Распространенность расстройств речи у детей составляет до 25 % в младшем школьном возрасте и увеличивается у детей раннего возраста. Кроме того, у мальчиков данные нарушения встречаются в 4 раза чаще.
Речевая функция является ключевой в развитии интеллекта, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, а впоследствии чтения и письма. Диагноз «задержка речевого развития» констатирует факт отсутствия или ограничения объема речи у ребенка в возрасте до 3 лет. Выделяют 5 видов специфических расстройств речи по МКБ 10 (F80), а также нарушение речи у детей с аутизмом (F84).
Многообразные причины их развития (как внутренние – генетические, обмен веществ, так и внешние – средовые, социально-психологические: семейные взаимоотношения, двуязычие в семье, неправильное воспитание, питание, сон и др.) определяют отсутствие универсального подхода к их коррекции.
Поэтому необходим комплексный подход к коррекции речевых нарушений, работа группы специалистов (логопед, невролог, психиатр, психолог, реабилитолог) с применением, в ряде случаев, лекарственных средств. Однако следует помнить, что в педиатрической практике не так много разрешенных к применению лекарственных средств, а некоторые из них могут вызывать нежелательные эффекты, что ограничивает их широкое назначение.
Согласно современным представлениям, в основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической («возбуждение») и ГАМК-ергической («торможение») систем, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др.
Важным свойством головного мозга является нейропластичность – это способность мозга изменяться под воздействием опыта, т.е. адаптироваться.
Достижения современной нейробиологии и нейрофизиологии значительно расширили представление о нейропластичности, что позволяет их использовать при разработке новой медицинской техники для систем нейрореабилитации.
Нейростимуляционные технологии, к которым относится транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), транскраниальная электростимуляция, микрополяризация, чрескожная электронейростимуляция и др. являются альтернативными методами модулирующего воздействия на головной мозг при неврологических и психических расстройствах, в том числе и у детей. Их преимуществом, по сравнению с фармакотерапией является, несомненно, отсутствие токсического воздействия на организм ребенка. При этом клинический эффект достигается за счет воздействия малыми токами на возбудимые структуры нервной системы, что позволяет непосредственно модулировать их работу и управлять процессами нейропластичности.
Наиболее эффективным аппаратным методом лечения заболеваний головного мозга является ТМС, при которой высокоинтенсивное переменное магнитное поле фокусируется на определенных корковых областях, генерируя малые токи в аксонах (отростках нейронов), что передается как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и распространяется в глубокие отделы головного мозга и другие корковые зоны. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети. Применяя определенные протоколы ТМС (высокочастотный, низкочастотный) можно вызывать активацию как возбуждения, так и торможения в центральной нервной системе. Известно, что при аутизме преобладают процессы чрезмерного возбуждения корковых нейронов, обусловленные гиперактивностью глутаматергических структур, избыточным количеством нейронных связей, что препятствует обучению и нормальному развитию ребенка, формированию устойчивых моделей поведения и речевых навыков. Воздействие низкочастотной ТМС на префронтальные структуры позволяет снизить эту гиперактивность и стабилизировать процессы нейропластичности.
Альтернативным методом активации корковых структур является возбуждение периферических нервов конечностей с помощью чрескожной электронейростимуляции (ЧЭНС). При данной методике накожные электроды прикрепляют к проекции срединного или локтевого нервов ведущей руки и подают низкоинтенсивные переменный электрический ток, который может распространяться как на периферию от места воздействия, так и центростремительно к нейронам головного мозга. Как известно, проекция руки и мышц, участвующих в акте речи, а также моторного центра речи Брока и структурно и функционально связаны. Поэтому активация моторных и сенсорных центров руки при ЧЭНС будет способствовать речевому развитию по аналогии с занятиями по развитию мелкой моторики рук («пальчиковые игры», рисование и др.). Кроме того, при электростимуляции периферических нервов активизируются процессы нейропластичности в головном мозге.
В РНПЦ психического здоровья разрабатываются новые технологии лечения речевых расстройств у детей, в т.ч. при аутизме. В 2019 г. Министерством здравоохранения утверждена инструкция по применению «Метод лечения общих расстройств развития, специфических расстройств развития речи и языка транскраниальной магнитной стимуляцией», в которой детально описан алгоритм применения ТМС при данных расстройствах. В настоящее время в Центре, совместно с компанией Beurer GmbH (Германия) осуществляется научный проект по сочетанному применению ТМС и ЧЭНС у детей от 3 до 16 лет со специфическими расстройствами развития речи и языка и у пациентов с речевыми нарушениями при аутизме (см. фото). Исследование одобрено этическим комитетом РНПЦ психического здоровья.
Применение корковой стимуляции магнитным полем и электростимуляции периферических нервов позволяет оказывать мультимодальное, многоуровневое воздействие на процессы нейропластичности и развития головного мозга у детей. Такое сочетанное применение ТМС и периферической ЧЭНС способствует полноценной активацией корково-подкорковых структур мозга, имеющих значение для формирования и развития памяти и речи, тренирует когнитивные функции мозга по типу биологической обратной связи, стабилизирует эмоциональный фон и поведение ребенка.
При проведении исследования оценивается динамика клинической симптоматики, степень восстановления нарушенной речевой функции (исходно и после проведения курса воздейхствия): субъективные проявления (оценка пациентом и родителем ребенка) и объективная оценка врачом-исследователем согласно протоколу лечения.
Противопоказания к включению в исследование:
- наличие внутричерепных ферромагнитных имплантов, слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, имплантированных приборов для глубокой стимуляции мозга, имплантированных помп, насосов;
- наличие у пациента очаговых изменений головного мозга (новообразования, воспалительные болезни центральной нервной системы в остром периоде, крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них);
- острые и хронические заболевания в стадии декомпенсации.
Как правило, ТМС и ЧЭНС хорошо переносятся детьми. Процедуры не требуют специальной подготовки. Возможно подергивание мимических мышц и мышц руки, не требующее специального лечения. Можно заниматься с ребенком во время процедуры. По окончании сеанса ребенок может посещать логопеда или учебные занятия, причем даже с большей эффективностью выполнения образовательных программ, т.к. стимуляционные технологии улучшают внимание. Поведенческие и речевые изменения могут быть заметны уже к 4–7-й процедуре, однако доказано, что только при курсовом применении наступает стойкий клинический эффект.
Продолжается набор детей с расстройствами речевого развития в исследуемые в группы по направлению специалистов.
Контакты для связи с авторами проекта – заместитель директора по научной работе РНПЦ Психического здоровья Докукина Татьяна Васильевна: рабочий 8 017 289 81 60, мобильный 8 029 163 91 45
Тукало Марина Ивановна – ведущий научный сотрудник РНПЦ психического здоровья, кандидат медицинских наук, врач-невролог. email: ; тел +375291936409
- Обзор гибридного солнечного инвертора Anern 6.2kW (серия EVO)
- Заработай в Телеграм игре без вложений с Rich Animals
- Работа фармацевтом Софиевская Борщаговка
- Какое лучше купить золото девушке белое или желтое?
- Часто тошнит после кофе и сладкого
- Потеря веса при хорошем аппетите это скорее всего онкология или нет ?