, связан со многими ограничениями. И вот тут интерес к учебе может у детей пропасть. Это происходит потому, что подлинные мотивы учения — познавательные — у маленьких первоклассников еще не сложились.
Мотивов учиться у них может быть много: им хочется ходить в школу, потому что учение делает их взрослыми в глазах окружающих; им нравится хорошо учиться потому что они любят, когда их хвалят, и потому, что это радует маму. Но учение станет полноценным, если только ведущим его мотивом будет именно стремление приобретать знания, умения и навыки.
Этот познавательный мотив складывается постепенно и со временем начинает все определять. И тогда детям уже не нужны внешние побуждения — им не надо обещать наград за хорошую учебу, их не надо подгонять и наказывать. Они учатся потому, что им самим хочется учиться, им интересно само учение. Но так бывает не со всеми детьми.
У некоторых полноценные учебно-познавательные мотивы не формируются вплоть до окончания школы. Такие школьники занимаются учебой как навязанной им извне. Они не испытывают радости познания, им не интересно учиться, они ходят в школу только потому, что этого требуют родители, что «так положено». Безусловно, от первоклассников и нельзя ожидать полностью сложившихся познавательных мотивов.
Их нужно развивать. Очень многое в этом отношении зависит от учителя: может ли он учить детей так, чтобы не отвращать их от учебы, а порождать интерес к ней. Но и родители тоже могут внести свой вклад. Самый действенный способ — помочь детям почувствовать успех в учебе.
Близнецы в школе
Если родители с первого дня школьной жизни отмечают успехи ребенка, пусть даже самые маленькие, если они не ругают и не наказывают его за неудачи, помня, что он ошибается именно потому, что пока еще только учится что-то делать, если оказывают ему всемерную поддержку, — то скорее всего ребенку понравится учиться, его интерес к учебе будет укрепляться.
Все это в равной степени относится ко всем маленьким ученикам. Но у близнецов есть и некоторые специфические особенности учебной деятельности.
Во-первых, в среднем близнецы, в силу различных причин, отличаются более слабой подготовкой к школьному обучению, хуже развитой речью, у них более низкая успеваемость в начальной школе особенно по предметам, требующим хороших речевых навыков, по сравнению с одиночнорожденными детьми. Во-вторых, сам характер учебной деятельности у близнецов несколько иной.
Рядом с близнецом всегда есть второй, кто делает то же — самое. Так почему же не делать это вместе? Ведь вместе учиться проще, чем в одиночку! Но именно этого и нельзя допускать. И в классе, и дома близнецы должны учиться самостоятельно. Учителям и родителям нужно следить за тем, чтобы каждый из близнецов усваивал знания, приобретал учебные умения и навыки в полной мере.
Близнецы всегда и везде вместе. Они, как правило, очень привязаны друг к другу. У нас принято отдавать близнецов в один класс. Их часто сажают даже за одну парту. Но близнецы — это не что-то единое, это отдельные личности. И учиться они должны так, чтобы каждый из них смог получить полноценное образование.
С распределением ролей связано формирование взаимодополняющих качеств — когда какое-то, а это может быть весьма ценное качество развивается только у одного из близнецов, а второй в полной мере пользуется этим качеством.
Например, один из близнецов становится главным по математике, но при этом плохо читает, а второй — замечательно умеет читать, но не может самостоятельно решить ни одной математической задачки. В научной литературе описаны примеры таких пар.
Родителям, как и школьным учителям, важно знать о таких подводных камнях и делать все, чтобы их избежать. У каждого ребенка свои особенности, свои интересы, свои возможности. Различия между близнецами есть всегда.
Они в меньшей степени выражены у идентичных однояйцевых близнецов, в большей — у разнояйцевых, особенно у разнополых. Близнецы могут отличаться друг от друга по особенностям концентрации внимания, характеру запоминания, темпам усвоения материала, интересам к тем или иным предметам и, конечно, по оценкам.
Учитель не может требовать от близнецов одинаковости, например, в результатах учебы. Нельзя ставить одного близнеца в пример другому, подтягивать того, кто хуже учится, до уровня более успешного. Пусть каждый из близнецов учится так, как ему позволяют его возможности. Родителям также следует спокойно относиться к тому, что близнецы по-разному учатся.
Ни в коем случае нельзя одного из них считать умным, быстрым, или разговорчивым, а другого — глупым, медленным, или мямлей. Очень важно удерживаться от искушения сравнивать близнецов друг с другом. Необходимо отмечать успехи и достоинства каждого.
Например, один сегодня прекрасно написал сочинение, зато второй хорошо справился с практическим заданием по природоведению.
Близнецы в учебе
Близнецы обычно переживают за успехи второго члена пары как за свои собственные. Но иногда они начинают соревноваться друг с другом. В таком соревновании нет ничего плохого, если оно помогает каждому из них учиться лучше, добиваться более высоких результатов.
Но нельзя допускать перерастания этого соревнования в соперничество, в конкуренцию. Важно правильно организовать домашние учебные занятия близнецов. У каждого должно быть свое рабочее место, свои учебники, тетради, карандаши. Каждый может делать уроки в той последовательности, в какой хочет.
Пусть каждый тратит на них столько времени, сколько ему требуется. Если «быстрый» уже сделал уроки, не нужно, чтобы он просто сидел и ждал «медленного», пусть лучше займется какими-то делами.
Если близнецы мешают друг другу или делают уроки в одно время, например, один решает задачу по математике, второй делает упражнение по русскому языку, а потом они списывают друг у друга, лучше, если возможно, хотя бы рассадить их по разным комнатам, пока они выполняют домашние задания.
Еще одно обстоятельство — родители не могут уделять каждому из близнецов столько внимания, как если бы он рос один. Конечно, родителям удобнее помогать в учебе обоим близнецам вместе. Но ошибочно полагать, что при этом они получают вдвое больше внимания, чем в том случае, если бы родители занимались отдельно с каждым.
Для нормального развития ребенка во всех отношениях необходимо, чтобы он мог взаимодействовать с матерью или отцом, отвечая за себя сам. Значит, родителям нужно стремиться уделять внимание каждому. Иногда хорошо прибегнуть к такому способу: с одним из близнецов занимается мама, с другим — папа. Или мама занимается с каждым по очереди иностранным языком, а папа — математикой.
В начальной школе начинает складываться разделение пары близнецов на лидера и ведомого. Интересно, что в разнополых парах лидером чаще всего оказывается девочка. Как правило, это объясняется тем, что девочки быстрее развиваются, более ответственны, лучше учатся, чем мальчики.
В разнополой паре родители иногда видят в девочке старшую сестру, ответственную за брата. К средней школе это разделение усиливается. В старших классах — несколько уменьшается, но сохраняется примерно в половине близнецовых пар. Отношения лидер—ведомый сказываются на всем образе жизни близнецов.
Лидер берет на себя обязанности руководителя и командира. Он определяет, что будут делать близнецы, в том числе — когда и как выполнять домашние задания. Бывает, ведомый пытается бунтовать, но ему это не всегда удается, особенно тогда, когда лидера поддерживают родители.
Лидерство у близнецов может быть постоянным или дифференцированным, когда один лидирует в одном виде деятельности, второй — в другом. Положение ведомого менее благополучно, чем положение лидера. Всегда уступая лидеру, ведомый вынужден жертвовать своими интересами. Это сказывается и на учебе: ведомый чаще учится хуже.
Следовательно, ведомый нуждается в большем внимании и помощи со стороны родителей. При грамотном подходе близнецы за два года приобретают навыки самостоятельной работы, у каждого из них складывается свой стиль в учении, им уже не требуется такой же контроль, как в начале школьной жизни.
К средней школе они по показателям успеваемости нагоняют своих одноклассников. Более низкие оценки близнецы, особенно мальчики, получают только по русскому языку.
Дети близнецы и их различия
Забегая вперед, скажем, что это отставание близнецов сохраняется вплоть до окончания школы. Но отметим также, что эти данные усредненные. Отдельно взятые близнецы могут не только учиться по русскому языку, как и по другим предметам, не хуже одноклассников, но и опережать их.
С переходом к средней школе может произойти некоторый сбой. Обучение в средней школе отличается от обучения в школе начальной. У детей теперь много предметов и много учителей. Эти учителя могут не различать близнецов, путать их.
У каждого учителя своя манера преподавания, свои требования, и близнецам, как, впрочем, и другим пятиклассникам, не всегда удается сразу приспособиться к ним. Поэтому их успеваемость может ухудшиться. Успеваемость близнецов в средней школе может ухудшиться по разным причинам.
Близнецы, у которых за время обучения в начальных классах не сформировались познавательные мотивы, продуктивные навыки учебной работы, привычка к повседневным занятиям, столкнувшись с трудностями адаптации к средней школе, могут потерять интерес к учебе. Учебная деятельность превращается для них в скучную рутину.
И если им не помочь ощутить радость познания, удовольствие от обретения новых знаний, они будут всячески избегать напряженного умственного труда. И никакие уговоры родителей, наказания, обещания награды не помогут исправить ситуацию.
С началом подросткового возраста самым важным для близнецов, как и других детей, становится общение — оно для них гораздо более значимо, чем учение. У подростков могут возникнуть новые сильные интересы — спорт, компьютерные игры, музыка. В результате стремление получать хорошие оценки падает, что, естественно, сказывается на результатах учебы.
К подростковому возрасту различия между близнецами усиливаются. У них теперь могут быть свои собственные интересы, любимые и нелюбимые предметы, своя компания друзей. Каждый из них старается во всем отличаться от соблизнеца. Это проявляется и во внешнем облике близнецов: если раньше им нравилось быть одинаковыми, то теперь они выбирают разную одежду, делают себе разные прически.
Тенденция к отделению себя от партнера по паре естественна и для однояйцевых, и для разнояйцевых близнецов-подростков. Она способствует развитию их самосознания, лучшему пониманию ими себя, своих потребностей, сил и возможностей.
Между тем, как правило, теплые отношения между близнецами сохраняются, они остаются близкими друзьями, делятся друг с другом секретами, придумывают общие дела и занятия. Особым образом складываются отношения в разнополых близнецовых парах. Девочки развиваются быстрее мальчиков, пубертатные изменения у них происходят значительно раньше.
Это приводит к тому, что близнецы становятся очень разными: девочка уже превратилась в девушку, а мальчик остался мальчиком. Они не только по-разному выглядят, но и по-разному чувствуют и ведут себя. У девочки теперь «взрослые» интересы и соответствующие друзья, а у мальчика по-прежнему «детские» интересы, и во взрослую компанию его не принимают.
Из-за этого могут нарушиться отношения внутри пары. Мальчик может почувствовать себя «маленьким», одиноким, брошенным. На помощь могут прийти родители: нужно обеспечить мальчику возможность для развития его интересов, содержательного общения.
Записавшись в какую-нибудь «мужскую» секцию, он найдет новых друзей. Хорошо, если есть общие интересы у мальчика с отцом. А девочке будет очень полезно дружить с мамой, делиться с ней тем, о чем она не может рассказать брату. В этом возрасте очень похожие друг на друга близнецы начинают разыгрывать учителей.
Они могут подменять друг друга, отвечать на урюке друг за друга. С переходом к старшей школе успеваемость близнецов обычно выравнивается. Старшеклассники в большей степени ориентированы на учебу, чем подростки, — ведь от успехов в школе во многом зависит их дальнейшая жизнь.
Некоторые близнецы не представляют себе, что в будущем им придется отделиться друг от друга. Они хотят всегда быть вместе: пойти учиться в один вуз, а потом устроиться на одну работу. Другие близнецы выбирают независимый путь.
В паре, где есть разделение на лидера и ведомого, решения за обоих иногда принимает лидер, а ведомый — подчиняется. Родителям важно помочь ведомому определиться, исходя из его собственных интересов и желаний.
Близнецы в старших классах учатся практически также, как их одноклассники, но внутри пары различия могут быть весьма ощутимы. У них могут быть разные любимые и нелюбимые предметы, соответственно, любимые и нелюбимые учителя, разные успехи в разных предметах, один вообще может учиться значительно лучше другого.
Близнецы, чаще разнояйцевые, могут выбрать для себя разные профессии. Тогда каждый прикладывает все силы к изучению «своих» предметов, а по остальным — пользуется знаниями брата или сестры. Например, один из близнецов решил, что после школы будет поступать на филологический факультет, а второй — на математический.
Первый очень старается получать хорошие оценки по русскому языку и литературе, а по «ненужным» предметам — математике, физике, химии — учится кое-как. Домашние задания он списывает у второго, который, в свою очередь, добросовестно изучает математику и пренебрегает гуманитарными предметами. Но в целом близнецы в старших классах предпочитают учиться самостоятельно.
Иногда близнецы-старшеклассники могут принять решение учиться в разных классах или разных школах. Такое случается, когда их интересы различны и надо выбирать для усиленной подготовки в вуз, классы или школы с разной специализацией. Если близнецы учатся в разных классах, они порой скучают друг без друга, стараются больше времени проводить вместе после школы.
В старшем школьном возрасте однояйцевые близнецы снова сближаются друг с другом, разнояйцевые близнецы — еще больше отдаляются. Но отношения между ними обычно остаются дружескими. Они много времени проводят вместе, поддерживают друг друга, помогают, делятся всем, что с ними происходит. Чаще всего у них общая компания друзей, но у каждого могут быть и свои собственные друзья.
Если школьная жизнь близнецов складывалась благополучно, к окончанию школы они становятся самостоятельными, не зависящими друг от друга индивидуальностями, со своим характером, способностями и интересами.
Каждый из них пойдет по жизни своей дорогой, но всегда будет чувствовать, что он не один, что где-то — близко или далеко — есть родной человек, понимающий его лучше всех остальных, готовый разделить с ним все радости и печали, поддержать и прийти на помощь в трудную минуту.
Зачем я отдала своих близнецов в разные классы. Раздельное обучение близнецов
Для меня тот день стал судьбоносным. Повезла одну из дочерей-близнецов в детский сад, другие заболели. И что тут такого? Обычная ситуация. А вот что: когда мы с дочкой зашли в раздевалку группы, выбежали дети встречать со словами «Тройняшки пришли». Это при том, что моя дочь отличалась от своих сестер внешне, всегда одевалась в другую одежду и играла в другие игрушки.
Я впала в ступор. Не могла понять: ведь дети знают, как зовут дочь, с которой я пришла, отличают, но называют ее «тройняшки» — обобщающим словом.
После этого ситуация меня не отпускала и прибавилось разочарование, что не разделила детей по разным группам, как хотела раньше. Позже подобные ситуации стали повторяться и превратились в норму.
Но тот день вернул меня снова к мысли о разделении детей в школе.
Действительно, для других людей близнецы — это единое целое. Как бы мы ни старались в семье воспитать индивидуальность и транслировать ее другим, со стороны социума этого не будет еще долго.
Когда близнецы вместе, их будут объединять и сравнивать. И тогда я приняла решение, что мои дочери-близнецы пойдут в разные классы.
Сегодня это реальность, которая каждый день напоминает о верном решении.
Как оказалось, наша семья, где близнецов разделили по разным школьным классам, одна из первопроходцев в России и СНГ, так как в этих странах не принято разделять близнецов. Хотя в Америке и Европе такая практика давно есть.
В список, который я собрала на сегодня, вошли Швеция, Англия, Австрия, Голландия, Венгрия, США, Израиль.
Причем в некоторых из этих стран разделение близнецов даже не обсуждается с родителями: их просто вызывают в школу и объясняют, для чего это нужно.
Из опыта общения с родителями близнецов поняла, что большинство не знают о разделении. Не слышали, что совместное обучение может приводить к проблемам в будущем. Поэтому хочу поделится пятью основными аргументами, почему раздельное обучение близнецов предпочтительнее.
Помочь раскрыть индивидуальность
Итак, окружающие относятся к близнецам как к единому целому и постоянно их сравнивают. При разделении они не смогут этого делать. Каждый из близнецов начнет лучше идентифицировать себя, получит психическую и физическую автономию.
Приведу еще личные примеры восприятия близнецов как единого целого. Первый: все три дочки захотели ходить на дополнительное занятие вместе.
Препятствовать не стали, у них так бывает — пробуют, позже, как правило, одна остается. Итог: на первой отчетной выставке преподаватель дала общую на всех характеристику способностей: сестры молодцы, хорошо рисуют и т.п.
Ни мы, родители, ни близнецы не получили обратную связь на способности каждой.
Второй пример. На родительском собрании учитель, когда говорила о близнецах-двойняшках, которые учатся в одном классе с дочкой, дала им общую характеристику: братья ведут себя плохо. В свою очередь, мою дочь называла по имени и фамилии.
И дело не в компетенции учителя — просто восприятие близнецов идет автоматически как неделимое. Несмотря на мои знания в психологии воспитания близнецов, много раз и себя ловила на сравнении и обобщении своих «рожденных вместе».
При разделении возможностей сравнивать и обобщать не будет. Учителя и одноклассники будут воспринимать близнеца как индивидуальную личность. В классе будет индивид, а не «близнецы, двойняшки, тройняшки».
Также у близнецов появятся свои друзья, а не общие. Каждый по отдельности сможет раскрыть свои таланты и особенности, не оглядываясь на братьев или сестер.
Сформировать самостоятельность
В этом случае близнец учится самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Так как близнецы большую часть времени проводят совместно, то понятие ответственности размывается и делится на всех — либо ни на кого.
Усвоить информацию на уроке, записать домашнее задание и отвечать в классе будет каждый из близнецов по отдельности — нет рядом того, кто бы мог помочь или сделать за тебя. Конечно, в домашних условиях они будут использовать взаимопомощь, но это другое. Близнецу необходимо научиться взаимодействовать с другими людьми как индивидуальности, а не дуэту, трио или квартету.
Например, в нашем случае до школы одна дочь хорошо читала, вторая — считала, а третья не умела читать и плохо считала. Можно, конечно, сослаться на природные данные и наследственность.
Но позже выяснилось, что не было необходимости: при походе в магазин одна прочитает название, вторая подсчитает деньги — и готово, а третья воспользуется этим.
В разных классах ситуация изменилась: каждая умеет все, стали более самостоятельные и научились отвечать за свои действия.
Дать равные возможности раскрыть лидерские качества
Ситуация доминирования одного близнеца над другим является классической. Если ссылаться на статистику, то доминирование у близнецов составляет 75-80%, это также подтвердило мое дипломное исследование при анкетировании близнецов.
Решающими факторами доминирования в школьном возрасте является физическая сила и школьная успеваемость. Один из детей направляет активность всей пары, другой соглашается. Это связано с тем, что в группе может быть только один лидер. А близнецы — это уже группа. Лидерство может быть явным, всегда один и тот же ребенок, или переходить от одного к другому в зависимости от ситуации.
В нашем трио две постоянно подавляли третью, всегда были более активны в разговорах и поступках. Мы с супругом думали, что она с таким характером от природы.
Но когда приняли решение разделить близнецов по разным секциям, так как у каждой был свой интерес и способности, выяснилось обратное. Через месяц посещения не узнали свою дочь: из пассивной и тихой она превратилась в активную, инициативную.
Так что при разделении каждый получает шансы раскрыть свои лидерские качества.
Помочь приобрести опыт раздельности
Большинству близнецов в будущем не просто разделиться, начать жить собственной жизнью. Это происходит из-за того, что они практически никогда этого не делали. Они не умеют быть по отдельности, так как не было такого опыта.
Когда мы начали применять практику «раздельности», нашим близнецам это очень понравилось. Позже стали сами просить побыть в одиночестве, поиграть в тишине со всеми игрушками. Даже установили между собой очередность, кто поедет с мамой или папой в магазин.
Конечно, близнецы быстрее одиночно рожденных детей начинают скучать, но нет страха. Чем раньше начать близнецам показывать такой опыт, тем более мягким будет переход. В будущем близнецы сами решат, что с этим опытом делать. Но у них будет выбор.
По раздельности у близнецов снизится соперничество и конкуренция. Ведь им не нужно отвоевывать свое место внутри одной группы, у каждого своя территория для реализации.
Близнецам необходимо давать личное пространство и время. Они, как и все мы, устают друг от друга. Однажды, наблюдая за годовалыми близнецами, я осознала, что они находятся вместе практически круглые сутки. Я как представила, что со мной кто-то всегда будет рядом, мне стало, мягко говоря, не по себе.
Так, многие семьи ругаются первые дни в отпуске, так как почти все время проводят вместе, к чему не привыкли. В обыденной жизни у каждого свои раздельные дела: работа, садик, школа. Семья либо адаптируется, либо продолжает ругаться до конца отпуска. Так и с близнецами: они адаптируются и привыкают к совместному нахождению.
Известный факт, что у близнецов выше агрессия и напряженное состояние, чем у одиночно рожденных детей. Важно давать возможность близнецам побыть отдельно. Родители, в силу занятости, не всегда могут предоставить такую возможность, а раздельные классы этому способствуют.
Школа служит основной социальной средой для подготовки личности к взрослой жизни. Эта часть жизни закладывает в детях представления не только о других, но и о самом себе. Даже психологи, которые работают с предназначением человека, задают много вопросов о том, как он проявлял себя в школьном возрасте.
Обычно в подростковом возрасте у близнецов появляется желание разойтись и отличаться друг от друга. Но у большинства это не получается, так как сформирована общая среда, круг знакомых и друзей, привыкли быть вместе, распределены между собой роли.
Поэтому хочу, чтобы родители близнецов обратили особое внимание на воспитание своих «рожденных вместе». Наши дети быстро вырастут и никогда не станут снова маленькими. А нам, родителям, остается только пожинать плоды и получать результаты.
В тексте описан личный опыт автора
Евгения Власова, психолог, коуч
Со стороны если ты не двойняшка, конечно всё хорошо. Но у меня есть сестра двойняшка, и всю прелесть в кавычках одного класса, я уже осознала окончательно после института. Конечнооо надо было разделить, потому что восприятие как не противились те, кто не двойняшка, нормальное, по их мнению. Оно не такое. Называют соединяя два имени.
и по-большому счёту различий как отдельным личностям не было. Это ударяло по самооценке и восприятии себя как отдельного субьекта. Меня даже ругали за сестру, когда заболела и не пришла. перед всем классом. в конце добавили передай сестре. Это конечно. педагогическая некомпетентность. Но это просто такой яркий пример. Я читала.
что тут родителям заморачиваться не охото, с разными классами или школами. Но если вы хотите чтоб ребёнок был счастлив понаблюдайте, как их воспринимают в классе на открытым уроке например. и если вы внимательный вы поймёте. есть конечно двойняшки или близнецы, им всё пофиг, но это индивидуальный случай.
но от психологии как науки не спрячешься,фразой у нас такого нет.
2019-11-06, Надя222
У меня тройня, все парни, учимся в 4 классе, в одной школе и в одном классе, у всех характеры, интересы, способности индивидуальны. Никто не доминирует авторитетом, все вопросы согласуют между собой, учатся договариваться. В школе ребята различают их, хоть двое однояйцевые близнецы. Друзья у каждого свои.
Учителя (не все конечно, а те кто интересуется успехами мальчиков) дают каждому свою характеристику по успеваемости индивидуально, и знают кто чем отличается и в чем больше силен нежели брат. Все мое усилие идет чтоб они поддерживали и помогали друг друга, считаю в будущем это им должно помочь, нежели каждый сам бы пробивался по жизни.
Они родились вместе и значит это было так нужно, чтоб и в дальнейшем они были рядом.
2019-03-03, мама тройняшек у меня разнояйцевый двойняшки. Они такие разные, что их не перепутаешь. В саду дружат с разными детьми.У одной появился «жених» и подарил ей подарок, только мама его этот подарок положила в шкафчик сестре. и только тогда окружающие и сам «жених» понял, что у «невесты» есть сестра.Принудительно разделять, чтобы проявить характер?…Можно я тоже тогда уйду куда нибудь от всех?:))) чтобы проявить свои лидерские качества, а то эти все люди, которые со мной живут меня достали и подавляют:)))))В общем это странно. Если близнецы так зависимы друг от друга, то они принудительным разделением вряд ли превратиться в лидеров. 2019-02-26, Нэцкэ
Очень нравится четкая аргументация, основанная на статистике и опыте. Взвешенный подход, осознанные цели. Единственное, с чем не совсем соглашусь — если близнецы не двойняшки, то их воспринимают двояко — как братья/сестры и как отдельных личностей. у нас такие соседи, там братья сильно не похожи друг на друга.
поэтому да, пойдем к близнецам, но всегда «с кем ты играла? С Ромой. » Или «с Игорем» — две личности. Или, например, если на экскурсию поедут погодки, то им тоже могут крикнуть что-то типа «эй, Петровы, тише там», но это не значит, что их не различают.
А в остальном виден положительный опыт, удачи всем детям!
2019-02-25, Oazis Я ещё во время беременности читала, что если психика детей позволяет, лучше разделять их уже в садике. Но сначала не решилась. Они ходили в одну группу, и проблем сначала не было.Но потом увидела, что они очень замыкаются друг на друге, и решила разделить. Сразу увидела положительный эффект — у каждого появились друзья (у одного — среди девочек, у другого — среди мальчиков), резко снизилось количество конфликтов, т.к. успевали соскучиться.
Потом, естественно, разные школы. Только плюсы.
2019-02-26, Nadezhda_
Автор решает какие-то свои внутренние комплексы.А самих тройняшек она спросила? Они-то как хотели? Близнецы часто бывают очень привязаны друг к другу, и отрыв их друг от друга — стресс.
У нас в классе были близнецы, ничего страшного нет, что их называли двойняшками, они ими и были. Но к каждой из них было отношение различное. Путали их только в начале. Автор пытается зачем-то нивелировать особеность и уникальность своих детей.
Вероятно, ей самой приятнее быть в серой массе и не выделяться.
2019-02-26, Елена1973е
Согласна с предыдущим комментарием. В моем классе учились девочки-близнецы, в классе дочки — мальчики. Мои одноклассники воспринимали каждую из близняшек, как отдельную личность. На ролительских собраниях у дочки асе преподаватели о каждом из братьев рассказывали отдельно и оценивали их по-разному. А в остальном автор прав.
2019-02-25, tapola
Всего 13 отзывов Прочитать все отзывы.
Линейка и собрания сразу в двух местах: почему двойняшек стоит отдавать в разные школы
Кадр из фильма «Няньки»
Родные братья и сёстры могут быть похожими друг на друга или нет. Но им всё равно не избежать сравнений в семье или в школе. Намного сложнее в этом случае приходится близнецам. Юлия Рих рассказывает, почему детей из двойни или близнецов стоит отдавать в разные детские сады и школы.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Чтобы сразу определиться с терминологией для тех, кто ещё не в теме: близнецы — это одна яйцеклетка, разделенная надвое, натрое и так далее. Это всегда однополые дети, очень похожие внешне.
Двойня (или тройня)– это две абсолютно разные яйцеклетки, дети могут быть и однополые, и разнополые, с внешностью разновозрастных братьев и сестер. То есть могут быть вообще непохожи.
В обоих случаях это абсолютно разные люди.
- Но это лирика медицинская, и там ещё много чего можно почитать, а мы поговорим о характерах и особенностях совместного быта.
- Если вам случилось родить двойню, чаще всего вас будут спрашивать:
- — ЭКО или сами?
- — Ой, как здорово, сразу отстрелялись, вам наверное два материнских капитала дали (тройне — по квартире)?
— А почему такие разные?!
И всю жизнь эти прекрасные люди, в том числе педагоги с высшим педагогическим образованием, будут ваших детей сравнивать в учёбе, поведении и способностях. Быт двойни устроен совсем иначе, чем у одного ребёнка.
Зачастую первые пару месяцев они спят в одной кроватке. Так экономнее и удобнее родителям, и их можно понять. Кормят их одновременно, на всех фотографиях вы увидите два стульчика для кормления рядом.
Укладывают спать в одно время. Купают вместе. Выгуливают в одной коляске. Она сдвоенная, но дети постоянно рядом, разделение очень условно. Спят такие дети обычно на двухъярусных кроватях.
Посещают одни и те же занятия.
В детском саду и в школе они, как правило, учатся в одной группе и в одном классе. Многие родители до сих пор одевают их совершенно одинаково.
Внимание семьи эти дети постоянно делят: им одновременно читают одинаковые книги, водят на одни и те же мультфильмы и аттракционы, порцию личной родительской ласки можно получить или заболев (больница — это прям эксклюзивная мама рядом!), или если родители приняли волевое решение одного на выходные на дачу, второго — оставить дома.
И ещё их постоянно сравнивают в быту на бессознательном уровне: он уже читает, а ты ленишься, он поел, а ты возишься, он подметает, а ты «ноги развесила», она уже оделась в школу, а ты все копаешься, и таких вариантов тоже тьма.
В какой-то момент разделение, конечно же, происходит, но к тому времени дети лет пятнадцать провели настолько близко, что смотрятся друг в друга как в зеркало
Вот представьте — весь день, месяцы и годы человек проводит со своим зеркалом, от которого не отвернуться. И день рождения у них тоже на двоих. Подарки — это вообще тема печальная.
Например, одному привезли карандаши, а второму часы! Дом залит слезами! Или наоборот — всем одинаковые подарки, а дети-то разные. Я бы свихнулась.
Как правило, об этом говорят с умилением, мол, у них такая близкая связь, но на самом деле неизвестно, насколько такая тесная связка хороша.
Это зеркало в виде брата или сестры ребёнок также тащит с собой в детский сад и в школу. И вот как раз в этот момент появляется незначительная возможность на эту ситуацию повлиять. В некоторых странах, например, в Испании, несколько лет назад законодательно запретили двойни оформлять в один класс, а школа в Испании с трёх лет.
Никакие доводы, мол, детям так будет легче, проще, веселее, они будут поддержкой друг для друга (а как это важно иммигрантским детям без языка), и самое главное — проще будет родителям! — не работают. Нельзя и всё. У каждого ребёнка должна быть своя жизнь. Буквально невозможно получить место в ближайшей школе, потому что нет двух мест в двух классах параллели.
Зачастую родители отвозят одного ребёнка в одну школу, и бегом несутся со вторым в другую.
В России ситуация прямо противоположная. Школьные директора и завучи детских садов обычно округляют глаза:
— Да-а? Первый раз такое слышим, у нас все двойни и тройни учатся в одном классе. Родители наоборот хотят, чтобы они были вместе.
— Зачем так мучить детей, им же будет проще?
— Что за баловство?
— Вы что хотите жизнь себе усложнить? Бегать по разным собраниям, учиться в разных учебных программах?
При этом тестирование в новую школу могут проводить одновременно для двоих, как будто это одно яблоко, случайно разделённое надвое, а не два отдельных человека.
Очевидные минусы раздельной учёбы
В день рождения принято приносить небольшие подарки для одноклассников, в таком случае вы покупаете не 30, а 60 штук чего-то.
Свои отношения надо выстроить с четырьмя воспитателями и двумя нянечками в детском саду и с двумя классными руководителями в школе. У нас все педагоги очень ранимые и нежные, а родители двоен и троен, как правило, затюканные и нервные.
Такие же отношения надо выстроить с двумя родительскими комитетами и группами родителей в мессенджерах. Путаница периодически неизбежна.
Возможно, придётся покупать два разных набора рабочих тетрадей и аксессуаров и в разных местах (одной учительнице нужны пластиковые цифры, другой вырезать вручную кружки и треугольники из цветной бумаги). Понимаю, что с ЕГЭ ещё сложнее, но там есть надежда, что у детей будет чуть больше мозгов.
На робкий вопрос «как мне успеть на два собрания одновременно», вам обязательно ответят с нескрываемой иронией — а мы вас предупреждали! Подключайте бабушек, друзей, старших детей, ищите выходы. Советы не принимаются, только реальная помощь, только хардкор!
Если решились разделить дополнительные занятия, одного на спорт, второго на музыку, то придётся разорваться на британский флаг и вы, очевидно, сумасшедший. Везде свои сборы, свои педагоги/тренеры, своё расписание, свои соревнования и концерты, магазины для всего нужного, и все поголовно хотят вашего глубокого погружения и личного участия.
Поэтому, окончательное решение, как семье организовать и пройти это испытание, принимают, конечно, родители. Приходится учитывать дополнительные руки, время, деньги и главное — силы!
Плюсы раздельной учёбы
Как правило, в таком тандеме всегда есть лидер и ведомый. Лидер перетягивает на себя всё внимание и любовь, а ведомый плетётся в хвосте этой кометы и подбирает остатки, при этом по силе характера может лидеру и не уступать.
Но быть чуть медленнее, чуть задумчивее, чуть скрытнее. Разделение даёт возможность детям прожить свою жизнь самостоятельно. Без зеркала. Без ежеминутного сравнения, опираясь только на свои силы, формируя только свой жизненный опыт.
Последствия раздельной учёбы
- Тандем ведущий-ведомый разрывается, и каждый получает свою порцию персонального пространства: свой учитель, свой круг друзей, своя ответственность, свои уроки, свои праздники в классе, свои неудачи, свои достижения.
- Минимизируется степень сравнения. Совсем исключить фактор сравнения невозможно, но его будет очевидно меньше.
- Каждому ребенку есть что рассказать родителям вечером о прожитом дне — у каждого свои новости. Что было в школе, кто с кем конфликтовал, в какую игру на телефоне играли, какие поделки принести, что сказал учитель.
- Каждый учится самостоятельности: как освоиться в группе или классе, как завоевать авторитет, как найти друзей, как справиться с неприятностями.
- Здоровое соревнование между друг другом — двигатель прогресса.
Тем более после нескольких часов в школе порознь дети опять соединятся. Опять будут общие книги, фильмы, двухъярусная кровать и даже, возможно, один стол для уроков на двоих. Но эти несколько часов у каждого будет своя, отдельная жизнь!
Почему (если решение принято) целесообразно разделять двойни сразу при поступлении в детский сад или школу, а не тогда, «когда дети подрастут».
Представьте, что будет чувствовать ребенок, которого вы потом будете отселять из привычного коллектива (теперь наконец-то они доросли, и время пришло).
Некоторые взрослые испытывают настоящий стресс в простейшей ситуации переезда в другой кабинет к другим коллегам, хотя это их работа за деньги, и все умные ответственные люди.
Не уверена, что для принятия такого решения — разделять или учиться вместе — требуется обязательно консультация психолога, но если это вам поможет, то стоит попробовать.
Правда, скорее всего, вам предложат типировать детей по степени отношений.
Надо понимать, какие они: тесно зависимые, оба лидеры или умеренно близкие отношения, при этом с большой вероятностью тандемная связка ведущий-ведомый будет работать в любом из этих типов, а значит, риски те же, и решение всё равно за вами.
Если вы в российской школе решили отдавать детей в один класс — у вас, скорее всего, не будет никаких проблем при устройстве. Если же решитесь разделять, приготовьтесь к настойчивому убеждению. Вероятно, вы столкнетесь с мягким сопротивлением.
Ещё несколько лет назад работал железный аргумент «нам психолог посоветовал», но сейчас школы умные, и у них свои психологи, так что просто определите для себя чёткую позицию и аргументацию заранее.
Стоит помнить, что это ваши дети, их счастливое будущее — дело только вашей семьи, и вам как родителям, как говорится, виднее.
Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.
Внимание: Эта статья опубликована исключительно в ознакомительных целях. Информация не является медицинской рекомендацией и не побуждает к каким-либо действиям. Перед применением любых препаратов или методов лечения обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Отказ от ответственности: Все материалы на этом сайте защищены авторскими правами. Перепечатка и использование информации разрешены только с указанием источника. Вся информация носит информационный характер и не является заменой консультации с профессионалами в области медицины. Использование материалов допускается только с соблюдением возрастных ограничений, если таковые предусмотрены.